Организация физического эксперимента в 8 классе
элективный курс по физике (8 класс) по теме
Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезных не только будущим физикам и инженерам, но и каждому человеку в его повседневной жизни. На лабораторных занятиях школьники научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы. Опыт практической работы с ними окажет ученику помощь в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_fizike_8_klass.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано: Утверждаю:
зав. по учебной части директор МБОУ «СОШ №4»
___________________ ______________________
___________________ ______________________
«___»_________2012 г. «___»____________2012 г.
Программа элективного курса по физике для 8 класса
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Составитель: Низамутдинова Светлана Юрьевна,
учитель физики
г. Миасс
2012
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезных не только будущим физикам и инженерам, но и каждому человеку в его повседневной жизни. На лабораторных занятиях школьники научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы. Опыт практической работы с ними окажет ученику помощь в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные ими при изучении физики в 7-8 классах, дает возможность более глубоко познакомится с методами измерения физических величин, обрести учения практического использования измерительных приборов, обработки и анализа полученных результатов.
Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.
Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
Содержание курса выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению.
На теоретических занятиях первого уровня сложности рассматриваются методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и предоставления результатов измерений. На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.
Выполнение практических и экспериментальных заданий второго уровня сложности позволит учащимся применить приобретенные навыки в нестандартной ситуации. Семинарские занятия способствуют развитию способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Таким образом основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу является самостоятельная работа в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий по интересам в домашних условиях. На эти виды работ предполагается выделить до 70% учебного времени.
Программа курса рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Основное содержание курса
№ п/п | Тема и основное содержание | Кол-во часов | Лабораторная работа | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Методы измерения физических величин. Основные и производные физические величины; единицы и эталоны величин; международная система единиц СИ; измерение физических величин; прямые и косвенные измерения; абсолютная и относительная погрешности измерения | 1 | Измерение длины с помощью масштабной линейки, штангенциркуля, микрометра | 1 | Письменные отчеты о лабораторной работе |
2 | Погрешности прямых однократных измерений. Границы погрешностей измерений: границы абсолютной и относительной погрешности, инструментальная погрешность, класс точности прибора, погрешность отсчета | 1 | Измерение площади сечения провода. Измерение объема тела правильной формы | 1 | Отчет о работе |
3 | Оценка границ случайных погрешностей измерений. Повторные измерения и нахождение среднего арифметического значения измеряемой величины. Оценка границ случайных погрешностей измерений | 1 | Измерение коэффициента жесткости пружины | 1 | Отчет о работе |
4 | Обработка результатов измерений. Приближенные числа; оценка границ погрешностей косвенных измерений; запись и обработка результатов измерений | 1 | Определение жесткости пружин, соединенных а) последовательно б) параллельно | 1 | Отчет о работе |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | Построение графиков. Представление результатов измерений в виде таблиц; назначение графиков; построение приближенного графика; указание границ погрешностей на графике | 1 | Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампочки | 1 | Отчет о работе |
6 | Измерение времени (семинар). Что такое время; сутки - единственная единица времени; простейшие приборы для измерения времени; маятниковые часы; неравномерность Земли; электронные и атомные эталоны времени | 1 | Исследование зависимости периода колебания маятника от его массы, амплитуда колебаний длины. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы, амплитуды и жесткости пружины | 1 | Выступление на семинаре. Отчет о работе |
7 | Методы измерения тепловых величин (семинар). Температура; теплообмен; жидкостный термометр; газовый термометр | 1 | Измерение удельной теплоемкости вещества. Измерение удельной теплоты плавления льда. Измерение удельной теплоты парообразования воды. | 1 1 1 | Защита проектов. Отчет о работе Отчет о работе Отчет о работе |
8 | Методы измерения электрических величин (семинар). Явление электризации. Виды соединений проводников. Сила тока, напряжение, сопротивление | 2 | Наблюдение явления электризации. Изготовление простейшего электроскопа. Исследование зависимости сопротивления от материала, длины и площади сечения проводника. Изготовление магазина сопротивлений из ползункового реостата. Определение неизвестного сопротивления. | 1 1 1 | Выступление на семинаре. Отчет о работе Отчет о работе Отчет о работе |
|
|
| Измерение силы тока, напряжения, сопротивления в различных участках цепи при разных соединениях проводников. Исследование закона Ома. Определение работы и мощности электрического тока. | 1 1 1 | Отчет о работе Отчет о работе Отчет о работе |
9 | Методы измерения магнитных величин. (семинар). Магнитное поле. Магнитная индукция. Опыт эрстеда. Индукционный ток. Трансформатор. Электромагнит. Электродвигатель | 2 | Получение магнитных спектров прямого и кругового токов. Определение полюсов магнита. Взаимодействие магнитов. Получение спектров магнитных полей постоянных магнитов. Измерение индукции магнитного поля. Изучение принципа действия электродвигателя. | 1 1 1 1 | Отчет о работе Отчет о работе Отчет о работе Отчет о работе |
10 | Физические измерения в повседневной жизни. (семинар). Измерение температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследование работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. | 1 | Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий. Измерение влажности воздуха. Измерение артериального кровяного давления. Изучение принципа действия электрической зажигалки | 1 1 1 | Отчет о работе Отчет о работе Отчет о работе |
| Итого |
|
|
|
|
| семинарских занятий | 12 | практических занятий | 22 |
|
Используемое оборудование: микрометр, штангенциркуль, линейка, твердые тела правильной формы, весы, секундомер, пружины различной жесткости, математический маятник, термометр, калориметр, электрическая лампочка, резисторы с различными сопротивлениям, ключ, соединительные провода, амперметр, вольтметр, медный купорос, магниты полосовые, дугообразный, кольцевые, компас, магнитная стрелка, упаковка с железным порошком, электродвигатель, тонометр, зажигалка.
Организация и проведение аттестации учеников.
Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Потому нет необходимости систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.
Наиболее подходит зачетная форма оценки достижения учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором учитываются:
- формулировка цели работы;
- краткое описание условий эксперимента;
- оформление результатов измерений в форме таблиц и графиков;
- расчет абсолютной и относительной погрешности измерения;
- запись вывода по результатам работы.
На первых занятиях полезно практиковать устную защиту отчета с обсуждением полученных результатов. Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставлять по таким критериям:
- выполнено не менее половины лабораторных работ
- активное участие в подготовке и проведении семинаров.
Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательские методы обучения, самостоятельная работа, подготовка планов исследования, проектов эксперимента, докладов о ходе эксперимента, отчетов о проведенных исследованиях; лекции, лабораторные работы, практические занятия.
Основные требования к обучающимся на данном элективном курсе:
- владеть общими алгоритмами выполнения наблюдений и постановки физических опытов, то есть владеть общими принципами экспериментального познания;
- уметь самостоятельно выполнять задания, связные с проектированием и постановкой физического эксперимента, проведением практических работ как частного случая реализации общих правил исследований, в частности:
- наблюдать и изучать явления и свойства веществ;
- описывать результаты наблюдения;
- выдвигать гипотезы
- выбирать необходимые приборы для постановки эксперимента;
- выполнять измерения;
- вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Примерные сроки | Примечание |
1 | Методы измерения физических величин. | лекция | ||
2 | Измерение длины с помощью масштабной линейки, штангенциркуля, микрометра. | лабораторная работа | ||
3 | Погрешности прямых однократных измерений. | лекция | ||
4 | Измерение площади сечения провода. Измерение объема тела правильной формы. | лабораторная работа | ||
5 | Оценка границ случайных погрешностей измерений. | лекция | ||
6 | Измерение коэффициента жесткости пружины. | лабораторная работа | ||
7 | Обработка результатов измерений. | лекция | ||
8 | Определение жесткости пружин, соединенных последовательно, параллельно. | лабораторная работа | ||
9 | Построение графиков. | лекция | ||
