Решение разноуровневых задач по физике при изучении темы "Закон сохранения импульса"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Поэтапное решение задач на ЗСИ с использование таблиц и рисунков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zsi.doc | 467 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач на применение закона сохранения импульса.
Класс: 9
Цели урока.
- Научить решению задач на использование закона сохранения импульса (ЗСИ) через использование блоков систематизированных задач.
- Развивать умение мыслить логично, проводить аналитические операции.
- Продолжить развитие умения работать в коллективе, воспитание правильного поведения в ситуации выбора.
Записи на доске.
- Тема урока.
- Таблица с решением примера (образец).
- Рисунок к примеру.
- Запись ЗСИ в векторной и скалярной формах.
- Таблица код (к домашнему заданию)
Дидактический материал.
- Таблица с систематизированными задачами-рисунками (на каждом столе).
- Карточки-подсказки (на столе учителя).
- Таблица «Анализ условия и шаги решения задач на ЗСИ» (у каждого ученика).
Ход урока.
- Организационный момент.
- Фронтальное повторение теоретического материала
Учитель:
На прошлом уроке речь шла о новой для вас физической величине – импульсе.
Каково обязательное условие наличия у тела импульса?
Ученик: Наличие скорости.
Учитель:
Может ли импульс тела изменяться?
Ученик: При изменении скорости меняется и импульс. Кроме того, одно из основных свойств импульса – способность к сохранению при определённых условиях. Для этого система взаимодействующих тел должна быть замкнута.
Учитель:
Что обязательно нужно учитывать, решая задачи на ЗСИ?
Ученик: При переходе от векторной формы ЗСИ к скалярной, надо учитывать знаки проекций векторов.
- Мотивация учения
Учитель:
Почему важно уметь решать задачи по физике?
Ученик: (высказывает свою точку зрения)
Учитель: Действительно, умение решать физические задачи позволяет глубже понять, запомнить законы и формулы физики, развивает навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных практических задач. И, наконец, умение решать задачи – лучший критерий оценки глубины ваших знаний.
Мне хотелось бы, чтобы вы, учитывая свой прежний опыт решения задач, научились решать задачи на применение ЗСИ, т.е. «взяли ещё одну учебную высоту».
- Краткое повторение практических действий.
Учитель:
Решая на прошлом уроке задачи, мы убедились в том, что их можно разделить на два типа.
I тип – общий импульс системы тел до взаимодействия равен нулю, что является следствием неподвижности тел.
II тип – общий импульс системы тел до взаимодействия не равен нулю. Здесь возможны два варианта:
1) одно из тел движется, другое находится в покое;
2) оба тела двигались до взаимодействия.
Как известно, чтобы верно решить задачу, нужно проанализировать её условие и определить шаги решения.
Предлагаю в качестве примера решить задачу, схематическое условие которой изображено на доске. Анализ задачи и её решение сопровождаются заполнением специальной таблицы. Подобным образом вы будете позже заполнять таблицы на бланках, находящихся на ваших столах.
ДО | |
ПОСЛЕ |
Состояние тел до взаимодействия | Общий импульс тел до взаимодействия | Состояние тел после взаимодействия | Общий импульс тел после взаимодействия | ЗСИ | Решение |
Тела движутся навстречу друг другу | Тела изменили направление движения на противоположное |
Проводится анализ условия задачи и комментируемое учителем решение с использованием заранее заполненной таблицы.
- Работа с задачами-рисунками.
Учитель: Вы так хорошо обосновали, зачем нужны задачи по физике, почему так важно научиться их решать, что мне ничего другого не остаётся, как предложить вам для решения несколько задач на применение ЗСИ.
Перед вами таблица на рисунке №3, в которой систематизированы задачи-рисунки по данной теме. Определим, какие из предложенных задач относятся к I типу, а какие ко II типу.
Проводится фронтальная работа с таблицей
.
Учитель:
Итак, задание:
1) По рисунку сформулировать условие задачи, определив предварительно, замкнута ли система тел.
2) Определить, к какому типу относится данная задача.
3) Решая задачу, заполнять таблицу №4.
Работа ведётся в парах, Пара выбирает любую задачу из девяти предложенных. Задачи отличаются по степени сложности, Оцените свои возможности, правильно рассчитайте свои силы. Обратите внимание на цветовое обозначение задач:
- № 3, 9 – повышенная сложность (красный)
- № 4 – 8 – средняя сложность (жёлтый)
- № 1, 2 и вопросы на оборотной стороне – невысокая сложность (зелёный).
Если возникнут трудности, которые вы не сможете преодолеть, можно взять карточку-подсказку на столе учителя, но в этом случае оценка будет несколько снижена.
Удачи вам при решении задач!
Ученики решают задачи, заполняя таблицы. В конце урока бланки с решениями сдают учителю.
Учитель:
Урок заканчивается, пора оценить правильность ответов. Посмотрим на таблицу правильных ответов. Сопоставим номера задач, правильные ответы к ним и буквы в соответствующих строках. Как вы догадались, в таблице содержится зашифрованная запись (слово).
№ задачи | Ответ | Буква |
7 | 1330 кг | Л |
5 | 0,1 м/с | М |
1 | 0.4 м/с | К |
8 | - 0,1 м/с | Ё |
4 | 4 м/с | С |
2 | 80 кг | О |
6 | - 0,15м/с | О |
9 | - 15м/с | Т |
Ученик: Это слово космолёт.
Учитель:
Что же это за устройство космолёт? Оказывается его современное название – космический корабль.
История такова. Когда в конце 50-х годов XX века были созданы первые космические аппараты, встал вопрос о том, как же их называть. На заседании группы, занимающейся полётами, присутствовал генеральный конструктор космических аппаратов С.П. Королёв. Звездолёт? Космолёт? Космоплан? Что-то не то… И тогда С.П. Королёв предложил называть летательные аппараты космическими кораблями. Вдумайтесь в это слово… Подобно тому, как корабль-парусник скользит по бескрайней глади морских просторов, космический корабль движется в холодной бесконечности космического пространства.
О том, как осуществляются запуски ракет в космос, какие физические процессы при этом происходят, каким законам физики подчиняется этот вид движения, мы поговорим на следующем уроке.
А пока домашнее задание.
Учащимся предлагается задача, решение которой имеет проектный характер.
Задача: Находящийся в лодке человек хочет определить её массу. Сможет ли он это сделать, если собственная масса ему известна, но ничем, кроме длинной верёвки он не располагает?
Подводится итог урока, сообщается, что оценки за письменную работу в классе будут объявлены на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение разноуровневых задач по физике на этапе подготовки учащихся профильного класса к сдаче ЕГЭ
В последние годы на изучение физики в 10-11 классах отводится различное число часов в неделю (от 2до 6), в зависимости от учебного плана школы. Поэтому перед...
Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"
Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике.Занятия включают в себя теорети...
Элективный курс "Решение разноуровневых задач по информатике"
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к с...
Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...
Рабочая программа Элективного курса «Решение разноуровневых задач по подготовке к ОГЭ по математике» базовый уровень, 9Б класс
Курс предназначен для повторения и расширения знаний и умений по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предла...
2018-2019 Элективный курс "Формирование УУД при решении разноуровневых задач по физике", 8 класс
Программа элективного курса «Формирование УУД при решении разноуровневых задач по физике» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение разноуровневых задач по физике" для обучающихся 7-х классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение разноуровневых задач по физике» согласована с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) об...