Конспект урока Импульс. Закон сохранения импульса 10 класс.
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ветютневская средняя общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
(МБОУ «Ветютневская СОШ»)
Ф.И.О. учителя Белов Виктор Николаевич
Предмет: физика
Класс: 10
УМК: Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс.- Просвещение, Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа,Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение. Рабочая программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования под ред. Поповой В.А.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Тема | Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса. | ||
Цель | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". | ||
Задачи | Образовательная: способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса. Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебным текстом, структурирование материалов в виде схем, опорных конспектов; развитие познавательного интереса к физике. Воспитательная: формирование исторического взгляда на развитие физики как науки; способствовать формированию межличностного общения в процессе парной работы. | ||
Место урока в теме | урок 1 из 7 уроков, отведенных на изучение раздела "Законы сохранения в механике". | ||
УУД |
| ||
Планируемые результаты | Предметные:
Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач Личностные: совершенствовать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей с точки зрения нравственно-этических норм. Метапредметные: совершенствовать смысловое чтение, перевод словесной информации в знаково-символьную форму, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действий. | ||
Основные понятия | Импульс тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса | ||
Ресурсы: основные дополнительные | Доска, учебники, прибор для демонстрации Закона сохранения импульса, мультимедийное оборудование. Видеофильм «Импульс тела», презентация «Импульс тела» | ||
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая | ||
Этап | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды. | Деятельность | Деятельность |
Организационный момент
| Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии. Формирование Познавательных, | Учитель приветствует класс. Определяет готовность класса к учебным занятиям. | Концентрация внимания. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию. |
Актуализация знаний
| Формирование личностных УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных ценностей. Слайд 2 | Рассказ учителя: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела механики: законы сохранения, которые находят широкое отражение в природе и технике. Мы рассматривали системы тел, в которых координаты и скорости тел непрерывно изменяются с течением времени. Вспомним, какие механические явления мы рассматривали на занятиях? В системах тел, на которые не действуют внешние силы (такие системы называются замкнутыми) имеются величины, которые при движении тел не изменяются со временем. С такими величинами мы сегодня и познакомимся. Записывает формулу на доске. Запишем векторную форму второго закона Ньютона, учитывая, что ускорение равно быстроте изменения скорости: F=ma ; ; F*t =m*(v2-v1) F*t =m*v2-m*v1, мы видим, что временная характеристика действия силы связана с изменением величины, равной произведению массы на скорость. | Рассматривают изучаемый материал с практической точки зрения. Вспоминают ранее изученный материал. Записывают на доске известные формулы, необходимые для изучения нового материала. Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
|
Изучение нового материала
| Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по усвоению новых знаний. Формирование Регулятивных УУД: целеполагание, планирование, Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Самостоятельная работа с учебником (§ 41 стр. 109) , подготовка опорного конспекта. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Систематизация изучаемого материала с помощью опорного конспекта. Слайд 3, 4,5,6,7,8 Практическое применение полученных знаний при решении физических задач. | Учитель объявляет тему урока “Импульс. Закон сохранения импульса” - Какую цель мы поставим сегодня на урок? Организует самостоятельную работу с учебником. Внимательно прочитайте материал учебника и составьте в тетради опорный конспект по новой теме, используя вопросы для составления опорного конспекта. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Проверим правильность составления опорного конспекта. Учитель предлагает применить полученные знания на практике, решив задачу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.) Предлагает устно ответить на вопросы к задаче. - Какие выводы мы можем сделать, исходя из решения данной задачи? Векторная сумма импульсов тел не изменяется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел. Внутренние силы не изменяют импульс системы.
