Материалы к обобщающему уроку по теме "Звук"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Разработка содержит план-конспект урока, презентацию, работы учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 21.35 КБ |
лист самооценки | 11.53 КБ |
презентация к уроку | 289.13 КБ |
работа группы медиков | 1.47 МБ |
работа группы теоретиков | 784.51 КБ |
Работа группы журналистов | 1013.25 КБ |
работа группы музыкантов | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
« Звуковые волны и не только…»
Цели урока:
- обобщить и расширить знания о звуковых волнах, выявляя вредные и полезные свойства акустических волн;
- показать значение физических знаний в жизни человека, поддерживая устойчивый интерес к предмету.
Задачи:
Обучающие
- привести в систему знания учащихся о звуке и видах звуковых волн;
- ввести новые понятия сверх программного уровня;
- научить применять полученные знания в жизни.
Развивающие
- продолжить развитие речи, мышления, внимания;
- показать связь физики с биологией и медициной;
-развить навыки по созданию мультимедийных презентаций.
Воспитательные
- вызвать интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала;
- дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;
- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.
Тип урока: урок обобщения и углубления знаний, защита проектов.
Оборудование и пособия: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронные презентации, бутылки с водой, бокалы.
Ход урока
- Первый этап - Организационный
- Мы живет в океане звуков... Некоторые из них ласкают слух, другие звучат неприятно. Но если даже на самое короткое время лишить человека вибраций (акустических колебаний воздуха), у него начнется расстройство психики. Звук - задумывались ли вы хоть раз, сколько разных звуков вокруг? Шорох листвы, звук машин и многое другое, это всё звук. Колеблется струна и толкает частицы воздуха, а частицы воздуха толкают друг друга. Все дальше передаются по воздуху колебания струны, и мы слышим, как она поёт. Звук есть в горле человека и в горлышке соловья. Дойдут колебания воздуха до препятствия, ударятся об него, как мячик, отразится, и идут обратно. Получилось эхо.
На предыдущих уроках мы многое узнали о звуке. Как вы думаете, какова будет сегодня цель нашего урока? (обобщить и расширить имеющиеся знания)
Для того чтобы мы могли продуктивно поработать на уроке давайте вспомним что мы уже знаем о звуке.
- Второй этап - Актуализация
Возьмите листы копировальной бумаги, вложите в тетрадь и выполните физический диктант.
Физический диктант
- Какие виды волн вы знаете?
- К какому виду волн относится звук?
- Раздел физики изучающий звуковые волны называется…
- Продольная механическая волна с частотой колебаний от 20 до 20000 Гц называется…
- Запишите формулы скорости распространения звука.
- Как называется звук с частотой ниже 20 Гц?
- Как называется звук с частотой выше 20000 Гц?
- В каком агрегатном состоянии вещества скорость звука выше?
- Высота тона звука зависит от …
- Громкость звука зависит от …
Сдайте листы с ответами а в тетради выполните самопроверку диктанта. Занесите результат в лист оценки. ( каждый правильный ответ – 0,5 б)
Переходим к следующему этапу нашего урока.
- Третий этап - защита проектов
На предыдущих уроках вы разбились на группы по интересам и получили задание рассмотреть звук с различных точек зрения и представить результат ваших исследований. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Итак, для защиты своего проекта приглашается группа ученых – акустиков. Ребята, будьте внимательны по окончании выступления каждая группа задаст 3 вопроса, ответы на которые будут учитываться при выставлении оценок.
Для защиты своего проекта приглашается группа медиков.
Для защиты своего проекта приглашается группа музыкантов –теоретиков.
Для защиты своего проекта приглашается группа музыкантов – изобретателей.
Для защиты своего проекта приглашается группа Журналистов.
- Четвертый этап – работа с оценочными листами
Название группы | Ф.и. | Физ. диктант | проект | вопросы | итог | Оценка учителя |
- Пятый этап - Рефлексия
Ребята каковы ваши впечатления о прошедшем уроке? Узнали ли вы что-либо новое, важное? Оцените ваше эмоциональное состояние.
- Д/з
В процессе обучения, помимо формирования смогут освоить следующие умения:
▪ планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;
▪ выполнение простейших лабораторных работ, моделирование оптических приборов, самостоятельное изготовление демонстрационных установок;
▪ Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
▪ представление результатов работы в различных видах.
Курс преподается в конце девятого класса, когда ученик стоит перед необходимостью осуществления осознанного выбора дальнейшего профиля обучения и определяется в направлении своей будущей деятельности.
