Доклад на 3тур_Учитель года-2013
статья (физика, 11 класс) по теме

Осолихин Юрий Валерьевич

Доклад на 3 тур муниципального конкурса "Учитель года-2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_3tur_uchitel_goda-2013.docx75.47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на третий  этап муниципального  конкурса «Учитель года -2013»

«Характеристика результатов работы с обучающимися:

анализ  работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике»

        Цель: проанализировать работу по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике.

Задачи:

  1. показать значимость ЕГЭ как составляющей системы оценки качества образования;
  2. показать основные этапы подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике;
  3. дать анализ МДКР по физике, проведённой в декабре 2012 года;
  4. сделать выводы  о причинах данных результатов, наметить  пути исправления проблем.

      Современное российское образование, как оно есть, не представляется без системы оценки качества образования. В систему оценки качества образования входит достаточное число компонентов, но, безусловно, самым важнейшим из них является Единый Государственный Экзамен. ЕГЭ завершает курс среднего полного образования, одновременно являясь вступительным испытанием в ВУЗы и ССУЗы. Для педагогов ЕГЭ- это один из  показателей профессиональной компетентности. Поэтому, характеризуя результаты работы с обучающимися старших классов по физике, анализ работы подготовки к ЕГЭ является необходимым.

      Подготовка обучающихся  к сдаче ЕГЭ на предварительном этапе начинается в 9 классе. В начале года проводится опрос о потребности и мотивации изучения физики и сдачи ЕГЭ, в течение года проводится ознакомительная работа с тестовыми формами аттестации и оформления документации. Далее проводятся демонстрационные работы (тесты или ГИА) в рамках либо школьного, либо муниципального уровня. Результаты проведённых работ анализируются вместе с учащимися, администрацией школы и родителями. Учитель выявляет на этом этапе пробелы в знаниях, учебных действиях по предмету. Например, в феврале 2012 года среди учащихся 9 класса (ныне 10 класса) была проведена школьная диагностическая работа по демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации(в новой форме) по физике. Результаты дали массу материала для анализа учителем физики:

ФИО

Первичный балл из макс. (21 б)

Доля % от максим.

Наиболее успешно решаемые разделы физики

Наименее успешно решаемые разделы физики

Антонова М.

8

38

МКТ, электричество, ядерная физика

Механика, МКТ, ядерная физика

Бородулина Е.

17

80

Механика, МКТ, электричество, ядерная физика

Механика

Бузунова В.

8

38

электричество

Механика, МКТ, ядерная физика

Гиляшева М.

9

43

МКТ, электричество, ядерная физика

Механика

Защук О.

10

48

МКТ, электричество, ядерная физика

Механика

Лекомцев П.

13

62

МКТ, электричество, ядерная физика

Механика

Нифонтова С.

10

48

МКТ, электричество, ядерная физика

Механика

Пастухова Е.

7

33

МКТ

Механика, МКТ, ядерная физика

Петрова А.

14

67

МКТ, электричество, ядерная физика

Механика

Титова А.

8

38

МКТ, электричество, ядерная физика

Механика, МКТ, ядерная физика

Улегов С.

4

19

Механика, МКТ, электричество, ядерная физика

Юшкова Е.

6

29

Механика, МКТ, электричество, ядерная физика

  В учебных действиях наибольшие затруднения вызвали: применение теоретического материала, вывод искомой величины из набора формул, анализ физического процесса, данного в задаче.

     Данная работа, а также и все остальные, позволили учащимся оценить свои возможности и определить предварительную необходимость сдачи ЕГЭ по физике в 11 классе. На данном этапе, регулярно, четыре десятиклассника посещают индивидуальные и групповые занятия по физике.

