урок по теме "Движение молекул.Диффузия"
план-конспект урока физики (7 класс) по теме

Урок разработан с применением технологии проблемного обучения, построен, как разгадка загадки золота этруссков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_etruski.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Золото этруссков.

Движение молекул. Диффузия веществ.»

Технология

Проблемное обучение , интегрированное обучение

Предмет, класс

Физика, 7

Тема урока

Золото этрусков. Движение молекул. Диффузия веществ

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Изучить явление диффузия веществ».

Задачи урока

    Обучающие

    развивающие

воспитательные

Сформулировать понимание, что такое диффузия.

Выяснить от каких физических величин зависит скорость протекания диффузии. Рассмотреть примеры диффузии в технике.

 

Развить познавательный интерес к физике, формировать умение делать выводы на основе наблюдений.

Воспитание наблюдательности.

Оборудование

Мультимедиа-проектор, химические стаканы, вода, чайник, пакетики с чаем, сахар – рафинад, зеленка,

Подготовка

Подготовка презентации, поурочная карта .Необходимо заранее поставить демонстрацию 3.

Организационная структура урока.

Этап

Длительность

Задачи

  1. организационный

          1 минуты

Подготовить учащихся к ра боте на уроке.

фиксация отсут ствующих

проверка внешнего состояния класса и готовности уче ников к уроку

  1. Целеполагание

          2минуты

Сообщить цель урока.

Сообщение плана урока.

  1.  Активизация раннее полученных знаний.

           7минут

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

  1. Объяснение нового материала

25 минут

В ходе поисковой беседы сформулировать понимание, что такое диффузия.

Выяснить от каких физических величин зависит скорость протекания диффузии.

  1. Закрепление

7 минут

Закрепить полученные на уроке знания

  1.  Заключительный

3 минут

Сообщить учащимся о до машнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвес ти итоги урока.

Ход урока:

Этап 1: «Организационный»

Этап 2: «Целеполагание»

Демонстрируется презентация «Золото этрусков»

Учитель:

Кадр 1

По крупицам собирают археологи и историки сведения об этрусках, таинственном древнем народе, некогда заселявшем большую часть современной Италии. Примерно к середине I тысячелетия до нашей эры их цивилизация достигла культурного и экономического расцвета. Грозную силу представляли собой этрусские города и в военном отношении. Но после изгнания в 510 году до нашей эры этрусских царей из Рима у этрусков в Италии появились в лице римлян опасные соперники. Длительные войны закончились через несколько столетий покорением этрусков, и в начале нашей эры они полностью растворились в пестрой массе народов Римской империи.

Кадр 2

От них остались лишь немногочисленные надписи на до сих пор не расшифрованном окончательно языке, отдельные памятники выдающегося развития ремесел и искусств и скупые сообщения римских авторов... При раскопках городов Этрурии археологам удалось найти самые разнообразные свидетельства высокого уровня развития угасшей цивилизации. Всеобщее восхищение вызвали ювелирные изделия этрусков, и среди них в первую очередь - так называемые гранулированные украшения, подлинные шедевры безымянных мастеров. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм  золотых шариков. И как это удавалось мастерам долгие годы оставалось неизвестным.

Сегодня на уроке мы постараемся разгадать загадку: как же удавалось этрусским мастерам создавать такие ювелирные изделия?

Этап 3. « Активизация»

Но сначала,  мы вспомним, как устроено вещество. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На поурочной карте задание 1. Приведены высказывания, среди которых есть правильные и неправильные. В тетради по вертикали поставьте числа от 1 до10.  Если вы согласны с высказыванием, то ставите рядом с номером вопроса «+». Если нет – «-»

Учащиеся выполняют задание, проверка ответов кадр 3 презентации. Если допущены ошибки, то соответствующие пункты проговариваются.

Учитель:

Итак, как устроено вещество?

(Все вещества состоят из мельчайших частиц, чаще всего молекул, разделенных промежутками)

Этап 4 «Объяснение нового материала.»

Демонстрация 1:

В стакан налита вода, положить 3 кусочка сахара.

Вопросы:

  1. Что мы наблюдаем?

(Сахар растворяется, становясь невидимым)

  1. Подумайте, почему это происходит?

(Молекулы двигаются, и молекулы одного вещества проходят в промежутки между молекулами другого вещества, а так как они очень маленькие, то мы их не видим)

Для получения наиболее точного ответа на этот вопрос используется анимация на кадре 5.

  1. Какие выводы мы можем сделать?
  1. Молекулы двигаются бесконечно и хаотично
  2. Молекулы веществ перемешиваются
  3. Причина этого – движение молекул)

Учитель:

        Явление взаимного перемешивания молекул веществ, вследствие их движения получило название диффузия.

