рабочая программа по физике для 8 класса
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 8кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_8_klass.docx | 52.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Средняя общеобразовательная школа№6»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ от ________________ 201__г. Руководитель МО _______________ . | Утверждаю Приказ № _____ от ___________________201__г. Директор МОУ СОШ№6» ___________ Петракова.В.А |
Рабочая программа
Предмет: физика
Класс ____8____.
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы ___68
Количество часов в неделю __2__
Мельникова Т.Г.
учитель физики
2013-2014 учебный год.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 8кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и является нормативно – управленческим документом, в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6 на 2013- 2014 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 8 классе (2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Цели изучения физики:
- Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
- Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;
- Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Структура предмета.
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | В том числе | Примечания | ||
уроки | лаб.работы | контр.работы | ||||
1 | Тепловые явления | 26 | 22 | 2 | 2 | |
2 | Электрические явления | 26 | 16 | 7 | 3 | |
3 | Световые явления. | 11 | 9 | 1 | 1 | |
повторение | 5 | 5 | ||||
Всего | 68 | 52 | 10 | 6 |
8 класс (Перышкин А.В.)
(68часов, 2 часа в неделю)
I.Тепловые явления (26 часов)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
1..Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2..Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Школьный компонент
Теплопередача в природе и экологические вопросы современности. Парниковый эффект.
Новые виды топлива.
Температурный режим класса.
Отрицательные последствия использования тепловых двигателей.
Нарушение теплового баланса природы.
Теплоизоляция и ее роль в природе.
II.Электрические явления. (26 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5.Регулирование силы тока реостатом.
6..Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
7..Измерение работы и мощности электрического тока.
8.Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.
9. Определение полюсов электромагнита и испытание его действия.
Школьный компонент
Влияние стационарного электричества на биологические объекты.
Использование электричества в производстве, быту.
Атмосферное электричество.
Электрический способ очистки воздуха от пыли.
Разряд молний и источники разрушения озона. Изменение электропроводности загрязненной атмосферы.
III.Световые явления. (11 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
10.Получение изображения с помощью линзы.
Школьный компонент
Ухудшение зрения и ультрафиолетовое излучение.
Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора и его экологические последствия.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по физике за курс 8 класса.
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Тематическое планирование
ФИЗИКА 8 КЛАСС 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п Дата | Название темы | демонстрация | Содержание материала | Домашнее задание | |
Предметные знания | Деятельностно-коммуникативные умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тепловые явления (14 час) | |||||
1/1 | Повторение и систематизация знаний по теме «Кинетическая и потенциальная энергия» | Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя п. 1. Игрушка для демонстрации перехода энергии из одного вида в другой. | Правила техники безопасности в физкабинете. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии. Понятия: температура, тепловое движение, тепловые явления | Приводить примеры. | Записи |
2/2 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | Демонстрации: Измерение температуры, тепловое движение Решение задач №703, 704, 705 -Л | Основные положения о молекулах. Знать понятия: тепловое движение, температура, внутренняя энергия Факты: зависимость температуры от скорости движения молекул | Объяснять физические явления на основе знаний о тепловом движении Измерять температуру тел с помощью термометра | § 1§ 2, |
3/3 | Способы изменения внутренней энергии | Решение задач №698, 706, 722-Л | Знать способы изменения внутренней энергии | Объяснять физические явления на основе знаний о внутренней энергии тел и ее изменении | § 3, задание 1 |
