Урок - обобщающее повторение темы: "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Данный урок является завершающим уроком при изучении раздела физики в 8 классе "Тепловые явления". Урок разработан с применением игровой технологии. Цели урока.
1. Обучающая – повторить агрегатные состояния вещества (вода) с точки зрения МКТ, тепловые процессы: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование и конденсация.
2. Развивающая – применить знания тепловых явлений в природе; образование туманов, выпадение росы, снега, таяние льда; развитие многочисленных качеств учащихся: внимания, любознательности, сообразительности, развитие познавательных интересов.
3. Воспитательная – развитие коммуникативных функций (сплочение коллектива учащихся), установление внутреннего контакта между учащимися, умение работать в группе сверстников, индивидуально; высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_voda.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Информационно-методический центр»
Открытый урок
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ВОДА»
(обобщающий урок по теме:
«Тепловые явления»)
в 8 классе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Учитель: Игольченко Светлана Николаевна
Новомосковск 2010 г.
"Удивительная вода" - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"
Цели урока.
- Обучающая – повторить агрегатные состояния вещества (вода) с точки зрения МКТ, тепловые процессы: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование и конденсация.
- Развивающая – применить знания тепловых явлений в природе; образование туманов, выпадение росы, снега, таяние льда; развитие многочисленных качеств учащихся: внимания, любознательности, сообразительности, развитие познавательных интересов.
- Воспитательная – развитие коммуникативных функций (сплочение коллектива учащихся), установление внутреннего контакта между учащимися, умение работать в группе сверстников, индивидуально; высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
Учитель. Ребята, наш сегодняшний урок - это итог изучения темы «Тепловые явления» и посвящен физическим свойствам воды. Для проведения урока вы разбились на три команды - «Дождь», «Снег», «Роса».
Говорят,
Что на восемьдесят процентов
Из воды состоит человек.
Из воды - добавлю -
Дождей, что его напоили.
Из воды - добавлю -
Из древней воды родников,
Из которых его деды
И прадеды пили...
П. Дудник
Знаете ли вы, что ваше тело по меньшей мере на 65 % состоит из воды? Или что медуза на 95 % состоит из воды? Все живые существа содержат в себе много воды и, чтобы выжить, им необходима вода.
Урок будет проходить в игровой форме. Для этого я представляю вам ведущего игры, ученика 10 класса Денисова Александра и наше уважаемое жюри. Итак, начинаем игру…
1 конкурс «Разминка» (за каждый правильный ответ вы получаете 1 жетон)
- Что представляет собой внутренняя энергия?
- Одинакова ли внутренняя энергия одной и той же массы холодной и горячей воды. Почему?
- Как рассчитать количество теплоты при нагревании или охлаждении воды?
- Какие вы знаете агрегатные состояния?
- Что называется плавлением? Кристаллизацией?
- Что называется температурой плавления?
- Что называют парообразованием? Конденсацией?
- Какие вы знаете виды парообразования? В чем их сходство и различие?
2 конкурс. «Домашнее задание» (Максимальное число жетонов 3)
Сообщения по темам «Дождь», «Снег и град», «Туман и роса».
3 конкурс «Народные приметы – конкурс капитанов» (Максимальное число жетонов два)
1) Вода в реке делается теплее - быть дождю.
(Перед дождем влажность воздуха увеличивается, следовательно, испарение
воды в реке замедляется, и часть быстрых молекул не покидает воду, а остается в ней. От этого температура воды повышается.)
2) Если утром по воде (в реке, озере) стелется туман, будет хорошая погода. Почему?
(Появление тумана означает, что идет активное испарение воды. А это происходит при теплой погоде и безоблачном небе.)
3) Выпадет снег — станет теплее. На чем основано это утверждение? (При кристаллизации влаги выделяется теплота.)
4 конкурс «Объясни опыт» (Максимальное число жетонов 4)
- Опыт «Нетающий лёд»
- Опыт «Несгораемый платок»
- Опыт «Кипение воды без огня»
5 конкурс. «Задачи Шерлока Холмса» (Максимальное число жетонов 3)
Сценка
1) - Обратите внимание, Ватсон, ласточки летают над самой землей. К чему бы это? - хитро прищуриваясь, спросил Шерлок Холмс.
- Всем известно, погода изменится, будет дождь,- сказал, позевывая, доктор Ватсон.
- Объясните с точки зрения физики эту народную примету,- попросил Холмс. (Ответ. Ласточки летают там, где находятся насекомые, которыми они питаются. Перед дождем воздух насыщен влагой, которая, оседая на крылышках насекомых, утяжеляет их, поэтому насекомым трудно подняться вверх, и они летают над землей; там же в это время вынуждены летать и ласточки.)
Доктор Ватсон: Ребята, я хочу вам рассказать истории, которые произошли с Холмсом и попрошу вас помочь мне из объяснить.
2) Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая»,- подумал он.
Почему он сделал этот вывод? (Ответ. Окна в квартире были замерзшими. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, содержащийся в воздухе водяной пар конденсировался в воду, а вода охладилась и замерзла на стекле. Отсюда следует: щели в рамах окон были плохо законопачены и заклеены. Видимо, хозяйка поленилась это сделать.)
3) А вот однажды, когда уборка кухни подходила к концу. Шерлок Холмс, желая быстрее высушить вымытый деревянный пол, велел открыть в помещении все окна и двери. На чем был основан его приказ? (Ответ. Скорость испарения зависит и от интенсивности потоков воздуха, соприкасающихся с поверхностью испаряющейся жидкости. Открытые окна и двери увеличивают эти потоки.)
6 конкурс «Необитаемый остров» (Максимальное число жетонов 4)
Заселить пустующий остров тепловых явлений формулами, беря из океана нужные физические величины.
7 конкурс. «График»
На графике зависимости температуры 2 кг воды от времени найдите участок, соответствующий агрегатному состоянию воды в названии вашей команды, составить задачу и решить её.
Учитель Пока жюри подводит итоги нашей игры мне хочется вам напомнить, что постоянно, днем и ночью на земле совершается круговорот воды в природе. Все жители нашей планеты – его свидетели. Поэты, художники, писатели особенно наблюдательны. Поэтическое восприятие природы, любование её красотой выражают в своих произведениях в стихах. Стихотворение А. Бунина «Холодная весна» тому свидетель.() Читается стих
Подведение итогов конкурсов.
Заключительное слово учителя.
Ребята, наш урок, посвященный чуду природы, как назвал воду известный советский ученый-геолог А.П.Карпинский, подошел к концу.
Вода - самая удивительная жидкость на Земле, по своим свойствам превосходит всякую фантазию. В каждой капле воды множество жизней. «Вода!... Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!...» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Чтобы на Земле продолжалась жизнь, необходимо беречь природные водоемы, беречь жизнь рек и озер. Ведь это и наша жизнь, и жизнь тех, кто будет после нас.
Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме «Тепловые явления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...
урок обобщения по теме"Тепловые явления" 8 класс
Данный урок позволяет повторить, закрепить и систематизировать, а также проверить знания учащихся по данной теме в игровой форме...
конспект урока - игры по теме "Тепловые явления"
Данный урок - повторение по теме "Тепловые явления" можно проводить перед подготовкой к контрольной работе или после нее, а также в качестве внеклассного мераприятия. Основной задачей...
презентация к уроку-повторения темы "Тепловые явления"
Методическое пособие (презентация к уроку) «Чай,чай -выручай» предназначено для обобщающего повторения учащихся 8 класса темы "Тепловые явления"Краткость и наглядность изложения позволяет быстро...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"
Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...
Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"
Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...