Рабочая программа по физикке 9 класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
В программе пояснительная записка ,содержание по темам,учебно-методическое обеспечение.требование к уровню знаний учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_fizika_2014_programma.doc | 517.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Первомайского района по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» Педагогическим советом школы _________________ Протокол №__от «__»____2014 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Журавлихинская»СОШ ____________/ Винокурова Т.Б./ «_ _»2014_ г. | «УТВЕРЖДАЮ» ДиректорМКОУ «Журавлихинская СОШ» ____________/ . КОПТЕЛОВ Б.Я. / Приказ № __ от __ 2014_ г. |
Рабочая программа по физике 9 класса
Ступень основного (общего ) образования
базовый уровень
Данная программа составлена на основе примерной государственной программы по физике для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 кл./В.А.Коровин, В.А. Орлов -3-е издание пересмотр., М.: Дрофа, 2010
Составитель: Сивцова Л.А.
учитель физики
Период реализации программы:2014-2015учебный год
2014
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа курса «Физика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по физике .
2. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
3. Примерной программы основного общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия 7-11 классы» /Сост. В.А.Коровин. В.А. Орлов.-3-е издание, пересмортр. М.: Дрофа,. 2010).
4. Авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2010г.
5. Учебного плана МКОУ «Журавлихинская СОШ» Первомайского района на 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни
. Изучение физики в 9 классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
- ознакомление с методами познания природных явлений и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- освоение знаний о сохранении и превращении энергии, электрических, электромагнитных, световых и гравитационных явлениях;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия простейших технических устройств, для решения физических задач; развитие умений применять полученные знания в повседневной жизни;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, понимания того, что разумное использование достижений физики помогает человеку в обыденной жизни; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- привитие навыков в решении практических жизненных задач, связанных с использованием физических знаний и умений в рациональном природопользовании и защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.
Задачи обучения физике в 9 классе общеобразовательной базовой школы:
- формирование знаний об основных физических понятиях, явлениях, законах и методах исследования механики, электродинамики, атомной и квантовой физики;
- формирование навыков проведения учебного эксперимента, наблюдений за природными явлениями;
- развитие творческого мышления учащихся, выработка умений самостоятельно приобретать и практически использовать знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- формирование научного мировоззрения учащихся, представлений о материальности окружающего мира;
- формирование представлений о широких возможностях применения физических законов в технике и технологиях;
- развитие познавательного интереса к изучению физики умение видеть взаимодействие физики с обществознанием и историей человечества;
- осуществление экологического образования.
Обучение учащихся в 9 классе по программе базового курса физики основывается на основных принципах:
- опоры на знания из повседневной жизни, наблюдения за природными явлениями;
- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода;
- доступности восприятия учебного материала;
- формирования представления о физике как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 часов (6%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Действующим учебным планом школы на изучение физики в 9 классе отводится по 2 часа в неделю.
Пояснение к распределению материала:
Тема программы | Количество часов по программе | Лабораторные работы | Контрольные работы | |
1. | Законы взаимодействия и движения тел | 26 ч | № 1-2 | №1-2 |
2. | Механические колебания и волны. Звук. | 10 ч | №3,4 | №3 |
3. | Электромагнитное поле. | 17 ч | №5,6 | №4 |
4. | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 11 ч | №7,8,9 | №5 |
5. | Резервное время (повторение материала) | 6 ч | №6 | |
Итого | 4 темы | 70 |
Содержание программы:
1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
- Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.]
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
- Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле (17 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение явления электромагнитной индукции.
- Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
- Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
- Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Резервное время (6 ч)
Формы контроля.