Проблемная задача Герой книги Э. Распе барон Мюнхгаузен рассказывал: “Схватив себя за косичку, я из всех сил дернул вверх и без особого труда вытащил из болота и себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами”. Можно ли таким образом поднять себя? | Записывают в тетради тему урока. Совместно с учителем формируют цель урока. Работают самостоятельно с учебником над опорным конспектом. Анализируют текстовый материал, классифицируют факты. По очереди зачитывают материал опорного конспекта. Решают задачу. Предлагают варианты решения. Анализируя решение задачи, формулируют закон сохранения импульса. Записывают в конспект формулировку закона сохранения импульса, его математическую запись и границы применимости. Решают проблемную задачу на применение закона сохранения импульса. |
Закрепление нового материала
| Цель: Создать условия для усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Формирование Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Проведение физического опыта. Учащиеся самостоятельно выполняют задания с применением нового материала. Слайд 9, 10 Просмотр и обсуждение видеофильма «Импульс тела». Слайд 11, 12 . | Организует работу в группах: - Рассмотрите самостоятельно упругое взаимодействие тел, при условии, что одно тело до взаимодействия покоилось проведите эксперимент и ответе на вопросы. Первая группа будет работать с подвешенными на нитях металлическими шариками. Вторая группа – с тележками, равными по массе, между которыми находятся пружина. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.) Организует отчет о проведенном физическом опыте. - Закон сохранения импульса находит широкое отражение в природе и технике. Организует просмотр и обсуждение видеофильма «Импульс тела». Примером замкнутой системы вдоль горизонтального направления является пушка, из которой производится выстрел. Явление отдачи (отката) орудия при выстреле. |
Работают в группах. Проводят физический опыт. Рассматривают взаимодействие тел с точки зрения Закона сохранения импульса Каждая группа отчитывается о выполненной работе Просмотр видеофильма. Смотрят видеофрагмент. Анализируют. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. |
Контроль | Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. Формирование Регулятивных УУД: контроль, оценка. | Задает вопросы по материалу урока. Что называют импульсом тела? - Что называют импульсом силы? - Сформулируйте закон сохранения импульса Каковы границы применимости законы сохранения импульса?
| Отвечают на вопросы по материалу урока.
|
Рефлексия | Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Формирование Регулятивных УУД: коррекция, оценка, Личностных УУД: действия смыслообразования. Слайд 13,14 Обсуждение урока, подведение итогов. | Задает вопросы: Что вы узнали из сегодняшнего урока? Что понравилось? Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными? Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки, дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации) Сообщает домашнее задание: Общее: § 41, 42, упр. 8 №2 Индивидуально: подготовка к следующему уроку сообщения по выбору: “История ракетостроения”, “Реактивное движение”, “История космонавтики”, “Использование реактивного движения живыми существами” | Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения. Дают оценку своей деятельности на уроке. Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Самостоятельная работа с учебником: § 41, стр. 109
Вопросы для организации самостоятельной работы:
- Что называют импульсом тела?
- Какая это величина: векторная или скалярная?
- Какое направление имеет импульс? (сделайте пояснительный рисунок)
- Что называют импульсом силы?
- Единица импульса тела [p] = ______;
единица импульса силы [F*t] = ______.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задача: Рассмотрим упругое взаимодействие двух тел массами m1 и m2, движущихся со скоростями v1 и v2 навстречу друг другу.
Запишите импульсы тел до взаимодействия: ______________________________________ ______________________________________ | |
Что можно сказать о силах и ? ______________________________________ ______________________________________ На основании, какого закона? ______________________________________ | |
Запишите импульсы тел после взаимодействия ______________________________________ ______________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Описание опыта 1.
Два шарика подвешены на нитях. Один из них отводят на некоторый угол и отпускают.
Вопросы:
- Какую физическую систему мы выбирает для изучения?
- Как направлен импульс первого шарика в момент удара о второй шарик?
- Каков импульс второго шарика после соударения?
- На какой угол отклонится второй шарик после взаимодействия?
- Выполняется ли закон сохранения импульса?
Описание опыта 2.
Закон сохранения импульса можно подтвердить с помощью опыта с тележками. Между двумя одинаковыми покоящимися тележками находится сжатая пружина. После пережигания нити, стягивающей пружину, тележки начинают двигаться в противоположные стороны.
Вопросы:
- Какую физическую систему мы выбирает для изучения?
- Сравните скорости тележек.
- Какой импульс каждой тележки?
- Чему равно изменение импульса системы тел, состоящих из двух тележек?
- Выполняется ли закон сохранения импульса?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"
Конспект урока по физике в 10 классе , изучающем предмет на базовом уровне, по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". Содержит теоретический материал и проверочную работу по теме....
Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"
Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...
Конспект урока по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"
Урок освоения новой темав 9 классе. Основан на системно-дятельностном подходе....
Презентация к уроку физики "Закон импульса. Закон сохранения импульса"
Презентация к уроку физики....
конспект урока "Импульс. Закон сохранения импульса"
открытый урок физики в 9 классе "Импульс. Закон сохранения импульса"...
Конспект урока урока физики: " Импульс. Закон сохранения импульса"
:Ввести понятие импульса тела, импульса силы; изучить закон сохранения импульса, рассмотреть алгоритм решения задач, учиться решать задачи....
План-конспект урока по теме " Импульс. Закон сохранения импульса"
Доброго времени суток. Делюсь своей наработкой по теме "Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". Ниже представлен подробнейший план-конспект урока, который позволит любому д...