Проектная работа на элективных курсах по физике.
материал по физике (10 класс) по теме

Ахатова Сария Харисовна

   Используя проектную технологию, я организую творческую деятельность учащихся на уроках, на элективных курсах, внеурочной деятельности и активно пропагандирую это среди педагогического коллектива. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI века, так как конечный результат его использования предусматривает сформированность у учащихся умения адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Даже перевод с латинского слова «проект» дословно означает «брошенный вперед», т.е. в будущую жизнь после обучения.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_raboty_po_fizike.rar3 МБ

Предварительный просмотр:

         МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИКЕ.

        Ахатова Сария Харисовна-

       учитель физики I категории МБОУ «Нижнесуньской

СОШ»  Мамадышского района РТ.

    Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

    Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

    Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

   В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников обще-учебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: интеллектуальных, гражданских, психологических, нравственных, коммуникативных, информационных, овладение рефлексией, как средством самопознания.

   Задача формирования молодого человека нашего времени как будущего специалиста, затребованного на рынке труда, определяет модель выпускника школы. Это личность, обладающая ключевыми компетенциями, формирование которых является одним из направлений реализации компетентностного подхода в образовании в условиях модернизации.

Какие методы в большей степени формируют ключевые компетенции учащихся?

   Обратимся к документу "Образовательный стандарт среднего общего образования по физике": "Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на приобретение компетентности … опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий".

   Используя проектную технологию, я организую творческую деятельность учащихся на уроках, на элективных курсах, внеурочной деятельности и активно пропагандирую это среди педагогического коллектива. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI века, так как конечный результат его использования предусматривает сформированность у учащихся умения адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Даже перевод с латинского слова «проект» дословно означает «брошенный вперед», т.е. в будущую жизнь после обучения.             

Цели проектной работы:

           

1.Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

2.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.

3.Развитие исследовательских умений.

   Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования  и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Главное в проектной деятельности - создание ребенком полезного продукта. Проекты разрабатываются на материале из разных областей, развивают интеллект, духовно-нравственные качества, способности рассуждать, отстаивать свое мнение, логически мыслить, работать самостоятельно, усиливают мотивацию обучения, отражают интересы и увлечения детей.

Я предлагаю следующую классификацию творческих работ:

-Проблемно-реферативные;  

  -Экспериментальные;

-Натуралистические и описательные;

  -Исследовательские.

   Проектная деятельность обучающихся является технологией      дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

-гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

-наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

     По цели, которую ставит перед собой исполнитель, я выделяю следующие виды проектов:

  - предметные;

  - социальные;

  - спортивные;  

   - культурные.

   В сегодняшних условиях выживания и конкуренции на первый план выходит человек с его умениями: видеть и решать проблемы, самостоятельно учиться, работать с информацией, аргументировать свою точку зрения, владеть искусством общения, применять полученные знания для решения жизненных проблем. Задача учителя - мобилизовать силы, знания и возможности свои и учащихся, чтобы помочь в становлении компетентной личности.-

    Приведу пример того, как я использую проектный метод на уроках элективного курса по физике.  

Тема элективного курса в 10 м классе

«Энергетика и окружающая среда».

    Проблемы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, энергетического кризиса стали исключительно актуальны. В природных процессах наблюдаются опасные изменения, угрожающие устойчивости биосферы и нормальному развитию человеческого общества. Отмечены опасное потепление климата, изменение воздушных течений и состава атмосферы, расширение пустынь, исчезновение отдельных видов животных и растений. Запросы общества превышают возможности природы, тот предел допустимых изменений, при котором сохраняется устойчивость биосферы.

      Экологические проблемы в России и в мире достигли такой остроты, что не повлияй на них сейчас, они способны привести человечество к гибели. В этих условиях экологическое воспитание, формирование экологической культуры и нового мышления, ориентированного на изменение путей и методов развития цивилизации, - необходимый фактор выживания.

    При изучении данной темы я предложила темы проектов:

1) «Загрязнение окружающей среды и охрана природы» и

2) «Изготовление модели ветроэлектрогенератора и ее применение ».

     1 этап - подготовительный. Подготовка к выполнению проекта ведется в течение нескольких уроков. Проводится мотивация необходимости работы над проектом, ставятся проблемные вопросы, предлагаются пути их разрешения.

      2 этап - планирование. На этом этапе учащиеся отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, составляют план своей работы. Например, при изготовлении действующей модели ветроэлектрогенератора учитель задает вопрос: « По какому принципу работает ветроэлектрогенератор? Какие превращения энергии при этом происходят?» Учащиеся должны хорошо представлять, как работают электрогенераторы: ГЭС, АЭС, ТЭС. А так же какие превращения энергии в них происходят.

      3 этап - практический. Самый ответственный этап – практический – учащиеся готовят модель ветрогенератора.                                                                                                                              

    4 этап - экспериментальный. Когда работа выполнена, наступает очередной этап – экспериментальный. Учащиеся демонстрируют работу моделей своих ветрогенереторов.

      5 этап - заключительный -защита проектов. Итоговый же урок - защита проектов стал настоящим событием, поскольку все участники продемонстрировали высокий уровень владения информацией по изучаемой теме, умение оформлять результаты своих исследований (рефераты, компьютерные отчеты), умение оценить свою деятельность и деятельность одноклассников.

         При выполнении проектной работы школьники самостоятельно добывают новые знания, собирают и анализируют необходимую информацию. А так же использовали Интернет - ресурсы. При изготовлении моделей использовали подручные материалы и оборудования, которые встречается  в быту. Работая методом проектов можно выявить способности детей, обучать их к творческой работе, создать условия  для профессионального самоопределения.

Литература:

 1.А.П.Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда», МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1996г.

2.Я.И.Перельман”Занимательная физика”, Москва, 1976г.

3.М.И.Аркуша “Энергетика и окружающая среда”, КОРИФЕЙ, Волгоград-2006г.

4.Журнал “Физика в школе”, №1-1995г., №3-1997г., №1-1998г, №5-1998г.

5.Б.Т.Величковский “Окружающая среда”. Учебное пособие для учащихся 9 классов.-М.:НПЦ “Экология и образование”,2002г.

6. Иванов Д.А., Митрофанов, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Москва. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Программа элективного курса по физике « Организация проектной деятельности"

Данный авторский материал элективного курса может помочь учителям физики и других предметов в организации проектной деятельности как на уроках так и во внеклассной работе....

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Ахатова Сария Харисовна

Спасибо!