Список лабораторных и контрольных работ:
Лабораторная работа 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Лабораторная работа 2 «Измерение ускорения свободного падения»
Лабораторная работа 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
Лабораторная работа 4 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Лабораторная работа 5 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров»
Лабораторная работа 7 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Лабораторная работа 8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
Лабораторная работа 9 «Измерение радиационного фона дозиметром»
Контрольная работа №1 «Основы кинематики и динамики»
Контрольная работа №2 «Импульс закон сохранения импульса»
Контрольная работа №3 «Колебания и волны»
Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»
Контрольная работа №5 «Атомная и ядерная физика»
Контрольная работа №6 «Итоговая
Учебно- Тематическое планирование 9 класс физика
№ урока с начала уч.г. | №урока по теме главы | Лабораторная или контрольная работы | Тема урока | Элементы содержания урока | Средства обучения в том числе ИКТ |
Основы кинематики (12 ч) | |||||
1 | 1 | Введение в курс. Техника Безопасности. | Техника безопасности в кабинете физики. Познакомить учащихся с основной задачей механики | Опорный конспект | |
2 | 2 | Материальная точка. Система отсчета | Ввести понятие траектории, перемещения, пути поступательного движения «Механическое движение | Примеры механического движения В1: –– Система отсчета. | |
3 | 3 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | Скалярные и векторные величины. Путь. Перемещение. Определение координат движущегося тела. Проекции вектора на ось. | Видеофрагмент: «Траектория» | |
4 | 4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | Перемещение при равномерном прямолинейном движении. Скорость. Средняя скорость. График прямолинейного равномерного движения | 1.Равномерное прямолинейное движение 2фрагмент «Равномерное прямо-линейное движение» | |
5 | 5 | Решение задач на движение тел. | Познакомить учащихся как решать задачи графическим методом. Добиться понимания функциональной зависимости между величинами и научить выражать эту зависимость графическим методом | Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий | |
6 | 6 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Решение задач. | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Единицы ускорения. | Равноускоренное движение шарика по наклонной плоскости фрагмент «равноускоренное движение» | |
7 | 7 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. как решать задачи по формулам уравнений перемещения и координаты, применять формулу перемещения для вычисления времени, ускорения и скорости движения. | Работа на интерактивной доске –– 5 мин. Уметь работать с секундомером, измерительной лентой. | |
8 | 8 | Решение задач. на скорость неравномерного движения. | Рассмотреть как решать задачи по формулам уравнений перемещения и координаты, применять формулу перемещения для вычисления времени, ускорения и скорости движения. | Работа на интерак-тивной доске –– 5 мин. | |
9 | 9 | Относительность движения | Относительность движения по модулю и направлению (движение человека в движущемся вагоне) скорости, траектории (движение точки лопасти вертолета), пути. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели строения мира. Объяснение видимого движения Солнца по небосводу. Смена дня и ночи. | 1.Относительность покоя и движения, относительность траектории Презентация «Относительность движения» | |
10 | 10 | Решение задач на относительность движения | Дать представление о вычисление времени движения, начальной и конечной скорости, ускорения, перемещения. применять формулы перемещения и ускорения для вычисления времени, ускорения и скорости движения. Иметь представление об относительности движения. | Опорный конспект | |
11 | 11 | Конт№1 | Контрольная работа по теме кинематика. « Основы кинематики» | Урок контроля и оценивания знаний | |
12 | 12 | Лаб №1 | Л/р№1 по теме « Измерение ускорение тела при равномерном движении» | Мотивировать учащихся к самостоятельной работе измерять ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу | Работа выполняется по инструкции в учебнике.(Оборудование согласно инструкции) |
Основы динамики (8часов) | |||||
13 | 1 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Инерциальные системы отсчета. Галилео Галилей. Аристотель о причинах движения тел. Галилео Галилей Исаак Ньютон. Первый закон Ньютона. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. | 1. Явление инерции, 2. В12: –– видеофильм «законы Ньютона», «явление инерции» | |
14 | 2 | Второй закон Ньютона. | Причины изменения скорости движения. Второй закон Ньютона. Сила. Единицы силы (СИ). Сила тяжести. Вес тела. Сила реакции опоры. Сила упругости. Сила трения. |
| |
15 | 3 | Третий закон Ньютона. | Третий закон Ньютона. Сила тяжести. Вес тела. Сила реакции опоры. Сила упругости. Сила трения.Раскрыть содержание третьего закона Ньютона углубить знания учащихся о взаимодействии тел |
| |
16 | 4 | Решение задач на применение законов Ньютона. | Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме закона Ньютона. Показать границы применения этих законов | В12: –– «Законы Ньютона» | |
17 | 5 | Свободное падание тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Перемещение при свободном падении. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Вычисление времени, перемещения, скорости при движении тела, брошенного вертикально вверх. |
| |
18 | 6 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Закон всемирного тяготения. Постоянная всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Видеофильм «Закон всемирного тяготения» | |
19 | 7 | ЛР №2 | ЛР № 2 «Измерение ускорения свободного падения » | Измерения ускорения свободного падения | Набор лабораторного оборудования по механике. |
20 | 8 | Прямолинейное и криволинейное движение. движение по окружности. Центростремительное ускорение. Искусственные спутники Земли. | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скорости. Центростремительное ускорение. Период вращения. Частота вращения. Циклическая частота вращения. |
| |
Законы сохранения в механике (6 ч) | |||||
21 | 1 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Познакомить учащихся с понятиями импульс тела и импульс силы. Дать представление о сущности закона сохранения импульса |
| |