Основной целью данного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения.
Курс направлен на достижение следующих дидактических целей:
- Формирование умения осуществлять сбор, переработку и предоставление информации по заданной теме, используя различные источники;
- Формирование взгляда на глаз человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам;
- Расширение и углубление представлений о законах функционирования глаза;
- Овладение приемами анализа процессов, происходящих в глазе;
- Развитие критического мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению знаний по физике с учетом собственных интересов;
- Воспитание убежденности в преимуществе здорового образа жизни;
- Выработка навыков работы в команде, группе и индивидуально.
Задачи курса:
- -выявление интересов и склонностей учащихся к изучению физики, формирование практического опыта в сфере познавательной деятельности;
- -формирование практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе, связанного с предметом «физика»;
- -оказание помощи учащимся в приобретении представлений о жизненных ценностях , связанных со знаниями по физике и выбором будущего профиля образования;
- -формирование способности принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, приобретение соответствующих ключевых компетенций.
Данный курс имеет значение для личностного развития учащихся, так как способствует формированию креативного мышления у детей, помогая им ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке, видеть несколько вариантов решения предложенной задачи.
Модельные средства, использованные в курсе
Для достижения поставленных целей при реализации курса «Глаза: знакомые и не знакомые» используются различные модельные средства:
- эвристические: рисунки, диаграммы, таблицы, схемы, компьютерные модели, диалог ( для поиска путей разрешения проблемы, активизации мыслительной деятельности учащихся);
- эмоциональные: стихи, игры, презентации, анимационные модели ( для создания мотивации с целью вызвать интерес к учению, создать внутренний мотив к удовлетворению знаний, расширить кругозор, объединить чувственное и разумное, развить эмоционально – образное мышление);
- исследовательские: выдвижение гипотезы, опыт ( с целью овладения учениками приемами практической деятельности: научиться измерять, пользоваться измерительными приборами, делать выводы).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие виды волн вы знаете? К какому виду волн относится звук? Раздел физики изучающий звуковые волны называется… Продольная механическая волна с частотой колебаний от 20 до 20000 Гц называется… Запишите формулы скорости распространения звука. Как называется звук с частотой ниже 20 Гц? Как называется звук с частотой выше 20000 Гц? В каком агрегатном состоянии вещества скорость звука выше? Высота тона звука зависит от … Громкость звука зависит от … Физический диктант Продольные и поперечные К продольным акустика звук V = λν, V = λ/Т Инфразвук Ультразвук В твердом Его частоты Амплитуды колебаний
Защита проектов Ученые-акустики Медики Музыканты теоретики Музыканты-изобретатели Журналисты
Название группы Ф.и . Физ . диктант Проект Вопросы Итог Оценка учителя Лист оценки
§§ Найти пословицы о звуке и объяснить их значение Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое звук? Звук - это волнообразное давление воздуха. Если бы не было воздуха, мы бы не слышали никакого звука. В космосе нет звука. Мы слышим звук потому, наши уши чувствительны к изменению давления воздуха - звуковым волнам.
Скорость звука Скорость звука — скорость распространения упругих волн в среде: как продольных(в газах, жидкостях и твёрдых телах), так и поперечных, сдвиговых (в твёрдых телах). Определяется упругостью и плотностью среды: как правило, в газах скорость звука меньше, чем в жидкостях, а в жидкостях — меньше, чем в твёрдых телах. Также, в газах скорость звука зависит от температуры данного вещества, в монокристаллах — от направления распространения волны. Обычно не зависит от частоты волны и её амплитуды; в тех случаях, когда скорость звука зависит от частоты, говорят о дисперсии звука. Впервые измерена Уильямом Дерхамом .
Акустика Акустика-наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием.
Инфразвук и Ультразвук Ультразвук — упругие колебания в среде с частотой за пределом слышимости человека. Обычно под ультразвуком понимают частоты выше 20 000 Герц. Инфразвук-упрогие колебание в среде с частотой миньше 16 Герц
Характеристика звука 1.Громкость звука. 2.Высота звука 3.Тембр звука.
1 Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем громче звук.
2̑ Высота звука – характеристика частоты звуковой волны, чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.
3 Тембр звука определяется формой звуковых колебаний.
Вопросы 1. Кто в полете быстрее машет крыльями – муха, шмель или комар? 2. На Луне произошел взрыв. Услышим ли мы его? 3. По звуку легко обнаружить в небе летящий самолет обычного типа и трудно — реактивный. Почему?
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потерю чувства равновесия; Тошноту; Непроизвольное вращение глазных яблок; Перемещение внутренних органов(4-8 Гц); Приступ морской болезни(12 Гц) Облучение человека инфразвуком может вызвать:
Американский физик Р . Вуд однажды принес в театр аппарат, излучающий инфразвуковые волны, и, включив его, направил на сцену. Никакого звука никто не услышал, однако с актрисой случилась истерика.
Рок-музыка(низкие частоты больших барабанов и бас-гитар). Музыкальное сопровождение фильмов ужасов и мистических триллеров(вызывает чувство тревоги, страха, что приводит к нервным срывам). Резонанское влияние инфразвука.
1.Извержение вулканов; 2.Ветер, обтекающий гребни морских волн; Источники инфразвука
3.Грозовые разряды;
4.Орудийные выстрелы;
5.Взрывы атомных бомб; 6.Землетрясение; 7.Работающие реактивные двигатели.
Инфразвук слышат некоторые животные. Медузы воспринимают ультразвуковые волны с частотой 8-13 Гц и чувствуют приближение шторма за 15 часов.
Инфразвук практически не поглощается в различных средах, поэтому он может распространяться на больших расстояниях. Это позволяет: Определять места сильных взрывов; Положение стреляющего орудия; Вести контроль за подземными ядерными взрывами; Предсказывать цунами.
Ультразвук человек тоже не слышит, но его воспринимают некоторые животные.
Летучие мыши- ничего не видят, но в темноте летают и ловят добычу.
Дельфины - благодаря ультразвуку ориентируются в мутной воде.
Зубчатые киты – с помощью ультразвука охотятся на кальмаров. Ночные бабочки и жуки- слышат ультразвуковые волны, издаваемые мышами и успевают спрятаться от них.
Ультразвук применяют в технике. Эхолоты и гидролокаторы позволяют измерять глубину моря, обнаруживают косяки рыб, обнаруживают подводные лодки противника.
Над презентацией работали Казьменко К ристина Скоробогатько К ристина МИРОШНИЧЕНКО АЛЕКСАНДР
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все инструменты симфонического оркестра делятся на три основные группы: струнные, духовые и ударные .
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз , домбыра , скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли, балалайка и домра.
Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами).
Струнные инструменты разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.
Щипковые На контрабасе играют либо щипком (пиццикато), либо смычком Основная статья: Струнные щипковые инструменты Щипок (итал. pizzicato ) используется при солировании на таких инструментах, как гитара, балалайка, домбра, гусли, уд, ситар , банджо, укулеле и арфа, и осуществляется пальцем или плектром. Эта категория включает и клавишный инструмент клавесин, в котором струна дёргается язычком из пера (ныне — из пластика). Смычковые
Смычковые музыкальные инструменты Смычковый (итал. arco — смычок) метод звукоизвлечения используется при игре на скрипке, альте, виолончели и реже на контрабасе. Смычок состоит из древка со множеством натянутых между его концами волосков. Ведение смычком по струнам вызывает прерывистое перемещение ( stick-slip phenomenon ) струны по смычку, то есть вибрации
Духовы́е музыка́льные инструме́нты Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук. .
Изменение колебаний воздушного столба в инструменте (а следовательно, и высоты звука) достигается двумя способами: более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его обертонов ( передувание ); объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов
Уда́рные музыка́льные инструме́нты Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. Классификация ударных инструментов Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации.
Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам. По звуковысотности ударные инструменты делятся на Ударные инструменты с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других; Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие. По звукообразованию ударные инструменты делятся на Пример мембранофона — армянский дхол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"
Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...
Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц»
Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц» в форме учебно технологической игры. Класс делится на две коман...
Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс
Данный урок позволяет повторить виды сложных предложений, пунктуацию в них, тренирует логическое мышление, ученики учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой...
Материалы к повторительно-обобщающему уроку "Передняя Азия в древности"
Повторительно-обобщающий урок, построенный на основе данной идеи, всегда проходит увлекательно. Элемент неожиданности, связанный с выбором карточек, вызывает интерес учащихся, поэтому урок получается ...
Материалы к обобщающему уроку по ОБЖ, 6 класс
Вопросы и задания к итоговому уроку по ОБЖ в 6 классе....
обобщающий урок-повторение по пройденному материалу за 7 класс
Урок-сказка по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка", с красочными иллюстрациями....