Физика в природе
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме
Рабочая программа по элективным курсам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Электрические явления в природе, физика атмосферы,вода,экология | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАПОЛОСНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЗОВСКОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО Директор школы
_______/__________ ______/Бережная Е.Н.
«___»______ 20 ___г « __»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективным курсам по физике 9 класс__________________________
(предмет, класс, ступень обучения)
Меклеш Галина Борисовна
(ФИО)
Учитель , 1 категория
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Предпрофильный курс рассчитан на 17 часов, 1 час в неделю в первом полугодии. и предполагает приобретение учащимися знаний связанных с объяснением физических явлений протекающих в природе на качественном уровне.
Природа- это гигантская физическая лаборатория- наглядно демонстрирует условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений.
Школьники смогут расширить свои знания о физике как о науке, осознать ход процесса познания человеком природы, переосмыслить знакомые понятия, законы.
Содержание курса направлено на развитие у учащихся познавательного интереса , самостоятельности, инициативы, умения мыслить, выполнять различные виды работ.
Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно- научного или физико- математического профиля.
Задачи курса:
- выявление интересов и склонностей учащихся к изучению физики,
- формирование практического опыта,
- формирование привычки размышлять над увиденным и услышанным, правильно это оценивать,
- оказание помощи учащимся в приобретении представлений о жизненных ценностях, связанных со знаниями по физике и выбором будущего профиля образования,
- знакомство учащихся с новыми достижениями науки и техники и с перспективами их развития.
Контроль за знаниями осуществляется в ходе беседы, выполнения практических заданий, подготовке сообщений и докладов.
Ожидаемые результаты:
- Объективная самооценка учащихся, проявляющаяся в выборе ими естественно- научного профиля.
- Приобретение навыков работы с различными источниками информации.
- Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждений.
- Осознание учащимися связи между различными областями наук.
- Умение делать рефлексию своей деятельности.
Курс интегрирует физику с географией, экологией, литературой, техникой, астрономией.
Курс преподаётся в 9 классе, когда ученик стоит перед необходимостью осуществления осознанного выбора дальнейшего профиля обучения и определяется в выборе своей будущей профессии.
Тематическое планирование 16 час
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Вода в нашей жизни | 2 |
3 | Физические явления в атмосфере | 4 |
4 | Свойства глаза | 1 |
5 | Электрические явления в природе | 4 |
6 | Солнечная система | 3 |
7 | Физика и экология | 1 |
всего | 16 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Темы | Содержание | Приборы и материалы | Умения и навыки | Домашнее задание | Формы контроля | Дата |
1 | Природа и человек | Роль человека в познании природы. Основные понятия и методы научного познания. Экология окружающей среды | Знать основные источники загрязнения окружающей среды | « Что мы можем сделать для спасения Земли?» | тест | 4.09 | |
2 | Вода- удивительное вещество | Физические и химические свойства воды. Вода и жизнь. Льды. Айсберги, гейзеры. Экологические проблемы рек и водоёмов. Практическая работа: показать по карте холодные и тёплые течения. | карта | Знать свойства воды. Уметь показывать на карте холодные и тёплые течения | Доклады: Почему реки извиваются ? Камни, увлекаемые водой. Вниз по течению. | Доклад | 11.09 |
3 | Волны на море | Движение частиц в волне. Скорость волн. Ветер и волны. « Мёртвая вода» Цунами. Солнечные и лунные приливы. Опыт: Наблюдение распространения волн на поверхности воды. Дифракция. | Модель волны | Знать основные характеристики волны. Уметь объяснять механизм передачи энергии в волне | Доклад « Цунами» | Опыт | 18.09 |
4 | Атмосфера и погода Земли | Изменение атмосферы и погода .Ветер. Циклоны. Ураганы. Пассаты. Фены. Торнадо. Муссоны. Температура. Влажность. Давление. Стихия и человек.. Значение атмосферы. Практическая работа: наблюдения за параметрами определяющими погоду, работа с картой, построение графика температуры, модели строения Земли. | барометр, термометр, флюгель, анемометр. | Знать основные компоненты погоды. Уметь строить график температуры, определять давление атмосферы, направление ветра | Пословицы о погоде | Практическое. задание | 25.09 |
5 | Туман и облака | Насыщенный водяной пар. Возникновение тумана. Как образуются облака? Осадки. Грозовая туча. | психрометр., таблица влажностей | Уметь решать задачи на влажность воздуха. Знать понятие точки росы , причины образования облаков | Наблюдения за облаками , за образованием тумана. | Краткий конспект | 2.10 |
6 | Атмосферная оптика | Белый свет- сложный свет. Дисперсия света. Красный свет заходящего Солнца и голубой цвет неба. Как исследуют атмосферу? | Практическая работа: Наблюдение за небесным сводом: Наблюдение цвета неба, наблюдение диска Солнца. | Практическое .задание | 9.10 | ||
