О профильном обучении физике
статья по физике по теме

Рязанова Наталья Михайловна

В статье рассматриваются  методы обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении  продолжения образования в технических вузах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_profilnom_obuchenii_fizike.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

О профильном обучении физике

Профильное обучение –   средство дифференциации и индивидуализации

 в обучении ,позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно  учитывать

 интересы, склонности  и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в технических вузах. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного процесса.

  Цели  обучения физико-математического профиля:

  1. обеспечение углубленного изучения физики и математики;
  2. создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников;
  1. установление  равного доступа к полноценному образованию разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  2. расширение возможности социализации учащихся ,обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

          Социологические исследования доказывают ,что большинство старшеклассников (70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать те, которые выбираются  для дальнейшей  специализации .В нашей школе  проводится диагностическая работа, социологический опрос по профессиональному самоопределению  учащихся :  психологическое тестирование восьмиклассников. В 9 классе учащиеся определяются с выбором различных специальных и элективных курсов по выбранным ими направлениям .К моменту окончания основной школы  около75 % процентов учащихся уже определились с выбором возможной сферы профессиональной деятельности

Важным вопросом проблемы профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации ,а также модели его организации .

                В 2005/2006 учебном году после анкетирования учащихся, собеседования с родителями и психологических исследований  мы  ввели предпрофильную подготовку в 9 а классе- самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования ,профиля обучения. Родители многих наших учеников - железнодорожники и хотели бы, чтобы их дети продолжили обучение в железнодорожных вузах.. В соответствии с этим  учащиеся выбрали спецкурсы по  двум  предметам: физика

(« Методы измерения физических величин») и математика («Методы решения математических задач»). На занятиях этого курса проводились исследования  по определению  физических величин с различным уровнем сложности .В следующем году  в 10а классе была внедрена модель профильного обучения ,включающая базов, профильные( математика и физика) предметы и элективные курсы .В 2007/2008 учебном году в 11а классе продолжилось обучение по программам профильного образования и элективного курса «Методы решения физических задач»,рассчитанного   на 68 часов.   В лекционной форме рассматривались основные вопросы темы,  затем выполнялись задания уровня А,Б,С.  После изучения каждой темы проводилась кратковременная контрольная работа  тестирование или выполнение тестовых заданий ЕГЭ

Основные компоненты программы:

  1. коррекция учебного плана и отдельных программ общеобразовательной школы;
  2. организация микроисследований на уроках;
  3. организация технического творчества учащихся;
  4. практическое ознакомление с компьютерными программами лабораторных исследований;
  1. организация научно- исследовательской работы;
  2. систематическое ознакомление учащихся с проблемами и достижениями современной физики( научные журналы, научно-популярная литература и Internet)

           Одним из новых подходов к планированию учебного процесса в системе профильного обучения является переход к его блочно-модульному построении, в процессе которого осуществляется переход на новые подходы в методике проведения лекции . Учитель начинает лекцию с того, что обозначает тему, формулирует образовательные задачи и обсуждает с учащимися, каким образом их можно решить .После этого называется источник, рекомендуемый для чтения или раздается распечатка лекции. Уроки решения задач отличаются от обычных, используется метод коллективной работы( групповая ,  в парах). Группы формируются дифференцированно – по уровням обученности. Учащиеся решают задачи различными методами, различного уровня сложности ,выполняют нестандартные задания. Практические работы проводятся в виде самостоятельного решения учащимися небольших экспериментальных задач.

 Уроки общения проводятся в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам, индивидуально решенным задачам и лабораторным исследованиям., собеседование по листам взаимоконтроля , индивидуально решенным задачам. На обобщающем уроке проводится устный или письменный зачет, тестирование или контрольная работа.

         Для того, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями ,а активно участвовали в образовательном процессе,  использую современные методы, которые позволяют наиболее полно учесть особенности и потребности старшеклассников и отвечают задачам профильного обучения:

  1. организация самостоятельной индивидуальной и групповой  познавательной деятельности;
  2. проведение учебных дискуссий, мозговых атак, круглых столов;
  3. применение метода проектов;
  4. организация  исследовательской  деятельности;
  5. обучение письменным творческим работам(исследовательские отчеты, рефераты, доклады)

          Для контроля качества знаний  провожу мониторинг с применением различных форм: тестирование контрольные работы, срезы, итоговая аттестация. Выходная диагностика включает :срезы уровней знаний, уровней обученности ,диагностический лист по учету знаний и умений ( он включает знание теории, задач обязательного уровня и усложненных, результаты контрольных и лабораторных работ, тематического

 теста ,физического диктанта, творческий отчет).

                 С 8 класса  учащиеся работают   с портфолио, которое позволяет более полно отразить индивидуальные образовательные достижения, содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся .Дети оформляют 3 вида портфолио : документов , работ, отзывов. Большинство учащихся выбрали портфолио  документов, где помещают дипломы, грамоты, сертификаты, подтверждающие их достижения, другая часть - «портфолио работ», в котором содержатся творческие работы, исследовательские работы, сборники задач, контрольные работы, составленные самими учащимися.

              Мониторинг образовательной деятельности показал положительную динамику уровня учебных достижений  детей, обучаемых в профильных классах:

  1. количество  учащихся, успевающих на 4 и 5 составляет  80%;

  1. исследовательские проекты детей, представленные на конкурсы различного уровня стали лауреатами ;
  2. учащиеся данного класса являлись призерами районных олимпиад ;
  3. 70% выпускников поступили в технические вузы;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективное пред профильное обучение "Физика и здоровье человека"

Элективное пред профильное обучение "Физика и здоровье человека"...

Профильное обучение физике в процессе модернизации школьного образования

Презентация знакомит с проблемами введения ГОС первого поколения по физике в рамках профильной школы....

Профильное обучение физике в условиях РЦПО

      В издании представлен материал из опыта работы учителя физики МБОУ СОШ п. Солидарность Шацких Ирины Николаевны. Сборник рекомендован к использованию МБУ «Ресурсный це...

Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»

программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биол...

Реализация личностно-деятельностного подхода в процессе организации профильного обучения физике.

Реализация личностно-деятельностного подхода в процессе организации профильного обучения физике....

Образовательная программа профильного обучения «Физика в задачах» для 10-11 класса (2 года обучения)

Программный материал рассчитан на обучающихся 10-11 классов для изучения в течение двух лет на 3 учебных часа в неделю. Настоящая программа может быть положена в основу программы профильного курса по ...