Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Из опыта работы по организации проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках физики провожу по двум направлениям:
"Коллективная проектная деятельность" ; "Использование притчевых миниатюр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_dukhovnol-nravstvennom_vospitanii.docx | 27.46 КБ |
vneurochnye_zanyatiya_po_fizike.docx | 42.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность
в духовно-нравственном воспитании обучающихся».
Захаркина Г.А., учитель физики
МБОУ «Новопестерёвская основная
общеобразовательная школа»
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира, его личные качества и профессиональные умения. Через систему духовно-нравственного воспитания учитель предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашего края и Родины, определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.
Логическая система духовно-нравственного воспитания на уроках физики и во внеурочной деятельности, предполагает использование различных форм и методов обучения и воспитания. Одной из самых распространённых форм является проектная деятельность, где ребенок учится не только проектировать, но и выполнять исследовательскую работу. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность свободной ориентации в любом информационном пространстве (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация). Например при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» параграф учебника седьмого класса по физике отражает только суть работы сообщающихся сосудов, но в нем совершенно ничего не говорится о практическом применении сообщающихся сосудов в архитектуре, очень кратко описано применение в быту. Детям было предложено ознакомиться с этой темой шире, применив полученные ранее знания по истории, географии, литературе, физике. Учащиеся заинтересовались предложением работы над проектом «Волшебным миром фонтанов я очарован». Далее был разработан перечень вопросов (проблем), на которые хотелось получить ответы в ходе реализации проекта (проблемы ставились учащимися в ходе беседы с учителем). Ребята предложили разбиться на группы по 2-3человека для подготовки к презентации, каждая группа должна была подготовить сообщение по одной из проблем и действующую модель фонтана. Были предложены следующие темы сообщений: “История создания фонтанов”, “Фонтаны Петергофа”, “Фонтаны Кемеровской области”, “Практическое использование сообщающихся сосудов”, “Фонтаны в литературе”, “Как работают сообщающиеся сосуды”, “Гейзеры, артезианские колодцы ”. В ходе работы над проектом в каждой группе был выбран докладчик (выступление с сообщением по основной теме группы), разработчики действующей модели фонтана и выступающий с презентацией данной модели (в его задачу входило рассказать историю, связанную с созданием данного фонтана). Материал для основного сообщения подбирался всей группой, отбирался иллюстративный материал, составлялся план выступления. В зависимости от специфики вопроса учащиеся обращались за консультацией к одному из учителей – предметников. В ходе работы над проектом учащиеся помимо получения физических знаний по теме “Сообщающиеся сосуды” повторяют историю России с 17 по 21 века, историю древнего мира(первые водопроводы Древнего Рима), географию(гейзеры), изучают работу артезианского колодца и фонтанного способа добычи нефти, принцип действия шлюзов на водоканалах, подбирают музыку и литературные произведения, описывающие действия фонтанов.
Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность.
Следующим направлением в моей педагогической деятельности по формированию духовно-нравственной личности, является использование на уроках физики притчевых миниатюр.
Притча - это небольшое литературное произведение дидактико-аллегорической направленности, заключающее в себе мораль или поучение («премудрость»). Притягательная сила притчевых текстов заключается в том, что это – не развлекательные мини-рассказы или басни, а мини-произведения, несущие мировоззренческие прозрения и открытия. Достоинством притч-миниатюр является то, что они малы по объёму, интригующие, «выходят» на мировоззрение и не занимают при изложении много времени. Такие миниатюры легко вставлять в ход урока, они активизируют образное мышление обучающихся и нестандартное видение ситуации. Использование притчевых миниатюр, создание физических притч позволяют обучающимся понять, что мир представляет собой не совокупность разрозненных, независимых друг от друга событий, а разнообразные и многочисленные проявления одного целого. Я убеждена, что эти качества притчи нужны ребятам в школьном возрасте, когда происходит пробуждение человека к духовной жизни.
Например:
- Скорость жизни.
