Урок физики на тему "Реактивное движение"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Земскова Нина Александровна

Урок физики на тему " Реактивное движение " с применением ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reaktivnoe_dvigenie.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Реактивное движение

  1. Земскова Нина Александровна
  2. МОУ ООШ с. Арбузовка Ивантеевского района Саратовской области
  3. Учитель физики
  4. Физика
  5. 9 класс
  6. Реактивное движение
  7. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

Цель  урока:  сформировать понятие реактивного движения объяснить особенности и характеристики реактивного движения

Задачи:

обучающие:

  • создание условий для усвоения учащимися понятия реактивного движения,
  • включение их в процесс поиска формулировок и доказательств,
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

развивающие:

  • расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе,
  • развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать,
  • формировать  представления о компьютере как о средстве обучения.

воспитательные: 

  • развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов,
  •  воспитание коммуникативной культуры,
  • умения оценивать себя и своих товарищей.

Цель урока:  организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных:

  • Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Формировать целостную картину мира.
  • Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
  • Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

Метапредметных:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
  • Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
  • Формировать умение работать с  ЭОР.

 Предметных:

  • Понимать смысл понятия реактивного движения.
  • Уметь описывать и объяснять физические явления на основе реактивного движения
  • Представлять результаты своей работы в виде презентаций.
  • Делать выводы на основе экспериментальных данных.
  • Приводить примеры практического применения реактивного движения.
  • Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.

Структура и ход  урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих,

слушает

1 мин

2

Самопроеделение деятельности

Целеполагание

http://www.youtube.com/watch?v=q6Xp3PlIdo8

- Посмотрев демонстрацию двух движений ( полет воздушного шара, когда из него выходит воздух и взлет космического корабля) ответьте мне на вопрос: « Чем похожи эти два движения? Каким законом физики можно объяснить эти движения?»

- А как называется такое движение?

- Какова же  тема нашего сегодняшнего урока?

План нашей деятельности:

  1. Изучение характеристик реактивного движения
  2. Решение задачи
  3. Защита проекта « Космонавтика вчера, сегодня, завтра»
  4. Викторина
  5. Тестирование

Смотрят демонстрацию, отвечают на вопросы учителя

3 мин

3

Открытие нового знания  

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E0%EA%F2%E8%E2%ED%E0%FF_%F2%FF%E3%E0

1 группа

Найдите определение реактивного движения

Работает в сети интернет

5 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc799-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_17.swf

2 группа

Приведите примеры реактивного движения

Устройство ракеты

Работают в сети интернет

3 группа  

« В чем заключается преимущество  много- ступенчатой ракеты от одноступенчатой?

Работают по учебнику стр.82

Выступление в группах

Представители от групп выступают, остальные слушают

Оценивают работу в группах

5мин

4

Первичное закрепление

- Что такое импульс тела?

- Сформулируйте закон сохранения импульса.

- Какие же тела ( или части тел ) взаимодействуют при движении ракеты?

-Запишите формулу  закона сохранения импульса  для систему тел  : ракета,  газовая струя.

                                   mpvp = mг vг 

- Выразите из этой формулы  скорость ракеты.

- От чего же зависит скорость ракеты?

Чем больше скорость газа, тем больше скорость ракеты, чем больше отношение массы газа к массе ракеты, тем больше скорость ракеты.

Но эта формула справедлива только  для мгновенного сгорания газов, но это невозможно, потому что это – взрыв. На практике масса газа уменьшается постепенно, поэтому для точного расчета используются более сложные формулы, которые применяют в своей работе  ученые и конструкторы.

Работают фронтально

3мин

5

Решение задачи

Какую скорость получит ракета фейерверка, если масса ее оболочки  равна 600г, масса пороха в ней 15г,  а газы вырываются из сопла со скоростью 800м/с

Решают самостоятельно

(1 ученик на закрытой части доски)

5

6

Физминутка для глаз

1

7

Сообщения учащихся

( подготовлены самостоятельно дома)

Представлены двумя презентациями

« Развитие ракетной техники» и

« Космические рекорды»

Два ученика выступают с сообщениями, остальные слушают

7

Викторина по просмотренным материалам:

  1. Как называется движение, которое возникает  как результат отделения от него какой – либо части?
  2. Назовите ученого, которого считают « Отцом русской космонавтики»?
  3. В каком году Ю.А. Гагарин полетел в космос?
  4. Сколько времени длился первый космический полет?
  5. Как называлась ракетная установка, которую использовали во время второй мировой войны
  6. Где проводят свои исследования
  7. космонавты  нашего времени?

Работают фронтально

3

8

Тестирование

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc772-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Проводится по интерактивной модели

Работают в парах

7

9

Рефлексия

На доске находится картина “Пейзаж деятельности и настроения” (картина Левитана “Золотая осень”, на которой размещены кармашки с изображениями крота в норке, автобуса, воздушного шара и плота), оцените свою роль и активность на уроке и поместите карточку в соответствующий кармашек.

Высказывают мнение о работе на уроке

 Выставляют оценку

3

10

Домашнее задание

 § 23, подготовить сообщение

« Экологические проблемы космонавтики»

Записывают домашнее задание в дневник

1

Приложение к плану – конспекту урока

Тема урока Реактивное движение

Таблица № 2

                                           ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Старт ракеты

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=q6Xp3PlIdo8

2

Реактивная тяга

Википедия

Определение реактивного движения. Работа с источником информации

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E0%EA%F2%E8%E2%ED%E0%FF_%F2%FF%E3%E0

3

Реактивное движение

( урок физики в 9 классе)

Единая коллекция ЦОР

Примеры реактивного движения

Интерактивная модель ракеты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc799-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_17.swf

4.

Реактивное движение

( урок физики в 9 классе)

Единая коллекция ЦОР

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc772-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 10 класс "Движение по окружности"

Используется при объяснении движения тела по окружности....

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Методическая разработка урока по физике на тему "Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул"

Конспект урока по теме: движение частиц вещества. Диффузия.Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Раскрывает понятия броуновского движения, диффузии (в чем различия), отражены примеры, где...

Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».

Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение  частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке использ...

Технологическая карта урока физики 9 класс "Движение тела по окружности"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА«Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного об...

Урок физики в 7 классе "Механическое движение" (использована технология системного усвоения знаний по физике)

Материал содержит подробное описание урока с использованием технологии системного усвоения знаний по физике (авторы технологии: Косихина О.С., Крутский А.Н.) и презентацию к теме....

Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".

Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...