7 | Мираж, радуга | Распространение света в оптически неоднородной среде. Виды миражей.. Опыт: Наблюдение явления преломления и отражения света. Физика возникновения радуги. Ход светового луча в капле дождя. Цвета радуги. Гало. Работа с текстом : « Что такое гало?». | Стакан с водой, карандаш | Уметь объяснять природные явления с использованием закона преломления света, | Работа с текстом: « Миражи и причины их появления» | Обсуждение | 16.10 |
8 | Свойства глаза | Глаз- оптический орган. Острота зрения. Аккомодация. Зрение двумя глазами. Зрительные иллюзии. Практическое задание: зрительное восприятие одним и двумя глазами | Схема строения глаза | Знать строение глаза. Способы устранения дальнозоркости и близорукости. | Сообщение « Зрительные иллюзии» | Практическое .задание | 23.10 |
9 | Молния | Электрические заряды в туче. Атмосферное электричество. Разделение зарядов в туче и в облаке. Природа молнии. Гром. Шаровая молния. Как вести себя во время грозы?. | Схема громоотвода | Знать природу молнии, способы защиты от молнии | Доклады: « Защита от молний» , « Виды молний.» | Доклад | 30.10 |
10 | Полярные сияния | Что такое полярные сияния? Магнитное поле Земли. Магнитные бури Огни Эльма Фронтальный опыт: Обнаружение магнитного поля Земли. | компас. | Уметь находить магнитные полюса Земли, объяснять механизм образования полярных сияний | Подбор фото полярных сияний, радуги, миража… | 13.11 | |
11 | Излучения | Невидимый свет. Инфракрасное и рентгеновское излучения. Радиоволны. Ультрафиолетовое излучение .Образование « Дыр» в озоновом слое. Применение излучений и их влияние на здоровье людей. Опыт: нагревание излучением. | : теплоприёмник, электроплитка | Знать где и какие виды излучений применяются, значение озонового слоя для защиты Земли. | Доклады: использование излучений, открытие Чижевского | Обсуждение | 20.11 |
12 | Электричество в животном мире | Электрические скат, угорь, сом, гимнарх, гнатонемус, электростатические чувства змеи, полипы, бактерии . Акустическая защита пауков- птицеедов. Частота звука, как фактор выживания птенцов. Рыба удильщик. Перидинеи- источники света | Уметь выделять главное в тексте и пересказывать содержание. | Подбор материала о животных с физическим содержанием | Устные сообщения | 27.11 | |
13-14 | Солнечная система | 1.Солнце .Планеты Солнечной системы. Спутники планет. Солнечное и лунное затмения. Звёзды. Естественные источники света. Тень, полутень 2. Энергия Солнца. Как Солнце влияет на Землю? Солнечный ветер и межпланетные магнитные поля. Циклы Солнечной активности. Вспышки на Солнце. Солнце и здоровье людей. | Источник света, физическое тело, экран | Знать значение Солнца в жизни Земли. | Наблюдение звёздного неба, поверхности Луны .Рисунки солнечного и лунного затмения | Устные сообщения | 4.12 11.12 |
15 | Метеоры и метеориты | Метеоры в атмосфере. Болиды. Их свойства, происхождение, научное значение. Тунгусский метеорит. Метеорные потоки. Сихотэ- Алинский метеорный дождь. | карта | Уметь показывать на карте места падения больших меоритов. | Доклад: Способы защиты от метеоров. | Доклад | 18.12 |
16 | Физика и экология | Изменение климата Земли, звгрязнение вод суши, литосферы, атмосферы, космоса, ослабление озонового слоя, ухудшение среды жизни, проблема утилизации отходов. | Знать причины ухудшения среды жизни, способы её сохранения- новые изобретения | Доклады | 25.12 |
Используемая литература:
- « Земля неразгаданная» В.А.Мезенцев
- « Энциклопедия чудес» т.1 В. Мезенцев стр. 58
- « Популярная энциклопедия» т.2 В. Мезенцев стр.25
- « Занимательная физика» Перельман
- « Очерки о вселенной» Воронцов 1976
- « Человек и стихия» 1987
- « Физика в школе» №3 1998
- « Физика в школе»№5 1987 стр.17
- « Физика в школе»№1 1987 стр.15
- « Физика в школе»№4 1995 стр.8
- « Физика в школе» №6 1993 стр.6
- « Занимательная астрономия» Перельман Я.И.
- « Астрономия» т.8 Энциклопедия для детей Аванта 2004
- Энциклопедия для детей « Физика» т.16 часть 2 2005
- Энциклопедия для детей « Техника» т.14 2005
- Рыженков « Физика. Человек. Окружающая среда»
- Приваленко « Биохимическая оценка экологической ситуации в г. Ростове на Дону»
- Барбинов « Охрана окружающей среды»
- Браверман « Урок физики в современной школе»
- Есмагамбедов « Чудеса» полярная энциклопедия т.2 1990 стр. 275- 277
- « Физика в школе» №6 1995 стр.9
- « Физика в школе» №2 1995 стр.21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по физике "Физика в природе".
Викторина по физике "Физика в природе" для учащихся 7-9 классов. Организация, задания и ответы....
Урок физики "Красота природы и человека"
Данный урок проводился в рамках программы здоровьесбережения. Урок в форме игры для учащихся 8 класса....
презентация "Гармония физики и природы"
презентация представлена на региональный конкурс по физике "Истина где-то рядом"...
Презентация "Физика и природа родного края"
Презентацию можно использовать на первых уроках физики в 7 классе...
пропедевтический урок физики "Явления природы"
Предварительный урок физики в 6 классе,проводится в 4 четверти,знакомство с предметом физика...
Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (7 класс)
Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.Ведущая идея программы &nda...
Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (8 класс)
Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исслед...