урок в 7 классе по теме "Плотность вещества"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме
Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер
Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик(определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).
Задачи:
Образовательные:
· Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
· Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;
· Первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.
Воспитательные:
· Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
· Формирование коллективизма.
Развивающие:
· Продолжить формировать умение высказывать умозаключения;
· Вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;
· Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
· Формировать умение решать качественные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnost.rar | 722.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Верхне – Кубинская сош» |
Урок по теме «Плотность вещества» |
7 класс |
Автор Ольчикова Людмила Михайловна |
2013 год |
Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер
Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик(определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
- Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;
- Первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.
Воспитательные:
- Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
- Формирование коллективизма.
Развивающие:
- Продолжить формировать умение высказывать умозаключения;
- Вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;
- Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- Формировать умение решать качественные задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы; мензурка с водой; задания на листах для эксериментов; масло растительное; стальной, пробковый и парафиновые шарики.
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент. Мотивация. (2 мин) | - Здравствуйте, я приглашаю вас на урок физики и хочу начать его со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитала это стихотворение? Слайд 1 - Итак, почему я вам прочитала это стихотворение? - Да, это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами. | Слушают стихотворение. - Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой. |
2. Повторение. (7 мин) | Но вначале давайте повторим, ответив на вопросы: слайд 2 | Отвечают на вопросы. |
3. Определение целей урока. (5 мин) | А теперь, посмотрите внимательно на слайд, и подумав, ответьте: что общего и чем отличаются цилиндры друг от друга? Слайд 3 Слайд 4 Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества» слайд 5 - Теперь, давайте вместе с вами, определим цели урока (записываются на доске) - Хорошо, вы назвали почти все цели. Согласно им план нашего урока выглядит так: слайд 6 | - Цилиндры на слайде 3 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, массы у них тоже разные, а объём у них одинаковый. - Цилиндры на слайде 4 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, и объём у них тоже разный, а массы – одинаковые. Записывают в тетрадях тему урока. Называют цели - узнать что такое плотность; - узнать, как она обозначается; - узнать от чего она зависит; - узнать какие единицы измерения; - узнать способы измерения. |
4. Изучение нового материала. (15 мин) | - Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование в парах: 1) Перед вами 2 цилиндра. Какой у них объём? Вам нужно выяснить, какая у каждого тела масса. 2) Перед вами 2 тела равной массой. Что можно сказать об этих телах? Вам нужно выяснить, какой объём у каждого тела. (Оба задания записаны на листах и выдаются на каждую парту) Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами. При выполнении заданий при необходимости оказывает помощь учащимся. - Анализируем полученный результат. Итак, вы получили, что цилиндры равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность. И тогда она зависит от объёма и массы. - Давайте теперь сформулируем определение плотности (щелчок на слайде 6 по слову определение, слайд 7, возврат на слайд 6), введём её обозначение (щелчок на слайде 6 по слову обозначение, слайд 8, возврат на слайд 6), и запишем формулу плотности в тетрадь (щелчок на слайде 6 по слову формула, слайд 9, возврат на слайд 6). - Записываем единицы измерения. (щелчок на слайде 6 по словам «единицы измерения», слайд 10, возврат на слайд 6). - Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная). (щелчок на слайде 6 по словам «классифицирующий признак», слайд 11, возврат на слайд 6). - Выясняем способы измерения плотности. (щелчок на слайде 6 по словам «способы измерения плотности», слайд 12). Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите плотность веществ, из которых изготовлены тела. - Возвращаемся к слайду 6. Повторим план изучения физической величины. | - Одинаковый. - Объём у них разный. 1)взвешивают цилиндры равного объема, но разной массы, 2)измеряют объемы данных тел равной массы. Результаты записывают в тетрадях в виде экспериментальных задач. Записывают определение в тетрадь. Записывают обозначение в тетрадь. Записывают формулу в тетрадь. Записывают единицы измерения в тетрадь. Записывают: скалярная величина и постоянная для данного вещества. Решает экспериментальную задачу и определяет по таблице плотности твердого тела плотность образцов. Результаты записываются на доске и в тетради. Читают план изучения и повторяют определение плотности, её обозначение, единицы измерения и формулу. |
5. Закрепление. (12 мин) | Задание 1.(слайд 13) Вопрос: (слайд 14) Задание 2.(слайд 15) Вопрос:(слайд 16) Занимательные опыты: Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность? Задача №192 (Л) слайд 17 - Проверим. слайд 18 Задача №193 (Л) слайд 19 - Проверим. слайд 20 Задача №188 (Л) слайд 21 - Проверим. слайд 22 | - Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3). - Ученики отвечают, что плотность осмия показывает, что, если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг. - Используя таблицу плотностей, находят плотности льда, воды и водяного пара. - Расстояния между молекулами в этих состояниях разные. Всех ближе молекулы находятся в твёрдых состояниях, а дальше всех – в газообразных. - Выполняют экспериментальную работу. - Стальной шарик тонет, так как у него плотность больше. - Массы тел равны, а объём левого больше объёма правого тела, тогда плотность левого тела меньше плотности правого. - Массы жидкостей равны, а объём жидкости слева больше объёма справа, тогда плотность жидкости слева меньше плотности справа. - Объёмы тел равны. Плотность золота больше, чем у меди, а масса куба из золота больше массы меди в 2,2 раза. |
6. Рефлексия. (4 мин) | - Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. (слайд 23) | Отвечают на вопросы. |
7. Домашнее задание. (1 мин) | слайд 24 | Записывают в дневник д/з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....
Презентация к уроку 7 класса "Агрегатные состояния вещества"
Здесь представлена презентация, подготовленная учащимися для уроков по физике 7 класса по теме "Агрегатные состояния вещества"....
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....
Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....
Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"
Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока: Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...
Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"
поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...