    В декабре 2012 года среди нынешних девятиклассников была проведена муниципальная ДКР, в которой от Горной Школы  участвовало 7 чел. (78%). Результаты следующие:

Анализ диагностической контрольной работы по физике. 9 класс

Школа___Горная______ Кол-во часов в неделю __2____

Ф.И.О. учителя__Осолихин Юрий Валерьевич_______

Ф.И.О. учителя, участвовавшего в проверке уровня ЗУН _Шерстобитова Татьяна Павловна

Количество учащихся, выполнявших работу __7__   

задание

Проверяемая тема

% приступивших к выполнению задания

% справившихся

% не справившихся

А1

кинематика

100

71

29

А2

динамика

100

57

43

А3

кинематика

100

71

29

А4

кинематика

100

71

29

А5

Тепловые явления

100

43

57

А6

Архимедова сила

100

43

57

А7

Тепловые явления

100

14

86

А8

Тепловые явления

100

14

86

А9

Электрические явления

100

29

71

А10

Электрический ток

100

29

71

А11

Линзы

100

14

86

А12

Магнитное поле

100

0

100

А13

Строение атома

100

29

71

А14

Строение вещества

100

43

57

A1

A2

A3

A4

A5

A6

A7

A8

A9

A10

A11

A12

A13

A14

В1

В2

В3

 балл

%

Благова А.

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

7

32

Конькова А.

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

3

14

Молокова Д.

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

2

1

0

10

45

Лузгин И.

1

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

5

23

Осолихина А.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1

2

2

4

19

86

Смирнов А.

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

6

27

Якушев П..

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

2

0

0

9

41

Задание

Правильно записывают данные (%)

Переводят

в СИ (%)

Знают

формулы

(%)

Трансф.

формулы

(%)

Правильно

вычисляют

(%)

%

приступивших к выполнению

 задания

%

Справившихся

%

не справившихся

Б1

43

29

29

29

29

71

40

60

Б2

43

29

29

29

29

57

50

50

Б3

14

14

14

14

14

14

100

100

По результатам ДКР по физике в 9 классе выявилось следующее:

  1. Хуже всего усвоилась тема «Магнитное поле» ;
  2. Лучше всего справились  с заданиями по кинематике;
  3. Удовлетворительные знания по большинству представленных тем;
  4. Слабые навыки преобразования формул;

Вывод:  ДКР по физике в 9 класса выявила недостатки в обученности учащихся; в целом работа написана удовлетворительно;  показаны проблемы, которые учитель должен исправить; по данным работы рекомендовано одной учащейся (Осолихина А.) рассмотреть возможность сдачи ЕГЭ в 11 классе.

В муниципальной контрольной работе по физике принимали участие 10 обучающихся в данном классе. Работа длилась 120 минут, учащимся было предложено 25 заданий части А и 4 задания части В: оценивание заданий по баллам совпадает с оцениванием на ЕГЭ. Все обучающиеся ответственно отнеслись к контрольной работе, по итогам выявились следующие результаты:

№п/п

Фамилия, Имя

Номера заданий, выполненных успешно

Кол-во баллов

Доля

 от

макс.

%

1

Арчибисова А.

А5

А8

А9

А10

А11

А15

А16

А

20

А

24

В2(1)

11

36

2

Гусельникова Е

А1

А3

А10

А12

А20

А21

В2(1)

7

28

3

Брезгин А.

А1

А9

А15

А19

А20

А21

А24

А25

10

28

4

Долгих В.

А1

А8

А9

А15

А22

А25

В4(1)

9

17

5

Долгих М.

А8

А11

А12

А18

А19

А20

А21

А24

В1(1)

10

31

6

Зверев Е.

А1

А4

А7

А8

А9

А11

А16

А19

А21

А25

В2(2)

В4(1)

14

48

7

Киряков Э.

А1

А3

А9

А11

А17

А18

А20

А22

В2(1)

9

35

8

Ковин В.

А1

А4

А8

А9

А11

А15

А16

А20

В1(2)

В3(2)

12

41

9

Осолихин И.

А1

А3

А4

А5

А7

А8

А12

А25

В3(2)

11

35

10

Щербакова И.

А8

А18

А24

А25

6

17

Как видно из диаграммы, наиболее успешно решались задания:

  1. А1(кинематика);
  2.  А8(молекулярно-кинетическая теория);
  3.  А9(МКТ, термодинамика);
  4.  А11(термодинамика);
  5. А20(механические колебания и волны);

, наименее успешно:

  1. А2(кинематика, законы Ньютона);
  2. А13(постоянный ток);
  3. А23(молекулярно-кинетическая теория, решить задачу).