Учащиеся записывают определение в тетрадь ( кадр 6)

Демонстрация 2:

В один стакан налита холодная вода, в другой горячая. После ответов на первый вопрос положить в каждый стакан пакетик.

Вопросы:

  1. Что будет происходить, если положить в каждый стакан пакетик с чаем? В каком из стаканов вода окраситься быстрее?
  2. Почему быстрее окрасилась горячая вода?
  3. Почему на окрашивание холодной воды требуется больше времени?

Учащиеся записывают логические цепочки в тетрадь ( кадр 7, 8)

 ( За несколько дней до урока надо собрать демонстрацию 3: В высокий стакан налить воды и осторожно сверху налить зеленки, к уроку граница между жидкостями будет размыта. Перед уроком закрыть листом бумаги от класса) Повторить демонстрацию в классе, обратив внимание ребят на то, что граница между жидкостями четкая. Снять лист, показать результат диффузии .

Учитель:

Вот так продвинулась диффузия в жидкости за несколько дней. С другой стороны, если внести в комнату разрезанный арбуз, то его запах (а запах появляется, потому что молекулы пахучих веществ перемешиваются с молекулами воздуха и, двигаясь достигают нашего носа) очень быстро распространиться по всей комнате. А если, например, очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота положить одна на дру гую и поставят на них некоторый груз. (Пластин ку золота, как более тяжелую, располагают внизу.) При комнатной температуре (20 °С) за 4—5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние около 1 мм.

Почему в твердых веществах диффузия идет медленнее, чем в жидкостях и газах? (кадр 9)

(т.к. в твердых телах промежутки между молекулами самые маленькие)

Как можно ускорить диффузию в твердых телах?

(увеличить температуру)

Учитель:

Такой опыт в 1896 году выполнил английский металлург Робертс-Остен. Он прижал друг к другу золотой диск и свинцовый цилиндр и поместил их на 10 дней в печь, где поддерживалась температура 200 °С. Когда печь открыли, разъединить диск и цилиндр оказалось невозможно. За счет диффузии золото и свинец буквально "проросли" друг в друга.

Вот мы и подходим к разгадке этрусских мастеров (кадр 10). Попробуйте объяснить, как же удавалось этрусским мастерам соединять медь и золото в своих украшениях?

(Обсуждение учащихся)

Учитель:

        Действительно, мастерам из далекого прошлого помогла диффузия. Искусство грануляции, достигшее высокого уровня в древнем мире, около 1000 года н. э. было забыто. Только в XIX веке были сделаны попытки выяснить технику грануляции, но они не дали результатов. Тайну удалось открыть лишь намного позже – в 1933 году. Раньше никто не мог объяснить, как золотых дел мастера в древности припаивали золотые крупинки к меди, не расплавляя их при этом. Технология оказалась довольно сложной. Золотые шарики особым способом приклеивали к папирусу, который затем накладывали на медную основу и постепенно нагревали. При температуре 890 градусов шарики припаивались, так как при нагревании меди в контакте с золотом их общая температура плавления ниже, чем при нагревании каждого металла в отдельности. В этом и заключается секрет припаивания золота к меди.

Этап 5. «Закрепление»

Задание 2 в поурочной карте.

Этап 6.

Домашнее задание параграфы 9,10

Поурочная карта.

Движение молекул. Диффузия.

Задание 1. «Верю – не верю»

  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.
  2. Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру.
  3. Атом – мельчайшая частица вещества.
  4. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше
  5. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда.
  6. Объем тела равен сумме объемов его молекул.
  7. Атомы состоят из молекул.
  8. Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых в оптический микроскоп.
  9. Объем тела при нагревании уменьшается.
  10. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше.

Задание 2. «Верю – не верю»

  1. Молекулы воды и водяного пара разные.
  2. Быстрее диффузия происходит в жидкостях, чем в газах.
  3. Соль раствориться быстрее в холодной воде.
  4. Молекулы быстрее двигаются в горячем молоке, чем в холодном.
  5. При сжатии газа уменьшается размер молекул.

 


проблемноеСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ДИФФУЗИЯ», 7 кл. УМК Громов С.В.

Опираясь на публикации педагогов Ю.А. Долженко, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и других, в своей практике я использую методы личностно-ориентированного обучения, гуманистического подхода в о...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг

Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...

Движение молекул.Диффузия. ( Урок здоровьесбережения)

Урок  о понятии диффузии , о скорости диффузии. Главное : как диффузия и курение связаны, вред курения для здоровья человека....

Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул.

Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии...

Зачет №1. «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах», «Агрегатные состояния вещества»

Зачет по физике в 7 классе по темам «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в ж...

Урок: Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

На уроке дать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, непрерывном и хаотичном движении молекул; сформировать представл...