Доклад на 3тур_Учитель года-2013
статья (физика, 11 класс) по теме
Доклад на 3 тур муниципального конкурса "Учитель года-2013"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_3tur_uchitel_goda-2013.docx | 75.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на третий этап муниципального конкурса «Учитель года -2013»
«Характеристика результатов работы с обучающимися:
анализ работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике»
Цель: проанализировать работу по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике.
Задачи:
- показать значимость ЕГЭ как составляющей системы оценки качества образования;
- показать основные этапы подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике;
- дать анализ МДКР по физике, проведённой в декабре 2012 года;
- сделать выводы о причинах данных результатов, наметить пути исправления проблем.
Современное российское образование, как оно есть, не представляется без системы оценки качества образования. В систему оценки качества образования входит достаточное число компонентов, но, безусловно, самым важнейшим из них является Единый Государственный Экзамен. ЕГЭ завершает курс среднего полного образования, одновременно являясь вступительным испытанием в ВУЗы и ССУЗы. Для педагогов ЕГЭ- это один из показателей профессиональной компетентности. Поэтому, характеризуя результаты работы с обучающимися старших классов по физике, анализ работы подготовки к ЕГЭ является необходимым.
Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ на предварительном этапе начинается в 9 классе. В начале года проводится опрос о потребности и мотивации изучения физики и сдачи ЕГЭ, в течение года проводится ознакомительная работа с тестовыми формами аттестации и оформления документации. Далее проводятся демонстрационные работы (тесты или ГИА) в рамках либо школьного, либо муниципального уровня. Результаты проведённых работ анализируются вместе с учащимися, администрацией школы и родителями. Учитель выявляет на этом этапе пробелы в знаниях, учебных действиях по предмету. Например, в феврале 2012 года среди учащихся 9 класса (ныне 10 класса) была проведена школьная диагностическая работа по демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации(в новой форме) по физике. Результаты дали массу материала для анализа учителем физики:
ФИО | Первичный балл из макс. (21 б) | Доля % от максим. | Наиболее успешно решаемые разделы физики | Наименее успешно решаемые разделы физики |
Антонова М. | 8 | 38 | МКТ, электричество, ядерная физика | Механика, МКТ, ядерная физика |
Бородулина Е. | 17 | 80 | Механика, МКТ, электричество, ядерная физика | Механика |
Бузунова В. | 8 | 38 | электричество | Механика, МКТ, ядерная физика |
Гиляшева М. | 9 | 43 | МКТ, электричество, ядерная физика | Механика |
Защук О. | 10 | 48 | МКТ, электричество, ядерная физика | Механика |
Лекомцев П. | 13 | 62 | МКТ, электричество, ядерная физика | Механика |
Нифонтова С. | 10 | 48 | МКТ, электричество, ядерная физика | Механика |
Пастухова Е. | 7 | 33 | МКТ | Механика, МКТ, ядерная физика |
Петрова А. | 14 | 67 | МКТ, электричество, ядерная физика | Механика |
Титова А. | 8 | 38 | МКТ, электричество, ядерная физика | Механика, МКТ, ядерная физика |
Улегов С. | 4 | 19 | Механика, МКТ, электричество, ядерная физика | |
Юшкова Е. | 6 | 29 | Механика, МКТ, электричество, ядерная физика |
В учебных действиях наибольшие затруднения вызвали: применение теоретического материала, вывод искомой величины из набора формул, анализ физического процесса, данного в задаче.
Данная работа, а также и все остальные, позволили учащимся оценить свои возможности и определить предварительную необходимость сдачи ЕГЭ по физике в 11 классе. На данном этапе, регулярно, четыре десятиклассника посещают индивидуальные и групповые занятия по физике.
