Программа «Исследовательская деятельность обучающихся по математике»
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) на тему
Программа "Исследовательская деятельность обучающихся по математике" предназначена для учащихся 10 -11 классов. Занятия проводятся во внеурочное время. Рассчитана на 34 часа. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности формирования обучающихся свободной, творческой и ответственной личностью, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.
Цель: расширение кругозора учащихся в области достижений математики;
- развитие творческих способностей учащихся самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно выделить как одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения);
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
- повышение уровня знаний и эрудиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Паспорт программы «Исследовательская деятельность обучающихся по математике» 3
- Пояснительная записка 4
- Тематический план 6
- Содержание курса 7
- Календарно – тематическое планирование 9
- Методическое обеспечение программы 12
- Список литературы 13
Паспорт программы «Исследовательская деятельность обучающихся по математике»
Название программы | «Исследовательская деятельность обучающихся по математике» |
Руководитель программы | Начальник ГОУ ОКШИЖ – А.Р. Файзулин |
Организация – исполнитель | Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская кадетская школа – интернат железнодорожников», Г. Тайга, ул.Молодежная,15 |
Автор программы | Учитель математики ГБНОУ ГКШИЖ Исакова Н.А. |
Цель, основные задачи программы | Цель: расширение кругозора учащихся в области достижений математики; - развитие творческих способностей учащихся самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно выделить как одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения); - активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития; - совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся; - повышение уровня знаний и эрудиции. Задачи: -научить методам и приёмам научного исследования; - научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли; - формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия; - развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. |
Пояснительная записка
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.
Цель данной программы занятий:
- расширение кругозора учащихся в области достижений математики;
- развитие творческих способностей учащихся самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно выделить как одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения);
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
- повышение уровня знаний и эрудиции.
Задачи:
Обучающие:
- научить правильно применять математическую терминологию;
– научить работать с разными источниками информации;
– научить методам и приёмам научного исследования;
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
- формировать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
- воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей.
Методы ведения занятий определяются их целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов предполагает приобретение учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, способности к моделированию ситуаций.
Данные занятия позволяют создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Исследовательская деятельность ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10 -11 классов. Занятия проводятся во внеурочное время.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира
| 3 |
2 | Раздел 2. Работа над исследованием
| 15 |
3 | Раздел 3. Подведение итогов. Оформление результатов 3.1. Требования к оформлению исследования. 3.2. Предоставление предварительных вариантов работ. 3.3. Требования к введению 3.4. Предоставление основной части 3.5. Правила написания заключения 3.6. Требования к оформлению списка литературы 3.7. Предоставление работы, устранение замечаний 3.8. Ознакомление обучающегося с рецензией на исследование 3.9. Выбор формы представления исследования 3.10. Рекомендации кадетам для публичного выступления 3.11. Оформление результатов | 11 |
4 | Раздел 4. Предоставление результатов исследования 4.1. Самооценка сформированности учебно-исследовательских умений. 4.2. Предварительная пробная защита проектов. 4.3. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. 4.4. Защита исследовательских проектов. 4.5. Итоговое занятие. Обсуждение результатов выполненной работы. | 5 |
Итого: | 34 |
Содержание курса
Раздел 1.
Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира
На этом этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы.
Раздел 2.
Работа над исследованием
Обучающийся под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования.
Раздел 3.
Подведение итогов. Оформление результатов
Обучающийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.
Раздел 4.
Предоставление результатов исследования
Обучающийся подводит итоги: формулирует результаты исследования; делает выводы; анализирует итоги работы.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся
в процессе реализации программы
В ходе реализация программы «Учебно-исследовательская деятельность по математике» обучающиеся должны:
знать/понимать:
- структуру исследовательскойдеятельности;
- этапы реализации работы;
- виды учебных исследований;
- основные методы исследования.
уметь:
- определять цели деятельности, планировать ее;
- планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
- соотносить результат деятельности с поставленной целью;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
- оценивать себя и других;
- выступать перед аудиторией.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.
Календарно-тематическое планирование
№ П/П | КОЛ-ВО ЧАСОВ | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА | НАГЛЯДНЫЕ ПОСОСБИЯ И ТСО | ТИП ЗАНЯТИЯ | СРОКИ |
Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира | 3 | ||||
1 | 1 | Цели, задачи исследовательской работы | Раздаточный материал | 1 | 1-я неделя сентября |
2 | 1 | Виды учебных исследований обучающихся. | Раздаточный материал | 1 | 2- я неделя сентября |
3 | 1 | Виды учебных исследований обучающихся. | Раздаточный материал | 1 | 3-я неделя сентября |
Работа над исследованием | 15 | ||||
4 | 1 | Выбор темы. | 7 | 4-я неделя сентября | |
5 | 1 | Формулировка цели исследования. | 7 | 1-я неделя октября | |
6 | 1 | Постановка задач исследования | 7 | 2-я неделя октября | |
7 | 1 | Выдвижение гипотезы исследования. | 7 | 3-я неделя октября | |
8 | 1 | Составление плана исследования. | 7 | 4-я неделя октября | |
9-10 | 2 | Основные методы исследования, выбор оптимальных методов. | Раздаточный материал | 7 | 5-я неделя октября, 2-я неделя ноября |
11 | 1 | Работа с библиотечными каталогами. | 7 | 3-я неделя ноября | |
12-13 | 2 | Изучение выбранной темы, сбор информации | 7 | 4-я неделя ноября 1-я неделя декабря | |
14-15 | 2 | Поиск информации по выбранной теме в ресурсах Интернета. | 7 | 2-я неделя декабря | |
16 | 1 | Обработка информации, полученной из Интернета. | 7 | 3-я неделя декабря | |
17 | 1 | Анализ и структурирование материалов исследования. | 7 | 4-я неделя декабря | |
18 | 1 | Предварительные выводы. | 3 | 3-я неделя января | |
Подведение итогов. Оформление результатов | 11 | ||||
19 | 1 | Требования к оформлению исследования. | Раздаточный материал | 1 | 4-я неделя января |
20 | 1 | Предоставление предварительных вариантов работ. | 3 | 5-я неделя января | |
21 | 1 | Требования к введению | Раздаточный материал | 1 | 1-я неделя февраля |
22 | 1 | Предоставление основной части | 4 | 2-я неделя февраля | |
23 | 1 | Правила написания заключения | Раздаточный материал | 1 | 3-я неделя февраля |
24 | 1 | Требования к оформлению списка литературы | Раздаточный материал | 1 | 4-я неделя февраля |
25 | 1 | Предоставление работы, устранение замечаний | 3 | 1-я неделя марта | |
26 | 1 | Ознакомление обучающегося с рецензией на исследование | Раздаточный материал | 1 | 2-я неделя марта |
27 | 1 | Выбор формы представления исследования | Раздаточный материал | 7 | 3-я неделя марта |
28 | 1 | Рекомендации кадетам для публичного выступления | Раздаточный материал | 2 | 1-я неделя апреля |
29 | 1 | Оформление результатов | 3 | 2-я неделя апреля | |
Предоставление результатов исследования | 5 | ||||
30 | 1 | Самооценка сформированности учебно-исследовательских умений. | 4 | 3-я неделя апреля | |
31 | 1 | Предварительная пробная защита проектов. | 3 | 4-я неделя апреля | |
32 | 1 | Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. | 7 | 5-я неделя апреля | |
33 | 1 | Защита исследовательских проектов. | 3 | 1-я неделя мая | |
34 | 1 | Итоговое занятие. Обсуждение результатов выполненной работы. | 3 | 2-я неделя мая |
Тип занятия:
- Изучение нового материала.
- Закрепление и применение знаний.
- Обобщение по теме.
- Проверка знаний, умений, навыков.
- Комбинированное.
- Лабораторная работа.
- Практическая работа.
Методическое обеспечение программы
№ п\п | Раздел или тема по программе | Форма занятий | Методы и приемы организации уч.-восп. процесса ( в рамках занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира | Комбинированное занятие. Беседа. | Беседа. Объяснение. Комментированный показ. Демонстрация | Примеры исследовательских работ, презентации. | Ноутбук, проектор | Опрос |
2 | Работа над исследованием | Занятие-практикум. Практическая работа. Самостоятельная работа. | Беседа. Объяснение. Комментированный показ. Демонстрация | Примеры исследовательских работ, презентации. | Ноутбук, проектор | Практический контроль |
3 | Подведение итогов. Оформление результатов | Комбинированное занятие. Занятие-практикум. Самостоятельная работа. | Беседа. Объяснение. Комментированный показ. Демонстрация | Примеры исследовательских работ, Презентации. | Ноутбук, проектор | Практический контроль. |
4 | Предоставление результатов исследования | Научно- практическая конференция | Беседа. Объяснение. Комментированный показ. Демонстрация | Исследовательские проекты, презентации. | Ноутбук, проектор | Практический контроль. Выступление на конференции |
Список литературы
- Большая школьная христоматия.
- «Мы – будущее Кузбасса». Материалы IX научно-практической конференции обучающихся Губернаторского многопрофильного лицея – интерната \ под общей ред. А.В. Аглушевича; Кемерово Изд-во КРИПКиПРО. 2009.
- «Мы – будущее Кузбасса». Материалы IX научно-практической конференции обучающихся Губернаторского многопрофильного лицея – интерната интерната \ под общей ред. А.В. Аглушевича; Кемерово Изд-во КРИПКиПРО.2010.
- http://nsportal.ru
- http://doc4web.ru
- http://ippk.arkh-edu.ru
- http://nnm-club.me
- http://festival.1september.ru
- http://www.dslib.net
- http://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики
Основная задача среднего образования - подготовка обучающихся к дальнейшей деятельности, активных членов современного общества, умеющих самостоятельно анализировать, принимать решения идостигать желае...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики.
доклад по теме с презентацией...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектно-исследовательским формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания опреде...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
в данной статье изложены возможности исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики...
ПРОГРАММА Внеурочная деятельность обучающихся по математике
ПРОГРАММАВнеурочная деятельность обучающихся по математике...
Исследовательская деятельность обучающихся по математике
В статье раскрываются методы и формы работы с обучающимися по математике...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...