Программа элективного курса для обущающихся 5-6 классов "МИР ЗНАНИЙ"
календарно-тематическое планирование по физике (5 класс)
Программа элективного курса "Мир знаний" написана для учащихся 5-6 классов.
В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Данная программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. В последней главе уделяется большое внимание значению научных открытий для практических нужд человек, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-6_klass_mir_znaniy.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»
Программа элективного курса
для учащихся 5-6 классов
"Мир Знаний"
Составитель:
Кольмиллер Светлана Геннадьевна
Кемерово 2018г.
Пояснительная записка.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
Программа написана для учащихся 5-6 классов.
В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром.
Данная программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. В последней главе уделяется большое внимание значению научных открытий для практических нужд человек, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе. Содержание программы предусматривает проведение 36 лабораторных работ и 4 контрольных работ.
Цели и задачи курса.
- Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
- Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов.
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов.
- Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
- Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Методы и средства обучения.
В спецкурсе используются эвристические исследовательские методы обучении: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Основные формы организации учебных занятий.
В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
- консультация с учителем;
- работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;
- подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать и понимать:
- смысл понятий: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления, их существенные признаки; механическое движение, траектория, путь, скорость, относительность механического движения, звук, источники звука; температура, теплопередача, виды теплопередач, агрегатные переходы; электрический ток, сила тока, напряжение, источники тока, виды соединений потребителей тока, тепловое, химическое, магнитное действие электрического тока; свет, луч света, тень, отражение и преломление света, атмосфера, влажность воздуха; механическая работа, энергия;
- роль эксперимента в изучении физических явлений; методы научного познания;
- особенности проведения физических исследований;
- роль человека в изменении окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
-описывать изучаемые физические явления и процессы;
-использовать физические приборы для измерения размеров физического тела, температуры, объёма, силы, силы тока, напряжения, атмосферного давления, влажности воздуха;
- на основе результатов исследований выявлять следующие закономерности: зависимость интенсивности протекания диффузии от агрегатного состояния и температуры тела; зависимость силы взаимодействия частиц от расстояния между ними; зависимость силы упругости от деформации; зависимость силы трения от массы тела и от обработки поверхности; зависимость давления тела от площади опоры; зависимость высоты звука от частоты колебаний; увеличении длины (объёма) тела при нагревании и уменьшение длины (объёма) тела при охлаждении; зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества и ветра; понижение температуры жидкости при испарении; сила тока одинакова во всех участках цепи при последовательном соединении; напряжение при параллельном соединении проводников одинаково; общее напряжение при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи; сила тока в неразветвленной цепи равно сумме силы токов в отдельных участках цепи; зависимость изображения в линзе от расстояния от предмета до линзы;
- приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;
- проектировать пути решения экологических проблем;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.
Содержание программы. (68 ч.)
5 класс (34 ч.)
1. Мы познаем мир, в котором мы живем. (6ч.)
Природа живая и неживая. Явления природы. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерение. Измерительные приборы. Математическая запись больших и маленьких величин. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, мензурка.
Лабораторные работы.
1. Зависимость периода колебания нитяного маятника от длины нити.
2. Изготовление линейки и ее использование.
3. Определение цены деления измерительного прибора.
2. Пространство.(10 ч.)
Пространство и его свойства. Измерение размеров разных тел. Углы помогают изучать пространство. Как и для чего измеряют площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тела.
Измерительные приборы: линейка, транспортир, мензурка.
Лабораторные работы.
4. Различные методы измерения длины.
5. Измерение углов при помощи транспортира.
6. Измерение площадей разных фигур.
7. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
3. Время. (3 ч.)
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки . Календарь.
Измерительные приборы: часы, секундомер, электромагнитный отметчик.
Лабораторные работы.
8. Измерение периода колебаний нитяного маятника.
9. Стробоскопический метод измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости.
4. Движение. (6 ч.)
Механическое движение. Траектория. Виды механических движений. Пройденный путь. Скорость. Относительность механического движения.
Измерительные приборы: линейка, часы, электромагнитный отметчик.
Лабораторные работы.
10. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
11. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
12. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
13. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
5. Взаимодействия. (9 ч.)
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе. Векторное изображение сил. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Измерительные приборы: линейка, динамометр.
Лабораторные работы.
14. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
15. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
16. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
17. Изучение зависимости силы трения от веса тела.
18. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
19. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.
20. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с землей и пружиной.
6 класс (34 ч.)
1. Строение вещества. Тепловые явления. (11 ч.)
Инертность тел. Масса. Плотность. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Температура. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение. Давление газа. Атмосфера Земли. Влажность воздуха.
Измерительные приборы: термометр, мензурка, весы.
Лабораторные работы.
1. Измерение массы тела на рычажных весах.
2. Измерение плотности вещества.
3. Измерение температуры вещества.
4. Градуировка термометра.
5. Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состоянии.
6. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
2. Электромагнитные явления. (11 ч.)
Электризация тел. Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Источники тока. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения. Тепловое действие тока. Магнитные действия тока. Химическое действие тока.
Измерительные приборы: источник тока, провода, лампа, амперметр, вольтметр, магниты.
Лабораторные работы.
7. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.
8. Сборка электрической цепи.
9. Изучение взаимодействия магнитов.
10. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.
3. Звуковые явления. (4ч.)
Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука.
4. Световые явления (8 ч.)
Свет. Луч света. Образование теней. Солнечное и лунное затмение. Отражение и преломление света. Зеркала. Линзы. Оптические приборы. Глаз. Очки. Цвет.
Измерительные приборы: транспортир, линза, линейка.
Лабораторные работы.
11. Проверка закона отражения света.
12. Наблюдение преломления света.
13. Получение изображения с помощью линзы.
Тематическое планирование.
5 класс.
№ | Тема урока | Кол-во час. | Требования к уровню подготовки учащихся. |
1. | Мы познаем мир, в котором живем. 6 | ||
1 | Инструктаж по Т.Б. Природа. Что изучает физика. | 1 | Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и маленьких величин. Что мы знаем о строении Вселенной. |
2 | Физические величины и их измерения. | 1 | |
3 | Лаб.раб. №1 «Зависимость периода колебания нитяного маятника от длины нити». | 1 | |
4 | Лаб.раб. №2 «Изготовление линейки и ее использование». | 1 | |
5 | Измерительные приборы. | 1 | |
6 | Лаб.раб. №3 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | |
2. | Пространство. 10 | ||
7 | Пространство и его свойства. | 1 | Пространство и его свойства. Измерение размеров разных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тела. |
8 | Измерение размеров разных тел. | 1 | |
9 | Лаб.раб. №4 «Различные методы измерения длины». | 1 | |
10 | Углы помогают изучать пространство. | 1 | |
11 | Лаб.раб. №5 «Измерение углов при помощи транспортира». | 1 | |
12 | Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. | 1 | |
13 | Лаб.раб. №6 «Измерение площадей разных фигур». | 1 | |
14 | Как и для чего измеряют объем тела. | 1 | |
15 | Лаб.раб. №7 «Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра». | 1 | |
16 | Контрольная работа №1 | 1 | |
3. | Время. 3 | ||
17 | Время. Измерение интервалов времени. | 1 | Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь. |
18 | Лаб.раб. № 8«Измерение периода колебаний нитяного маятника». | 1 | |
19 | Лаб.раб. №9 «Стробоскопический метод измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости». | 1 | |
4. | Движение. 6 | ||
20 | Механическое движение. | 1 | Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет солнечной системы. |
21 | Лаб.раб. №10 «Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника)». | 1 | |
22 | Скорость. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | |
23 | Лаб.раб. №11 «Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени». | 1 | |
24 | Лаб.раб. №12 «Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени». | 1 | |
25 | Лаб.раб.№13 «Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета». | 1 | |
5. | Взаимодействия. 9 | ||
26 | Взаимодействие тел. Силы в природе. | 1 | Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. |
27 | Лаб.раб.№14 «Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной». | 1 | |
28 | Лаб.раб.№15 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины». | 1 | |
29 | Лаб.раб.№16 «Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром». | 1 | |
30 | Лаб.раб.№17 «Изучение зависимости силы трения от веса тела». | 1 | |
31 | Лаб.раб.№18 «Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость». | 1 | |
32 | Лаб.раб.№19 «Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи». | 1 | |
33 | Лаб.раб.№20 «Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с землей и пружиной». | 1 | |
34 | Контрольная работа №2. | 1 |
6 класс.
№ | Тема урока | Кол-во час. | Требования к уровню подготовки учащихся. |
1. | Строение вещества. Тепловые явления. 11 | ||
1 | Инструктаж по Т.Б. Инертность тел. Масса. | 1 | Инертность тел. Масса. Плотность. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Температура. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение. Давление газа. Атмосфера Земли. Влажность воздуха. Измерительные приборы: термометр, мензурка, весы. |
2 | Лаб.раб. №1 «измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | |
3 | Плотность. | 1 | |
4 | Лаб.раб. №2 «Измерение плотности вещества». | 1 | |
5 | Диффузия. Броуновское движение. Агрегатные состояния вещества. | 1 | |
6 | Температура. Термометр. | 1 | |
7 | Лаб.раб. №3 «Измерение температуры вещества». | 1 | |
8 | Лаб.раб.№4 «Градуировка термометра». | 1 | |
9 | Лаб.раб.№5 «Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состоянии». | 1 | |
10 | Давление. Атмосфера Земли. | 1 | |
11 | Лаб.раб.№6 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | 1 | |
2. | Электромагнитные явления. 11 | ||
12 | Электризация тел. Взаимодействие зарядов. | 1 | Электризация тел. Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Источники тока. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения. Тепловое действие тока. Магнитные действия тока. Химическое действие тока. Измерительные приборы: источник тока, провода, лампа, амперметр, вольтметр, магниты. |
13 | Лаб.раб. №7 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия». | 1 | |
14 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | |
15 | Электрическая цепь. | 1 | |
16 | Лаб.раб. №8 «Сборка электрической цепи. Наблюдение действия электрического тока». | 1 | |
17 | Действие электрического тока. | 1 | |
18 | Электричество в быту. Производство электроэнергии. | 1 | |
19 | Взаимодействие магнитов. | 1 | |
20 | Лаб.раб. №9 «Изучение взаимодействия магнитов». | 1 | |
21 | Лаб.раб. № 10 «Сборка электромагнита и изучение его характеристик». | 1 | |
22 | Контрольная работа №1 | 1 | |
3. | Звуковые явления. 4 | ||
23 | Звук. Источники звука. | 1 | Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. |
24 | Звуковая волна. Эхо. | 1 | |
25 | Громкость и высота звука. | 1 | |
26 | Эхолокация. | 1 | |
4. | Световые явления. 8 | ||
27 | Прямолинейное распространение света. | 1 | Свет. Луч света. Образование теней. Солнечное и лунное затмение. Отражение и преломление света. Зеркала. Линзы. Оптические приборы. Глаз. Очки. Цвет. Измерительные приборы: транспортир, линза, линейка. |
28 | Лунные и солнечные затмения. | 1 | |
29 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | |
30 | Лаб.раб. № 11 «Проверка закона отражения света». | 1 | |
31 | Преломление света. | 1 | |
32 | Лаб.раб. № 12 «Наблюдение преломление света». | 1 | |
33 | Лаб.раб. № 13 «Получение изображения с помощью линз». | 1 | |
34 | Контрольная работа №2. | 1 |
Список литературы.
1. Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.1998г.
2. Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 1994.
3. Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 1994г.
4. Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2000г.
5. Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 класс. 2001-2003, СТП, Школа
6. Гуревич А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С., Физика. Химия. 5-6 класс, Дрофа, 1998-2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Программа элективного курса Основы медицинских знаний.
Данный курс поможет поддержать и углубить знания учащихся по биологии, медицине. Предназначен для уч-ся 9-11 классов....
Программа элективного курса Основы медицинских знаний.
Элективный курс «Основы медицинских знаний » предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медиц...
Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов
p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся не готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...
программа элективного курса "Основы экономических знаний"
Курс предназначен дляобучающихся 9 классов. Но также материал может был использован на уроках обществознания в 8- 11 классах. Основной прием на занятиях - игровой. Курс помогает определиться с п...
Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний
Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....