экологическое воспитание на уроках физики
статья по физике (7 класс) по теме

Шишова Нели Карловна

доклад на педагогических чтениях в 2013 году.  Включает материал из опыта экологического воспитания при изучении отдельных тем в 7-9 классах, сценарий экологического урока "Сколько воды нужно человеку", Примеры презентаций учащихся по итгам проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekologiya_pedchteniya_shishova_n.k.zip2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме: Экологическое воспитание учащихся при изучении физики

   Современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических и других проблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические, воспитательные. Подрастающее поколение еще на школьной скамье должно быть подготовлено к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Вот почему идея "экологизации" учебных дисциплин (т.е. формирования у школьников экологической культуры) приобрела в настоящее время исключительно важное значение.

   Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в результате рассмотрения природных явлений, а также влияния человеческой деятельности на окружающий мир. Это позволяет добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио и телепередач, могут оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды.

Физика - эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим потенциалом технического прогресса и развитием технологии несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках именно этого предмета.

Школьный  курс  физики  играет  существенную  роль  в экологическом  образовании  обучающихся.  На  уроках  учащиеся  приобретают знания о целостности природы, физических параметрах  окружающей  среды  и о глобальных  физических  процессах,  происходящих  в  биосфере Земли. В следующей таблице приведены некоторые темы курса физики основной школы, при изучении которых возможно осуществление экологического воспитания. В курсе физике 10-11 классов темы из-за концерна в изучении физики повторяются, поэтому и в старшей школе вопросы экологии будут оговариваться систематически, но уже на более глубоком уровне.

№ п/п

Тема урока

Экологическое воспитание при обсуждении предотвращения вредных воздействий проявления изучаемых явлений в природе, быту и технике.

7 кл.

Диффузия

Проникновение вредных веществ в почву. Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками. Засоление почвы.  Распространение вредных газов. Накопление в атмосфере СО, парниковый эффект.

 

Способы уменьшения и увеличения давления

Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов. Ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя.

 

Сообщающиеся сосуды

При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода. (загрязняется, цветёт)

 

Воздушная оболочка земли

Чистота атмосферы, вредные выбросы.  Озоновая дыра.

 

Плавание судов

Нефтеперевозки . Чистота воды.

8 кл.

Примеры теплопередачи в природе и технике

Тепловое загрязнение.  

 

Энергия топлива

Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект.

 

Испарение

Испарение аммиака, формальдегидов, бензина.

 

Двигатель внутреннего сгорания

Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы. Повышение КПД двигателей  внутреннего сгорания и уменьшение их отрицательного воздействия на окружающую среду.

 

Паровая турбина

Выбросы, вибрация.

 

Электризация веществ

Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество.

 

Источники электрического тока

Выделение вредных газов из аккумуляторов.

 

Действия электрического тока

Вредные действия тока на живой организм.

 

Магнитное поле

Вредное действие магнитного поля.

 

Электрический двигатель

Вибрация, шум, магнитное поле.

Источники света

Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза.

 

Глаз

Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения.

9 кл.

Резонанс

Вредность вибрации.

 

Источники звука, звуковые колебания

Вредность шума. Акустический фон.

 

Ультразвук и инфразвук

Действие инфразвука на человеческий организм.

 

Электромагнитное поле

Вредное действие электромагнитных полей на организм. Электромагнитные волны  излучают линии электропередач, электропроводка, радио– и телеаппаратура, бытовые электрические приборы.

 

Радиоактивность

Вредность радиоактивности. Радиоактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации. Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы.

 

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Радиоактивные выбросы.

    Как же осуществляется экологическое воспитание школьников посредством изучения данных тем на уроках физики? Например, при изучении темы «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» необходимо продемонстрировать учащимся, как разного рода загрязнители проникают в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений, животных, человека. Демонстрация данного явления сопровождается рассказом учителя о том, что диффузия в жидкостях в случае слива загрязненной воды из автогаражей, фабрик и заводов приводит к загрязнению чистой воды наших рек, каналов, морей. Отравлению организмов, живущих в них, к гибели растительности. Используя в пищу пойманную в них рыбу, человек может отравиться сам. Загрязнение почвы тоже происходит вследствие диффузии. Так излишки удобрений, различных ядохимикатов попавших на неё при опрыскивании сельскохозяйственных культур, распространяются в почве не только с потоками воды, но и результате диффузии, а затем попадают в плоды, которые человек употребляет в пищу. В заключение ученики делают вывод о необходимости в обыденной жизни применять знания по данной теме и не допускать загрязнения почвы и рек вредными для природы и всего живого веществами.