22 | 2 | Решение задач Закон сохранения импульса. | Закрепить усвоение учащимися изученного материала, научить применять свои знания при решении соответствующих задач | Работа на компьюторе– 10 мин. | |
23 | 3 | Реактивное движение. Ракеты. | Реактивное движение. Ракеты. Принципиальная схема устройства ракеты с жидким топливом. Константин Эдуардович Циолковский. Сергей Павлович Королев. | Демонстрация реактивного движения. Видеофильм «Реактивное движение» | |
24 | 4 | Вывод закона сохранения механической энергии | Вывод закона сохранения механической энергии. Применение закона сохранения механической энергии при решении задач. | Презентация закона сохранения механической энергии | |
25 | 5 | Решение задач на вычисление пути, скорости, ускорения, силы тяжести, массы, импульса, энергии | Подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний Вычисление пути, скорости, ускорения, силы тяжести, массы, импульса, энергии |
| |
26 | 6 | Контр№ 2 | Контрольная работа по теме «Импульс закон сохранения импульса.» | Оценить знания и умения, навыки учащихся по изученной теме | Раздаточный материал |
Механические колебания и волны. Звук. (10 ч)* | |||||
27 | 1 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. маятник. | Колебательное движение. Период колебания. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Виды маятников. | Свободные колебания груза на нити и груза на пружине. Вынужденные колебания. | |
28 | 2 | Величины, характеризующие колебательное движение. | Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза, разность фаз. | Свободные колебания груза на пружине Запись колебательного движения | |
29 | 3 | ЛР № 3 | Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | Познакомить учащихся с законами колебаний пружинного маятника проводить лабораторное исследование, оформлять результаты, делать выводы, определять относительную и абсолютную | Свободные колебания пружинного маятника. Лабораторное оборудование |
30 | 4 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | Гармонические колебания. Синусоида. Математический маятник. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Вынуждающая сила. Незатухающие колебания. Резонанс | Превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на пружине Затухающие колебания Вынужденные колебания Видеофильм «Механические колебания» | |
31 | 5 | ЛР № 4 | Л/работа № 4«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины нити». | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины оформлять результаты, делать выводы, определять относительную и абсолютную | Свободные колебания математического маятника Лабораторное оборудование |
32 | 6 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. | Распространение колебаний в среде. Волны. Упругие волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Изучить механизм образования поперечных и продольных волн. | Распространение и образование поперечных и продольных волн. Презентация поперечные и продольные волны | |
33 | 7 | Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач. | Дать учащимся понятие о звуковых волнах Звуковые колебания. Ультразвук. Инфразвук. Высота и тембр звука. Громкость звука. Уровень громкости. Единицы измерения громкости. Уровень звукового давления. Единицы звукового давления. | Колеблющееся тело, как источник звука Видеофрагмент «Звук» Демонстрация возникновения звуковых колебаний. Камертон. Демонстрация волновой природы звука. Демонстрация зависимости высоты звука от частоты колебаний | |
34 | 8 | Отражение звука. Эхо. Решение задач. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | Рассмотреть особенности распространения звуковых волн в различных средах Отражение звуковых волн | Камертон. Демонстрация звукового резонанса. Демонстрация распространения звука в воздухе и в вакууме | |
35 | 9 | Решение задач на звуковые волны. Подготовка к контрольной работе. | Подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза, разность фаз. Отражение звуковых волн | ||
36 | 10 | КР №3 | Контрольная работа по теме « Механические колебания и волны» | Проверка знаний по теме «Механические колебания и волны. Звук» | - |
Электромагнитное поле (17ч) | |||||
37 | 1 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитные поля. | Магнитное поле и его графическое изображение. Гипотеза Ампера. Магнитные линии. Направление магнитных линий. Неоднородное и однородное магнитное поле. Соленоид. | Действие магнитного поля прямого проводника с током на магнитную стрелку. Связь электрических и магнитных полей Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля Направление и линии магнитного поля | |
38 | 2 | Направление тока и направление линии его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Изучить действие магнитного поля на проводник с током Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Сила Ампера. Правило левой руки. Сила Лоренца. | Действие магнитного поля на проводник с током Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу –– видеофильм «Сила Ампера. Сила Лоренца» | |
39 | 3 | Индукция магнитного поля. | Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции и его единица измерения (СИ). Никола Тесла. Линии магнитной индукции. .Ввести понятие силовой характеристики магнитного поля | Действие магнитного поля на проводник с током Вращение рамки с током в магнитном поле | |
40 | 4 | Магнитный поток. | Ввести понятие магнитного потока, установить зависимость магнитного потока, пронизывающего контур от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля | Видеофильм «Магнитный поток» | |
41 | 5 | Явление электромагнитной индукции. | Познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции. Показать значение этого явления для физики и техники. | Явление электромагнитной индукции (3-4 опыта) Видеофильм «Явление электромагнитной индукции» | |
42 | 6 | ЛР № 5 | Л/р по теме «Изучение явления электромагнитной индукции». | Экспериментально убедиться в существовании индукционного тока, выяснить от чего зависит его величина и направление. | Лабораторное оборудование по инструкции в учебнике к лабораторной работе № 4 |
43 | 7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Изучить действие Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Прибор для демонстрации правила Ленца | |
44 | 8 | Явление самоиндукции. Получение и передача переменного тока | Познакомить учащихся с Явлением самоиндукции. Индуктивность. Единица Индуктивности (СИ). Переменный ток. Электромеханические индукционные генераторы (устройство). Получение передача переменного электрического тока. Трансформатор1 | Демонстрация явления самоиндукции. Трансформатор: устройство, назначение, работа. | |
