урок в 7 классе по теме "Закон Паскаля"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Ольчикова Людмила Михайловна

 

Цели урока.

Образовательные:  знакомство со способом передачи давления жидкостями и газами, формулировка закона Паскаля.

Развивающие: создание условий для развития экспериментальных умений и навыков, развитие логического мышления, умения обосновывать свои высказывания, развитие творческого мышления, умения переносить полученные знания в новую ситуацию.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения через познаваемость физических явлений, формирование навыков самостоятельной работы, уважительного отношения к мнению оппонента.

Задачи: изучить закон Паскаля; выяснить, почему газ (жидкость) давит, и как газ (жидкость) передает давление?

Тип занятия:  урок изучения нового материала.

Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_paskalya.rar950.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок по физике в 7 классе

по теме «Закон Паскаля»  

     

автор: Ольчикова Людмила Михайловна, учитель МОУ «Верхне – Кубинская средняя общеобразовательная школа»

2013 год

Цели урока.

Образовательные:  знакомство со способом передачи давления жидкостями и газами, формулировка закона Паскаля.

Развивающие: создание условий для развития экспериментальных умений и навыков, развитие логического мышления, умения обосновывать свои высказывания, развитие творческого мышления, умения переносить полученные знания в новую ситуацию.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения через познаваемость физических явлений, формирование навыков самостоятельной работы, уважительного отношения к мнению оппонента.

Задачи: изучить закон Паскаля; выяснить, почему газ (жидкость) давит, и как газ (жидкость) передает давление?

Тип занятия:  урок изучения нового материала.

Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Оборудование: компьютер; проектор; экран; воздушные шарики; пакеты, вода, иголка – на каждую парту; карточки, с написанными на них буквами(для теста, каждому ученику); чистые листы для закрепления материала; листы для самоконтроля(каждому ученику); задания для работы дома(каждому ученику).

Ход урока.

 

Название этапа

Деятельность

учителя

учащихся

1. Органи-зационный момент. Мотивация

( 6 мин)

-Здравствуйте! Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас - повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие тел, и веществ, окружающих нас не только в кабинете физики, но и в повседневной жизни, любые из них могут находиться всего в трех состояниях. Назовите их.

- Вы уже знаете: твёрдые тела оказывают давление. А как вы думаете, передают ли давление жидкости и газы?

- Да, жидкости и газы, тоже передают давление.

Но в основе этого лежит физический закон, а как он называется мы сегодня и должны узнать? Чтобы точно ответить на вопрос, необходимо изучить новый материал.

Откройте тетради и запишите тему нашего урока. (слайд 1)


- А теперь, назовите, что вы сегодня должны узнать, с чем познакомиться? (записывается на доске, затем обобщается) (слайд 2) – открываются цели урока, каждая по щелчку.

 

 








- Твёрдое, жидкое и газообразное


Высказывают свои предположения. 








Записывают число, классная работа и тему урока: Закон Паскаля

Называют цели урока: изучить закон Паскаля, выяснить, почему и как газ или жидкость давит?

3. Актуали-зация знаний

(5 мин)

Но вначале повторим тему «Давление твёрдых тел» и выполним тест, при этом вы будете использовать карточки с буквами.

Тест (слайд 3)

Обобщается; анализируются ошибки при выполнении.





Выполняют тест.

3. Новый материал

(15 мин)

Слайд 4 Экспериментальное задание 1

- Надуем воздушный шар.

- Почему шарик увеличивает свой объём? (щелчок по слайду 4)

- Какую форму приобрёл шарик? Почему? (используется рисунок (щелчок по слайду 5))






- Сделайте вывод, о том, как давит газ на стенки шарика (щелчок по слайду 5).



Слайд 6 Экспериментальное задание 2

- Нальём в пакет воду. При выполнении прошу соблюдать технику безопасности.

Попробуем сжать воду, надавим на него сначала пальцем, а затем ладонью. Что мы видим?






- Удалось ли сжать воду?  Почему? (слайд 6, щелчок по слайду)



- Сделайте вывод, о том, как давит жидкость на стенки пакета. (слайд 6, щелчок по слайду)

А теперь обобщим сказанное вами.(слайд 7)

  1. Чем отличаются  твердые тела от жидкостей и газов с точки зрений физики?

2. Какова особенность поведения молекул газа и жидкости?

3. Чем создается давление газа или жидкости?

4. Как  газ или жидкость давит  на стенки сосуда?

(во время ответов щелчок по слайду 7)

Значит, (слайд 8) Давление , производимое на жидкость или газ, передается  в каждую точку жидкости или газа одинаково  по всем направлениям – закон Паскаля.

? А кто такой Паскаль? (сообщение 1 ученика о Паскале) 


Надувают шарики.

- Потому что мы впустили в него воздух, воздух – это газ.

- Форму шара. Молекулы газа движутся беспорядочно. При своём движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками шарика. Молекулы газа внутри шарика давят на стенки одинаково, во все стороны.

 Вывод: давление газа на стенки шарика вызывается ударами молекул газа во все стороны одинаково. 

-  Мы видим, что при надавливании пальцем на пакет сила давления меньше, а при надавливании ладонью она увеличивается, и пакет прорвётся. Вода же польётся из образовавшихся отверстий в виде одинаковых струек, так как верхние частицы воды передают одинаково давление другим слоям, лежащим глубже.

- НЕТ!  Жидкости несжимаемы: надавливаем на одну часть жидкости, это давление передается всем другим частям.

- Вывод: Жидкости, как и газы, передают давление по всем направлениям одинаково.  



ОТВЕТ:  Расположением молекул


ОТВЕТ:  Подвижность

ОТВЕТ: Ударами молекул газа или жидкости о стенки сосуда.

ОТВЕТ:  По всем направлениям одинаково




Учащиеся записывают в тетрадях.



Один ученик рассказывает о Блезе Паскале.

4. Закрепле-ние

(12 мин)

Слайд 9 (медленная, спокойная мелодия)  

- Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем (гимнастика проводится под спокойную музыку).

- Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.

- А какой физический закон лежит  в основе дыхательной гимнастики, как он называется?


- Сейчас я предлагаю ответить на вопросы.

(слайд 10)













- Сейчас проверим, как вы поняли материал сегодняшнего урока. Возьмите чистый лист, и ответьте на вопросы. (слайд 11)

Проверяем (3 щелчка по слайду 11).

 




Учащиеся, стоя за партами, выполняют дыхательную гимнастику











- Мы изучаем на уроке закон Паскаля. Значит, в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля.

Отвечают на вопросы.

1. Они приобретают форму шара, так как давление в газе, согласно закону Паскаля передаётся одинаково по всем направлениям.

2. Давление взрыва в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям, и от этого животные могут погибнуть.

3.При вытаскивании рыбы из воды давление внутри пузыря увеличивается, а снаружи уменьшается.

Ответы записывают на отдельных листах.



Проверяют, используя слайд 11, ставят «+» или «-».

6. Подведе-ние итогов. Домашнее задание.

(7 мин)

Подведём итоги.

Давайте вспомним,  что сегодня делали на уроке, что узнали? (слайд 12)

  1. Как передают давления жидкости и газы?


  1. Какой закон объясняет передачу давления жидкостями и газами?
  1. Как читается закон Паскаля?




- Закон Паскаля положен в основу устройства многих механизмов(щелчок по слайду 12).

Посмотрим(щелчок по слайду 12). Слайды 13 – 20

- Мне очень важно, с каким настроением вы уходите с урока. Поэтому я прошу вас заполнить лист самоанализа, который находится столах у каждого из вас(слайд 21)

Откройте дневники и запишите домашнее задание(экспериментальное задание выдаёт на листочках)(слайд 22).

Затем выставляются оценки.

(слайд 23). 


 

 

- Жидкости и газы передают давление одинаково по всем направлениям.

- Закон Паскаля.


- Давление, производимое на жидкость или газ, передается  в каждую точку жидкости или газа одинаково  по всем направлениям.




Рассматривают рисунки.



Заполняют лист самоанализа.



Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Логический тип данных в Паскале"

Рассматривается решение задачи о принадлежности точки заданной области в рамках линейного алгоритма....

Открытый урок по теме: "Операторы языка Паскаль"

Разработка урока и презентация...

Конспект урока. 11 класс. Структура программы на ЯП Паскаль.

Конспект урока по программе Углубленного изучения курса информатики (физико-математический профиль) 4 часа в неделю...

Урок 11 класс "Циклы на паскале"

Урок информатики в 11 классе тема "Программирование"...

Урок практикум в 9 классе "Ветвления на Паскале"

Урок-практикум в 9 классе "Ветвления на Паскале"...

Конспект урока по теме "Циклы в Паскале"

Конспект урока по информатике "Циклы в Паскале" предназначен для учащихся 9 класс....

Урок 5. Стандартные функции языка Паскаль

В документе содержатся задания на вычисление результатов работы со стандартными функциями и вычислением арифметических выражений....