Элективный курс по ТРИЗу
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Цель данного проекта – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями теории решения изобретательских задач на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Методическое объединение естественных наук одним из приоритетных направлений обозначила работу с одаренными детьми: талантливые дети - главное богатство школы. Учащиеся встречаются с предметом физики всего два часа в неделю, это очень мало для того, чтобы научить их решать трудные и интересные задачи, особенно для тех учащихся, которые хотят научиться большему. Возникла идея научить девятиклассников решать задачи, в том числе и физические, но используя другой подход. Эта научная технология творчества называется: ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Элективный курс рассчитан на 12 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_triz.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Седикова Елена Анатольевна, учитель физики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
среднее общеобразовательное учреждение № 47
пгт.Шерловая Гора, Забайкальского края
Элективный курс
«Теория решения изобретательских задач»
Предмет: физика
Курс предназначен для учащихся 9 класса
Автор элективного курса
Седикова Елена Анатольевна ,
учитель физики Шерловогорской МОУ СОШ № 47
Название курса
Теория решения изобретательских задач
Предмет, класс
элективный курс по физике для 9 класса
Пояснительная записка
Цель данного проекта – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями теории решения изобретательских задач на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Методическое объединение естественных наук одним из приоритетных направлений обозначила работу с одаренными детьми: талантливые дети - главное богатство школы. Учащиеся встречаются с предметом физики всего два часа в неделю, это очень мало для того, чтобы научить их решать трудные и интересные задачи, особенно для тех учащихся, которые хотят научиться большему. Возникла идея научить девятиклассников решать задачи, в том числе и физические, но используя другой подход. Эта научная технология творчества называется: ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Элективный курс рассчитан на 12 часов.
Актуальность курса
Порой, решая жизненные задачи, человек не всегда находит правильное решение. Задачи ТРИЗ позволяют:
- перейти от расплывчатой проблеме к конкретной задаче;
- получить сразу несколько идей , из которых нужно выбрать наилучшие;
- спрогнозировать и предупредить проблемы;
- эффективно использовать ресурсы.
То есть, ТРИЗ научит учащихся решать проблемную ситуацию и выходить из нее достойно.
Цель курса:
Повысить интерес к предмету физики;
Овладеть новым способом решения задач.
Задачи:
воспитание творчески развитой личности;
развитие умения работать с разными источниками: дополнительной литературой, справочниками, интернетом;
формирование нового взгляда на решение проблемных ситуаций.
Результат работы: презентация
Учебно–тематический план курса
№ | Содержание материала | Количество часов | Форма проведения занятий |
1 | Теоретический блок: знакомство с теорией решения изобретательских задач | 1 | Лекция, беседа |
2 | Методы решения изобретательских задач. | 1 | Практическая работа |
3 | Методы решения исследовательских задач. | 1 | Практическая работа |
5-6 | Самостоятельное решение изобретательских задач. Анализ задач. | 2 | Практическая работа |
7-8 | Самостоятельное решение исследовательских задач Анализ задач. | 2 | Практическая работа |
9-11 | Подготовка проектов | 3 | Работа с компьютерной презентацией |
12 | Десерт из ТРИЗ | 2 | Конференция Защита проектов |
Список использованной литературы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских_задач
- М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, «Теории решения изобретательских задач», Минск, «Харвест», 2003.
- Жак Адамар «Исследование психологии процесса изобретения в области математики» Перевод с французского М.А.Шаталовой и О.П.Шаталова под редакцией И. Б. Погребысского , М., 1970.
- Г. Иванов «Формулы творчества или как научиться изобретать», М., «Просвещение »,1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...