10 | Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампочки. | лабораторная работа | ||
11 | Измерение времени. | семинар | ||
12 | Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы, амплитуды и жесткости пружины. | лабораторная работа | ||
13 | Методы измерения тепловых величин. | семинар | ||
14 | Измерение удельной теплоемкости вещества. | лабораторная работа | ||
15 | Измерение удельной теплоты плавления. | лабораторная работа | ||
16 | Измерение удельной теплоты парообразования воды. | лабораторная работа | ||
17 | Методы измерения электрических величин. | семинар | ||
18 | Методы измерения электрических величин. | семинар | ||
19 | Наблюдение явления электризации. Изготовление простейшего электроскопа. | лабораторная работа | ||
20 | Исследование зависимости сопротивления от материала, длины и площади сечения. | лабораторная работа | ||
21 | Изготовление магазина сопротивлений из ползункового реостата. Определение неизвестного сопротивления. | лабораторная работа | ||
22 | Измерение силы тока, напряжения, сопротивления в различных участках цепи при разных соединениях проводников. | лабораторная работа | ||
23 | Исследование закона Ома. | лабораторная работа | ||
24 | Определение работы и мощности электрического тока. | лабораторная работа | ||
25 | Методы измерения магнитных величин. | семинар | ||
26 | Методы измерения магнитных величин. | семинар | ||
27 | Получение магнитных спектров прямого и кругового токов. | лабораторная работа | ||
28 | Определение полюсов магнита. Взаимодействие магнитов. Получение спектров магнитных полей постоянных магнитов. | лабораторная работа | ||
29 | Измерение индукции магнитного поля. | лабораторная работа | ||
30 | Изучение принципа действия электродвигателя. | лабораторная работа | ||
31 | Физические измерения в повседневной жизни. | семинар | ||
32 | Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий. | лабораторная работа | ||
33 | Измерение влажности воздуха. Измерение артериального кровяного давления. | лабораторная работа | ||
34 | Изучение принципа действия электрической зажигалки. | лабораторная работа |
Используемая литература:
- С.А. Хорошавин. Демонстрационный экзамен по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета.– М.: Просвещение, 1994.
- В.Ф. Шилов. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия». – М.: Просвещение, 1992.
- Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. Электродинамика. Модели уроков. – М.: Просвещение, 1992.
- А.Е. Марон, Е.А. Марон. Сборник качественных задач по физике 7 – 9. – М.: Просвещение, 2006.
- О.Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.
- З.М. Резников. Прикладная физика. – М.: Просвещение, 1989.
- Я.И. Перельман. Занимательная физика. – М.: Наука, 1991.
- М. Колтун. Мир физики. – М.: Детская литература, 1987.
- Физика. 8 – 9 класса: сборник программ элективных курсов/сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
10. Программы элективных курсов. Физика. 9 – 11 классы./сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение виртуального физического эксперимента на уроке по теме "Газовые законы" в 10 классе
Использование ИКТ на уроках по общеучебным дисциплинам становится нормой для каждого учителя. В практике преподавания физики особое значение преобретает виртуа...
Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе
Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе. На данном уроке используются нестандартные приемы, активизирующие учащихся на уроке, повышающие интерес к зн...
Методическая разработка. "Домашний физический эксперимент" 7- 11 классы
Физика ,наука прежде всего экспериментальная.Для преподавания и изучения такого предмета как физика необходимо,в первую очередь демонстрационные опыты на уроках, сопровождающие изучаемую тему.Дл...
Организация и проведение физического эксперимента на современном уроке
Школа в современном обществе должна формировать не только целостную систему специальных предметных умений, но и универсальных знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответст...
Программа элективного курса по физике в 4-6 классах "Физический эксперимент"
Данный курс предназначен для учащихся 4-6 классов. По новым ФГОС, учащиеся должны заниматься внеурочной деятельностью, направленной на развитие личности и всего, что с ней связано. Поэтому я решил сов...
Мастер-класс «Физический эксперимент как инструмент развития методологических умений учащихся в условиях цифровой образовательной среды»
Физический эксперимент помогает повысить мотивацию учащихся, организовать, формировать необходимые умения и навыки, поможет развиваться личности, с опорой на житейский опыт, делает урок личностно-орие...
Методическая разработка «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОГЭ ПО ФИЗИКИ»
Методическая разработка «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОГЭ ПО ФИЗИКИ»...