45 | 9 | Электромагнитное поле. | Сформировать представление об электромагнитном поле и разъяснить условия его существования Майкл Фарадей. Теория электромагнитного поля Д.Максвелла. Вихревое поле | Презентация «Электромагнитное | |
46 | 10 | Электромагнитные волны | Электромагнитные волны. Напряженность электрического поля. Генрих Герц. Шкала электромагнитных волн. | Шкала электромагнитных волн. | |
47 | 11 | Конденсатор | Сформировать представление о Конденсаторе Электроемкость. Единицы электроемкости. Энергия конденсатора. Виды конденсаторов. | Демонстрационный конденсатор: зарядка. Конденсаторы. Переменный конденсатор: устройство, назначение. | |
48 | 12 | Получение переменного электрического тока. | Познакомить учащихся с промышленным способом получения электрической энергии с помощью генератора электрической энергии. |
| |
49 | 13 | Принцип радиосвязи и телевидения. | Объяснить принципы радиосвязи и телевидения. Предающее и принимающее устройства. Модуляция. Демодуляция. Микрофон. Динамик. Детектор. | Микрофон. Динамик. | |
50 | 14 | Интерференция света. | Интерференция света. Спектр. Корпускулярная и волновая теория света. Электромагнитная природа света. Гипотеза Планка. Квант. Энергия кванта. Постоянная Планка. Фотон. | Интерференция света. | |
51 | 15 | Лр№6 | Л/работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого сектора испускания» | Спектрограф. Спектроскоп. Спектрограмма. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | Спектроскоп. Образцы спектров испускания и поглощения. |
52 | 16 | Электромагнитная природа света. Подготовка к контрольной работе. | Познакомить учащихся с развитием взглядов на природу света | Опорный конспект Презентация Природа света» | |
53 | 17 | КР № 4 | К/р по теме «Электромагнитное поле». | Проверка знаний по теме | |
54 | 1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Модель атома Томсона. Открытие Анри Беккереля. Естественная радиоактивность. Опыт Резерфорда. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыт Резерфорда. Метод сцинтилляций - метод регистрации частиц. Модель атомов Резерфорда. Размер атомных ядер. | Таблица «Альфа-, бета–, гамма– лучи» Видеофрагмент «Открытие радиоактивности» Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. | |
55 | 2 | Открытие протона. Открытие нейтрона Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. | Радиоактивные превращения атомных ядер. Открытие Содди. Раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности. | Видеофильм «Радиоактивные превращения» . Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева | |
56 | 3 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. | Ознакомить учащихся с моделью ядра атома и новым видом взаимодействия между частицами, составляющими ядро атома – ядерными силами | Доклады и презентации учащихся по данной теме | |
57 | 4 | Альфа- и бета-распад. Правило смещения. Ядерные силы. | Открытие явления естественной радиоактивности и свойствами радиоактивного излучения Превращения при α-распаде и β-распаде. Реакции радиоактивного распада. Массовое число. Зарядовое число. Закон сохранения массового числа и заряда. |
| |
58 | 5 | Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. | Ввести понятие прочности атомных ядер, выяснить физический смысл понятия дефект масс Ядерные силы.. Формула Эйнштейна. расчет энергии, выделяющейся или поглощающейся пи ядерных реакциях. | Схемы, таблицы и видеофильмы по данной теме на | |
59 | 6 | ЛР № 7 | Л/р по теме «Изучение деления ядра урана по фотографии треков». | Убедиться в справедливости закона сохранения импульса на примере деления ядра урана. | Оборудование по инструкции в учебнике. |
60 | 7 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую. | Объяснить устройство и принцип действия ядерного реактора | Мини-проекты учащихся по данной теме, выполненные в виде презентаций и видео. | |
61 | 8 | Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.Закон радиоактивного распада. | Познакомить учащихся с областью применения атомной энергии, показать преимущества и недостатки атомных электростанций Единицы поглощенной дозы излучения. Эквивалентная доза. Единицы эквивалентной дозы. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Задачи на определение времени распада радиоактивного вещества | Мини-проекты учащихся по данной теме, выполненные в виде презентаций и видео: «Преимущества атомных электростанций», «Ядерное оружие», «Борьба ученых за мирное использование атомной энергии», «Атомная энергия и охрана окружающей среды» | |
62 | 9 | Термоядерная реакция. работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям | Термоядерная реакция. | Опорный конспект | |
63 | 10 | Элементарные частицы. Античастицы. /работа №9 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков» или « Изучение естественного фона дозиметром» | Элементарные частицы. Поглощенная доза излучения. | Опорный конспект | |
64 | 11 | КР № 5 | К/р по теме «Строение атома и атомного ядра». | Проверка знаний по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | - |
65 | 1 | Основные понятия кинематики. Относительность движения. | Кинематика (обобщающее повторение по курсу физики 7,9 класса). | Тест по материалам ЕГЭ и ГИА прошлых лет. | |
66 | 2 | Законы сохранения. Повторение. Решение задач. | Проверка знаний Законы сохранения. П. Решение задач | Опорный конспект | |
67 | 3 | Обобщающее повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. | Подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза, разность фаз. Отражение звуковых волн | ||
68 | 4 | КР № 6 | Итоговая контрольная работа. | Проверка знаний к итоговой контрольной работе. | |
Требования к уровню подготовки обучающихся в данном классе
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
2. Результаты обучения
Требования к уровню подготовки выпускников, полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, резонанс, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, высота и тембр звука, амплитуда, частота, длина волны, магнитный поток;
· смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, интерференцию света, деление ядер;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, периода и частоты колебаний;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире
Система оценивания.
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Реализуемая учебная программа | Учебное пособие для ученика, дидактический материал | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов работы | Методическое пособие для учителей |
Общеобразова- тельная | г. Сборник задач по физике 9-11 классы РымкевичП.А. | А.В.Перышкин учебник Физика 9класс И.Д. «Дрофа», 2006-8г | Дидактические материалы. Физика 9 класс. А. Е. Марон. | Поурочное планирование по физике 9 класс. Е.М . Гутник Сборник задач по физике 9-11 классы РымкевичП.А. Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин. |
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:
Список литературы (основной и дополнительной)
Литература для учителя:
1. Физика в школе. Разумовский В.Г., Владос, М., 2007
2. Обучение физике в средней школе. Байбородова Л.В. Владос, М., 2007
3. Большой справочник. Физика. Дик Ю.И. и др. Дрофа, М., 2007
4. Домашний эксперимент по физике. Ковтунович М.Г. Владос, М., 2007
5.Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2010.
6. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
7.Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 9 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002
8.Поурочные разработки для 9 класса. Волков В.А. Вако, М,, 2005
9.Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике М.: ВАКО, 2004.
10..Демидова М.Ю., Коровин В.А. Методический справочник учителя физики М.: Мнемозина, 2003..
11. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
12. Журнал «Физика в школе»
Медиаресурсы
1. Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7–11». – ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.
2. Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7–11 классы. Практикум. 2 CD. – Компания «Физикон». www.physicon.ru.
3. Интерактивный курс физики-7–11. – ООО «Физикон», 2004-MSC Software Co, 2002 (русская версия «Живая физика» ИНТ, 2003). – www.physicon.ru.
4. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7–11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К.Ханнанова. – Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ. – www.obr.1c.ru/catalog.jsp?top=4.
5.Открытая физика 1.1 / Полный интерактивный курс физики 7-11 кл. Под ред. профессора С.М. Козелла
6.Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».2003
Интернет ресурсы:
Физика - http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm
Сеть творческих учителей – http://www.it-n.ru
ЕОР – www.eor.edu.ru
Контрольно-измерительные материалы по курсу
Контрольная работа по теме «Основы кинематики» Вариант 1
Уровень А
1.Исследуется перемещение слона и мухи. Модель материальной точки может использоваться для описания движения
1) только слона; 2) только мухи; 3) и слона и мухи в разных исследованиях;
4) ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.
2.Вертолет МИ-8 достигает 250 км/ч. Какое время он затратит на перелет между двумя населенными пунктами, расположенными на расстоянии 100 км?
1) 0,25 с; 2) 0,4 с; 3) 2,5 с; 4) 1140 с.
3.На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?
1) х 2) х 3) х 4) х
4.Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с². Сколько времени длился спуск?
1) 0,05 с; 2) 2 с; 3) 5 с; 4) 20 с.
5.Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с². Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была равна 18 км/ч.
1) 39 м; 2) 108 м; 3) 117 м; 4) 300 м.
6.Моторная лодка движется по течению реки со скоростью 5 м/с относительно берега, а в стоячей воде – со скоростью 3 м/с. Чему равна скорость течения реки?
1) 1 м/с; 2) 1,5 м/с; 3) 2 м/с; 4) 3,5 м/с.
Уровень В
7.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛА
А) Ускорение 1) ;
Б) Скорость при равномерном 2) ;
прямолинейном движении 3) t;
В) Проекция перемещения при 4) ;
равноускоренном прямолинейном 5) .
движении.
А | Б | В |
Уровень С
8. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в 3 раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.
9. Из населенных пунктов А и В, расположенных вдоль шоссе на расстоянии 3 км друг от друга, в одном направлении одновременно начали движение велосипедист и пешеход. Велосипедист движется из пункта А со скоростью 15 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Определите, на каком расстоянии от пункта А велосипедист догонит пешехода.
Контрольная работа по теме «Основы кинематики» Вариант 2
Уровень А
1. Два тела, брошенные с поверхности вертикально вверх, достигли высот 10 м и 20 м и упали на землю. Пути, пройденные этими телами, отличаются на
1) 5 м; 2) 20 м; 3) 10 м; 4) 30 м.
2. За 6 минут равномерного движения мотоциклист проехал 3,6 км. Скорость мотоциклиста равна
1) 0,6 м/с; 2) 10 м/с; 3) 15 м/с; 4) 600 м/с.
3.На рисунках представлены графики зависимости проекции перемещения от времени для четырех тел. Какое их тел движется с наибольшей по модулю скоростью?
1)S 2)S 3) S 4) S
0 t 0 t 0 t 0 t
4.Во время подъема в гору скорость велосипедиста, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 18 км/ч до 10,8 км/ч. При этом ускорение велосипедиста было равно
1) -0,25 м/с²; 2) 0,25 м/с²; 3) -0,9 м/с²; 4) 0,9 м/с²;
5. Аварийное торможение автомобиля происходило в течение 4 с. Определите, каким был тормозной путь, если начальная скорость автомобиля 90 км/ч.
1) 22,5 м; 2) 45 м; 3) 50 м; 4) 360 м.
