Презентация "Строение атома" для 11-го класса
презентация к уроку (физика, 11 класс) по теме

Папян Сусанна Вазгеновна

 

       Данная презентация поможет изучению главы "Атомная физика" учебника "Физика-11" авторов Г. Я. Мякишева и  Б. Б. Буховцева в соответствии с программой под редакцией Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. для базового уровня. Презентацию можно использовать как при изложении нового материала так и при обобщении и повоторении теоретического материала темы. В презентации рассматриваются модель атома Томсона, опыт Резерфорда по изучению строения атома, трудности планетарной модели атома, модель атома водорода по Бору, объяснение спектра атома водорода, трудности теории Бора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon atom.ppt318.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТРОЕНИЕ АТОМА ГБОУ СОШ №270 Папян С. В. 2011 год Санкт-Петербург

Слайд 2

Немного истории Демокрит: существует предел деления атома. Аристотель: делимость вещества бесконечна. Париж, 1626 г.: учение об атоме запрещено под страхом смерти. Сторонниками атомистической теории были М.В. Ломоносов, Ж. Гей-Люссак, Д. Дальтон и др.

Слайд 3

Толчком к подробному изучению строения атома послужили: открытие рентгеновского излучения (1895 г., В.К. Рентген); открытие радиоактивности и новых радиоактивных элементов (1896 г., А. Беккерель, М. и П. Кюри); открытие электрона (1896 г., Дж. Дж. Томсоном)

Слайд 4

Модель атома Томсона Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 г., развил X. Лоренц : электроны входят в состав атома. Опираясь на эти открытия, Дж. Томсон в 1898 г. предложил модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10 -10 м. в котором плавают электроны, нейтрализующие положительный заряд.

Слайд 5

Ядерная модель атома Экспериментальная проверка модели Томсона была осуществлена в 1911 г. английским физиком Э. Резерфордом. Идея опыта заключалась в изучении рассеяния  -частиц (заряд +2е, масса 6,64 * 10 -27 кг) на атомах.  -частицы были выбраны, т.к. их кинетическая энергия много больше кинетической энергии электронов (  -лучи) и, в отличие от  -лучей они имеют электрический заряд.

Слайд 6

Опыт Резерфорда Пучок  -частиц пропускался через тонкую золотую фольгу. Золото было выбрано как очень пластичный материал, из которого можно получить фольгу толщиной практически в один атомный слой. Опыты были повторены и на других материалах

Слайд 7

Выводы из опыта Резерфорда Э. Резерфорд и его помощники обнаружили, что какая-то часть  -частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего первоначального направления, а небольшая часть отражается от фольги. Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами. Обобщая результаты своих опытов, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель строения атома: Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома (  10 -15 м). В ядре сконцентрирована почти вся масса атома. Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома и компенсирует положительный заряд ядра.

Слайд 8

Недостатки планетарной модели Предложенная модель строения атома не позволила объяснить устойчивость атома: ускоренное движение электрона согласно теории Максвелла сопровождается электромагнитным излучением, поэтому энергия электрона уменьшается, и он движется по спирали, приближаясь к ядру. Казалось бы, электрон должен упасть на ядро (расчет показывает, что это должно произойти за 10 -8 с), так как при движении по спирали уменьшается энергия электрона, в действительности атомы являются устойчивыми системами; спектр излучения при этом должен быть непрерывным (должны присутствовать все длины волн). На опыте спектр получается линейчатым; нет ответа на вопрос о строении ядра. Если в него входят только положительные частицы, то почему они не отталкиваются?

Слайд 9

ПОСТУЛАТЫ БОРА 1. Атомная система может находиться только в особых стационарных квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия Е n . В стационарном состоянии атом не излучает. 2. При переходе атома из стационарного состояния с большей энергией Ek в стационарное состояние с меньшей энергией En излучается квант энергии:

Слайд 11

Правило квантования орбит: Электроны могут двигаться в атоме только по определённым орбитам, которые определяются условием: где r n - радиус n -ой орбиты; v n - скорость электрона на этой орбите; m e - масса электрона, п - целое число - номер орбиты или главное квантовое число.

Слайд 12

Выражение для радиусов разрешённых орбит:

Слайд 13

Квантованные значения радиусов орбит:

Слайд 14

Постулаты Бора объясняют происхождение линейчатых спектров и их закономерности

Слайд 16

По второму постулату Бора возможные частоты излучения водорода равны: где R – постоянная Ридберга, равна 3,2*10 15 с -1 ; n и k – номера орбит.

Слайд 17

П = 3 , 4, 5 и т.д., R= 3,2*10 15 Гц Видимый свет И. Бальмер (1885г.)

Слайд 18

Ультрафиолетовая серия Т. Лайман п= 2, 3, 4, 5 и т.д.

Слайд 19

Инфракрасная серия Ф. Пашен п= 4, 5 и т.д.

Слайд 20

Трудности теории Бора Правило квантования Бора применимо не всегда, представление об определенных орбитах, по которым движется электрон в атоме Бора, оказалось условным. Теория Бора неприменима для многоэлектронных атомов и не объясняет ряд спектральных закономерностей. В 1917 г. А. Эйнштейн предсказал возможность перехода атома с высшего энергетического состояния в низшее под влиянием внешнего воздействия. Такое излучение называется вынужденным излучением и лежит в основе работы лазеров .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....