Личностно - ориентированный урок
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Ковтун Галина Викторовна

Физика 9 класс. Тема: "Закон сохранения импульса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_novomu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Закон сохранения импульса»

(учебник А.В. Перышкин «Физика 9» Дрофа Москва )

Цель: сформулировать понятие замкнутой системы, вывести и сформулировать закон сохранения импульса замкнутой системы на примере взаимодействия двух упругих шаров.

Оборудование: шары разной массы и размеров, скейтборд, измерительная лента (сантиметр), секундомер.

Название этапа урока

Задача учителя

1

Начальный этап

Создать затруднение или проблему, мотив к познанию

2

Основной

Организовать изучение материала самими учащимися, т.е. их деятельность

3

Итоговый

Придумать способ сведения воедино новых знаний и умений

4

Заключительный

Найти способ применить учащимся новые знания и умения, рефлексия.

План урока

I этап «начальный» - погружение в эксперимент

учитель

ученик

результат

  1. Предлагает проделать простейшие эксперименты:

а) ученик стоит на скейтборде и пытается сдвинуться с места;

б) ученик опирается правой ногой на скейтборд, а левой отталкивается от земли.

  1. Ставит вопрос: почему в первом случае ученик не тронулся с места, а во втором это удалось?

Смотрят, пытаются дать советы

Радуются успеху

Участвуют в обсуждении ситуации.

Выдвигают свои гипотезы

Делают необходимые записи в тетради.

Мотивация:

возникновение интереса

Вывод: будем искать причину и объяснение явления.

Ответьте на вопросы:

  • Какую роль играет земля в эксперименте?
  • Как изменится движение, если увеличить или уменьшить силу толчка?
  • Что будет, если мальчика заменить хрупкой девочкой?
  • Как можно вычислить скорость?
  • Почему скейтборд останавливается?
  • Какие силы действуют на скейтборд?
  • Что мы обязаны учитывать в эксперименте, а чем можно пренебречь?
  • Какие условия можно предложить, чтобы скейтборд не остановился?
  • Чем можно скейтборд заменить в эксперименте?
  • Какую общую модель для данного опыта можно предложить?

Толчок о землю левой ногой увеличивает направленный вперед импульс ученика и доски. Из формулы Fх t = mvх следует, что достигнутая скорость будет зависеть от силы, с которой отталкивается ученик и времени, в течение которого сила действовала.

I I этап «основной» - изучение нового материала

учитель

ученик

результат

  1. Предлагает рассмотреть рис. 43 стр.80
  2. Предложить свою интерпретацию мысленного эксперимента.
  3. Предлагает проделать этот эксперимент с шарами на демонстрационном столе, не давая первоначально никаких инструкций.
  4. Предлагает изменить условия эксперимента.

  1. Предлагается ряд вопросов

- Как результаты эксперимента зависят от массы шаров, от скорости столкновения?

- Что изменилось в эксперименте при изменении направления движения?

- Какие силы действуют на шары?

  1. Выводится закон сохранения импульса?

Рассматривают рисунок в учебнике.

Выдвигают свои гипотезы.

Исследуют условия эксперимента.

Проделывают эксперимент несколько раз, меняя шары по массе и изменяя скорость столкновения.

Изменяется направление движения:

а) навстречу друг другу;

б) один догоняет другой.

Делают зарисовки в тетради

Пытаются найти свое объяснение.

Делают соответствующие записи в тетради.

Еще одно знакомство с интересным физическим явлением.

Вводится понятие «Замкнутая система».

Осмысливают и углубляют знания. Участвуют в поисковой и экспериментальной работе.

Записано содержание главных идей урока.

 

I I I этап «итоговый» - сведение воедино полученной информации

учитель

ученик

результат

  1. Предлагает проверить на практике закон сохранение импульса. Для этого поставить следующий эксперимент: мальчик массой 45 кг прыгает с горизонтальной скоростью 3м/с на скейтборд массой 2 кг. Определить скорость, с которой двинется мальчик.
  2. Предлагает рассчитать возможную скорость движения мальчика.
  3. Сравнить полученные результаты и предложить варианты объяснения.

Одна группа ставит эксперимент и выполняет соответствующие эксперименты.

Другая группа делает теоретические расчеты по закону сохранения импульса.

Сравнивают полученные результаты, дают объяснения, высказывают предложения.

Делают зарисовки и записи в тетради.

Учатся применять теорию для объяснения новых фактов

Осмысливают и углубляют знания. Участвуют в поисковой и экспериментаторской работе.

Подводится итог изучения нового материала.

IV этап «заключительный» - применение полученных знаний

учитель

ученик

результат

  1. Предлагает объяснить опыт, поставленный вначале урока на основе полученных знаний.
  2. Объяснить «отдачу» при выстреле из винтовки и работу брандспойта.

Объясняют

Дают объяснения, высказывают предложение.

Учатся применять знания.

Домашнее задание:

  • Прочитать §  22, 23  ответить на вопросы
  • Выяснить, что такое «реактивное движение», как оно используется в технике?
  • Подготовить рассказ о замечательном русском ученом К.Э. Циолковском


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Содержание личностного ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности...

личностно-ориентированный урок

Главная задача – обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Основные вопросы, которые решает учитель на этом этапе следующие: Как...

Презентация "Личностно-ориентированный урок иностранного языкаы

Данная презентация была использована при выступлении на РМО учителей иностранного языка (август 2011г.)...

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...