Существует формула: время, умноженное на скорость, равна пройденному расстоянию. Всегда ли это верно? Будучи распространена на жизнь человека, эта формула означает: с чем большей скоростью «идёт» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Но можно прожить короткую по времени жизнь, однако пройти за это время в своём развитии громадное расстояние. Пушкин прожил всего 37 лет, но сделал столько, сколько другой человек не сделал бы за несколько жизней. Конечно, многое зависит от врождённых способностей человека, но многое зависит и от него самого.
- Закон сообщающихся сосудов.
Говорят, что ни один человек не может быть полностью счастливым, пока на земле есть обездоленные и страдающие люди. Его сердце как бы подключено к системе сообщающихся сосудов, незримо связывающей сердца всех людей человечества. Поэтому радость и горе тут же передаётся другим и разделяются. Возможно, такая удивительная система действительно существует, иначе человеческая цивилизация давно бы погибла от перенапряжения. А какие чувства вливаем мы с вами в эту систему?
- Инерция и зло.
Говорят, что, применяя силу по отношению к злу, мы тем самым увеличиваем общее зло. Как же бороться со злом? Великий поэт средневековья Данте дал такой совет: « Надо выбивать зло мира, как пыль из ковра». Попробуем разобраться. Физикам известно: если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно. Представим себе, что пыль- это зло, а ковёр- это основа, где данное зло укорено. Ударяя по ковру, мы входим во взаимодействие с ним, а не с самой пылью. Пыль по инерции остаётся на месте, а ковёр от неё удаляется. Отсюда вывод: не надо бороться с самим злом, а нужно не создавать основы для его образования или эту основу «уводить» в сторону.
- Излучение добра.
В своих « Размышлениях о движущееся силе огня…» Сади Карно, французский физик, выдвинул принцип: полезную работу можно получить лишь в том случае, если тепло переходит от нагретого тела к холодному. Известно: тепло излучает только нагретое тело. Силу добра можно сравнить с ним: оно приносит пользу и питает не только добрых, но и злых людей даже тогда, когда они этого не замечают, поэтому добро не исчезает без следа. Может быть, именно поэтому наш мир ещё не погрузился во тьму зла?
- Расплата и зло.
древнейших времён существует поверье, что человек неминуемо расплачивается за зло. Но верно ли данное поверье? Разве не убеждает нас опыт, что люди, творившие зло, могут безнаказанно жить, процветать и благополучно кончить свой век? Всё же вдумаемся в ситуацию. Уподобим зло электрическому заряду, который действует во все стороны. И станет ясно: зло оказывает влияние не только на того, на кого оно направлено, но и на всех окружающих, в том числе и на того, кто его совершает. Под воздействием этого вливания у человека меняется психика, иссушается душа, происходит деградация личности (потеря себя). Вот так нравственное преступление несёт неминуемую расплату.
- Свет звезды.
Удивительно, но мы видим свет звезды, которая недавно погасла или которой давно уже нет в просторах Вселенной. Так и человек - его нет, но его незримое присутствие, особенно если оно было отмечено добрыми значительными делами, ощущается ещё долгие годы.
- Земная сфера.
Звёздное небо всегда считалось образцом спокойствия. Оно противопоставлялось земной суете и постоянным земным неурядицам. До сих пор каждый из нас испытывает какое-то умиротворённое чувство, созерцая в погожую ночь мерцающие огоньки далёких звёзд. Осталось ли небо «морем спокойствия»? Что и в какую сторону может изменить его состояние? Об этом хочется размышлять и размышлять.
Формируя личность ребёнка, мы формируем не только его – мы создаём будущее нашей страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, таким и будет будущее целых поколений.
Использованная литература
- Клёпиков В.Н. Притчевые миниатюры на уроках физики
/ В.Н.Клёпиков // Физика в школе. 2009. №5.
- Михайлова М.Б. Коллективная проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся / М.Б.Михайлова // Начальная школа. 2012. №12.
Предварительный просмотр:
Внеурочные занятия по физике.
Внеурочные занятия призваны способствовать повышению интереса к изучению физики, развитию познавательных и творческих способностей учащихся, формированию умений применять полученные знания на практике. Достижению этих целей в большей мере способствует процесс самостоятельного познания мира, а не процесс передачи готовых знаний.
