Архимедова сила. Закон Архимеда.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Цели урока: Сформировать понятие об Архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы на основе закона Паскаля, продолжить формирование умений находить р, применять формулу для расчета давления внутри жидкости, сравнивать давление жидкости и газов. В целях развития научного мировоззрения показать роль физического экспериментирования. В воспитательных целях познакомить учащихся с практическим применением закона Архимеда, осветить его роль в физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhimedova_sila._zakon_arkhimeda.docx | 47.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Архимедова сила. Закон Архимеда.
Цели урока: Сформировать понятие о , умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от иVж на основе закона Паскаля, продолжить формирование умений находить р, применять формулу для расчета давления внутри жидкости, сравнивать давление жидкости и газов.
В целях развития научного мировоззрения показать роль физического экспериментирования. В воспитательных целях познакомить учащихся с практическим применением закона Архимеда, осветить его роль в физике.
Ход урока.
I. Организационный момент,
II. Изучение нового. Легенда об Архимеде (рассказываю)
Как определить объем тела неправильной формы?
Решая эту задачу, Архимед открывает закон, который обосновывает существование силы , которую нам с вами предстоит сегодня изучить
Открываем тетради, записываем число и тему урока:
«Архимедова сила. Закон Архимеда».
Опыт: с аквариумом и мячом.
Почему мяч всплыл на поверхность воды? На мяч вода подействовала с некоторой силой,
Само тело может прийти в движение? будем называть выталкивающей силой.
Что является причиной изменения ?
Опыт: погружаем грузик.
Действует ли выталкивающая сила в этом случае?
Ребята, давайте с помощью динамометра и стакана с водой выясним: «Действует ли на грузик?»
Но вначале выполним следующее: подвесим грузик к динамометру.
Какие силы на него действуют? (Р )
Грузик находится в положении равновесия.
Что можно сказать об этих силах? (они равны)
Куда всегда направлена ?(вниз)
Куда направлена ?(вверх)
А если я подействую на грузик рукой с силой направленной вверх, то какая из этих сил изменится? (Р- да )
Итак, уменьшается вес тела,
Куда же направлена сила, уменьшающая вес тела?(вверх)
Фронтальный эксперимент.
Задание 1.
- Определяем вес тела в воздухе .
- Определяем вес этого тела в воде . Сравнить результаты и сделать вывод. Почему уменьшился вес тела воде?
(если учащиеся затруднятся с ответом, то молча подействую вверх рукой на грузик ).
Я действовала рукой и вес тела - уменьшился.
А в воде «кто» или «что» уменьшает вес тела? Кто действовал на тело?
(вода)
на доске пишу:
Сила, с которой жидкость действует на погруженную в нее тело называется =.
В честь Архимеда, который впервые указал на ее существование.
2) Выясним, почему возникает
Оказывает ли жидкость какое-нибудь действие на брусок? (давление)
Что можно сказать о давлении внутри жидкости на одной и той же глубине? (одинаковое)
На основании какого закона? (Паскаля)
Поэтому одинаковы и силы, действующие на боковые грани. Они направлены навстречу друг другу и сжимают брусок.
Одинаковое ли давление оказывает
жидкость на верхнюю к нижнюю
грани бруска? (нет , т.к. разная h)
Чему равно и ?
Как рассчитать давление жидкости?
верхняя грань нижняя грань
Чему равны силы давления на верхнюю и нижнюю грань.
Сравним и .
Выясним:
Как направлены и .
Где находится жидкость по отношению к верхней грани? (сверху)
В каком направлении она давит на нее? (вниз)
Где находится жидкость по отношению к нижней грани? (снизу)
В каком направлении она давит на нее? (вверх)
Как направлена равнодействующая двух сил, действующих вдоль одной прямой, но в противоположные стороны? (на магнитной доске изобразим эти силы)
Как найти равнодействующую силу? (из большей силы вычесть меньшую: накладываю, совмещаю, отрезаю)
\
Что же она делает с телом находящемся в жидкости?( раз эта сила направлена вверх, то она выталкивает тело).
R-это есть выталкивающая сила или сила Архимеда
R =.
