Урок – отчет о выполнении физического практикума по теме «Механика», 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
В методе естественно – научного познания тесно переплетены две стороны: теоретическая и экспериментальная. В основе эксперимента лежат измерения, которые по своей сущности всегда сопровождаются погрешностями. Умение выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез, также связано с умением оценивать погрешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_fizicheskiy_praktikum.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – отчет о выполнении физического практикума
по теме «Механика», 10 класс
(продолжительность урока 40 минут)
Цели урока:
- Образовательная: провести защиту работ физического практикума, формировать умение проводить научное исследование, вычислять погрешности измерения, представлять результаты исследования.
- Развивающая: формировать научное представление об окружающем мире, продолжить формирование навыка публичного выступления, критического отношения к выступлению, рецензирования выступления.
- Воспитательная: учить самостоятельному планированию и организации своей деятельности, формировать умение работать в команде.
Этапы урока:
- Организация начала занятия (3 минуты)
- Актуализация знаний (5 минут)
- Выступление учеников (15 минут)
- Обсуждение представленных работ (10 минут)
- Рецензирование работ (5 минут)
- Завершение урока (2 минуты)
Организация начала занятия. Вступительное слово учителя.
В методе естественно – научного познания тесно переплетены две стороны: теоретическая и экспериментальная. В основе эксперимента лежат измерения, которые по своей сущности всегда сопровождаются погрешностями. Умение выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез, также связано с умением оценивать погрешности.
В ходе выполнения работ физического практикума вы научились проводить измерения, оценивать погрешности, выбирать приборы и оборудование с учетом его точности. Вы, работая в группах, выполнили экспериментальные работы, связанные с измерениями тех или иных механических величин.
Сегодня нам будет представлены три экспериментальные работы по темам: «Измерение жесткости пружины», «Измерение ускорения свободного падения», «Измерение КПД простого механизма».
Для того чтобы было легче оценить представленные работы, воспользуемся критериями (Приложение), приведенными в таблице (таблицы приготовлены на столах). Будем отслеживать
- использование измерительных приборов
- оценку погрешности измерений
- ход проведения эксперимента
- обработку результатов
- анализ результата эксперимента.
Каждая группа слушателей приготовит свои вопросы выступающим. Прослушав выступление и ответы на вопросы, вы напишите рецензию на одну из работ, опираясь на предложенные критерии. В конце урока мы услышим ваши рецензии и дадим оценку экспериментальным работам.
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, что мы узнали в ходе занятий об измерениях и погрешностях измерений? (учитель задает вопросы, ученики отвечают)
- Что называется физической величиной ?
– Характеристика объектов или явлений материального митра, общая в качественном отношении для множества объектов или явлений, но индивидуальная для каждого из них в количественном отношении называется физической величиной.
- Что значит измерить физическую величину?
- Измерить физическую величину - значит с использованием специальных технических средств найти опытным путем значение физической величины, а так же степень ее приближения к истинному значению.
- Какие измерения называются прямыми и косвенными?
– Измерения, при которых измерительный прибор дает непосредственно информацию о значении измеряемой величины, называют прямыми.
Измерения, при которых значение измеряемой величины находят путем вычислений на основе использования результатов измерений других величин, называются косвенными измерениями.
- Что называется абсолютной погрешностью измерений?
– Модуль разности результата измерения и истинного значения измеряемой величины называется абсолютной погрешностью измерения.
- Что называется относительной погрешностью измерения?
– Отношение абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины называется относительной погрешностью измерения.
- Что называется границей погрешности измерения?
– Максимальное возможное значение абсолютной погрешности измерений называется границей абсолютной погрешности измерений.
- Из чего складывается граница погрешностей измерения?
- Граница абсолютной погрешности складывается из инструментальной погрешности, определяемой классом точности прибора, погрешности отсчета, погрешности метода измерения и случайных погрешностей.
Выступление учеников
(на примере одной из работ)
«Исследование жесткости последовательно соединенных пружин»
(Ученики рассказывают о проделанной работе)
Цель работы:
Измерить коэффициент жесткости последовательно соединенных пружин и сравнить его с расчетным значением.
Приборы и материалы:
Лабораторный штатив, набор грузов, 2 пружины разной жесткости, линейка, динамометр.
Далее следует теоретическое обоснование способа измерения, приводятся результаты измерения жесткости для каждой пружины в отдельности и для двух пружин, соединенных последовательно. Ученики представляют графики зависимости силы упругости пружины от ее удлинения, построенные с учетом погрешности измерения силы и удлинения. На основании графиков они сделали вывод о том, что сила упругости остается прямо пропорциональна удлинению только для малых деформаций.