Поэтому на факультативных занятиях, при организации самостоятельной работы обучающихся над индивидуальными исследовательскими или конструкторскими проектами целесообразно возможно чаще ставить школьника в положение не слушателя, а докладчика, первооткрывателя, изобретателя.
На развитие творческих способностей влияет характер педагогического общения учителя и учащихся в процессе обучения. Специфике внеурочных занятий соответствуют эвристические беседы, дискуссии, во время которых каждый имеет возможность высказать собственную точку зрения.
Для многих школьников одним из стимулов к участию во внеурочных занятиях служит внимание к его личным достижениям со стороны учителя и товарищей. Поэтому важной задачей для учителя является такая организация внеурочной работы, при которой каждый его участник имеет возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме, предложить свой вариант ее решения, получить внешнее признание успешности своей деятельности. Кроме обсуждения различных вариантов решения задач, экспериментов и докладов учащихся на внеурочных занятиях, полезно дать возможность участникам этих занятий продемонстрировать свои достижения на уроках физики всему классу при изучении соответствующей темы, на школьных и межшкольных конкурсах творческих проектов учащихся.
Таким образом, изучив ФГОС основного общего образования, примерные программы по учебным предметам «Физика 7-9 классы» (стандарты второго поколения) под редакцией А.А. Кузнецова, методическое письмо КРИПКиПРО «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2013-2014 учебном году», где дана примерная структура рабочей программы (запрос родителей и обучающихся), мною был написан проект рабочей программы внеурочного занятия по физике для обучающихся 9 класса «Методы решения физических задач».
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопестеревская основная общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждено
Зам. директора по УВР Директор школы
____________________ _________________
А.А. Кузнецова О.М. Воронько
проект
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочных занятий по физике
«Методы решения физических задач»
(факультативный курс)
9 класс
Рассмотрено
на заседании МО
«___» __________ 2013 г.
Составитель Захаркина Г.А.,
учитель физики
Новопестерево
2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочного занятия по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе Проекта примерных программ по учебным предметам «Физика 7-9 классы» (Стандарты второго поколения), издательство Москва «Просвещение», 2011 г. (руководители проекта: вице-президент РАО А. А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М. Кондаков).
Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по разделу «Механика». Раздел «Механика» является не только одним из важнейших разделов физики, но и одним из самых сложных разделов из-за используемого в нем обширного математического аппарата. В предлагаемый курс вошел ряд вопросов механики, которые недостаточно отрабатываются в рамках базового курса физики, а именно: методы решения задач по механике.
Рабочая программа данного курса предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- Использование методов научного познания, таких как наблюдение, эксперимент, моделирование;
- Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
Актуальность курса.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания по истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Цели курса:
- Развитие интереса к физике, расширение и углубление знаний обучающихся по физике. Овладение приемами и методами применения полученных знаний на практике при решении физических задач.
- Уточнение способности и готовности учащихся осваивать предмет на повышенном уровне.
- Создание основы для последующего обучения в профильном классе.
Задачи курса:
- познакомить обучающихся с различными приемами и способами решения задач, такими, как: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, графические, метод размерностей. Сформировать у обучающихся представление о классификации задач. Рассмотреть качественные и количественные, экспериментальные и познавательные, занимательные и комбинированные задачи.
- воспитать у обучающихся устойчивый интерес к изучению физики, продолжить знакомство обучающихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.
- развивать память, умения пользоваться полученными знаниями, формирование умений выдвигать гипотезы, логично и образно выражать свои мысли.
Во время изучения курса обучающиеся имеют возможность оценить собственные силы, «испытать себя». Данный элективный курс позволит подойти осознанно к выбору физико-математического профиля обучения на старшей ступени. В то же время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает элективный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старшей школе.
Методы и организационные формы обучения и контроля знаний.
Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решения задач. Кроме
практикумов по решению задач при проведении занятий используются и такие формы учебной деятельности, как: лекции (обзорного плана), самостоятельные работы обучающихся (групповые и индивидуальные), консультации, работа с учебной литературой, проведение эксперимента с реальными физическими приборами и с использованием электронных пособий. Освоение курса учащимися проверяется в форме тестовых заданий по окончании каждого раздела.
Основные принципы программы.
Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры.
Учет интересов и потребностей обучающихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение детей на всех этапах деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно собучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека. Его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности обучающегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате изучения курса «Методы решения физических задач» у обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач., строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы курса.
Правила и приемы решения физически задач (2ч).
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнение плана решения задачи.
Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов и т.д.
Операции над векторными величинами (2ч).
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3ч).
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.
Закон сложения скоростей (3 ч).
Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения.
Одномерное равнопеременное движение (3ч).
Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.
Двумерное равнопеременное движение (3ч).
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.
Динамика материальной точки. Поступательное движение (3ч).
Координатный метод решения задач по механике.
Движение материальной точки по окружности (3ч).
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса (3ч).
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3ч).
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.
Статика и гидростатика (2ч).
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
Избранное (4ч).
Физическая олимпиада.
Календарно-тематическое планирование
9 класс.
№ п/п | Дата | Тема урока | Цель | Домашнее задание |
1 | Физическая задача. Правила решения физических задач. | Ознакомить обучающихся с минимальными сведениями о понятии «задача»; дать представление о значении задач в жизни, науке, технике; ознакомить с различными сторонами работы с задачами, в частности, научить основным приемам составления задач, классификации задач по трем-четырем основаниям. | Закончить оформление задачи. Подобрать или составить свою задачу и оформить ее по плану. | |
2 | Приемы решения физических задач. | Научить обучающихся использовать при решении задач различные методы и приемы; рассмотреть более подробно метод графов. | Подобрать или составить свою задачу и оформить ее по плану. Повторить понятие вектор, действия над векторами и проекции. | |
3-4 | Операции над векторными величинами. | Отработать с обучающимися основные навыки по определению модуля вектора, проекции результирующего вектора при сложении и вычитании. | Решить задачи, используя алгоритм решения, предложенный на занятии. Повторить понятия равномерного движения, скорости и средней скорости путевой и по перемещению. | |
5 | Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) | Научить решать задачи на среднюю скорость; сформировать понятие «средняя скорость по пути» и «средняя скорость по перемещению». | Решить задачи, используя разобранные на занятии задачи. | |
6-7 | Тур физической олимпиады. | Развитие навыков самостоятельной работы; отработка методов решения задач. | Составить и решить задачи по данной теме или решить данные задачи. | |
8 | Закон сложения скоростей. | Дать обучающимся представление об относительности движения; сформировать представления об относительности скорости при движении тел в одном направлении и при встречном движении. | Решить задачи с полным оформлением. | |
9-10 | Игра «Кто больше?» | В игровой форме обобщить и закрепить знания по данной теме; развить коммуникативные способности. | Повторить понятия ускорение, равноускоренное и равнозамедленное движение. | |
11 | Одномерное равнопеременное движение. | Научиться находить путь, скорость, ускорение и перемещение при ускоренном движении. | Решить задачи аналитически и графически. | |
12 | Самостоятельное решение задач. | Развитие навыков самостоятельной работы. | Разобрать задачи и оформить их. | |
13 | Игра «Поле чудес». | Отработать навыки коллективного соревнования школьников в умении решать задачи. | Повторить теорию «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». | |
14 | Двумерное равнопеременное движение. | Сформировать представление о понятии «баллистика»; показать уравнение баллистической траектории. | Решить задачи. | |
