"Сообщающиеся сосуды"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Александровна

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.09 КБ
Файл soobshch_sosudy.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Сообщающиеся  сосуды»

ФИО (полностью)

Кузнецова Татьяна Александровна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13»

Должность

Учитель

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Сообщающиеся сосуды» - 8 урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Базовый учебник

Перышкин А.В. Физика.7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

  1. Цель  урока: изучить свойства сообщающихся сосудов

9.      Задачи: 

- обучающие: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; рассмотреть применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике;  

продолжить формирование навыков  самоконтроля.

-развивающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности; развивать познавательный интерес школьников, внося в содержание урока элементы новизны знаний, связи их с жизнью. 

-воспитательные: содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения, в частности, обусловленность развития науки потребностями быта и производства;  обеспечить воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как патриотизм, взаимопомощь, честность, трудолюбие, умение слушать и быть услышанным; содействовать эстетическому воспитанию учащихся на примере фонтанов Петергофа; формирование потребности в новых знаниях.

  1. Тип урока -  урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор. 

         Демонстрационные опыты: равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах; демонстрация действующей модели

          фонтана.

  1. Структура и ход  урока

Таблица 1.

Структура  и  ход  урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация начала урока.

ЕК ЦОР Рисунок "Сообщающиеся сосуды"

№1 Таблица 2

Приветствие

Проверка готовности учащихся к занятию.

Постановка учебных проблем.

Формирование познавательных мотивов демонстрация слайдов

Записывают  тему  урока в тетради.

2 мин.

2

Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия

Презентация Power Point 2007

Слайды 2–3

Проведение фронтального опроса

Демонстрация слайдов с заданиями

Установление  правильность выполнения заданий и коррекция пробелов 

Отвечают  на вопросы

Выполняют задания  в тетради

Выполняют взаимоконтроль,  самоконтроль.

7 мин

3

Этап усвоения  новых  знаний

Презентация Power Point 2007

Слайды 4-6

ЕК ЦОР Рисунок "Водопровод" №2 Таблица 2

Слайды 7–9

ЕК ЦОР Анимация со звуком "Артезианский колодец" (N 187152)

№3 Таблица 2

ЕК ЦОР Интерактивная модель "Проведи корабль через шлюз" (N 186830)

№4 Таблица 2

Беседа, эксперимент, решение задачи на доске, демонстрация слайдов, анимации со звуком, интерактивной модели.

Записывают в тетрадях;

решают  задачу  в тетради;  индивидуальное выполнение интерактивного  задания.

15 мин.

4

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

Фронтальный опрос с целью выяснения, поняли ли учащиеся, что является основным содержанием занятия, которое нужно освоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний. 

Отвечают на вопросы учителя

5 мин.

5

Контроль и самопроверка знаний.

ЕК ЦОР

Подборка задач "Сообщающиеся сосуды" (N 187252)

№5 Таблица 2

Проверки знаний, рецензирование ответов преподавателем с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов.

Самостоятельно решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях. Устная проверка ответов и их рецензирование.

10 мин.

6

Информация о домашнем задании

Сообщение домашнего задания,

инструктаж учащихся о его выполнении.

Записывают  домашнее  задание в дневниках.

3 мин.

7

Подведение итогов урока.

Видеоучебник по физике

Глава 5

Тема 17

Тест 19

№6 Таблица 2

Общая характеристика работы класса

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы.

Оценивание результатов работы учащихся на уроке.

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке.

3 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

«Сообщающиеся сосуды»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕК ЦОР Рисунок "Сообщающиеся сосуды"

 (N 187144)

И-тип Иллюстрация

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg

2

ЕК ЦОР Рисунок "Водопровод" (N 187174)

И-тип

Иллюстрация

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc77e262-857e-4a1f-8346-ac9de9654d14/73.jpg

3

ЕК ЦОР Анимация со звуком "Артезианский колодец" (N 187152) 

И-тип Анимация

Анимация со звуком

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/view/ 

4

ЕК ЦОР Интерактивная модель "Проведи корабль через шлюз" (N 186830)

П-тип Интерактивное  задание

Интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf

5

ЕК ЦОР

Подборка задач "Сообщающиеся сосуды" (N 187252)

К-тип

Гипертекст с иллюстрациями

Тест с выбором ответов

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e67e335a-b1a0-402a-980d-e3941ad811ee/?from=ffb3b711-8f44-408c-aea4-a29842431067&interface=catalog&class=49&subject=30

6

Видеоучебник по физике

Глава 5

Тема 17

Тест 19

К-тип

Гипертекст с иллюстрациями

Тест с выбором ответов

http://kokvik.ru/p71aa1.html

Развернутый план-конспект урока физики

в 7-м классе

по теме "Сообщающиеся сосуды"

ХОД УРОКА

1.        Организационный и мотивационный этап

Учитель. Здравствуйте ребята! Вы знаете о существовании давления твердых тел, о давлении в газах и жидкостях, умеете объяснить причину давления и вычислить его. Сегодня, изучив тему "Сообщающиеся сосуды", мы узнаем еще много  нового о давлении. «Как работают фонтаны и шлюзы, почему не все чайники удобны в быту, что такое гейзер?», - на эти и многие другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в течении урока.

(Слайд 1) Итак, тема урока « Сообщающиеся сосуды». (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).

