Использование ИКТ на уроках физики как средство повышения активизации познавательной деятельности.
статья по физике на тему
Современная школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
.
Использование ИКТ на уроках физики как средство повышения активизации познавательной деятельности.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский
Современная школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем1. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно метапредметным результатам данной программы является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).2
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.3
По мнению ученых, характерной чертой современной жизни является нарастание темпа изменений. Чтобы получить 50 млн. пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению втрое меньше, а Интернету – всего 4 года. За один только 2005 год произведено больше уникальной информации, чем за предыдущие 5 тысячелетий. Десяти самых востребованных профессий 2010 года в 2004 году даже не существовало. По прогнозам министерства труда США, современные старшеклассники к 38 годам сменят от 10 до 14 мест работы. Сегодняшним школьникам предстоит осваивать профессии, которых пока не существует; использовать технологии, которые еще не созданы; решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться, постоянно овладевать новыми видами профессиональной деятельности.4
Среди всех учебных дисциплин физика – наиболее поддающийся компьютеризации предмет. Информационные технологии можно использовать для изучения теоретического материала, тренинга, в качестве средства моделирования и визуализации и т.д. Выбор зависит от целей, задач и этапа урока (объяснение, закрепление, повторение материала, проверка знаний и др.).
Обучая детей физике, мы наблюдаем понижение интереса к предмету, а вместе с этим понижение уровня знаний.
В январе 2012 года в школе было проведено исследование, в котором участвовали 13 учащихся 7—9 классов(13—15 лет).
Результаты мониторинга показали, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.
При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).
Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева.
Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню.
1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.
Мы решили обратиться к качественному показателю, в котором одним из нормативных значений была познавательная активность.
Путем сравнительного анализа было получено следующее.
Уровень мотивации учения | Высокая познавательная активность | Средняя познавательная активность | Низкая познавательная активность |
1 уровень 8 % | 8% | ||
2 уровень 23 % | 8 % | 15 % | |
3 уровень 38 % | 15% | 15 % | 8 % |
4 уровень 23 % | 15 % | 8 % | |
5 уровень 8 % | 8 % |
Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:
· Высокая познавательная активность у 23 %
· Средняя познавательная активность у 53 %
· Низкая познавательная активность у 24 %.
Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности.
Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:
· возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;
· стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
· обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
· стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
· обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане предоставляется широкая возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.
Установлено, что оптимальный уровень активности учения школьников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности учителя и учащихся, которая определяется учетом совокупности следующих факторов: целью, содержанием и характером учения, методами обучения, реальными учебными возможностями и возрастными особенностями школьников.
Модернизация образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений в системе современного образования. А значит, понимать сущность педагогической технологии; владеть интерактивными формами и методами обучения, критериями диагностирования, умением анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Одна из проблем данной ситуации это недостаточность наглядного материала, отсутствие современного оборудования, сложность самого предмета. Возникшие проблемы связаны и с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые несколько лет объем информации удваивается, классический учебник и преподаватель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний. Но также я отметила и то, что число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования. В связи с этим у каждого учителя были и есть проблемы в плане преподавательской деятельности, и каждый их решает, изыскивая новые возможности и методы обучения. Решение данной проблемы, по моему мнению, это внедрение информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) обучения, так как это условие самореализации обучающихся, повышения их уровня активизации познавательной деятельности.
Роботу по внедрению ИКТ в процесс преподавания физики я начала с 2005. На начальном этапе все выглядело довольно примитивно. В настоящее время намного больше возможностей.
Основные формы работы с ИКТ на моих уроках:
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. (Пример презентаций)
Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности обучающихся..
Уделяю внимание учебно-исследовательской и проектной работе с учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Примеры выполненных проектов:
- изготовление простейших приборов (мензурка, перископ, прибор для демонстрации реактивного движения, маятник, прибор для демонстрации электризации тел и т.д.)
- изготовление физических игрушек
- проект «Влияние сотового телефона на человека»
- проект «Часы простые и вечные»
- проект «Из истории метрической системы мер» и т.д.
(Пример проекта)
Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.) используется небольшим кругом учеников дома. (Пример презентации по внеурочной деятельности)
Четвертая фора – это тестирование. Мною изучены программы: AnsTester, MyTestStudent, MegaTest. Данные тестовые программы имеют преимущества - позволяют составлять тесты с выбором одного или нескольких ответов, тесты с пропущенными словами. Также онлайн тестирование
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/Physics-6/Default.aspx
http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/fizika (разноуровневые тесты)
(Пример теста)
Не стоит забывать и об учебных видеофильмах.
Я на своих уроках продолжаю использовать и учебные видеофильмы на сайтах:
http://interneturok.ru/ru/school/physics/9-klass
http://skillopedia.ru/material.php?id=4154
http://www.dvduroki.ru/view_urok_podkat.php?idurok=550
http://univertv.ru/video/fizika/opyty/kamera_vilsona/?mark=all
http://class-fizika.narod.ru/vid.htm
http://newuc.jinr.ru/section.asp?id=30
http://school-collection.edu.ru
Применение учебных видеофильмов помогает мне, т.к. я работаю в кабинете, недостаточно оснащённом, с устаревшим оборудованием.
