Программа «Исследовательская деятельность обучающихся по математике»
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) на тему

Наталья Александровна Исакова

Программа "Исследовательская деятельность обучающихся по математике" предназначена для учащихся 10 -11 классов. Занятия проводятся во внеурочное время. Рассчитана на 34 часа. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности формирования обучающихся свободной, творческой и ответственной личностью, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. 

Цель: расширение кругозора учащихся в области достижений математики;

- развитие творческих способностей учащихся самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно выделить как одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения);

- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;

 

- повышение уровня знаний и эрудиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Паспорт программы «Исследовательская деятельность обучающихся по математике»                                                                                                                        3
  2. Пояснительная записка                                                                                                     4
  3. Тематический план                                                                                                            6
  4. Содержание курса                                                                                                              7
  5. Календарно – тематическое планирование                                                                     9
  6. Методическое обеспечение программы                                                                        12
  7. Список литературы                                                                                                          13

Паспорт программы «Исследовательская деятельность обучающихся по математике»

Название программы

«Исследовательская деятельность обучающихся по математике»

Руководитель программы

Начальник ГОУ ОКШИЖ – А.Р. Файзулин

Организация – исполнитель

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская кадетская школа – интернат железнодорожников», Г. Тайга, ул.Молодежная,15

Автор программы

Учитель математики ГБНОУ ГКШИЖ Исакова Н.А.

Цель, основные задачи программы

Цель: расширение кругозора учащихся в области достижений математики;

- развитие творческих способностей учащихся самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно выделить как одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения);

- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;

- повышение уровня знаний и эрудиции.

Задачи:

-научить методам и приёмам научного исследования;

- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

- формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

- развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей.

Пояснительная записка

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.    (Н.Рыленков)

Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.

Цель данной программы занятий:

-  расширение кругозора учащихся в области достижений математики;

- развитие творческих способностей учащихся самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно выделить как одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения);

- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;

- повышение уровня знаний и эрудиции.

Задачи:

Обучающие:

- научить правильно применять математическую терминологию;

– научить работать с разными источниками информации;

– научить методам и приёмам научного исследования;

- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:
- формировать навыки самостоятельной работы;

- воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

- воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:
- развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;

-  развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей.

   Методы ведения занятий определяются их целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов предполагает приобретение учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, способности к моделированию ситуаций.

Данные занятия  позволяют создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.  Исследовательская деятельность ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.

   Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10 -11 классов. Занятия проводятся во внеурочное время.

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Раздел 1.

Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира

  1. Цели, задачи исследовательской работы
  2. Виды учебных исследований обучающихся.
  3. Виды учебных исследований обучающихся

3

2

Раздел  2.

Работа над исследованием

  1. Выбор темы.
  2. Формулировка цели исследования.
  3. Постановка задач исследования
  4. Выдвижение гипотезы исследования.
  5. Составление плана исследования.
  6. Основные методы исследования, выбор оптимальных методов.
  7. Работа с библиотечными каталогами.
  8. Изучение выбранной темы, сбор информации
  9. Поиск информации по выбранной теме  в ресурсах Интернета.
  10. Обработка информации, полученной из Интернета.
  11. Анализ и структурирование материалов исследования.
  12. Предварительные выводы.

15

3

Раздел 3.

Подведение итогов. Оформление результатов

3.1. Требования к оформлению исследования.

3.2. Предоставление предварительных вариантов работ.

3.3. Требования к введению

3.4. Предоставление основной части

3.5. Правила написания заключения

3.6. Требования к оформлению списка литературы

3.7. Предоставление работы, устранение замечаний

3.8. Ознакомление обучающегося с рецензией на исследование

3.9. Выбор формы представления исследования

3.10. Рекомендации кадетам для публичного выступления

3.11. Оформление результатов

11

4

Раздел 4.

Предоставление результатов исследования

4.1. Самооценка сформированности учебно-исследовательских умений.

4.2. Предварительная пробная защита проектов.

4.3. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

4.4. Защита исследовательских проектов.

4.5. Итоговое занятие. Обсуждение результатов выполненной работы.

5

Итого:

34

Содержание курса

Раздел 1.

Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира

   На этом этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы.

Раздел 2.

Работа над исследованием

Обучающийся под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования.

Раздел 3.

Подведение итогов. Оформление результатов

Обучающийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

Раздел 4.

Предоставление результатов исследования

Обучающийся подводит итоги: формулирует результаты исследования; делает выводы; анализирует итоги работы.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся

в процессе реализации программы

В ходе реализация программы «Учебно-исследовательская деятельность по математике» обучающиеся должны:  

знать/понимать:

- структуру исследовательскойдеятельности;

- этапы реализации работы;

- виды учебных исследований;

- основные методы исследования.

   уметь:

- определять цели деятельности, планировать ее;

- планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;

- соотносить результат деятельности с поставленной целью;

- использовать различные источники информации;

- самостоятельно отбирать и накапливать материал;

- анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;

- оценивать себя и других;

- выступать перед аудиторией.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.

Календарно-тематическое планирование

№ П/П

КОЛ-ВО ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОСБИЯ И ТСО

ТИП ЗАНЯТИЯ

СРОКИ

Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира

3

1

1

Цели, задачи исследовательской работы

Раздаточный материал

1

1-я неделя сентября

2

1

Виды учебных исследований обучающихся.