2.        Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия

Учитель. Ребята, чтобы перейти к новому материалу, давайте сначала повторим, что мы знаем о давлении жидкости.

  1. Что называют давлением?
  2. В чем измеряется давление?
  3. В чем причина давления газа на стенки сосудов?
  4. В чем причина давления жидкости на дно сосуда?
  5. Сформулируйте закон Паскаля.

6) От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда?

7) Чтобы все величины в голове у вас не перепутались, попробуйте правильно
сопоставить физическую величину, букву, её обозначающую и её единицы измерения
(слайд №2).Взаимопроверка. (Одна ошибка – «4», две ошибки – «3»)

7) А теперь вспомним формулы, и распутаем цепочку из них. (слайд №3) (Одна ошибка – «4», две ошибки – «3»). Молодцы!

3.        Этап усвоения  новых  знаний

Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. в работах голландского ученого  Стевина. Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (13 век), работающий по принципу сообщающихся сосудов.

Учитель. (Слайд №4) Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно: Лейка,

чайник, кофейник... Что общего у этих предметов? Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.

Учащиеся. Формулируют определение сообщающихся сосудов.

Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные

между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).

Ярким примером сообщающихся сосудов является данный прибор. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Нальем воду в сосуд. Что происходит?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?

(Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Молодцы! А теперь попробуем применить знания на практике. (Слайд№5)

В какой из чайников можно вместить больше воды?

Ученик. В первый. 

Учитель. Исходя из этого, какой чайник более удобен в быту?

Ученик. Первый, т. к. из него не выльется вода.

 Учитель. Уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради).

Учитель. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. Попробуем доказать это, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления. Проверим вашу гипотезу, решив задачу. В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду, так, что вода образовала столбик  высотой 20 см. Какой уровень ртути установится.

(Учащиеся записывают в тетради)

Дано:

ρ1=1000 кг/м3

ρ2=13600 кг/м3

h1= 0,2 м

h2 -?

Решение:

По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления

p1= ρ1g h1,    p2 =ρ2g h2,

ρ1g h12g h2, т.е h1 : h2 = ρ1: ρ2

h2= ρ1 h1/ ρ2

h2 = 1000 кг/м3*0,2 м /13600 кг/м3 =0,015 м=1,5см.

Ответ: h2 = 1,5см

Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям.  . (Слайд 6)

(Учащиеся записывают в тетради). 

Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике

Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

1) 3акон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне. (Слайд 7). А вот Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, - и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики!

2) (Слайд 8)В паровом котле   водомерное стекло и сам котел являются сообщающимися сосудами. Когда краны открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.

3) Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны .благодаря закону сообщающихся сосудов. (Демонстрация модели фонтана).

4) Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. (Слайд 9) Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». Давайте  рассмотрим принцип действия гейзера .Анимация со звуком "Артезианский колодец".

5) Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое шлюз, а кто был  внутри шлюза? Давайте рассмотрим,  как работают шлюзы. В работе шлюзов используется свойство сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Интерактивная модель "Проведи корабль через шлюз". Один ученик выполняет задание на компьютере учителя.

6)  Также закон сообщающихся сосудов применяется и в устройстве гидравлических машин, устройство которых вы изучите на следующих уроках.

4. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала 

Учитель. Повторим изученное. Что такое сообщающиеся сосуды?  Как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах? Как будут расположены уровни двух разных жидкостей в сообщающихся сосудах. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике. (ученики в тетради записывают применение сообщающихся сосудов)

Учащиеся. Отвечают на вопросы.

5. Контроль и самопроверка знаний.  

Учитель. А теперь попробуем самостоятельно выполнить тест.

Учащиеся. Самостоятельно решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.

Учитель. Устная проверка знаний, рецензирование ответов преподавателем с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов.

Учащиеся. Самостоятельно решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.

6. Информация о домашнем задании.

Записываем домашнее задание.

Обязательное: изучить § 39.

Дополнительное: Видеоучебник по физике,  глава 5 , тема 17, тест 19

Творческое: подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке, во дворе или дома, начертите схему такого устройства и объясните его действие. Также можно изготовить модель фонтана. (Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.)

7. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах. Но, о некоторых  устройствах  я умолчала специально, загляните дома под раковину на кухне или в ванной комнате, внимательно рассмотрите устройство слива, посоветуйтесь с родителями и попробуйте объяснить его устройство на следующем уроке. А также вы можете подготовить небольшое сообщение о работе приливных электростанций. Всем спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С ообщающиеся сосуды

Слайд 2

F = p . S p = ρ g h ρ = m / V m = F тяж / g

Слайд 3

Сила Давление Высота Плотность Масса m F p h ρ кг H кг/м 3 Па м F p h ρ m H Па м кг/м 3 кг

Слайд 4

Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися

Слайд 5

Какой из чайников может вместить больше воды? 1 2 ------------------------------------------------ подсказка

Слайд 6

Что произойдет,если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Слайд 7

Водопровод с водонапорной башней

Слайд 8

Водомерное стекло парового котла

Слайд 9

Исландия, горячий фонтан в местечке Гейзер Естественные фонтаны – гейзеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

сообщающиеся сосуды

урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...

Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики 7класс  по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...

Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса

Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...

Урок "Сообщающиеся сосуды"

Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться  с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...

сообщающиеся сосуды

Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...

Сообщающиеся сосуды

Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...