3) Выясним от чего зависит ?
(учащиеся выполняют задание по карточкам, группами). После получения результатов, группы отчитываются о своей работе, учитель заносит результаты в таблицу.
зависит от:
- объема тела
- плотности жидкости
Архимедова сила
не зависит от:
- формы тела
- плотности тела
4) Давайте, рассчитаем эту силу:
А Архимед получил закон о выталкивающей силе в несколько ином виде:
Вспомним:
==
=
(сила Архимеда равна весу жидкости в объеме тела, погруженного в жидкость) .
5) Проверим на опыте этот вывод.
Сообщаю и показываю
Опыт:
ведерко Архимеда
объем цилиндра и ведерка одинаковы
Какую силу показывает динамометр в воздухе? 1) подвешиваю в воздухе Р1
Какую силу показывает динамометр в воде? 2) опускаю в воду Р2 - уменьшилась.
Выливаю воду из стакана в ведерко и показываю, что объемы равны.
Я добавляю вес вытесненной воды в ведерко и мы видим, что вес стал таким же, каким
был в воздухе.
Значит :=
К газам применим закон Паскаля. Поэтому и на тела, находящиеся в газе, действует . Под ее действием воздушный шарик поднимается вверх.
Закрепление нового.
На какое из этих тел действует большая ?
Почему?
Итог урока: сегодня на уроке мы узнали:
1) что на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила.;
- от чего зависит сила Архимеда;
- почему возникает?
Д/з. §48,49, кто хочет решает задачу:
Изменяется ли Fa, если гвозди вбить?
Легенда об Архимеде.
250 лет до н.э. Сиракузский царь Гиерон поручил великому древнегреческому ученому, математику, физику, изобретателю Архимед}' проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с ???, более дешевым металлами. Архимеду было поручено узнать не ломая короны есть ли в ней примесь, Достоверно неизвестно каким методом пользовался Архимед, но можно предположить следующее: сначала он нашел, что кусок чистого золота в 19,3 разатяжелее такого же объема воды. Иначе говоря,
Архимеду надо было найти плотность вещества короны и сравнить ее с . Если эта плотность оказалась бы больше плотности воды не в 19,3 раза, а в меньшее число раз, значит корона изготовлена не из чистого золота А чтобы найти g Вы знаете, надо не ???. Взвесить корону было легко, но как найти ее объем? Ведь корона была очень сложной формы? А какое решение нашел Архимеду?
Однажды находясь в ванной Архимеда осенила мысль, давшая решение задачи. Возбужденный он выскочил из ванной и , в чем был побежал по улицам города, крича «Эврика! Эврика!», что значит «Нашел!».
Задание первой группе.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры.1.Определить силу Архимеда, действующую на первое и второе тело. 2. Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй группе.
Оборудование: динамометр, сосуд ы с соленой водой и обычной водой, грузик. 1. Определить архимедовы силы, действующие на грузик в этих сосудах. 2. Чем отличаются эти жидкости? 3. Установить зависимость силы Архимеда от плотности жидкости.
Задание третьей группе.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр. 1. Определить архимедову силу, действующую на эти тела. 2. Сравнить эти силы. 3. Сделать вывод о зависимости( независимости) архимедовой силы от объема тела.
Задание четвертой группе.
Оборудование: кусок пластилина, динамометр, сосуд с водой. 1. Кусочку пластилина придайте форму шара, кубика, неправильную. 2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду , определите силу Архимеда, действующую на нее. 3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР
Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...
Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.
Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....
Разработка урока по теме "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"
Разработка урока с элементами исследования.7 класс . Тема урока "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"...
Разработка урока по теме "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"
Урок изучения нового материала с элементами исследования.7 класс....
Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...
Вводный урок по теме: «Архимедова сила. Закон Архимеда».
Презентация предназначена для изучения темы: «Архимедова сила. Закон Архимеда». p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roma...
Разработка урока по теме:"Выталкивающая сила. Закон Архимеда"
На уроке в форме деловой игры закрепляются знания, полученные по теме «Давления». Продолжаем совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике....