Рабочая программа по физике 9 класс (обучение на дому)
календарно-тематическое планирование (физика, 9 класс) по теме

Мельникова Светлана Евгеньевна

Данная программа может быт использована при преподавании индивидуального обучения. На изучение физики классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika9_ind_obuch.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено на заседании МО

учителей естественно-научного цикла

Протокол № 1 от «__»______________2013 г.

Руководитель МО_________________________

Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 22

___________И.А. Маляревич

Приказ №___от 31.08.2013 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Физика» (обучение на дому)

9 класс

Программа разработана

учителем физики

Мельниковой С.Е.

Оленегорск

2013

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике разработана на 34 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования

Результаты обучения

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Основное содержание (34  часа)

Физика и физические методы изучения природы (1 час)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Механические явления (10 часов)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. 

Лабораторные работы и опыты

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение силы динамометром.

Тепловые явления (10 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Температура и ее измерение.

Внутренняя энергия. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение.

Лабораторные работы и опыты

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Электрические и магнитные явления (10 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток.

Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Лабораторные работы и опыты

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Электромагнитные колебания и волны (3 час)

Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы.


Учебно-тематический план

Раздел примерной программы

Кол-во часов

1

Физика и физические методы изучения природы

1

2

Механические явления

10

3

Тепловые явления

10

4

Электрические и магнитные явления

10

5

Электромагнитные колебания и волны

3

ИТОГО

34


Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ п/п

№ урока

Дата

Тема раздела, тема урока

Элементы содержания

Примечание

Физика и физические методы изучения природы (1 час)

1

1

Что изучаете физика. Некоторые физические термины

Физика — наука о природе. Демонстрации: Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Механические явления (10 часов)

2

1

Механическое движение

Механическое движение.

Использование ИКТ

3

2

Скорость. Единицы скорости

Скорость равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость.

Использование ИКТ

4

3

Расчет пути и времени движения

Методы измерения расстояния, времени и скорости. Решение расчетных задач.

5

4

Инерция

Явление инерции. Демонстрации: Явление инерции. 

Использование ИКТ

6

5

Масса тела. Единицы массы

Масса тела. Единицы массы. Инертность

7

6

Измерение массы тела на весах

Лабораторная работа «Измерение массы»

Инструктаж по ТБ

8

7

Плотность вещества

Плотность вещества.

Лабораторная работа  «Измерение плотности твердого тела».

Инструктаж по ТБ

9

8

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

Лабораторная работа № 8 «Измерение силы динамометром»

Инструктаж по ТБ

10

9

Сила упругости. Закон Гука. Динамометр

Сила упругости. Демонстрации: Зависимость силы упругости от деформации пружины. 

Методы измерения силы. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы динамометром»

11

10

Контрольная работа  «Взаимодействие тел. Сила»

Взаимодействие тел. Сила.

Тепловые явления (10 часов)

12

1

Тепловое движение. Температура

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. 

Демонстрации:

Принцип действия термометра.

13

2

Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии тела

Внутренняя энергия Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

Демонстрации: Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

14

3

Теплопроводность

Виды теплопередачи: теплопроводность

Демонстрации: Теплопроводность различных материалов.

15

4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты Удельная теплоемкость

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

Удельная теплоемкость.

Демонстрации: Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ

16

5

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Решение задач.

Лабораторная работа  «Измерение удельной теплоемкости вещества»

17

6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Решение задач. Расчет количества теплоты при теплообмене.

18

7

Агрегатные состояния вещества

Агрегатные состояния вещества. Твердое, жидкое и газообразные состояния

19

8

График плавления и отвердевания кристаллических тел

Плавление и кристаллизация.

20

9

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Влажность воздуха.

Демонстрации: Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром

21

10

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

Электрические и магнитные явления (10 часов)

22

1

Электризация

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Два рода зарядов Электроскоп

23

2

Электрическое поле Электрон

Электрическое поле. Действие Электрического поля на электрические заряды.

24

3

Электрическая цепь и её составные части

Демонстрации: Источники постоянного тока. Составление электрической цепи

Электрическая цепь и её составные части. Постоянный электрический ток. Источник постоянного тока. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения»

25

4

Действия и направления электрического тока

Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. Направление электрического тока

26

5

Сила тока. Измерение силы тока

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Демонстрации: Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи

27

6

Электрическое напряжение. Измерение напряжения

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

Демонстрации: Измерение напряжения вольтметром

28

7

Электрическое сопротивление

Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления

29

8

Закон Ома для участка цепи

Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи.

30

9

Последовательное соединение проводников

Последовательное соединение проводников. Законы параллельного соединение проводников

Демонстрации: Измерение напряжений в последовательной электрической цепи

Лабораторная работа  «Изучение последовательного соединения проводников»

31

10

Параллельное соединение проводников

Параллельное соединение проводников. Законы параллельного соединения проводников

Лабораторная работа «Изучение параллельного соединения проводников»

Электромагнитные колебания и волны (16 часов)

32

1

Источники света Распространение света

Свет – электромагнитная волна. Свет – это видимое излучение. Световой луч, Тень, Полутень

Демонстрации: Источники света Прямолинейное распространение света.

Демонстрации: прямолинейное распространение света

33

2

Линзы Формула тонкой линзы

Линза. Фокусное расстояние линзы Формула линзы. Фокусное расстояние. Расстояние от предмета до линзы. Расстояние от линзы до изображения

34

3

Контрольная работа по теме «Электрический ток. Электромагнитные колебания и волны»


Перечень учебно-методического обеспечения

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. http://school-collection.edu.ru/
  2. http://class-fizika.narod.ru/

Основная литература для учителя:

  1. Годова И.В. Физика. 9 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011
  2. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс/Сост. Н.И. Зорин. – М.: ВАКО, 2012.
  3. Камецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М. 1971
  4. Лукашик В.И., Е.В. Иванова. Сборник задач по физике, 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература для учителя:

  1. http://www.fizika.ru/
  2. http://www.physics.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа  по технологии  (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии  составлено в соответствии с авторской прог...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.

Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...

Рабочая программа по биологии для обучения на дому ученика 8 класса

Рабочая прогамма: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс.

Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс. Учебник: А.Г.Мордкович....

Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.

Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.Л.С. Атанасян....

Рабочие программы для 5 класса (обучение на дому)

Рабочие программы составленны в соответствиис ФГОС. Предназначены для обучающегося 5 класса с нарушением интеллекта. Обучение на дому....