урок по теме "Движение молекул.Диффузия"
план-конспект урока физики (7 класс) по теме
Урок разработан с применением технологии проблемного обучения, построен, как разгадка загадки золота этруссков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_etruski.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Золото этруссков.
Движение молекул. Диффузия веществ.»
Технология | Проблемное обучение , интегрированное обучение | ||
Предмет, класс | Физика, 7 | ||
Тема урока | Золото этрусков. Движение молекул. Диффузия веществ | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала. | ||
Цель урока | Изучить явление диффузия веществ». | ||
Задачи урока | Обучающие | развивающие | воспитательные |
Сформулировать понимание, что такое диффузия. Выяснить от каких физических величин зависит скорость протекания диффузии. Рассмотреть примеры диффузии в технике.
| Развить познавательный интерес к физике, формировать умение делать выводы на основе наблюдений. | Воспитание наблюдательности. | |
Оборудование | Мультимедиа-проектор, химические стаканы, вода, чайник, пакетики с чаем, сахар – рафинад, зеленка, | ||
Подготовка | Подготовка презентации, поурочная карта .Необходимо заранее поставить демонстрацию 3. |
Организационная структура урока.
Этап | Длительность | Задачи |
1 минуты | Подготовить учащихся к ра боте на уроке. фиксация отсут ствующих проверка внешнего состояния класса и готовности уче ников к уроку | |
2минуты | Сообщить цель урока. Сообщение плана урока. | |
7минут | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. | |
25 минут | В ходе поисковой беседы сформулировать понимание, что такое диффузия. Выяснить от каких физических величин зависит скорость протекания диффузии. | |
7 минут | Закрепить полученные на уроке знания | |
3 минут | Сообщить учащимся о до машнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвес ти итоги урока. |
Ход урока:
Этап 1: «Организационный»
Этап 2: «Целеполагание»
Демонстрируется презентация «Золото этрусков»
Учитель:
Кадр 1
По крупицам собирают археологи и историки сведения об этрусках, таинственном древнем народе, некогда заселявшем большую часть современной Италии. Примерно к середине I тысячелетия до нашей эры их цивилизация достигла культурного и экономического расцвета. Грозную силу представляли собой этрусские города и в военном отношении. Но после изгнания в 510 году до нашей эры этрусских царей из Рима у этрусков в Италии появились в лице римлян опасные соперники. Длительные войны закончились через несколько столетий покорением этрусков, и в начале нашей эры они полностью растворились в пестрой массе народов Римской империи.
Кадр 2
От них остались лишь немногочисленные надписи на до сих пор не расшифрованном окончательно языке, отдельные памятники выдающегося развития ремесел и искусств и скупые сообщения римских авторов... При раскопках городов Этрурии археологам удалось найти самые разнообразные свидетельства высокого уровня развития угасшей цивилизации. Всеобщее восхищение вызвали ювелирные изделия этрусков, и среди них в первую очередь - так называемые гранулированные украшения, подлинные шедевры безымянных мастеров. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм золотых шариков. И как это удавалось мастерам долгие годы оставалось неизвестным.
Сегодня на уроке мы постараемся разгадать загадку: как же удавалось этрусским мастерам создавать такие ювелирные изделия?
Этап 3. « Активизация»
Но сначала, мы вспомним, как устроено вещество. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На поурочной карте задание 1. Приведены высказывания, среди которых есть правильные и неправильные. В тетради по вертикали поставьте числа от 1 до10. Если вы согласны с высказыванием, то ставите рядом с номером вопроса «+». Если нет – «-»
Учащиеся выполняют задание, проверка ответов кадр 3 презентации. Если допущены ошибки, то соответствующие пункты проговариваются.
Учитель:
Итак, как устроено вещество?
(Все вещества состоят из мельчайших частиц, чаще всего молекул, разделенных промежутками)
Этап 4 «Объяснение нового материала.»
Демонстрация 1:
В стакан налита вода, положить 3 кусочка сахара.
Вопросы:
- Что мы наблюдаем?
(Сахар растворяется, становясь невидимым)
- Подумайте, почему это происходит?
(Молекулы двигаются, и молекулы одного вещества проходят в промежутки между молекулами другого вещества, а так как они очень маленькие, то мы их не видим)
Для получения наиболее точного ответа на этот вопрос используется анимация на кадре 5.
- Какие выводы мы можем сделать?
- Молекулы двигаются бесконечно и хаотично
- Молекулы веществ перемешиваются
- Причина этого – движение молекул)
Учитель:
Явление взаимного перемешивания молекул веществ, вследствие их движения получило название диффузия.
Учащиеся записывают определение в тетрадь ( кадр 6)
Демонстрация 2:
В один стакан налита холодная вода, в другой горячая. После ответов на первый вопрос положить в каждый стакан пакетик.
Вопросы:
- Что будет происходить, если положить в каждый стакан пакетик с чаем? В каком из стаканов вода окраситься быстрее?
- Почему быстрее окрасилась горячая вода?
- Почему на окрашивание холодной воды требуется больше времени?
Учащиеся записывают логические цепочки в тетрадь ( кадр 7, 8)
( За несколько дней до урока надо собрать демонстрацию 3: В высокий стакан налить воды и осторожно сверху налить зеленки, к уроку граница между жидкостями будет размыта. Перед уроком закрыть листом бумаги от класса) Повторить демонстрацию в классе, обратив внимание ребят на то, что граница между жидкостями четкая. Снять лист, показать результат диффузии .
Учитель:
Вот так продвинулась диффузия в жидкости за несколько дней. С другой стороны, если внести в комнату разрезанный арбуз, то его запах (а запах появляется, потому что молекулы пахучих веществ перемешиваются с молекулами воздуха и, двигаясь достигают нашего носа) очень быстро распространиться по всей комнате. А если, например, очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота положить одна на дру гую и поставят на них некоторый груз. (Пластин ку золота, как более тяжелую, располагают внизу.) При комнатной температуре (20 °С) за 4—5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние около 1 мм.
Почему в твердых веществах диффузия идет медленнее, чем в жидкостях и газах? (кадр 9)
(т.к. в твердых телах промежутки между молекулами самые маленькие)
Как можно ускорить диффузию в твердых телах?
(увеличить температуру)
Учитель:
Такой опыт в 1896 году выполнил английский металлург Робертс-Остен. Он прижал друг к другу золотой диск и свинцовый цилиндр и поместил их на 10 дней в печь, где поддерживалась температура 200 °С. Когда печь открыли, разъединить диск и цилиндр оказалось невозможно. За счет диффузии золото и свинец буквально "проросли" друг в друга.
Вот мы и подходим к разгадке этрусских мастеров (кадр 10). Попробуйте объяснить, как же удавалось этрусским мастерам соединять медь и золото в своих украшениях?
(Обсуждение учащихся)
Учитель:
Действительно, мастерам из далекого прошлого помогла диффузия. Искусство грануляции, достигшее высокого уровня в древнем мире, около 1000 года н. э. было забыто. Только в XIX веке были сделаны попытки выяснить технику грануляции, но они не дали результатов. Тайну удалось открыть лишь намного позже – в 1933 году. Раньше никто не мог объяснить, как золотых дел мастера в древности припаивали золотые крупинки к меди, не расплавляя их при этом. Технология оказалась довольно сложной. Золотые шарики особым способом приклеивали к папирусу, который затем накладывали на медную основу и постепенно нагревали. При температуре 890 градусов шарики припаивались, так как при нагревании меди в контакте с золотом их общая температура плавления ниже, чем при нагревании каждого металла в отдельности. В этом и заключается секрет припаивания золота к меди.
Этап 5. «Закрепление»
Задание 2 в поурочной карте.
Этап 6.
Домашнее задание параграфы 9,10
Поурочная карта.
Движение молекул. Диффузия.
Задание 1. «Верю – не верю»
- Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.
- Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру.
- Атом – мельчайшая частица вещества.
- Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше
- Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда.
- Объем тела равен сумме объемов его молекул.
- Атомы состоят из молекул.
- Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых в оптический микроскоп.
- Объем тела при нагревании уменьшается.
- Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше.
Задание 2. «Верю – не верю»
- Молекулы воды и водяного пара разные.
- Быстрее диффузия происходит в жидкостях, чем в газах.
- Соль раствориться быстрее в холодной воде.
- Молекулы быстрее двигаются в горячем молоке, чем в холодном.
- При сжатии газа уменьшается размер молекул.
проблемноеСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ДИФФУЗИЯ», 7 кл. УМК Громов С.В.
Опираясь на публикации педагогов Ю.А. Долженко, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и других, в своей практике я использую методы личностно-ориентированного обучения, гуманистического подхода в о...
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг
Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...
Движение молекул.Диффузия. ( Урок здоровьесбережения)
Урок о понятии диффузии , о скорости диффузии. Главное : как диффузия и курение связаны, вред курения для здоровья человека....
Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул.
Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии...
Зачет №1. «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах», «Агрегатные состояния вещества»
Зачет по физике в 7 классе по темам «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в ж...
Урок: Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
На уроке дать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, непрерывном и хаотичном движении молекул; сформировать представл...