Раздаточный материал

1

2- я неделя сентября

3

1

Виды учебных исследований обучающихся.

Раздаточный материал

1

3-я неделя сентября

Работа над исследованием

15

4

1

Выбор темы.

7

4-я неделя сентября

5

1

Формулировка цели исследования.

7

1-я неделя октября

6

1

Постановка задач исследования

7

2-я неделя октября

7

1

Выдвижение гипотезы исследования.

7

3-я неделя октября

8

1

Составление плана исследования.

7

4-я неделя октября

9-10

2

Основные методы исследования, выбор оптимальных методов.

Раздаточный материал

7

5-я неделя октября,

2-я неделя ноября

11

1

Работа с библиотечными каталогами.

7

3-я неделя ноября

12-13

2

Изучение выбранной темы, сбор информации

7

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

14-15

2

Поиск информации по выбранной теме  в ресурсах Интернета.

7

2-я неделя декабря

16

1

Обработка информации, полученной из Интернета.

7

3-я неделя декабря

17

1

Анализ и структурирование материалов исследования.

7

4-я неделя декабря

18

1

Предварительные выводы.

3

3-я неделя января

Подведение итогов. Оформление результатов

11

19

1

Требования к оформлению исследования.

Раздаточный материал

1

4-я неделя января

20

1

Предоставление предварительных вариантов работ.

3

5-я неделя января

21

1

Требования к введению

Раздаточный материал

1

1-я неделя февраля

22

1

Предоставление основной части

4

2-я неделя февраля

23

1

Правила написания заключения

Раздаточный материал

1

3-я неделя февраля

24

1

Требования к оформлению списка литературы

Раздаточный материал

1

4-я неделя февраля

25

1

Предоставление работы, устранение замечаний

3

1-я неделя марта

26

1

Ознакомление обучающегося с рецензией на исследование

Раздаточный материал

1

2-я неделя марта

27

1

Выбор формы представления исследования

Раздаточный материал

7

3-я неделя марта

28

1

Рекомендации кадетам для публичного выступления

Раздаточный материал

2

1-я неделя апреля

29

1

Оформление результатов

3

2-я неделя апреля

Предоставление результатов исследования

5

30

1

Самооценка сформированности учебно-исследовательских умений.

4

3-я неделя апреля

31

1

Предварительная пробная защита проектов.

3

4-я неделя апреля

32

1

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

7

5-я неделя апреля

33

1

Защита исследовательских проектов.

3

1-я неделя мая

34

1

Итоговое занятие. Обсуждение результатов выполненной работы.

3

2-я неделя мая

Тип занятия:

  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление и применение знаний.
  3. Обобщение по теме.
  4. Проверка знаний, умений, навыков.
  5. Комбинированное.
  6. Лабораторная работа.
  7. Практическая работа.

Методическое обеспечение программы

№ п\п

Раздел или тема по программе

Форма занятий

Методы и приемы организации уч.-восп. процесса ( в рамках занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира

Комбинированное занятие.

Беседа.

Беседа.

Объяснение.

Комментированный показ.

Демонстрация

Примеры исследовательских работ, презентации.

Ноутбук, проектор

Опрос

2

Работа над исследованием

Занятие-практикум.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Беседа.

Объяснение.

Комментированный показ.

Демонстрация

Примеры исследовательских работ, презентации.

Ноутбук, проектор

Практический контроль

3

Подведение итогов. Оформление результатов

Комбинированное занятие.

Занятие-практикум.

Самостоятельная работа.

Беседа.

Объяснение.

Комментированный показ.

Демонстрация

Примеры исследовательских работ, Презентации.

Ноутбук, проектор

Практический контроль.

4

Предоставление результатов исследования

Научно- практическая конференция

Беседа.

Объяснение.

Комментированный показ.

Демонстрация

Исследовательские проекты, презентации.

Ноутбук, проектор

Практический контроль.

Выступление на конференции

Список литературы

  1. Большая школьная христоматия.
  2. «Мы – будущее Кузбасса».  Материалы IX научно-практической конференции обучающихся Губернаторского многопрофильного лицея – интерната \ под общей ред. А.В. Аглушевича; Кемерово Изд-во КРИПКиПРО. 2009.
  3. «Мы – будущее Кузбасса».  Материалы IX научно-практической конференции обучающихся Губернаторского многопрофильного лицея – интерната интерната \ под общей ред. А.В. Аглушевича; Кемерово Изд-во КРИПКиПРО.2010.
  4. http://nsportal.ru
  5. http://doc4web.ru
  6. http://ippk.arkh-edu.ru
  7. http://nnm-club.me
  8. http://festival.1september.ru
  9. http://www.dslib.net
  10. http://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики

Основная задача среднего образования - подготовка обучающихся к дальнейшей деятельности, активных членов современного общества, умеющих самостоятельно анализировать, принимать решения идостигать желае...

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектно-исследовательским формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания опреде...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

в данной статье изложены возможности исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики...

ПРОГРАММА Внеурочная деятельность обучающихся по математике

ПРОГРАММАВнеурочная деятельность обучающихся по математике...

Исследовательская деятельность обучающихся по математике

В статье раскрываются методы и формы работы с обучающимися по математике...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...