В декабре 2012 года среди нынешних девятиклассников была проведена муниципальная ДКР, в которой от Горной Школы участвовало 7 чел. (78%). Результаты следующие:
Анализ диагностической контрольной работы по физике. 9 класс
Школа___Горная______ Кол-во часов в неделю __2____
Ф.И.О. учителя__Осолихин Юрий Валерьевич_______
Ф.И.О. учителя, участвовавшего в проверке уровня ЗУН _Шерстобитова Татьяна Павловна
Количество учащихся, выполнявших работу __7__
задание | Проверяемая тема | % приступивших к выполнению задания | % справившихся | % не справившихся |
А1 | кинематика | 100 | 71 | 29 |
А2 | динамика | 100 | 57 | 43 |
А3 | кинематика | 100 | 71 | 29 |
А4 | кинематика | 100 | 71 | 29 |
А5 | Тепловые явления | 100 | 43 | 57 |
А6 | Архимедова сила | 100 | 43 | 57 |
А7 | Тепловые явления | 100 | 14 | 86 |
А8 | Тепловые явления | 100 | 14 | 86 |
А9 | Электрические явления | 100 | 29 | 71 |
А10 | Электрический ток | 100 | 29 | 71 |
А11 | Линзы | 100 | 14 | 86 |
А12 | Магнитное поле | 100 | 0 | 100 |
А13 | Строение атома | 100 | 29 | 71 |
А14 | Строение вещества | 100 | 43 | 57 |
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6 | A7 | A8 | A9 | A10 | A11 | A12 | A13 | A14 | В1 | В2 | В3 | балл | % | |
Благова А. | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 32 |
Конькова А. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 14 |
Молокова Д. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 10 | 45 |
Лузгин И. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 23 |
Осолихина А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 4 | 19 | 86 |
Смирнов А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 6 | 27 |
Якушев П.. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 9 | 41 |
Задание | Правильно записывают данные (%) | Переводят в СИ (%) | Знают формулы (%) | Трансф. формулы (%) | Правильно вычисляют (%) | % приступивших к выполнению задания | % Справившихся | % не справившихся | |||||||||||
Б1 | 43 | 29 | 29 | 29 | 29 | 71 | 40 | 60 | |||||||||||
Б2 | 43 | 29 | 29 | 29 | 29 | 57 | 50 | 50 | |||||||||||
Б3 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 100 | 100 |
По результатам ДКР по физике в 9 классе выявилось следующее:
- Хуже всего усвоилась тема «Магнитное поле» ;
- Лучше всего справились с заданиями по кинематике;
- Удовлетворительные знания по большинству представленных тем;
- Слабые навыки преобразования формул;
Вывод: ДКР по физике в 9 класса выявила недостатки в обученности учащихся; в целом работа написана удовлетворительно; показаны проблемы, которые учитель должен исправить; по данным работы рекомендовано одной учащейся (Осолихина А.) рассмотреть возможность сдачи ЕГЭ в 11 классе.
В муниципальной контрольной работе по физике принимали участие 10 обучающихся в данном классе. Работа длилась 120 минут, учащимся было предложено 25 заданий части А и 4 задания части В: оценивание заданий по баллам совпадает с оцениванием на ЕГЭ. Все обучающиеся ответственно отнеслись к контрольной работе, по итогам выявились следующие результаты:
№п/п | Фамилия, Имя | Номера заданий, выполненных успешно | Кол-во баллов | Доля от макс. % | |||||||||||||
1 | Арчибисова А. | А5 | А8 | А9 | А10 | А11 | А15 | А16 | А 20 | А 24 | В2(1) | 11 | 36 | ||||
2 | Гусельникова Е | А1 | А3 | А10 | А12 | А20 | А21 | В2(1) | 7 | 28 | |||||||
3 | Брезгин А. | А1 | А9 | А15 | А19 | А20 | А21 | А24 | А25 | 10 | 28 | ||||||
4 | Долгих В. | А1 | А8 | А9 | А15 | А22 | А25 | В4(1) | 9 | 17 | |||||||
5 | Долгих М. | А8 | А11 | А12 | А18 | А19 | А20 | А21 | А24 | В1(1) | 10 | 31 | |||||
6 | Зверев Е. | А1 | А4 | А7 | А8 | А9 | А11 | А16 | А19 | А21 | А25 | В2(2) | В4(1) | 14 | 48 | ||
7 | Киряков Э. | А1 | А3 | А9 | А11 | А17 | А18 | А20 | А22 | В2(1) | 9 | 35 | |||||
8 | Ковин В. | А1 | А4 | А8 | А9 | А11 | А15 | А16 | А20 | В1(2) | В3(2) | 12 | 41 | ||||
9 | Осолихин И. | А1 | А3 | А4 | А5 | А7 | А8 | А12 | А25 | В3(2) | 11 | 35 | |||||
10 | Щербакова И. | А8 | А18 | А24 | А25 | 6 | 17 |
Как видно из диаграммы, наиболее успешно решались задания:
- А1(кинематика);
- А8(молекулярно-кинетическая теория);
- А9(МКТ, термодинамика);
- А11(термодинамика);
- А20(механические колебания и волны);
, наименее успешно:
- А2(кинематика, законы Ньютона);
- А13(постоянный ток);
- А23(молекулярно-кинетическая теория, решить задачу).
Задания части В выполнены на недостаточном уровне, это значит, что большинство обучающихся обладают слабыми навыками определения прямых и обратных пропорциональностей и умениями взаимосвязи нескольких формул из одного раздела физики:
- В1(КПД идеальной тепловой машины);
- В2(закон Ома для полной цепи);
- В3(движение частицы в магнитном поле);
- В4(электрические колебания в колебательном контуре).
Непосредственно подготовка к ЕГЭ ведётся в системе, начиная с 10 класса. В начале года, в 10 классе, проводится опрос. Как правило, учащиеся уже определились с предварительным выбором. На первой консультации даётся подробный список ресурсов, который нужно использовать. Например:
Г.Я Мякишев «Физика-10», Москва, «Просвещение»,2012г.
Г.Я Мякишев «Физика-11», Москва, «Просвещение»,2012г.
Г.Я.Мякишев , "ФИЗИКА-9", Москва,"Просвещение",2012г.
А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич, Сборник задач по физике,Москва,"Дрофа",2011г.
В.А.Гусев,А.Г.Мордкович,МАТЕМАТИКА:Справочныематериалы,Москва,"Просвещение"1988г.
Р.Фейнман,Характер физических законов,Москва,"Наука",1987г.
Перышкин А.В. Физика 7 – М.: Просвещение. 2010.
Перышкин А.В. Родина Н. А. Физика 8. - М.: Просвещение. 2010.
Физика 9. Перышкин А.В., Гутник Е.М. - М.: Дрофа 2010.
Физика. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания_Кабардин, Кабардина, Орлов и др_2011 -478с
ЕГЭ 2012. Физика. Практикум_Бобошина С.Б._2012 -144с
ЕГЭ 2012. Физика. Типовые тест. задания_Кабардин О.Ф. и др_2012 -192с
http://www.fipi.ru/view/sections/171/docs/338.html
http://www.vlib.ustu.ru/vest_obr/
http://www.fizika.ru/didakt/testy/index.htm
http://www.gomulina.orc.ru/index1.html
http://ege.edu.ru/ По результатам опроса, администрацией школы для индивидуальных и групповых занятий, выделяются часы учебного времени. Как правило один час в 10 классе и один час в 11 классе. Для желающих сдавать ЕГЭ по физике ведётся мониторинг обучаемости (см. индивидуальные карты подготовки к ЕГЭ по физике).
За годы проведения ЕГЭ по физике, в Горной Школы сформировались следующие результаты:
Анализируя индивидуальные карты подготовки к ЕГЭ по физике можно выделить общие проблемы, присущие всем учащимся 11 класса:
- Недостаточность навыков математического счёта;
- Недостаточность навыков абстрактного представления физических процессов;
- Неумение вывода и представления взаимосвязи формул физических законов и процессов;
- Пробелы в знаниях разделов физики;
Успешной подготовке к ЕГЭ может помочь комплекс мер:
- Увеличение количества часов физики в старшей школе;
- Систематическое проведение подобных работ;
- Повышение компетентности в тестовых технологиях обучающихся и преподавателей;
- Индивидуальная работа с учащимися по исправлению недочётов и пробелов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление к конкурсу "Учитель года-2013"
Презентация- представление учителя немецкого языка к конкурсу "Учитель года-2013"...
Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года – 2013»
Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года – 2013»...
мастер -класс на конкурс "Учитель года-2013"
Родительское собрание "Первые итоги школьной отметки" (мастер-класс)...
Учитель года-2013
Методическая папка к конкурсу "Учитель года-2013"...
Заявка на участие в районном конкурсе "Учитель года 2013"
ЗАЯВКА УЧАСТНИКА Содномпиловой Татьяны Санжиевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Булыкская СОШ»...
Мастер-класс по геометрии "Необычное в обычном".(Конкурс "Учитель года-2013").
Обобщающе-повторительный урок в 7 классе по теме"Замечательные точки в треугольнике".Проводился на конкурсе "Учитель года-2013"....
Презентация доклада на 3тур_Учитель года-2013
Презентация доклад на 3тур муниципального конкурса "Учитель года-2013"...