Применение виртуального физического эксперимента на уроке по теме "Газовые законы" в 10 классе
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Шеломенцева Людмила Викторовна

 

          Использование ИКТ на уроках по общеучебным дисциплинам становится нормой для каждого учителя. В практике преподавания физики особое значение преобретает виртуальный эксперимент. На одном уроке использую в основном не более двух видов виртуального эксперимента (видеодемонстрация и виртуальная лабораторная работа, видеоролик и работа с анимационной моделью), но чаще всего только один вид.  Главное, чтобы не перегрузить ученика работой на компьютере, т.е. соблюсти возрастные временные нормы САНПИНов. Наиболее удачной моделью использования на одном уроке разных видов виртуального эксперимента, да еще в сочетании с реальным, оказалась работа в группах по «интересам» и уровню развития творческих исследовательских навыков. В каждом классе найдутся ребята, которые любят физику и те кто учит ее по необходимости, сильные и слабые, «технари» и гуманитарии, те кто любит работать с «живыми» приборами и те кто предпочитает компьютерный вариант. Поэтому разработку такого урока предлагаю вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc290 КБ
Microsoft Office document icon obobshchayushchaya_tablica.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока с применением виртуального демонстрационного эксперимента.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Место проведения урока: МБОУ СОШ села Олекан Нерчинский район Забайкальский край

Класс: 10

Тема урока: «Газовые законы»

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования понятий: газовый закон, изопроцесс.
  2. Продолжить формирование умений работать с компьютерными моделями и видеодемонстрациями.
  3. Продолжить формирование навыков учебного труда и самостоятельной работы.
  4. Создавать условия для развития мышления учащихся: умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Межпредметные связи с математикой.

Тип урока:  урок  изучения нового материала.

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, компьютеры.

ПО ПК: 1) Открытая физика часть 1 под ред. проф. МФТИ СМ Козелла/Физикон/

2) Интерактивный курс  «Физика 7-11 классы» / Физикон/

3) Видеодемонстрации Физика 10, издательство «Просвещение»

Формы: коллективная, групповая.

Ход урока

Деятельность                         учителя

               ученика

Организационный момент  2 минуты

Приветствие  учащихся. Мотивация. Целеполагание.

Запись темы урока  на доске.

Приветствие учителя.

Запись темы урока в тетрадь

Осознание значимости  изучаемой темы.

Подготовка учащихся к изучению нового материала.  3 минуты

Сообщение плана урока. Акцентирование внимания учащихся на понятиях, подлежащих обязательному усвоению.

Уяснение того, чему должны научиться на уроке (понимать, знать, уметь).

Изучение нового материала   30 минут

Организация самостоятельной работы с учебником и планом обобщенного характера для физического закона.

Построение обобщенной таблицы на доске.


Активизация внимания и мыслительных операций учащихся: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение.


Организация групповой работы. 15 минут


В ходе самостоятельной работы с учебником выясняют значение понятий: газовый закон, изопроцесс.

Используя план обобщенного характера, составляют обобщающую таблицу для газовых законов.

Работа в группах по изучению газовых законов.

Учащиеся делятся на 3 группы в соответствии с газовыми законами. Между учащимися группы распределяются задания в соответствии с планом изучения закона:

  1. Историческая справка об открытии закона (кто, когда и как открыл закон).
  2. Виртуальный эксперимент. Просмотреть видеофайл с демонстрацией закона и озвучить его во время отчета.
  3. С помощью компьютерной модели выяснить зависимость между параметрами в газовом законе.
  4. С помощью уравнения состояния идеального газа вывести формулу для газового закона и сформулировать закон.
  5. Построить графики, отражающие зависимость между параметрами в данном законе в разных системах координат.



Обобщения и выводы.

Представление группой выполненной работы. Каждая группа по 5 минут. Заполнение таблицы на доске и в тетради.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала  6 минут

Организация поэтапного решения задачи.

Решение графической задачи из учебника (№ 11 Упр 13 стр 197) Физика 10 /ГЯ Мякишев и другие/

Домашнее задание  2 минуты

Инструкция по выполнению домашнего задания  § 71 Упр 13 № 2-5.

Запись домашнего задания

Подведение итогов урока   2 минуты

Организация рефлексии. Оценка работы учащихся на уроке. Аргументация оценок и отметок.

Рефлексия

Материалы для работы групп расположены в папке «Газовые законы на рабочем столе ПК.

Приложение

Материалы для виртуальных экспериментов

Процесс

Виртуальный опыт

Виртуальная модель

Изотермический

Изохорный

Изобарный

источник

Видеодемонстрации Физика 10, издательство «Просвещение»


Открытая физика часть 1 под ред. проф. МФТИ СМ Козелла/Физикон/



Предварительный просмотр:

Название газового закона




Соответствующий закону изопроцесс

Постоянные параметры

Кто, когда открыл закон

Формулировка





Математическая запись закона

Линия, изображающая закон на графике

Графики

Закон Бойля-Мариотта







изотермический

T, m

английским физиком Р. Бойлем (1662 г.) и независимо французским физиком Э. Мариоттом (1676 г.).







pV = const.

изотерма








Закон Гей-Люссака





изобарный

P, m

французским физиком Ж. Гей-Люссаком (1862 г.)








изобара

Закон Шарля



изохорный

V, m

французский физик

Ж. Шарль (1787 г.).














изохора









Газовые законы /обобщающая таблица/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физического эксперимента на уроках физики

Данный методический материал можно использовать на уроках физики...

Применением виртуального моделирующего эксперимента на уроке "Движение в гравитационном поле Земли"

        Использование ИКТ на уроках по общеучебным дисциплинам становится нормой для каждого учителя. В практике преподавания физики особое значение преобретает виртуа...

Выступление на ГМО: "Роль физического эксперимента на уроках физики"

«Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением» (М.В. Ломоносов)« Опыт – верховный судья теории» (Л.Д. Ландау)«Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»...

«Роль физического эксперимента на уроках физики»

Цель исследования заключается в повышении эффективности учебно – воспитательного процесса посредством разработки и использования на уроках экспериментальных работ учащихся....

Статья "Виртуальный физический эксперимент"

Содержание статьи посвещено описанию работы виртуальной лаборатории. Работа на компьютерах привлекательна для учащихся,  в этом случае надо не только получать навыки работы в виртуальной лаборато...

Использование виртуального физического эксперимента на уроках физики.

  Среди учебных предметов основной школы дисциплина физика занимает одно из ведущих мест. Это связанно с тем, что физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве уче...