4/4 | Виды теплопередач: Теплопроводность. | Знать: -особенности различных способов теплопередачи - примеры теплопередачи в природе и технике | § .4, упр1 | ||
5/5 | Конвекция. | Самостоятельное изучение п. 5 Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов теплопередачи» Решение задач №759, 773, 609 | Понятия: конвекция, Механизм, особенности, учет и использование конвекции | Объяснять физические явления на основе знаний о конвекции | § 5, упр.2 |
6/6 | Излучение. | Самостоятельное изучение п. 6 Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов теплопередачи» Решение задач № 681-Л | Понятия: излучение Механизм, особенности, учет и использование излучения | Объяснять физические явления на основе знаний о излучении | §. 6, упр.3 |
7/7 | Количество теплоты Удельная теплоемкость Проверочная работа по теме «Виды теплопередачи» | Проверочная работа по теме «Виды теплопередачи» Объяснение учителя п.7,8 Решение задач №788, 785-Л | Понятия: количество теплоты, удельная теплоемкость | Объяснять физические явления на основе знаний о количестве теплоты, удельной теплоемкости | § 7,8,9 |
8/8 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении | Объяснение учителя п. 9 Решение типовых задач на расчет количества теплоты: упр. 492б), 798-Л | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании | § 8-9, упр.4 (1,2-а) |
9/9 | Лабораторная работа №1 « Сравнивание количества теплоты» | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании Измерять температуру тел | § 9, упр. 4 (2 - б, в) |
10/10 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | упр. 4(3) | |||
11/11 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | Объяснение учителя п. 10 Решение задач упр. 5(1, 2а) Самостоятельная работа «Количество теплоты» | Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива Факты: условия, необходимые для горения, механизм горения Понятие удельная теплота сгорания | Рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива | § 10, упр. 5 |
12/12 | Закон сохранения и превращения внутренней энергии | Самостоятельное изучение п. 11 Решение задач упр. 6 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | Объяснять физические явления на основе закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | § 11 упр. 6 |
13/13 | Решение задач по теме | Решение типовых качественных задач: Решение задач на расчет количества теплоты | Понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты Факты: механизм, особенности теплопроводности, конвекции, излучения | Объяснять физические явления на основе знаний о количестве теплоты, удельной теплоемкости Объяснять физические явления на основе знаний о конвекции, теплопроводности и излучении | § 11, задачи |
14/14 | Контрольная работа № 1: «Тепловые явления». | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании, при сгорании топлива | |
Изменение агрегатных состояний вещества (13 час) | Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. | ||||
15/1 | Агрегатные состояния вещества. Работа над ошибками в контрольной работе. | Анализ контрольной работы Самостоятельное изучение п. 12 Решение задач №85, 86, 88, 89, | Понятия: агрегатные состояния вещества Факты: строение вещества, физические свойства, движение, расположение молекул в различных агрегатных состояниях | Объяснять физические явления на основе знаний об агрегатных состояниях вещества | § 12,13 |
16/2 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Объяснение учителя п. 13 Фронтальное изучение п. 14 Решение задач №844, 845, 847 – Л №855, 856 - Л | Понятия: плавление, отвердевание, кристаллизация, температура плавления, температура кристаллизации Факты: график плавления и отвердевания вещества | Объяснять физические явления на основе знаний о плавлении и кристаллизации веществ Читать и строить графики плавления и отвердевания | § 14,15 упр.8 (1,2,3) |
17/3 | Решение задач на расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации | Объяснение учителя п.15 Решение задач №859, 856, 870 – Л * №873, 876 - Л | Понятие удельная теплота плавления Факты: механизм плавления и отвердевания Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела и выделяемого при кристаллизации | Решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для плавления тела и выделяемого при кристаллизации Объяснять физический смысл удельной теплоты плавления | |