На сегодня аудиовизуальные средства являются органическим звеном ряда
технологических циклов – как информационных, так и собственно педагогических.
Интересное домашнее задание с ИКТ
- подготовка докладов, сообщений;
- составление кроссвордов;
Применение Веб квестов на уроках физики, наверное, мечта любого учителя. Трудность вызывает создание продуктов. Один из Веб квестов -
Компьютер для обучающихся – как источник получения новой информации и как инструмент интеллектуальной и в целом – познавательной деятельности. Работа на компьютере может (и должна) развивать также такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, наконец, толерантность и креативность, коммуникативные умения.
Компьютер для учителя – современное средство решения дидактических задач организации новых форм развивающего обучения.
Богатство возможностей компьютера позволяет внимательнее отнестись к изучению его в роли нового дидактического средства.
При проведении уроков физики могут применяться следующие виды ИКТ:
- мультимедиа презентации,
- видеоролики и видеофрагменты,
- анимации, моделирующие физические процессы,
- электронные учебники,
- обучающие программы,
- работа с интернет-сайтами
- физическая лаборатории
В 2011 году наша школа получила первый мобильный класс портативных компьютеров (7 ноутбуков). Это открыло возможность интенсивного использования компьютера в роли инструмента учебной деятельности практически на каждом уроке физики. У меня к тому времени скопилось большое количество материала и наработок: видеоролики экспериментов, тексты заданий для учащихся, рисунки, краткие конспекты теории. Весь этот материал я сделала доступным для поддержки самостоятельной работы учащихся.
Помимо ноутбуков, в моем распоряжении были еще и другие средства информационно-коммуникационных технологий, предназначенные для организации деятельности учащихся:
- Виртуальная физическая лаборатория «Живая физика»,
- Образовательная программа Берков А. к.т. физ.-мат.н. МИФИ и др.«1С:Репетитор.Физика» « Фирма»1С»2000
- Учебник под ред. проф. МФТИ Козел С.М. «Программа “Открытая физика 11“Физикон” 1999
- Учебник физика7-11 Кирилл и Мефодий 2003
- Различные Интернет – ресурсы
В результате всех изменений сделало возможным совершенно новое построение уроков физики.
Без использования компьютера у нас нет шансов дать учащемуся возможность самому открыть формулы и законы, а значит, и намного лучше их понять и запомнить (не наизусть и не мнемонически, а реально, создав внутреннюю модель) и одновременно сформировать важную модель интеллектуальной деятельности – самостоятельное открытие закономерности окружающего мира. Еще более очевидно, что без ИКТ не может быть обеспечено формирование ИКТ-компетентности в конкретной предметной области – одного из самых востребованных качеств современного профессионала.
На уроках и при подготовке к их проведению я использую Интернет-ресурсы, содержащие новейшую информацию по некоторым разделам учебников:
1. Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации https://genphys.phys.msu.ru
2. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru
3. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/
4. Физика в анимациях http://physics.nad.ru
5. Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
6. Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru и др.
7. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;
8. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;
9. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;
10. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;
11. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.
Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:
- мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
- подготовка дидактических материалов для уроков;
- использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
- поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- разрабатываю тесты, используя готовые программы –оболочки;
- применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках физики, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.
В октябре 2012 года была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты.
Уровень мотивации учения | Высокая познавательная активность | Средняя познавательная активность | Низкая познавательная активность |
1 уровень 15% | 7,5% | 7,5% | |
2 уровень 31% | 15,5% | 15,5% | |
3 уровень 39% | 7,5% | 24% | 7,5% |
4 уровень 15% | 7,5% | 7,5% | |
5 уровень 0% |
Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности:
· Высокая познавательная активность у 30,5%
· Средняя познавательная активность у 54,5%
· Низкая познавательная активность у 15%.
Назову элементы ИКТ, которые планирую использовать в учебном процессе:
- работа с электронными учебниками на уроке;
- работа на уроке с материалами Web-сайтов;
- поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке.
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.
Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Список литературы:
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждена Президентом РФ Д.А.Медведевым от 4 февраля 2010 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова - М. «Просвещение», 2009г
- http://news.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии....
Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка
Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса. Использование новых информационных технологий расширяет ра...
Использование элементов проблемного метода на уроках физики как средство повышения качества обучения
Политические, социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой существенные перемены и в системе образования, ориентированного на вхожден...
"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литера...
Статья "Использование видеоматериалов на уроках географии как средство повышения познавательной активности учащихся"
Данная статья - обобщение опыта работы с видеоматериалами на уроках географии с целью повышения познавательной активности учащихся и эффективности урока....
Мастер-класс "Использование интерактивных таблиц на уроках русского языка, с целью активизации познавательной деятельности, развития мышления и речи."
Использование в учебном процессе интерактивных таблиц-схем решает целый комплекс проблем учителя:•для детей урок превращается в увлекательно-познавательный процесс,•урок выстроен и с теорети...
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся....