Уроки по теме "Реактивное движение"
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме
Здесь представлено два конспекта уроков по данной теме. Первый урок - повторение и обобщение материала по теме "Закон сохранения импульса". Второй урок-урок-конференция по теме "Реактивное движение". В конференции участвуют несколько групп "учёны", которые представляют материал с разных сторон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_reaktivnoe_dvizhenie.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока по физике в 10 классе
тема «Реактивное движение».
Цели урока:
Обучающая: ввести понятие реактивного движения; познакомить учащихся с примерами реактивного движения в живой природе и возможностями использования реактивных двигателей.
Развивающая: развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету и обучению в целом, развивать мышление учеников путём самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой.
Воспитательная: содействовать экологическому воспитанию школьников, воспитание уважительного отношения к окружающим людям, аккуратности, внимательности.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма проведения урока: урок проводится в форме деловой игры «Научно-практическая конференция».
Основная идея урока: учащиеся предварительно делятся на группы:
- экспериментаторы;
- историки;
- механики;
- теоретики;
- биологи;
- журналисты.
Каждая группа получает инструктивную карточку, содержащую план задание для самостоятельной подготовки. На уроке проходит публичная защита каждой группы выполненного задания. Так же группы должны подготовить краткий письменный отчёт в форме сообщения по теме, над которой они работали самостоятельно.
I. Орг. момент. 5мин.
Уч. Для того, чтобы настроить вас на рабочий лад и привести ваши мысли в порядок, я задам вам вопрос: «Напомните тему над которой мы с вами работала на последних уроках.» (ответы учеников).
Знаменитый рассказчик и выдумщик барон Мюнхгаузен в одной из своих историй рассказывает, как он смог вытащить себя за волосы из болота. Можете ли прокомментировать эту ситуацию. Возможно ли это? Почему? Что нужно, чтобы тело пришло в движение из состояния покоя, т.е . изменило свою скорость? (ответы учеников).
Действительно, при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли; по очень гладкому полу или по льду, от которого нога не может оттолкнуться, ходить нельзя. Паровоз при движении отталкивается «ведущими» колёсами от рельсов: если рельсы смазаны маслом, паровоз останется на месте. Пароход отталкивается от воды лопастями бортового колеса или гребного винта. Самолёт отталкивается от воздуха тоже при помощи винта – пропеллера. Словом, в какой бы среде не двигался предмет, он опирается о неё при совеем перемещении. Ребята, вы не видите здесь никакой проблемы? (Ответы учащихся. Их нужно подвести к мысли: может ли тело начать двигаться, не имея никакой опоры вне себя?)
Проблема определена. Надо найти её решение. Какие цели на сегодняшний урок вы ставите для себя? (ответы учеников). Обобщая ваши предложения по целеполаганию, я определю общую цель сегодняшнего урока: познакомиться с особым видом движения, основанным на законе сохранения импульса.
Наш урок пройдет не совсем обычно. Мы проведём деловую игру «Научно-практическая конференция».
И так, мы начинаем нашу конференцию. Её тема «Можно ли двигаться без опоры?». На нашей конференции присутствуют: экспериментаторы, механики, историки, теоретики, биологи, журналисты. Каждой группе будет предоставлено слово. Время вашего выступления – 5-6 минут.
Так можно ли, действительно, двигаться без опоры? Мы попросили группу экспериментаторов попробовать получить такое движение.
Выступление группы экспериментаторов.
Такое движение существует и называется оно реактивное движение. Наша природа очень мудрая, гораздо мудрее человека. Она давно научилась применять реактивное движение для перемещения. Более подробно об этом мы узнаем из выступления биологов.
Выступление группы биологов.
Естественно существовало очень много попыток применить реактивное движение, заставить его «работать», приносить пользу человеку. О некоторых таких попытках нам расскажут механики.
Выступление группы механиков.
К сожалению те попытки, о которых вы сейчас услышали, остались только историей и не получили дальнейшего развития. Но существует одно направление в науке и технике, для которого открытие реактивного движение стало определяющим. Для начала, небольшой экскурс в историю.
Выступление группы историков.
К. Э. Циолковский заложил основы теории ракетного двигателя и научно доказал возможность полётов в межпланетном пространстве выдвинул идею применения многоступенчатых ракет. О теоретических основах применения реактивного движения для полётов ракет и о многом другом нам расскажут теоретики.
Выступление группы теоретиков.
К. Э Циолковский писал: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околоземное пространство». И действительно, космонавтика развивается стремительно, что влечёт за собой не только прогресс, но и создаёт проблемы, о существовании которых человечество раньше не могло предположить.
Выступление группы журналистов.
III. Заключительная часть. (3 минуты).
- Подведение промежуточных результатов с выставление оценок в ведомость.
- Рефлексия. Узнали ли что-либо новое? Есть ли польза от сегодняшнего урока? На следующем уроке мы продолжим вести разговор об импульсе и законе сохранения импульса.
Приложения.
Инструктивная карточка для групп экспериментаторов.
- Надуть детский воздушный шарик и, не завязывая, отпустить его.
- Пронаблюдать за движением шарика.
- Ответить на вопросы:
а) Что происходит с воздухом, находящимся в шарике, во время его движения?
б) Как движется шарик по отношению к направлению истекания воздуха из него?
в) В какой момент прекращается движение шарика?
4. Прочтите в учебнике физики 10 класса &43 (до раздела «Реактивное движение»).
5. Ответьте на вопросы:
а) Как называется движение, которое вы наблюдали с воздушным шариком?
б) В чём заключается данное движение?
6. Подготовьте письменный отчёт о проделанной работе.
7. Подготовьте устное сообщение по данному вопросу (не более 5 минут).
Инструктивная карточка для группы механиков.
- Прочтите в книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика» информацию «Почему взлетает ракета?» (стр. 229).
- Подготовьте устное сообщение о двух любых механизмах, работающих на принципе реактивного движения (5-6 минут).
3. Подготовьте письменный отчёт о проделанной работе.
Инструктивная карточка для группы биологов.
- Прочтите в книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика» информацию «Как движется каракатица» (стр.232).
- Прочтите в книге С. А. Молис «Книга для чтения по зоологии» информацию о головоногих моллюсках (стр. 44).
- Подготовьте устное сообщение о способах передвижения головоногих моллюсков (не более 5 минут).
4. Подготовьте письменный отчёт о проделанной работе.
Инструктивная карточка для группы историков.
- Прочтите в книге И. Г. Кирилова «Книга для чтения по физике» информацию о К. Э. Циолковском (стр. 54).
- Прочтите в книге М. С. Арлазарова «Пролог к космосу» информацию о Н. И. Кибальчиче (стр. 24).
- Подготовьте устное сообщение о К. Э. Циолковском и Н. И. Кибальчиче (5-6 минут).
- Подготовьте письменный отчёт о проделанной работе.
Инструктивная карточка для группы теоретиков.
- Прочтите из учебника физики 10 класса &»43 «Реактивное движение» раздел «Реактивные двигатели» (стр. 104).
- Подготовьте устное сообщение по данной теме (3-4 минуты).
- Прочтите из учебника физики 9 класса (автор И. К. Кикоин и А. К. Кикоин) &42 «Реактивное движение» раздел «Строение ракеты» (стр. 116).
- Подготовьте устное сообщение по теме (4-5 минут).
- Подготовьте письменный отчёт о проделанной работе.
Инструктивная карточка для группы журналистов.
- Прочтите в учебнике физики 10 класса &44 (стр. 105).
- Прочтите в книге «Хрестоматия по экологическим аспектам обучения физики» информацию об экологических аспектах космонавтики (стр. 49).
- Подготовьте устное сообщение на тему «Успехи в освоении космического пространства и проблемы, связанные с этим» (5-6 минут).
4. Подготовьте письменный отчёт о проделанной работе.
План-конспект
открытого урока по физике в 10 классе
тема «Импульс. Закон сохранения импульса».
Цели урока:
Обучающая: развивать обобщённое умение решать задачи на применение знаний об импульсе тела, законе сохранения импульса, способствовать усвоению структуры алгоритма, совершенствовать навыки выполнения математических операций.
Развивающая: развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету и обучению в целом, стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к окружающим людям, аккуратности, внимательности.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний.
Основная идея: Урок построен на самостоятельной работе учащихся над тремя типами заданий: физический диктант по проверке основных знаний по теме, качественные и количественные задачи. За выполнение каждого задания учащиеся получают отдельную оценку, которая выставляется учителем в таблицу. В конце изучения темы учащиеся могут подкорректировать оценки, и только после этого они выставляются в журнал.
Ход урока.
- Орг. Момент. (5 мин.)
- Уч. Я хочу чтобы вы ещё раз сформулировали тему, которой мы посвятили последние уроки. (уч-ся называют тему). Чего мы достигли при изучении этой темы? (получили теоретические знания по теме). Как вы думаете, что нам необходимо ещё сделать, чтобы данная тема была освоена нами на достаточном уровне? Т. е. попробуйте сформулировать цель нашей дальнейшей деятельности? ( учащиеся пытаются сформулировать цель).
- Цель записывается на доске.
- Подготовка к основной работе. (10 мин.)
Прежде, чем перейти к основной деятельности на уроке, мне необходимо убедиться в том, что основные теоретические вопросы по данной теме вы не забыли. С этой целью мы проведём физический диктант. Перед вами листочки, в которых вы должны заполнить пропуски.
(учащиеся выполняют задания физического диктанта).
Физический диктант по теме «Импульс. Закон сохранения импульса».
- Импульсом тела называется
- Импульс измеряется в
- Формула для расчёта импульса тела:
- Импульсом силы называется
- Единицей измерения импульса силы является
- Система взаимодействующих тел называется замкнутой системой, если
- Закон сохранения импульса гласит:
- Формула закона сохранения импульса:
После выполнения физический диктант подвергается взаимопроверке. Оценки учащиеся ставят друг другу, учитель контролирует правильность выставления оценок.
III. Основная часть урока. (25ми.н)
Знакомство с порядком деятельности:
- Качественные задачи.
- Количественные задачи.
Задания можно делать в любой последовательности. Качественные задачи желательно выполнить в классе. Учитель проверяет их в индивидуальной беседе с каждым. Количественные задачи подобраны дифференцированно. Учащиеся не могут перейти к задачам более сложного уровня, не выполнив предыдущие задачи. Те количественные задачи, которые не успеют учащиеся сделать на уроке, можно доделывать дома (это и будет домашнее задание).
Качественные задачи по теме
«Импульс. Закон сохранения импульса» 10 класс.
- С высокого обрыва безопаснее прыгать в рыхлую песчаную насыпь, чем в твёрдую почву. Почему?
- Как ослабить силу удара тяжёлого мяча, ловя его руками?
- Почему пуля, вылетевшая из ружья, не разбивает оконное стекло на осколки. А лишь образует в нём круглое отверстие?
- Почему человек может бежать по очень тонкому льду и не может стоять на нём, не проваливаясь?
- Шарик на нити движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изменяется ли импульс шарика? Ответ обоснуйте.
- О сохранении какой физической величины говориться в следующем фрагменте письма Р. Декарта: «Я принимаю, что во Вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает»? Как иначе называют эту физическую величину?
- На льду стоят два мальчика разной массы. Они попеременно толкают друг друга. При этом каждый раз мальчик, масса которого больше, откатывается с меньшей скоростью, чем другой мальчик. Объясните это явление.
- Работая с набором инструментов вне космической станции, предположите, что космонавт случайно отсоединился от станции и оказался от неё на некотором расстоянии. Каким образом он может приблизиться к станции?
- Как осуществляется торможение космического корабля?
Количественные задачи.
Тема «Импульс. Закон сохранения импульса»
Задания на «3».
- Найти импульс грузового автомобиля массой 10т, движущегося со скоростью 36км/ч, и легкового автомобиля массой1т, движущегося со скоростью 25м/с.
- С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160г, чтобы её импульс был равен 4,8кг*м/с?
- Поезд массой 2000т, двигаясь прямолинейно, увеличил скорость от36 до 72км/ч. Найти изменение импульса тела.
Задания на «4».
- Упр.8 №1.
- Упр.8 №2.
- Два неупругих шара массой 6кг и 4кг движутся со скоростями 8м/с и 3м\с, соответственно направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого соударения, если первый догоняет второй.
Задание на «5».
- Упр.8 №3.
- Упр.8 №5.
- Упр.8 №6.
IV. Подведение итогов. (5мин.)
- Промежуточные результаты выставляются в таблицу.
- Домашнее задание (закончить решение задач).
- Рефлексия.
Анкета
- Какие чувства возникли у вас к концу изучения темы «Импульс. Закон сохранения импульса»:
- Внутренний протест;
- Безразличие;
- Интерес к теме;
- Желание познакомиться с дополнительным материалом по этой теме.
- Какую оценку вы бы поставили себе сами за работу на уроке?
4) Знакомство с литературой по данной теме.
5) Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Относительность механического движения"
презентация к уроку "Относительность механического движения на примере суточного и годичного движения небесных тел", прогр. А.А.Пинского, 7 класс...
урок по теме "Движение молекул.Диффузия"
Урок разработан с применением технологии проблемного обучения, построен, как разгадка загадки золота этруссков...
К уроку "Безопасность дорожного движения" 5 класс
Ежедневно каждый человек учавствует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или водителя. Поэтому все длжны знать и соблюдать Правила дорожного движения....
урок-обобщение "Механическое движение. Плотность вещества"
Урок обобщения и систематизации знаний по физике в 7 классе. Форма проведения: урок-путешествие. Урок направлен на повторение материала по темам "Механическое движение", "Плотность вещ...
Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"
Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок" Правила дорожного движения.Знаки дорожного движения."
Изучить знаки дорожного движения....