урок в 7 классе по теме "Плотность вещества"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Ольчикова Людмила Михайловна

 

Тип и вид урока:  урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик(определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

·         Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

·         Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;

·         Первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.

Воспитательные:

·         Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

·         Формирование коллективизма.

Развивающие:

·         Продолжить формировать умение высказывать умозаключения;

·         Вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;

·         Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

·         Формировать умение решать качественные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnost.rar722.46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Верхне – Кубинская сош»

Урок по теме «Плотность вещества»

7 класс

Автор Ольчикова Людмила Михайловна

2013 год


Тип и вид урока:  урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик(определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
  2. Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;
  3. Первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.

Воспитательные:

  1. Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
  2. Формирование коллективизма.

Развивающие:

  1. Продолжить формировать умение высказывать умозаключения;
  2. Вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;
  3. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  4. Формировать умение решать качественные задачи.

Оборудование:  мультимедийный проектор; компьютер; презентация,  составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы;  тела равного объема, но  разной массы; мензурка с водой; задания на листах для эксериментов; масло растительное; стальной, пробковый и парафиновые шарики.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. Мотивация.

(2 мин)

- Здравствуйте, я приглашаю вас на урок физики и хочу начать его со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитала это стихотворение? Слайд 1

- Итак, почему я вам прочитала это стихотворение?


- Да, это стихотворение  об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.




Слушают стихотворение.


- Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.

2. Повторение.

(7 мин)

Но вначале давайте повторим, ответив на вопросы: слайд 2

Отвечают на вопросы.

3. Определение целей урока.

(5 мин)

А теперь, посмотрите внимательно на слайд, и подумав, ответьте: что общего и чем отличаются цилиндры друг от друга?

Слайд 3




Слайд 4




Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества» слайд 5

- Теперь, давайте вместе с вами, определим  цели урока (записываются на доске)






- Хорошо, вы назвали почти все цели. Согласно им план нашего урока выглядит так: слайд 6




- Цилиндры на слайде 3 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, массы у них тоже разные, а объём у них одинаковый.

- Цилиндры на слайде 4 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, и объём у них тоже разный, а массы – одинаковые.




Записывают в тетрадях тему урока.


Называют цели

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

4. Изучение нового материала. (15 мин)

- Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование в парах:

1) Перед вами 2 цилиндра. Какой у них объём? Вам нужно выяснить, какая у каждого тела масса.

2) Перед вами 2 тела равной массой. Что можно сказать об этих телах? Вам нужно выяснить, какой объём у каждого тела. (Оба задания записаны на листах и выдаются на каждую парту)

Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами.


При выполнении заданий при необходимости оказывает помощь учащимся.



- Анализируем полученный результат. Итак, вы получили, что цилиндры равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность. И тогда она зависит от объёма и массы.

- Давайте теперь сформулируем определение плотности (щелчок на слайде 6 по слову определение, слайд 7, возврат на слайд 6),

введём её обозначение (щелчок на слайде 6 по слову обозначение, слайд 8, возврат на слайд 6),

и запишем формулу плотности в тетрадь (щелчок на слайде 6 по слову формула, слайд 9, возврат на слайд 6).

- Записываем единицы измерения. (щелчок на слайде 6 по словам «единицы измерения», слайд 10, возврат на слайд 6).

- Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная). (щелчок на слайде 6 по словам «классифицирующий признак», слайд 11, возврат на слайд 6).

- Выясняем способы измерения плотности. (щелчок на слайде 6 по словам «способы измерения плотности», слайд 12). Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите плотность веществ, из которых изготовлены тела.

- Возвращаемся к слайду 6. Повторим план изучения физической величины.




- Одинаковый.



- Объём у них разный.









1)взвешивают цилиндры равного объема, но разной массы,

2)измеряют объемы данных  тел равной массы.

Результаты записывают в тетрадях в виде экспериментальных задач.










Записывают определение в тетрадь.



Записывают обозначение в тетрадь.



Записывают формулу в тетрадь.



Записывают единицы измерения в тетрадь.


Записывают: скалярная величина и постоянная для данного вещества.




Решает экспериментальную задачу и определяет по таблице плотности твердого тела плотность образцов. Результаты записываются на доске и в тетради.


Читают план изучения и повторяют определение плотности, её обозначение, единицы измерения и формулу.

5. Закрепление. (12 мин)

Задание 1.(слайд 13)




Вопрос: (слайд 14)




Задание 2.(слайд 15)



Вопрос:(слайд 16)





Занимательные опыты:

Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?

Задача №192 (Л) слайд 17




- Проверим. слайд 18

Задача №193 (Л) слайд 19




- Проверим. слайд 20

Задача №188 (Л) слайд 21




- Проверим. слайд 22

- Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).

- Ученики отвечают, что плотность осмия показывает, что, если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг.

- Используя таблицу плотностей, находят плотности льда, воды и водяного пара.

- Расстояния между молекулами в этих состояниях разные. Всех ближе молекулы находятся в твёрдых состояниях, а дальше всех – в газообразных.


- Выполняют экспериментальную работу.



- Стальной шарик тонет, так как у него плотность больше.

- Массы тел равны, а объём левого больше объёма правого тела, тогда плотность левого тела меньше плотности правого.


- Массы жидкостей равны, а объём жидкости слева больше объёма справа, тогда плотность жидкости слева меньше плотности справа.


- Объёмы тел равны. Плотность золота больше, чем у меди, а

масса  куба из золота больше массы меди в 2,2 раза.

6. Рефлексия. (4 мин)

- Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. (слайд 23)

Отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание.

(1 мин)

слайд 24

Записывают в дневник д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Презентация к уроку 7 класса "Агрегатные состояния вещества"

Здесь представлена презентация, подготовленная учащимися для уроков по физике 7 класса по теме "Агрегатные состояния вещества"....

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....

Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....

Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"

Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока:  Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...

Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"

поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...