Рабочая программа по физике 10 класс (обучение на дому)
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) по теме
Данная программа может быт использована при преподавании индивидуального обучения. На изучение физики классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_10_11_ind_obuchenie.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «__»______________2013 г. Руководитель МО_________________________ | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 22 ___________И.А. Маляревич Приказ №___от _________2013 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
10 класс
(обучение на дому)
Программа разработана
учителем физики
Мельниковой С.Е.
Оленегорск
2013
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
На изучение физики в 10 классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа).
Результаты обучения
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание (34 часа)
Физика и методы научного познания (2 час)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (10 час)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.
Лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Молекулярная физика (13 час)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Электродинамика (9 час)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи.
.
Лабораторные работы
Измерение элементарного заряда.
Учебно-тематический план
Раздел | Кол-во часов |
Физика и методы научного познания | 2 |
Механика | 10 |
Молекулярная физика | 13 |
Электродинамика | 9 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | № урока | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Физика и методы научного познания 2 | |||||
1 | 1 | Физика – наука о природе | Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Моделирование физических явлений и процессов | ||
2 | 2 | Научные гипотезы | Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории | ||
Механика 10 | |||||
3 | 1 | Механическое движение и его виды | Механическое движение и его виды | ||
4 | 2 | Прямолинейное равноускоренное движение | Прямолинейное равноускоренное движение | ||
5 | 3 | Свободное падение тел | Свободное падение тел Демонстрации: падение тел в воздухе и в вакууме Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения» | Инструктаж по ТБ | |
6 | 4 | Первый закон Ньютона | Законы динамики. Первый закон Ньютона. Закон инерции и относительность движения. Формулировка первого закона Ньютона Демонстрации: Явление инерции, инертность тел, сравнение масс взаимодействующих тел | Инструктаж по ТБ | |
7 | 5 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона | Законы динамики. Второй закон Ньютона. Связь между ускорением и силой. Третий закон Ньютона. Силы взаимодействия двух тел. Демонстрации: второй закон Ньютона, измерение сил, сложение сил. | ||
8 | 6 | Закон всемирного тяготения | Всемирное тяготение. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения Демонстрации: взаимодействие тел, невесомость и перегрузка | ||
9 | 7 | Сила тяжести. Сила упругости | Сила упругости. Деформация. Закон Гука Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации | ||
10 | 8 | Закон сохранения импульса | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Демонстрации: реактивное движение | ||
11 | 9 | Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости | Демонстрации: изменение энергии тел при совершении работы, переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно Лабораторная работа «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» | Инструктаж по ТБ | |
12 | 10 | Контрольная работа по теме «Механика» | |||
Молекулярная физика 13 | |||||
13 | 1 | Основные положения МКТ. Размеры молекул | Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Экспериментальные доказательства теории строения вещества Демонстрации: механическая модель броуновского движения | ||
14 | 2 | Модель идеального газа | Модель идеального газа Демонстрации: модель опыта Штерна Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. | ||
15 | 3 | Уравнение состояния идеального газа. | Уравнение состояния идеального газа. | ||
16 | 4 | Изопроцессы | Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический | ||
17 | 5 | Решение задач «Изопроцессы. Построение графиков» | Решение графических задач | ||
18 | 6 | Кристаллические и аморфные тела | Кристаллические и аморфные тела Демонстрации Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Лабораторные работы Наблюдение роста кристаллов из раствора. | ||
19 | 7 | Измерение удельной теплоты плавления льда | Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда» | ||
20 | 8 | Измерение влажности воздуха | Измерение влажности воздуха Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха» | ||
21 | 9 | Изменения агрегатных состояний вещества. | Изменения агрегатных состояний вещества. | ||
22 | 10 | Расчет количества теплоты | Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. | ||
23 | 11 | Адиабатный процесс. | Демонстрации Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении. | ||
24 | 12 | Внутренняя энергия. Законы термодинамики | Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. | ||
25 | 13 | Контрольная работа по теме «Молекулярная физика» | |||
Электродинамика 9 | |||||
26 | 1 | Элементарный электрический заряд. | Элементарный электрический заряд. | ||
27 | 2 | Закон сохранения электрического заряда. | Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле | ||
28 | 3 | Закон Кулона | Закон Кулона. Близкодействие и действие на расстоянии | ||
29 | 4 | Единица электрического заряда | Единица электрического заряда. 1 Кулон Лабораторная работа Измерение элементарного электрического заряда. | ||
30 | 5 | Напряженность | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара | ||
31 | 6 | Потенциал | Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля | ||
32 | 7 | Разность потенциалов | Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Проводники в электрическом поле. Демонстрации: Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Демонстрации: Конденсаторы. | ||
33 | 8 | Контрольная работа «Электростатика. Постоянный ток» | Контрольная работа «Электростатика. Постоянный ток» | ||
34 | 9 | Обобщающее повторение |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная учебная литература для учащихся:
- Мякишев Г.Я. Физика, 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под. Ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, 2009 г.
Дополнительная литература для учащихся:
Основная литература для учителя:
- Годова И.В. Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2010.
Дополнительная литература для учителя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии составлено в соответствии с авторской прог...
Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью
Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....
рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.
Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...
Рабочая программа по биологии для обучения на дому ученика 8 класса
Рабочая прогамма: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс.
Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс. Учебник: А.Г.Мордкович....
Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.
Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.Л.С. Атанасян....
Рабочие программы для 5 класса (обучение на дому)
Рабочие программы составленны в соответствиис ФГОС. Предназначены для обучающегося 5 класса с нарушением интеллекта. Обучение на дому....