Обсуждение работы. Ответы на вопросы.
В ходе обсуждения ученики задают следующие вопросы:
- Чем вы руководствовались при выборе необходимого для исследования оборудования?
- Почему вы решили именно таким способом оценивать погрешность измерения?
- Как вы планировали свой эксперимент? Менялись ли ваши планы в ходе работы?
- Поясните, как погрешности измерения учитывались при построении графика?
- Можно ли повысить точность ваших измерений?
Рецензирование работы.
Оценка работы проводится на основе составленной учениками рецензии. Для того чтобы рецензии составлялись быстрее, ученики получают заранее приготовленные бланки с указанием критериев, по которым ведется оценивание работы. Каждая пара учеников составляет свою часть рецензии, опираясь на один из критериев. Затем рецензия собирается из отдельных частей и зачитывается.
Пример рецензии на исследовательскую работу
«Исследование жесткости последовательно соединенных пружин»
Использование измерительных приборов Ученики, выполнявшие работу «Исследование жесткости последовательно соединенных пружин» верно определили погрешность используемых приборов, обосновали выбор оборудования |
Оценка погрешности В ходе выполнения экспериментальной работы ученики верно вычислили погрешности косвенного измерения жесткости пружин, соединенных последовательно. Ученики оценили погрешность измерения и обосновали выбор способа оценки погрешности. |
Проведение эксперимента Ученики проявили умение самостоятельно планировать и проводить экспериментальную работу, провели теоретическое обоснование выбранного способа проведения измерения. |
Обработка результатов эксперимента В представленной работе результаты эксперимента представлены как в виде таблиц, так и в виде наглядных графиков. Графики построены с учетом погрешности измеряемых величии и позволяют сделать вывод о характере зависимости измеряемых величин: силы упругости от удлинения пружины. |
Анализ результатов эксперимента Выполняя данную экспериментальную работу, ученики делают вывод о соответствии полученного в результате измерения коэффициента жесткости последовательно соединенных пружин значению, полученному в результате вычисления с указанием точности измерения, ученики высказали предложения о способах повышения точности измерения. |
Завершение урока
Учитель благодарит учеников за добросовестно выполненные работы, отмечает высокое качество подготовки к выступлению, оценивает выполненные работы на основе рецензий, составленных учениками.
Приожение.
Критерии оценивания исследовательской работы
Использование измерительных приборов | Оценка погрешности | Проведение эксперимента | Обработка результатов эксперимента | Анализ результатов эксперимента | |
Средний уровень | Ученик определяет цену деления шкалы прибора и правильно определяет показания прибора | Ученик умеет определить абсолютную погрешность прямых однократных измерений | Ученик выполняет экспериментальную работу по инструкции | Ученик записывает результат измерения с учетом погрешности, представляет результаты измерения в виде таблицы с заданной структурой, строит график в указанных осях с заданным масштабом без указания погрешности | Ученик делает вывод относительно достижения цели работы |
Достаточный уровень | Определяет погрешность измерения прибора | Умеет определять абсолютную погрешность косвенных измерений, пользуясь заранее заданным способом | Самостоятельно планирует эксперимент по заданной цели | Самостоятельно задает структуру таблицы для представления результатов эксперимента, строит график в указанных осях, самостоятельно выбирая масштаб, указывает погрешность измерения на графике | Делает вывод о достижении цели с указанием точности эксперимента |
Высокий уровень | Самостоятельно выбирает измерительные приборы, соотносит класс точности прибора с целью эксперимента | Выбирает способ оценки погрешности, исходя из цели эксперимента | Самостоятельно решает экспериментальное задание | Самостоятельно определяет способ представления результатов эксперимента | Предлагает способы повышения точности эксперимента |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок биологии и лечебной физической культуры в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида по теме «Осанка и здоровье человека»
Представлен план-конспект и презентация интегрированного (бинарного) урока, проведенного в 9 классе. Программа В. В. Воронковой....
Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...
Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физическая культура» в 10 классе на тему «Гимнастика. Акробатическое упражнение»
Цели урока:1. Создание условий для развития УУД2. Развитие гибкости и координационных способностей3. Совершенствование акробатического упражнения и комбинацийПредметные умения:-закрепление техники вып...
Презентация к уроку "Акробатика.Техника выполнения кувырка вперёд" в 6 классе по физической культуре
quot;Акробатика.Техника выполнения кувырка вперёд"...