15-16 | Самостоятельное решение задач. | Закрепление полученных навыков при решении задач. | Подобрать и предложить на следующем уроке задачи на баллистическое движение. | |
17 | Динамика материальной точки. Поступательное движение тела. | Сформировать понятие об инерциальной системе отсчета; изучить законы Ньютона. | Используя предложенный на уроке алгоритм, решить задачи. | |
18 | Решение задач. | Развить логическое мышление обучающихся; продолжить развивать навыки самостоятельного овладения знаниями. | Решить задачи. | |
19 | Самостоятельная работа по решению задач на динамику. | Проконтролировать и оценить знания обучающихся. | Повторить теорию по динамике вращательного движения. | |
20 | Движение материальной точки по окружности. | Рассмотреть особенности криволинейного движения; научиться решать задачи на нахождение центростремительного ускорения, периода и частоты обращения. | Решить задачи. | |
21-22 | Тур физической олимпиады. | Развитие духа состязательности, самостоятельности мышления и выборе способов решения предложенных задач. | Решить задачи. | |
23 | Импульс. Закон сохранения импульса. | Научиться решать задачи, используя понятия: импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса. | Решить задачи и составить конструкторские на проекты: модель пушки с противооткатным устройством, самодвижущихся тележек. | |
24 | Решение задач. | Развить логическое мышление обучающихся; продолжить развивать навыки самостоятельного овладения знаниями. | Подготовить оформленные конструкторские задачи на проекты: модель пушки с противооткатным устройством, самодвижущихся тележек. | |
25 | Защита проектов. | Научить выдвигать и отстаивать свои идеи. | Повторить понятия работа, энергия, мощность. Закон сохранения энергии. | |
26 | Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии. | Отработать навыки решения задач по заданной теме. | Используя алгоритм, решить задачи. | |
27 | Самостоятельное решение задач. | Отработка навыков решения задач; развитие самостоятельности мышления. | Решить задачи. | |
28 | Турнир физиков. | Приучить обучающихся к обоснованию решения задач в устном выступлении. | Повторить материал, касающийся статики и гидростатики. | |
29 | Статика и гидростатика. | Определить основные характеристики равновесия физическим систем. | Решить задачи. | |
30 | Решение задач. | Закрепление полученных знаний по теме. | Подготовиться к итоговой олимпиаде. Повторить все способы и приемы решения задач. Самостоятельно решить задачи из раздела «Избранное». | |
31-34 | Физическая олимпиада. | Повторение материала у обучающихся; расширение кругозора. | ||
Подведение итогов работы поданному курсу. |
Список литературы
Литература для обучающихся.
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. – М.: Просвещение, 2007.
Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1992.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2005.
Литература для учителя.
А.В. Аганов Физика вокруг нас: качественные задачи по физике. – М.: Дом педагогики, 1998.
Г.А. Бутырский Экспериментальные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1998.
С.Б. Бобошина. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. – М: «Экзамен», 2010.
М.В. Бойденко, О.Н. Мирошкина. ГИА. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль, Академия развития, 2010.
Н.Е. Важеевская, Н.С. Пурышева, Е.Е., Камзеева и др. ГИА. Тематические тренировочные задания. 9 класс. – М.: Эксмо, 2010.
О.И. Громцева. Тесты по физике 9 класс. – М.: «Экзамен», 2010.
О.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7,8,9 классы. – М.: «Экзамен», 2010.
О.Ф. Кабардин Задачи по физике. – М.: Дрофа, 2007.
О.Ф. Кабардин Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике. – М.: АСТ-Астрель, 2005.
Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА – 2012. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс. М.: АСТ-Астрель, 2011.
Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА – 2013. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс. – М.: АСТ-Астрель, 2011.
Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА – 2009. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. 9 класс. – М.: АСТ-Астрель, 2008.
А.Н. Малинин Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 2002.
А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика – 9: учебник. – М.: Дрофа, 2010.
А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 классы. – М.: «Экзамен», 2011.
М.Е. Тульчинский. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971.
М.Е. Тульчинский. – М.: Просвещение, 1972.
А.И. Черноуцан. – М.: Высшая школа, 2003.
Н.К. Ханнанов. ГИА в новой форме. Сборник заданий. 9 класс. – М.: Эксмо, 2010.
Resource id #6032По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Статья " Возможности проектной деятельности в духовно - нравственном воспитании обучающихся с ОВЗ"
Данная статья представляет собой поэтапное ознакомление с одним из проектов Государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 370.Авторы статьи делятся положительным опытом духовно - нра...