Взаимодействие тел
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Молчанов Юрий Алексеевич

Урок - соревнование по физике 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_sorevnovanie_po_fizike.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                              МБОУ  «Подолешенская  СОШ»

         

                              Урок-соревнование

                               (Физика 7  класс)

 

                                                     Подготовил: учитель  физики и

                                                     математики      Молчанов  Ю. А.                                              

Тема урока «Взаимодействие тел»

Цель: обобщение знаний учащихся по теме урока.

Задачи:

  1. прививать интерес к предмету, расширять кругозор и наблюдательность учащихся;
  2. развивать у учащихся коммуникативные способности.

Оформление: 

  1. на доске - табло, название игры,
  2. приборы для опытов,
  3. письменные принадлежности для команд,
  4. песочные часы.

В классе – 2 команды по 5 человек, остальные болельщики.

Ведущий – учитель за кафедрой.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы подведем итог темы “Взаимодействие тел”. Заканчивая эту тему, хотелось бы, чтобы вы не только запомнили содержание учебника, но и поняли значимость этого содержания для нашей жизни.

Оценивается 1 вопрос – 1 балл. Итак, начинаем.

1 гейм “Гонка за лидером”.

Ведущий: Я задаю вопросы командам, в течение 1 минуты должен быть готов ответ. Для этого перед вами лежат карточки с номерами вопросов, вы берете одну из карточек, называете номер; по 5 вопросов, если не отвечает команда, помогают болельщики.

Итак, начинаем…

Вопросы для 1 команды:

  1. Междугородний автобус “Икарус” совершает рейс Кемерово - Ленинс-Кузнейкий. Расстояние между городами 100 000м, скорость автобуса 50км/ч. Сколько часов потребуется автобусу, чтобы добраться до Ленинска-Кузнецкого? (Ответ: S=V*t; t=S/V. 100 000м = 100км. t= 100/50 = 2 ч. Автобус доберется за 2 часа)
  2. Весной лед на реке Иня очень хрупкий, но по нему все, же отваживаются ходить люди. Как следует передвигаться по такому льду, чтобы не провалиться? (Ответ: Надо осторожно скользить по льду ногами и не стоять долго на одном и том же месте. Не стоит делать резких движений, прыгать)
  3. Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Действовала ли в этот момент на него сила тяготения со стороны Земли? (Ответ: Да, действовала)
  4. В одинаковых ли направлениях относительно друг друга движется капля дождя, что идет над Томью (г. Кемерово), и капля дождя над Обью (г.Новосибирск)? (Погода над реками безветренная). (Ответ: Да, в одинаковых)
  5. Вы знаете, что в космосе побывал наш земляк, прокопчанин Алексей Леонов. На орбите космического корабля он находился в состоянии невесомости. Действует ли при этом сила тяжести на корабль; на космонавта? (Ответ: На корабль сила тяжести действует, т.к. он движется с постоянной скоростью по орбите и практически не отклоняется от курса. На космонавта сила тяжести не действует, поэтому он может спокойно ходить как по полу корабля, так и по его потолку).

Вопросы для 2 команде: 

  1. Электровоз вЛ-80 (ст. Тайга) идет со скоростью 110км/ч. Какое время ему понадобится, чтобы пройти 550 км? (Ответ: t = S/V; t = 550км/ 110 км/ч = 5ч. Ему понадобится 5часов)
  2. Можно ли по следу на вспаханной полосе границы определить, прошел один человек или он нес что-то, или кого-то на себе? (Ответ: Да, можно. След человека с грузом будет более глубоким)
  3. В сосновом бору за поселком Дачный нашего города всегда много лыжников. Какой вид трения имеет место при беге на лыжах классическим ходом? (Ответ: При беге классическим ходом на лыжах имеет место трение скольжения)
  4. Масса сына 36кг, а масса папы в 2 раза больше. Сравните силы тяжести, действующие на папу и его сына. (Ответ: Fт1=m1 g; Fт2= m2g. Fт2/ Fт1= m2g/ m1g = m2/m2; Fт2/ Fт1=72кг/36кг= 2. Сила тяжести, действующая на папу в 2 раза больше чем сила тяжести, действующая на сына.)
  5. Вы поднимаетесь на лифте на 7 этаж и ощущаете, что вас прижимает к полу. Меняется ли при этом ваш вес? Как? (Ответ: Да, наш вес меняется. При подъеме вверх вес любого человека увеличивается.)

Ведущий: Итак, 1 гейм окончен. Счет: (объявляется счет)

Молодцы! Переходим ко 2 гейму.

2 гейм: “Спешите видеть”

Ведущий: Вам предлагаются наборы физических приборов, необходимо на опыте показать, что скорость тела может изменяться при действии на него другого тела (время 3 мин)

2 команде: 2 тележки, к одной прикреплена металлическая линейка, ножницы.

1 команде: Наклонная плоскость, тележка, песок.

Ведущий: Пока команды готовят объяснения к своим опытам, вопросы задаем болельщикам команд, по 2 вопроса.

Вопросы болельщикам:

1 команды: 1. Чему равен вес тела? (Ответ: Вес тела обозначается Р и равен mg – это сила, с которой тело давит на опору или подвес)

2 команды: 1. Чему равна сила тяжести? (Ответ: Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе тела, она равна mg)

1 команды: 2. Назовите виды трения, известные вам. (Ответ: Трение покоя, трение скольжения, трение качения)

2 команды: 2. Как измерить силу трения? (Ответ: Для этого необходимо прикрепить к данному телу динамометр и равномерно двигать это тело. Динамометр покажет силу тяги равную по величине силе трения)

Ведущий: Спасибо болельщикам, они принесли обеим командам по 2 очка.

Счет стал (объявляется счет). Итак, команды готовы, слушаем.

2 команда: Пластинку на тележке надо согнуть и перевязать ниткой. По другую сторону поставим другую тележку и перережем нить. После этого обе тележки приходят в движение относительно стола и обе подействовали друг на друга.

1 команда: Установим наклонную плоскость и прокатим по ней тележку. Затем насыпем на стол песок и опять опустим тележку. Тележка проехала меньшее расстояние. Значит, чем больше действие на тележку оказывает песок, тем меньше расстояние она пройдет.

Ведущий: Молодцы! Какая напряженная борьба! Счет (объявляется счет).

А теперь следующий гейм, где команды задают вопросы друг другу.

3 гейм: “Ты-мне, я-тебе” по 5 вопросов.

Например, вопросы 1 команды:

  1. Сила тяги автомобиля 1000Н, а сила сопротивления его движению 700Н. Определите равнодействующую этих сил.
  2. Почему, когда вы подкидываете мяч вверх, он все равно потом упадет на землю?
  3. Вы сидите на стуле в классе. Можно ли сказать, что вы в данный момент движетесь или покоитесь?
  4. Что такое километр?
  5. В чем отличие веса тела от силы тяжести?

Вопросы 2 команды:

  1. Почему нужно беречь тормоза автомобиля или мотоцикла от попадания в них масла?
  2. Человек спускается на парашюте, двигаясь равномерно. Сила тяжести парашютиста вместе с парашютом 800Н. Чему равна сила сопротивления воздуха?
  3. Почему в тумане, не видя берегов реки, нельзя указать направление движения лодки?
  4. Средняя скорость движения самолета 300м/с, а автомобиля – 50км/ч. Во сколько раз скорость самолета больше скорости автомобиля?
  5. Что такое плотность?

4 гейм “Дальше, дальше, дальше…”

Вопросы 1 команде: 

  1. На полу стоит ведро, как называется сила, с которой ведро действует на пол? (Вес тела)
  2. Какую величину измеряют динамометром? (Силу)
  3. В школьном медицинском кабинете вам измеряют температуру, для этого термометр встряхнули. Какое физическое явление лежит в основе этого? (Инерция)
  4. В какую сторону падает поскользнувшийся человек? (Назад)
  5. Во время гололеда улицы нашего города посыпают шлаком, песком. Зачем? (Чтобы увеличить силу трения)
  6. Почему на наших дорогах колеса иногда буксуют? (Потому что очень скользко)
  7. Отсутствует трение покоя. На лабораторной работе вам нужно узнать вес деревянного бруска. Каким прибором вы воспользуетесь для этого? (Динамометром)
  8. В чем измеряется коэффициент трения? (Ни в чем)

Вопросы 2 команде: 

  1. ВЫ сорвали на своем огороде вьюн. Для чего у него на кончиках есть усики? (Чтобы увеличить силу трения и лучше подниматься или передвигаться дальше)
  2. Что такое килоньютон? (1000 Н)
  3. Когда вы взвешиваетесь на весах в школьном медицинском кабинете, массу или вес вы узнаете? (Массу)
  4. В Ленинск-Кузнецкой школе парашютного спорта занимается много парашютистов. Изменяется ли сила тяготения между парашютистом и его раскрытым парашютом во время прыжка? (Не изменяется)
  5. Укажите, какая сила действует при снашивании ваших ботинок. (Сила трения)
  6. На вашем садовом участке надо для помидор забить в землю колышки. Заостренные или тупые колышки будет легче вбить? (Заостренные)
  7. В каких единицах измеряется путь? (В метрах)

Время закончилось.

Итак, ……

Подводим итоги:….

Итог встречи:

Ведущий: Поздравляем победителей и всех участников. Большое спасибо болельщикам. Думаю, что эта тема, изученная глубже и понятая вами на конкретных примерах из окружающей жизни, не забудется вами за дверью кабинета. Будьте внимательны и наблюдательны! Всего доброго Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...