18/4 | Испарение и конденсация | Объяснение учителя п. 16 Самостоятельное изучение п. 17 Решение задач упр. 9(1, 3), 870- Л | Понятия: парообразование, конденсация, испарение, насыщенный пар, динамическое равновесие Факты: механизм испарения и конденсации, факторы, влияющие на испарение | Объяснять физические явления на основе знаний об испарении | § 16,17 упр.9 |
Кипение | Объяснение учителя п. 18 Решение задач №872, 884 -Л | Понятие кипение, температура кипения Факты: механизм кипения, зависимость температуры кипения от давления | § 18 | ||
19/5 | Удельная теплота парообразования и конденсации | Объяснение учителя п. 20 Решение типовых задач упр. 10(2), СР №7 -Кирик | Понятие удельная теплота парообразования и конденсации Формула для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости и выделяющегося при конденсации | Решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости и выделяющегося при конденсации | § 20 упр.10 |
20/6 | Решение задач на расчёт количества теплоты при парообразовании и конденсации | Задачи | |||
21/7 | Влажность воздуха и ее измерение Лабораторная работа №2 «Измерение относительной влажности воздуха» | Объяснение учителя п. 19 Выполнение лабораторной работы по инструкции | Понятия: абсолютная, относительная влажность воздуха, точка росы Назначение, устройство, виды гигрометров Факты: значение влажности | Определять относительную влажность воздуха с помощью психрометра и термометра | § 19 Измерить влажность воздуха психрометром |
22/8 | Решение комбинированных задач на фазовые переходы | Задачи | |||
23/9 | Решение комбинированных задач на фазовые переходы | ||||
24/10 | Работа газа и пара при расширении ДВС Тепловые двигатели | Объяснение учителя п. 21 Просмотр диафильма о ДВС Проверочная работа по теме «Испарение и конденсация» | Понятие тепловой двигатель Факты: виды тепловых двигателей, устройство, назначение и принцип действия ДВС | § 21,22,23 | |
25/11 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя | Объяснение учителя по плакату и модели паровой турбины Демонстрация Работа паровой турбины Изучение п. 24 Решение задач №933, 930, *932-Л | Понятия: КПД теплового двигателя Факты: устройство, назначение и принцип действия паровой турбины | Рассчитывать КПД тепловых двигателей | § 24 |
26\12 | Подготовка к контрольной работе | Физический диктант Решение типовых задач на расчет количества теплоты при парообразовании, плавлении | Формулы количества теплоты, необходимого для плавления, парообразования, выделяющегося при конденсации, при кристаллизации | Объяснять физические явления на основе знаний о плавлении, испарении и конденсации Рассчитывать количество теплоты, необходимое для парообразования, плавления, выделяющееся при конденсации и отвердевании | Повторение, задачи |
27/13 | Контрольная работа №2 « Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | |||
Электрические явления (27) | |||||
28/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | Объяснение учителя п. 25, 26 Демонстрации: притяжение бумаги к заряженной палочке, передача заряда, взаимодействие заряженных тел Решение задач №934, 935 -Л Анализ контрольной работы | Понятия: электризация, наэлектризованное тело Факты: взаимодействие наэлектризованных тел, свойство электризации | Объяснять физические явления на основе знаний об электризации | § 25,26 |
29/2 | Электроскоп. Электрическое поле. | Объяснение учителя п. 27, 28 Демонстрации: электроскоп, электрометр, отталкивание заряженной гильзы от заряженной палочки Решение задач №964, 969 - Л | Понятия: проводник, непроводник, электрическая сила, электрическое поле Факты: устройство, назначение и принцип действия электроскопа, зависимость действия электрического поля от расстояния | Объяснять физические явления на основе знаний об электрическом поле, проводниках и непроводниках электричества | § 27,28 |
30/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. | Объяснение учителя п. 29, 30 Демонстрации Делимость электрического заряда Решение задач № 970, *973 - Л | Понятия: электрон, отрицательный ион, положительный ион Факты: делимость электрического заряда, | § 29 | |
31/4 | Строение атома. Схема опыта Резерфорда. | Понятия: строение атома | Описывать строение атомов, схематически изображать атомы | § 30 упр.11 | |