При изучении темы «Применение ядерной энергии. Атомная энергетика» уместно включить расширить тему урока рассмотрением таких вопросов как «Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации атомных электростанций. Перенос радиоактивности в окружающей среде». После изучения основной темы с учащимися проводится беседа о том, что выбросы и сбросы радиоактивности и токсических веществ из систем атомных электростанций отрицательно влияют  на человека и окружающую среду. Выбросы могут быть как постоянными, находящимися под контролем эксплуатационного персонала, так и аварийными, залповыми. Включаясь в многообразные движения атмосферы, поверхностных и подземных потоков, радиоактивные и токсические вещества распространяются в окружающей среде, попадают в растения, в организмы животных и человека.
При изучении темы «Электромагнитное поле» неизбежно возникают вопросы вредного воздействия на человека бытовых электроприборов, мобильного телефона, плееров, компьютеров и т.п. Все больше и больше электрических приборов входит в наш быт. Но все ли они улучшают наше здоровье? Вовсе нет. Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт, но отрицательно сказывается на самочувствии человека. Так что весьма часто за комфорт мы платим здоровьем. Поэтому необходимо ознакомить учащихся с отрицательным воздействием некоторых бытовых приборов и возможными мерами по уменьшению этого влияния на наше здоровье. В результате беседы выясняются факторы риска некоторых бытовых электроприборов, а также возможности их уменьшения.

  Кроме того, что при изучении любого материала обязательно обсуждаются экологические вопросы, вопросы безопасности для человека, я в своей практике использую экологические уроки.  Так, в 7 классе провожу  интегрированный урок по теме: «Сколько воды нужно человеку?» После сообщения учителем темы урока с ребятами обсуждается ее актуальность. Ребята. изучив карту Саратовской области,  приходят к выводу, что хоть мы и живем недалеко от самой великой реки России, проблема качественной питьевой воды, да и просто пресной воды, для нас как нельзя актуальна, так как мы являемся жителями левобережья Волги, и наш климат является засушливым.

Ученикам  предлагается следующую ситуация: вечером за ужином, когда вся семья из пяти человек была в сборе, мама стала сокрушаться, что сегодня заплатила за воду около тысячи рублей, и опять, наверное, придётся отложить обещанную поездку в Саратовский цирк, о которой мечтала вся семья. Папа, отложив газету, заявил: «Давайте соберём семейный совет и подумаем, как решить эту проблему?». Учитель предлагает двум группам побывать «семьёй»,  распределив  роли членов семьи, и, вооружившись калькуляторами, выполнить следующие задания:  1)        разыграть сценку  «Семейный совет», где каждый «член семьи» должен высказать своё мнение по этому вопросу;  2)        на листе ватмана сделать расчёты: сколько и для чего всей семье нужно воды на текущий месяц. Рассчитать, сколько это будет стоить, используя  данные  о стоимости одного кубического метра воды и потреблении воды в различных ситуациях; 3)        предложить, как в домашних условиях можно экономить воду. 

Третья группа в это время работает над заданиями:1)        если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, тем самым  вы экономите 4 литра воды. Если вы чистите зубы утром и вечером, вы сможете сэкономить 8 литров воды. Подсчитайте, сколько воды сэкономит семья из пяти человек за год, если каждый член семьи будет вовремя закрывать кран, чистя зубы. 2)        Сколько человек может быть обеспечено питьевой водой, если для организма человека  требуется не менее 1,6 литров воды ежедневно. В заключение беседы учащиеся делают выводы: кем бы мы ни стали, какую бы профессию в будущем ни выбрали, наша задача – заботиться о сохранении воды (механизатор – не сливать мазут на почву, попадёт в ближайший водоём; директор завода – строить очистные сооружения, не сливать отходы производства в реку, озеро; а в быту – экономить воду) и приучать к этому всех членов своей семьи.  Охрана воды – долг каждого человека, иначе нашим детям и внукам не останется чистой питьевой воды. 

    Физика - наука экспериментальная, поэтому наиболее эффективным для понимания существа предмета является экспериментально – исследовательский метод. Чтобы ученики прочувствовали важность экологических проблем, им надо в эти проблемы погрузиться. И здесь незаменимым помощником учителю выступает такой вид деятельности как метод проектов. В настоящее время метод проектов достаточно широко применяется в педагогической практике. проделанной работы стоит того.  Так, при изучении в 8 классе раздела «Изменение агрегатных состояний вещества» и постоянное обращение учителя к воде как более знакомому ребятам веществу, группы учеников приступила к работе над проектом «Вода в жизни человека». В результате ребята узнали, что вода используется человеком с давних времен не только для употребления в пищу, но вода «работает» на человека во всех сферах его деятельности (вода – источник энергии, пожарник, землекоп, взрыватель, целитель, измеритель времени и т.п.), а в прошлые времена даже много войн возникало из-за права поселиться на берегах водоёмов. Да и сам человек, его органы,  состоят во многом из воды. Ребята провели опросы среди учащихся школы какую воду они пьют дома (из-под крана, кипяченую или фильтрованную), какие полезные и вредные элементы может содержать вода, влияет ли вода на здоровье человека, что они думают о качестве питьевой воды в нашем селе? Результаты опросов были обработаны и представлены в компьютерной презентации проекта в виде диаграмм «Качество питьевой воды и здоровье человека»: (Приложение №1 – презентация проекта «Вода в жизни человека»). Также были проведены доступные исследования качества воды: определение жёсткости воды мыльным раствором, определение рН среды с помощью индикаторной бумаги, определение прозрачности воды. В результате работы над проектом ребята не только сделали выводы о качестве питьевой воды в нашем селе, но и привели рекомендации по её эффективному и экономичному использованию, но и  пришли к выводу: действительно, правы те, кто считают, что вода – это жизнь!

При изучении в 9 классе темы «Звук. Источники звука. Громкость звука, Эхо» у ребят после проведения учителем некоторых демонстраций естественно возникает много вопросов по данной теме, ответы на которые им предлагается найти самостоятельно. В результате образуется группа для работы над проектом «Человек в мире звуков». Проблемным вопросом становится: правда ли, что звуки определённой амплитуды и частоты могут вредно влиять на здоровье человека? Ребята высказывают гипотезу: если бы люди, в частности, наши одноклассники, больше знали об особенностях звука и его вредном влиянии на организм, они могли бы обезопасить себя от «плохих» звуков. В результате изучения теоретического материала не только по учебнику, но и помощью дополнительной литературы, интернета, проведения опросов учащихся школы, ребята сделали выводы и составили рекомендации по ограждению себя от вредного воздействия звуков, и в частности: «свой будущий дом постарайтесь защитить звукоизоляционными материалами и окружите зелёной шумозащитной зоной. (Компьютерная презентация данного проекта представлена в приложении №2). После отчета работавших по данному проекту перед одноклассниками, другие ученики заинтересовались вопросом звукоизоляции и экологии своего дома, и приступили к работе над проектом «Экология жилища».

 Систематическое применение описанных выше средств и методов экологического воспитания повышает общий уровень экологической культуры, вызывает интерес к предмету физики и качеству его преподавания.

  Экологическое образование выступает частью общего образования, позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрывать основные аспекты взаимодействия общества, с природой в различных учебных предметах. Экологическое образование направлено на усвоение учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы, формирование интеллектуальных и практических умений рационального использования и охраны природы. Оно включает в себя обучение и воспитание учащихся, которые ведут за собой развитие универсального, разностороннего – научного, нравственного, эстетического, экономического, юридического, практического отношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая работа "Экологическое воспитание на уроках физики"

В  проекте  описывается  экологическое  воспитание  на  уроках  физики, где речь  идет  о  значении  экологии в  разделах  физики...

Из серии "Экологическое воспитание на уроках физики и во вне урочное время"

Данная презентация под названием "Какой след оставишь ты ?" из серии - экологическое воспитание на уроках физики и во вне урочное время.Мы не замечаем что наши привычки, безобидные, на первый взгляд, ...

Программа "Экологическое воспитание на уроках физики"

Приводится  программы "Экологическое воспитание на уроках физики"...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Доклад на тему "Экологическое воспитание на уроках физики"

В докладе раскрываются вопросы, связанные с экологическими проблемами. На материале курса физики даются примеры знакомства обучающихся с этими проблемами и путями их решения....

Статья "Формирование экологического воспитания на уроках физики и во внеурочное время"

21 марта - Всемирный день Земли. Этот праздник был провозглашен  Генеральным секретарем ООН в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно. Колокол Мира  с надписью " Да здравствует всеобщ...