6.Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с.
1)0,5 м/с; 2) 0,1 м/с; 3) 0,5 м/с; 4) 0,7 м/с.
Уровень В
7.Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СИ
А) скорость 1) мин
Б) ускорение 2) км/ч
В) время 3) м/с
4) с
5) м/с².
А | Б | В |
Уровень С
8.Поезд начинает равноускоренное движение из состояния покоя и проходит за четвертую секунду 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?
9.Катер, переправляясь через реку шириной 800 м, двигался перпендикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько будет снесен катер течением, если скорость течения реки 1,5 м/с?
Контрольная работа по теме «Основы динамики» Вариант 1
Уровень А
1. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на нее других тел взаимно уравновешено,
1) верно при любых условиях;
2) верно в инерциальных системах отсчета
3) верно для неинерциальных систем отсчета
4) неверно ни в каких системах отсчета
2.Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2• Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.
1) 22,5 Н 2) 45 Н 3) 47 Н 4) 90 Н
3.Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?
1) 0,3 Н 2) 3 Н 3) 6 Н 4) 0 Н
4.Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу
1)каждого из тел увеличить в 2 раза
2)каждого из тел уменьшить в 2 раза
3)одного из тел увеличить в 2 раза
4)одного из тел уменьшить в 2 раза
5.На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление импульса тела?
1) 1 3 2
2) 2
3) 3
4) 4 4 1
6.Мальчик массой 30 кг, бегущий со скоростью 3 м/с, вскакивает сзади на платформу массой 15 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?
1 м/с 2) 2м/с 3) 6 м/с 4) 15 м/с
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими законами и их формулами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ФОРМУЛЫ
А) Закон всемирного тяготения 1)
Б) Второй закон Ньютона 2) F=kx
В) Третий закон Ньютона 3)
4)
5)
A | Б | В |
Уровень С
8.К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет это тело за 12 с?
9.Радиус планеты Марс составляет 0,5 радиуса Земли, а масса - 0,12 массы Земли. Зная ускорение свободного падения на Земле, найдите ускорение свободного падения на Марсе. 'Ускорение свободного падения на поверхности Земли 10 м/с2.
Контрольная работа по теме «Основы динамики» Вариант 2
Уровень А
1.Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль
1)движется равномерно по прямолинейному участку шоссе
2)разгоняется по прямолинейному участку шоссе
3)движется равномерно по извилистой дороге
4)по инерции вкатывается на гору
2.Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?
1)Сила и ускорение
2)Сила и скорость
3)Сила и перемещение
4)Ускорение и перемещение
3.Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Найдите отношение силы тяготения, действующей на Луну со стороны Земли, и силы тяготения, действующей на Землю со стороны Луны.
1) 81 2) 9 3) 3 4) 1
4.При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения
1)увеличивается в 3 раза 3) увеличивается в 9 раз
2)уменьшается в 3 раза 4) уменьшается в 9 раз
5.Найдите импульс легкового автомобиля массой 1,5 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
1)15 кг . м/с 2)54 кг . м/с 3) 15000 кг.м/с 4) 54000 кг.м/с
6.Два неупругих шара массами 6 кг и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 8 м/с и 3 м/с соответственно, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого соударения?
1) 3,6 м/с
2) 5 м/с
3) 6 м/с
4) 0 м/с
7.Установите соответствие между видами движения и их основными свойствами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ | ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА | ||
А) | Свободное падение | 1) | Происходит за счет отделения от тела с некоторой скоростью |
Б) | Движение по | какой-либо его части | |
окружности с | 2) | Движение под действием только силы тяжести | |
постоянной по модулю | 3) | Движение, при котором ускорение в любой момент времени на- | |
скоростью | направлено к центру окружности. | ||
В) | Реактивное движение | 4) | Движение происходит в двух взаимно противоположных |
направлениях. | |||
5) | Движение с постоянной скоростью. |
А | Б | В |
Уровень С
8.Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя. Сопротивлением движению пренебречь.
9.Масса Луны в 80 раз меньше массы Земли, а радиус ее в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Определите ускорение свободного падения на Луне. Ускорение свободного падения на Земле считайте 10 м/с2.
Контрольная работа по теме
«Механические колебания и волны. Звук». Вариант 1
Уровень А
1. При измерении пульса человека было зафиксировав 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращения сердечной мышцы.
- 0,8 с 3) 60 с
- 1,25 с 4) 75 с
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?
- 3 см 3) 9 см
- 6 см 4) 12 см
3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Определите амплитуду колебаний.
- Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с. Длина волны равна
1) 0,5 м 2) 2 м 3) 32 м 4) для решения не хватает данных
- Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в звуковой волне?
1) повышение высоты тона 2) понижение высоты тона
2) повышение громкости 4) уменьшение громкости
- Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
1) 0,5 с 2) 1 с 3) 2 с 4) 4 с
Уровень В
- Установите соответствие между физическими явлениями и их названиями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | НАЗВАНИЯ | ||
А) | Сложение волн в пространстве | 1) | Преломление |
Б) | Отражение звуковых волн от преград | 2) | Резонанс |
В) | Резкое возрастание | 3) | Эхо |
амплитуды колебаний | 4) | Гром | |
| 5) | Интерференция звука |
А | Б | В |
Уровень С
8. Тело массой 600 г подвешено к цепочке из двух параллельных пружин с коэффициентами жесткости 500 Н/м и 250 Н/м. Определите период собственных колебаний системы.
9.С какой скоростью проходит груз пружинного маятника положение равновесия, если жесткость пружины 400 Н/м, а амплитуда колебаний 2 см? Масса груза 1 кг.
Контрольная работа по теме
«Механические колебания и волны. Звук». Вариант 2
Уровень А
1.При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите частоту сокращения сердечной мышцы.
1)0,8 Гц
2)1,25 Гц
3)60 Гц
4)75 Гц
2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?
1) 0,5 м
2) 1 м
3)1,5 м
4)2 м
3.На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени.
Х,см
20
10
0
-10
-20
Период колебаний равен
1) 2 с 2)4 с 3) 6 с 4) 10 с
4. Обязательными условиями возбуждения механической волны являются
А: наличие источника колебаний
Б: наличие упругой среды
В: наличие газовой среды
1)А и В 3) А и Б
2)Б и В 4) А,Б и В
5.Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. Скорость звука 340 м/с. Какова частота колебаний камертона?
1) 680 Гц 2) 170 Гц 3) 17 Гц 4) 3400 Гц
6.Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2 с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость звука в воздухе 340 м/с.
1) 85 м 2) 340 м 3) 680 м 4) 1360 м
7 . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) Период колебаний 1)
Б) Длина волны 2)
В) Скорость распространения волны 3)
4)
5)
| В | С |
Уровень С
8.На не которой планете период колебаний секундного земного математического маятника оказался равным 2 с. Определите ускорение свободного падения на этой планете.
9.На рисунке представлен график изменения со временем кинетической энергии ребенка, качающегося на качелях. Определите потенциальную энергию качелей в момент, соответствующий точке А на графике.
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле». Вариант 1
Уровень А.
1. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.
Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена
1) вниз 2) вверх 3) из плоскости листа на нас
4) в плоскость листа от нас
2. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А.
Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.
1) 0,05 Тл 2) 0,0005 Тл 3) 80 Тл 4) 0,0125 Тл
3. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна.
Ток в кольце возникает
- в обоих случаях 2)ни в одном из случаев
- только в первом случае 4)только во втором случае
4.Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 . 108 м/с.
1) 0,5 м 2) 5м 3) 6 м 4) 10 м
5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если площадь пластин увеличить в 3 раза?
- Не изменится
- Увеличится в 3 раза
- Уменьшится в 3 раза
- Среди ответов 1-3 нет правильного.
- Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре
(см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
- Уменьшится в 9 раз
- Увеличится в 9 раз
- Уменьшится в 3 раза
- Увеличится в 3 раза
- У становите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ | УЧЕНЫЕ |
А)Создал теорию электромагнитного поля | 1)Т. Юнг |
Б)Зарегистрировал электромагнитные волны | 2)М. Фарадей |
В) Получил интерференцию света | 3)Д. Максвелл |
4)Б. Якоби | |
5)Г. Герц |
А | Б | В |
Уровень С
- Если на дно тонкостенного сосуда, заполненного жидкостью и имеющего форму, приведенную на рисунке, пустить луч света так, что он, пройдя через жидкость, по- падет в центр сосуда, то луч выходит из жидкости под углом 300 относительно поверхности воды. Каков показатель прело мления n жидкости, если луч АО составляет 450 с вертикалью?
- Детектор полностью поглощает падающий на него свет частотой v = 6∙1014 Гц. За время t = 5 с на детектор падает N = 3∙105 фотонов. Какова поглощаемая детектором мощность? Постоянная Планка 6,6∙10-34 Дж . с.
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле». Вариант 2
Уровень А
1.Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на стороны аб рамки со стороны магнитного поля?
- Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас
- Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам
- Вертикально вверх, в плоскости чертежа
- Вертикально вниз, в плоскости чертежа
2.Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течет электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 90° к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля?
1) 240 Н 2) 0,15 Н 3) 60 Н 2,4 Н
3. Проводящее кольцо с разрезом поднимают над полосовым магнитом, а сплошное проводящее кольцо смещают вправо (см. рисунок).
При этом индукционный ток
- течет только в первом кольце
- течет только во втором кольце
- течет и в первом, и во втором кольце
- не течет ни в первом, ни во втором кольце
4. Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряженности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 • 108 м/с.
- 1014Гц 3) 1013Гц
- 5 • 1013Гц 4) 5 • 1014Гц
5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если расстояние между пластинами увеличить в 2 раза?
- Не изменится
- Увеличится в 2 раза
- Уменьшится в 2 раза
- Среди ответов 1-3 нет правильного.
6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
1) Уменьшится в 4 раза 3) Уменьшится в 2 раза
2) Увеличится в 4 раза 4) Увеличится в 2 раза
Уровень В
7. Установите соответствие между особенностями электромагнитных волн и их диапазонами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ
ВОЛН ВОЛНЫ
A) Волны с минимальной 1) Радиоволны
частотой 2) Инфракрасное
Б) Волны, идущие от излучение 3) Видимое излучение
нагретых тел 4) Ультрафиолетовое
B) Волны, обладающие излучение
проникающей способностью 5) Рентгеновское
Излучение
А | Б | В |
Уровень С
- Ученик решил использовать лазерную указку для определения показателя преломления неизвестной жидкости. Он взял прямоугольную пластмассовую коробочку с прозрачными стенками, налил в нее жидкость и насыпал детскую присыпку, чтобы луч стал видимым. Для измерения угла падения и угла преломления он воспользовался двумя одинаковыми транспортирами (см. рисунок) и определил, что угол падения 75° (sin75° = 0,97). Чему равен показатель преломления п?
- В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.
t, 10-6 c | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
q, 10-6 Кл | 2 | 1,42 | 0 | -1,42 | -2 | -1,42 | 0 | 1,42 | 2 | 1,42 |
Вычислите емкость конденсатора в контуре, если индуктивность катушки равна 32 мГн.
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра» Вариант 1
Уровень А.
1.β-излучение - это
- вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции
- поток нейтронов, образующихся в цепной реакции
- электромагнитные волны
- поток электронов
2. При изучении строения атома в рамках модели Резерфорда моделью ядра служит
- электрически нейтральный шар
- положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
- отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
- положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
3. В ядре элемента содержится
- 92 протона, 238 нейтронов
- 146 протонов, 92 нейтрона
- 92 протона, 146 нейтронов
4) 238 протонов, 92 нейтрона
4. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому соответствует схема
5.Элемент испытал α-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?
1) 2) 3) 4)
6. Укажите второй продукт ядерной реакции
1) 2) 3) 4)
Уровень В
7.Установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЕНЫЕ
А) Явление радиоактивности 1) Д. Чедвик
Б) Открытие протона 2) Д. Менделеев
В) Открытие нейтрона 3) А. Беккерель
4) Э.Резерфорд
5) Д. Томсон
А | Б | В |
Уровень С
8.Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия (тяжелого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейтерия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 . 10 кг, а скорость света с = 3 10 м/с.
9. Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.
Вычислите энергетический выход ядерной реакции.
Учтите, что 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра» Вариант 2
Уровень А
1. -излучение - это
- поток ядер гелия 2) поток протонов
3)поток электронов 4) электромагнитные волны большой частоты
2. Планетарная модель атома обоснована
- расчетами движения небесных тел
- опытами по электризации
- опытами по рассеянию - частиц
- фотографиями атомов в микроскопе
3.В какой из строчек таблицы правильно указана структура ядра олова ?
р- число протонов | n- число нейтронов |
110 | 50 |
60 | 50 |
50 | 110 |
50 | 60 |
1)
2)
3)
4)
4. Число электронов в атоме равно
- числу нейтронов в ядре
- числу протонов в ядре
- разности между числом протонов и нейтронов
- сумме протонов и электронов в атоме
5. Какой порядковый номер в таблице Менделеева имеет элемент, который образуется в результате -распада ядра элемента с порядковым номером Z?
1) Z+2 3) Z-2
2) Z+1 4) Z-1
- 6. Какая бомбардирующая частица Х участвует в ядерной реакции
Х + ?
- -частица Не 2) дейтерий Н
3)протон Н 4) электрон
Уровень В
7.установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) Энергия покоя 1)
Б) Дефект массы 2) (
В) Массовое число 3)
4) Z+N
5) A-Z
А | Б | В |
Уровень С
8. Определите энергию связи ядра гелия Не (-частицы).
Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра гелия 4,0026 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
9.Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.
Какая энергия выделяется в этой реакции? Учтите, что 1 а.е.м.= 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ «КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ».
Первый вариант.
- Материальная точка совершила за 5 минут 1500 колебаний. Определите период частоту колебаний материальной точки.
- Ускорение свободного колебания на луне равняется 1,6 м/с2. Какой длины должен быть математический маятник, чтобы его период колебаний на Луне равнялся бы 1с?
- Сколько колебаний совершит материальная точка за 10 секунд при частоте 440 Гц?
- Кто в полёте чаще чаше крыльями: муха или комар? Ответ поясните.
- Вредным для здоровья считаются инфразвуки с частотой 8 Гц. Определите длину волны этого звука в воздухе, если скорость звука в воздухе 340 м/с.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ «КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ».
Второй вариант.
- Грузик, колеблющийся на пружине, совершил 32 колебания за 8 секунд. Определите период и частоту колебаний грузика.
- Математический маятник длиной 99,5 см за одну минуту совершает 30 полных колебаний. Определите период колебаний маятника и ускорение свободного падения в том мете, где находится маятник.
- Частота колебаний 2000 Гц. Определите за какое время материальная точка совершит 500 полных колебаний.
- Если провести влажным пальцем по стеклу, то получится звук. Почему?
Определите длину ультразвукового генератора в алюминии, если частота ультразвука равна 3МГц, а скорость ультразвука в алюмини
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....