32/5 | Объяснение электрических явлений. | Объяснение учителя п. 31 Решение задач упр. 12(2) Проверочная работа по теме «Электризация» | Факты: причина электрической нейтральности тел, механизм электризации, причина проводимости проводников и непроводимости непроводников | § 31упр.12 | |
23/6 | Электрический ток. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. | Объяснение учителя п. 32 Самостоятельное изучение: устройство, работа гальванических элементов и аккумуляторов Тестовая работа по теме «Электризация» | Понятия: электрический ток, источник электрического тока Факты: условия существования тока в проводнике, виды источников тока | § 32§ 33,34, обозначения, упр.13 | |
34/7 | Действие электрического тока. Направление электрического тока. | Объяснение учителя п. 33 Решение задач №1017, 1016 –Л, упр. 13(3) Проверочная работа | Понятия: электрическая цепь, электрическая схема Факты: условные обозначения элементов электрической цепи | Читать и чертить электрические схемы | § 35.36 |
35/8 | Сила тока. Амперметр. | Объяснение учителя п. 37 Решение задач №1026 – Л, упр. 14(3) | Понятия: сила тока Формула и единицы силы тока | Решать задачи на расчет силы тока | § 37, 38упр.14 |
36/9 | Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках» | Объяснение учителя п. 38 Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству Назначение, правила включения, обозначение на схемах амперметра | Собирать электрическую цепь, измерять силу тока | Упр15 |
37/10 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №4 « Измерение напряжения на различных участках цепи» | Объяснение учителя п. 39, 40 Решение задач №4Д, 3В-Кирик Доклад «А. Вольта» Объяснение учителя п. 41 Выполнение работы под руководством учителя | Понятие электрическое напряжение Формула электрического напряжения Факты: обозначение на схемах, правила включения вольтметра в цепь | Решать задачи на расчет электрического напряжения Измерять напряжение с помощью вольтметра | § 39- 41упр16 |
38/11 | Зависимость силы тока от напряжения | Объяснение учителя п. 42 Демонстрации Зависимость силы тока от напряжения Решение задач упр. 17(2), 1031-Л | Факты: зависимость силы тока от напряжения | По зависимости силы тока от напряжения рассчитывать силу тока и напряжение | § 42 упр17 |
39/12 | Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. | Самостоятельное изучение п. 43 Решение задач №1058-Л Проверочная работа по теме «Сила тока и напряжение» Объяснение учителя п. 44 Решение типовых задач Чтение графиков I(U) рис. 69 Доклад «Г. С. Ом» | Понятие электрическое сопротивление Факты: причина возникновения электрического сопротивления Закон Ома для участка цепи | Решать задачи на применение закона Ома для участка цепи Читать графики зависимости силы тока от напряжения Находить сопротивление проводника по графику I(U) | § 43§ 44 упр 18(1,2) упр19(1 - 4) |
40/13 | Удельное сопротивление. Расчёт сопротивления проводника | Объяснение учителя п. 45, 46 Решение типовых задач упр. 20(2в), №1084 -Л | Формула для расчета сопротивления проводника Понятие удельное электрическое сопротивление | Рассчитывать электрическое сопротивление проводников Решать задачи на расчет силы тока и напряжения в цепи | §45, 46 упр20 (1.2) |
41/14 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом» | Самостоятельное изучение п. 47 Выполнение лабораторной работы по инструкции | Факты: назначение, виды реостатов, обозначение на схемах, правила включения амперметра в цепь | Регулировать силу тока в цепи реостатом | § 47, упр21 |
42/15 | Лабораторная работа №6 «Изменение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя Самостоятельная работа «Закон Ома» | Правила включения амперметра, вольтметра в цепь Закон Ома для участка цепи | Определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра | Упр19 (5 - 7) § 46 упр 20(3,4) |
43/16 | Решение задач Контрольная работа №3 | Тестовая работа Решение типовых задач на расчет силы тока, напряжения, характеристик проводника | Формулы и единицы силы тока, напряжения, сопротивления Закон Ома для участка цепи Обозначения элементов электрических схем | Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление, работу тока, длину проводника Объяснять физические явления | Задачи |
44/17 | Последовательное соединение проводников | Объяснение учителя п. 48 Демонстрация Законы последовательного соединения Решение задач на расчет характеристик электрических цепей | Законы последовательного соединения проводников | Решать задачи на расчет электрических цепей | § 48 кпр 22(1,2,3) |