        

Задания части В выполнены на недостаточном уровне, это значит, что большинство обучающихся обладают слабыми навыками определения прямых и обратных пропорциональностей и умениями взаимосвязи нескольких формул из  одного раздела физики:

  1. В1(КПД идеальной тепловой машины);
  2. В2(закон Ома для полной цепи);
  3. В3(движение частицы в магнитном поле);
  4. В4(электрические колебания в колебательном контуре).

     Непосредственно подготовка к ЕГЭ ведётся в системе, начиная с 10 класса. В начале года, в 10 классе, проводится опрос. Как правило, учащиеся уже определились с предварительным выбором. На первой консультации даётся подробный список ресурсов, который нужно использовать. Например:

Г.Я Мякишев «Физика-10», Москва, «Просвещение»,2012г.

Г.Я Мякишев «Физика-11», Москва, «Просвещение»,2012г.

Г.Я.Мякишев , "ФИЗИКА-9", Москва,"Просвещение",2012г.

А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич, Сборник задач по физике,Москва,"Дрофа",2011г.

В.А.Гусев,А.Г.Мордкович,МАТЕМАТИКА:Справочныематериалы,Москва,"Просвещение"1988г.

Р.Фейнман,Характер физических законов,Москва,"Наука",1987г.

 Перышкин А.В. Физика 7 – М.: Просвещение. 2010.

Перышкин А.В. Родина Н. А. Физика 8.  - М.: Просвещение. 2010.

Физика 9. Перышкин А.В., Гутник Е.М. - М.: Дрофа 2010.

Физика. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания_Кабардин, Кабардина, Орлов и др_2011 -478с

ЕГЭ 2012. Физика. Практикум_Бобошина С.Б._2012 -144с

ЕГЭ 2012. Физика. Типовые тест. задания_Кабардин О.Ф. и др_2012 -192с

http://www.fipi.ru/view/sections/171/docs/338.html

http://www.vlib.ustu.ru/vest_obr/

http://www.uraledu.ru/odoc

http://edu.ru/index.php

http://www.fizika.ru/didakt/testy/index.htm

http://www.gomulina.orc.ru/index1.html

http://ege.edu.ru/  По результатам опроса, администрацией школы для индивидуальных и групповых занятий, выделяются часы учебного времени. Как правило один час в 10 классе и один час в 11 классе. Для желающих сдавать ЕГЭ по физике ведётся мониторинг обучаемости (см. индивидуальные карты подготовки к ЕГЭ по физике).

За годы проведения ЕГЭ по физике, в Горной Школы сформировались следующие результаты:

 

      Анализируя индивидуальные карты подготовки к ЕГЭ по физике можно выделить общие проблемы, присущие всем  учащимся 11 класса:

  1. Недостаточность навыков математического счёта;
  2. Недостаточность навыков абстрактного представления физических процессов;
  3. Неумение вывода и представления  взаимосвязи  формул физических законов и процессов;
  4. Пробелы в знаниях разделов физики;

  Успешной подготовке к ЕГЭ может помочь комплекс  мер:

  1. Увеличение количества часов физики в старшей школе;
  2. Систематическое проведение  подобных работ;
  3. Повышение компетентности в тестовых технологиях обучающихся и преподавателей;
  4. Индивидуальная работа с учащимися по исправлению недочётов и пробелов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление к конкурсу "Учитель года-2013"

Презентация- представление учителя немецкого языка к конкурсу "Учитель года-2013"...

Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года – 2013»

Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года – 2013»...

мастер -класс на конкурс "Учитель года-2013"

Родительское собрание "Первые итоги школьной отметки" (мастер-класс)...

Учитель года-2013

Методическая папка к конкурсу "Учитель года-2013"...

Заявка на участие в районном конкурсе "Учитель года 2013"

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА       Содномпиловой Татьяны Санжиевны, учителя русского языка   и литературы МБОУ «Булыкская СОШ»...

Мастер-класс по геометрии "Необычное в обычном".(Конкурс "Учитель года-2013").

Обобщающе-повторительный урок  в 7 классе по теме"Замечательные точки в треугольнике".Проводился на конкурсе "Учитель года-2013"....

Презентация доклада на 3тур_Учитель года-2013

Презентация доклад на 3тур муниципального конкурса "Учитель года-2013"...