45/18 | Параллельное сопротивление проводников | Объяснение учителя п. 49 Решение задач упр. 23 (3) Самостоятельная работа «Последовательное соединение проводников» | Законы параллельного соединения проводников | § 49 упр 23 (1,2,3) | |
46/19 | Смешанное соединение проводников | Упр23 (5) | |||
47/20 | Решение задач на расчёт цепей | Составить и решить задачу | |||
48/21 | Работа электрического тока | Объяснение учителя п. 50 Решение задач упр. 24 (1), * № | Формула и единицы работы тока Факты: способы измерения работы тока | Рассчитывать работу тока | § 50упр 24 |
49/22 | Мощность электрического тока. | Объяснение учителя п. 51, 52 Решение задач №1187, 1166, | Понятия: мощность тока Формулы и единицы мощности тока | Переводить кВтч в Дж Рассчитывать работу и мощность тока | § 51,52,упр 25(1,2), упр.26(1,2) |
50/23 | Закон Джоуля-Ленца Применение теплового действия электрического тока. | Объяснение учителя п. 53 Решение задач упр. 27(4), 1213, 1214, * 1222 - Л | Закон Джоуля-Ленца Факты: причина нагревания проводников током | Объяснять физические явления на основе знаний о нагревании проводников током Решать задачи на применение закона Джоуля-Ленца | § 53,54 упр 27(2,1) |
51/24 | Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | Сообщения учащихся по п. 54, 55 | Устройство, назначение принцип действия плавких предохранителей Понятие короткое замыкание | § 54,55 | |
52/25 | Лабораторная работа №7 « Измерение мощности и работы электрического тока» | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Факты: правила включения вольтметра и амперметра в цепь Формулы и единицы работы и мощности тока | Измерять силу тока и напряжение Рассчитывать работу и мощность тока | § 55упр 27(3),зад.7 |
53/26 | Решение задач « Работа и мощность электрического тока» | Тестовая работа «Постоянный ток» Решение типовых задач на расчет работы, мощности тока, сопротивления проводника, на расчет электрических цепей Самостоятельная работа | Определение, формулы, единицы силы тока, напряжения, работы тока, мощности тока, сопротивления проводника Законы последовательного и параллельного соединений, закон Ома для участка цепи | Решать задачи на расчет работы, мощности тока, сопротивления проводника, на расчет электрических цепей Объяснять физические явления на основе знаний о коротком замыкании, закона Джоуля-Ленца | Задачи |
54\27 | Контрольная работа №4 « Сила тока, напряжение, сопротивление» (можно провести после урока № 35) | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | |||
ТЕМА 3. Электромагнитные явления. | |||||
55\1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Анализ контрольной работы. Объяснение учителя п. 56, 57 Доклад «Г. Х. Эрстед» | Понятия: магнитное поле, магнитные линии Факты: зависимость направления магнитных линий от направления силы тока в проводнике | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле | § 56, 57 |
56\2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Л\р 8 ,,Сборка электромагнита и испытание его действия,, | Объяснение учителя п. 58 Демонстрация. Электромагнит Выполнение работы под руководством учителя | Понятия: соленоид, электромагнит Факты: зависимость величины магнитного поля катушки с током от числа витков, от силы тока в катушке, от наличия сердечника; применение электромагнитов | Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитах | § 58, упр. 28 |
57\3 | Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли. | Объяснение учителя п. 59 Демонстрации Получение постоянного магнита, взаимодействие постоянных магнитов Сообщения учащихся по п. 60 Решение задач № | Понятия: постоянный магнит, полюс магнита, магнитная буря, магнитная аномалия Факты: гипотеза Ампера, взаимодействие постоянных магнитов, причины магнитных бурь | Объяснять физические явления на основе знаний о постоянных магнитах | § 59,60 |
58\4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель Л\р 9 ,,Изучение электрического двигателя постоянного тока,, | Объяснение учителя п. 61 Выполнение работы под руководством учителя | Факты: действие магнитного поля на проводник с током, применение электродвигателей, преимущества электродвигателей Устройство, назначение, принцип действия электродвигателя | § 61 задание 9 | |
59\5 | К\р «Электромагнитные явления» | § 59, 60, зад.10 (по желанию) | |||
ТЕМА 4: Световые явления. | |||||
60\1 | Источники света. Распространение света. | Объяснение учителя п. 62 Решение задач упр. 29 (1, 3) | Понятия: оптика, свет, источник света, луч света, точечный источник света, тень, полутень Факты: причины солнечных и лунных затмений Закон прямолинейного распространения света | Объяснять физические явлений на основе закона прямолинейного распространения света | § 62 |
61\2 | Отражение света. Законы отражения. | Объяснение учителя п. 63 Самостоятельное изучение п. 64 Решение типовых задач на применение закона отражения света,: №1301, 1302, 1307,1313, | Понятия: угол отражения, угол падения, обратимость световых лучей Законы отражения света | Решать задачи на применение закона отражения света | § 63 |
62\3 | Плоское зеркало. | Решение типовых задач на построение изображений в плоском зеркале № 1316, *1323,1309-Л | Изображение предмета, мнимое и действительное изображения | Строить изображения предметов в плоском зеркале Решать типовые задачи на построение изображений в плоском зеркале | § 64 |
63\4 | Преломление света | Объяснение учителя п. 65 Демонстрация Преломление света Решение задач на построения хода луча света при переходе из одной среды в другую упр. 32 (2) | Понятия: преломление света, угол прелом-ления, оптически более (менее) плотная среда Законы преломления света | Схематически строить ход луча света при переходе из одной прозрачной среды в другую | § 65 |
64\5 | Линзы. Оптическая сила линзы. | Объяснение учителя п. 66 Самостоятельная работа по теме «Отражение и преломление света» | Понятия: линза, оптическая сила линзы, фокус, фокусное расстояние, оптическая ось Формула и единицы оптической силы линзы | Рассчитывать оптическую силу и фокусное расстояние линзы | § 66 |
65\6 | Изображения, даваемые линзой | Объяснение учителя п. 67 Решение типовых задач на построение изображений в линзах №1363,1361-Л | Факты: обозначение собирающей линзы, рассеивающей линзы | Строить изображения предметов в линзах | § 67 |
66\7 | Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы» | Выполнение работы под руководством учителя Доклады учащихся «Дефекты зрения» | Понятия: линза, фокусное расстояние линзы | Измерять фокусное расстояние собирающей линзы, получать изображение предмета в собирающей линзе | Повторение сообщения |
67\8 | *Оптические приборы. Глаз. Зрение. Дефекты зрения. | § 59 | |||
68\9 | Контрольная работа №5 по теме «Световые явления» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Законы отражения, преломления света Формулу оптической силы линзы | Строить изображение предмета в линзах, в зеркале Строить падающий, отраженный, преломленный лучи света | |
69 | Повторение | ||||
70 | Повторение |
График контрольных и лабораторных работ-8 класс
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Тепловые явления | |||
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | Тепловые явления | ||
Измерение удельной теплоемкости твердого тела | |||
Агрегатные состояния веществ | |||
Измерение влажности воздуха | Агрегатные состояния вещества | ||
Электрические явления | |||
Сборка эл. цепи и измерение силы тока | Электрические явления | ||
Измерение напряжения на различных участках цепи | Постоянный ток, закон Ома. | ||
Регулирование силы тока реостатом | |||
Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра | |||
Измерение мощности эл. тока | |||
Электромагнитные явления | Работа и мощность тока, электромагнитные явления. | ||
Изучение электрического двигателя | |||
Световые явления | |||
Получение изображения при помощи линзы | Световые явления |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- учебниками (включенными в Федеральный перечень):
- Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2009;
- сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
- Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.
Тематическое и поурочное планирование к учебникам А.В Пёрышкин «Физика-7, 8, 9» -М., Дрофа, 2007
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7 – 11 класс. Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003.(CD – диск)
Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD – диск)
С: Школа. Физика. 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий. 2004. .(CD – диск)
Таблицы
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
- знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
- приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
- развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Пакет олимпиадных заданий
Используемые технические средства
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...