"Сообщающиеся сосуды"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 38.09 КБ |
soobshch_sosudy.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Сообщающиеся сосуды»
ФИО (полностью) | Кузнецова Татьяна Александровна | |
Место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13» | |
Должность | Учитель | |
Предмет | физика | |
Класс | 7 | |
Тема и номер урока в теме | «Сообщающиеся сосуды» - 8 урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |
Базовый учебник | Перышкин А.В. Физика.7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа. |
- Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов
9. Задачи:
- обучающие: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; рассмотреть применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике;
продолжить формирование навыков самоконтроля.
-развивающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности; развивать познавательный интерес школьников, внося в содержание урока элементы новизны знаний, связи их с жизнью.
-воспитательные: содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения, в частности, обусловленность развития науки потребностями быта и производства; обеспечить воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как патриотизм, взаимопомощь, честность, трудолюбие, умение слушать и быть услышанным; содействовать эстетическому воспитанию учащихся на примере фонтанов Петергофа; формирование потребности в новых знаниях.
- Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний
- Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Демонстрационные опыты: равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах; демонстрация действующей модели
фонтана.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организация начала урока. | ЕК ЦОР Рисунок "Сообщающиеся сосуды" №1 Таблица 2 | Приветствие Проверка готовности учащихся к занятию. Постановка учебных проблем. Формирование познавательных мотивов демонстрация слайдов | Записывают тему урока в тетради. | 2 мин. |
2 | Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия | Презентация Power Point 2007 Слайды 2–3 | Проведение фронтального опроса Демонстрация слайдов с заданиями Установление правильность выполнения заданий и коррекция пробелов | Отвечают на вопросы Выполняют задания в тетради Выполняют взаимоконтроль, самоконтроль. | 7 мин |
3 | Этап усвоения новых знаний | Презентация Power Point 2007 Слайды 4-6 ЕК ЦОР Рисунок "Водопровод" №2 Таблица 2 Слайды 7–9 ЕК ЦОР Анимация со звуком "Артезианский колодец" (N 187152) №3 Таблица 2 ЕК ЦОР Интерактивная модель "Проведи корабль через шлюз" (N 186830) №4 Таблица 2 | Беседа, эксперимент, решение задачи на доске, демонстрация слайдов, анимации со звуком, интерактивной модели. | Записывают в тетрадях; решают задачу в тетради; индивидуальное выполнение интерактивного задания. | 15 мин. |
4 | Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала | Фронтальный опрос с целью выяснения, поняли ли учащиеся, что является основным содержанием занятия, которое нужно освоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний. | Отвечают на вопросы учителя | 5 мин. | |
5 | Контроль и самопроверка знаний. | ЕК ЦОР Подборка задач "Сообщающиеся сосуды" (N 187252) №5 Таблица 2 | Проверки знаний, рецензирование ответов преподавателем с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов. | Самостоятельно решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях. Устная проверка ответов и их рецензирование. | 10 мин. |
6 | Информация о домашнем задании | Сообщение домашнего задания, инструктаж учащихся о его выполнении. | Записывают домашнее задание в дневниках. | 3 мин. | |
7 | Подведение итогов урока. | Видеоучебник по физике Глава 5 Тема 17 Тест 19 №6 Таблица 2 | Общая характеристика работы класса Анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы. Оценивание результатов работы учащихся на уроке. | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке. | 3 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Сообщающиеся сосуды»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЕК ЦОР Рисунок "Сообщающиеся сосуды" (N 187144) | И-тип Иллюстрация | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg |
2 | ЕК ЦОР Рисунок "Водопровод" (N 187174) | И-тип Иллюстрация | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc77e262-857e-4a1f-8346-ac9de9654d14/73.jpg |
3 | ЕК ЦОР Анимация со звуком "Артезианский колодец" (N 187152) | И-тип Анимация | Анимация со звуком | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/view/ |
4 | ЕК ЦОР Интерактивная модель "Проведи корабль через шлюз" (N 186830) | П-тип Интерактивное задание | Интерактивная модель | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf |
5 | ЕК ЦОР Подборка задач "Сообщающиеся сосуды" (N 187252) | К-тип Гипертекст с иллюстрациями | Тест с выбором ответов | |
6 | Видеоучебник по физике Глава 5 Тема 17 Тест 19 | К-тип Гипертекст с иллюстрациями | Тест с выбором ответов |
Развернутый план-конспект урока физики
в 7-м классе
по теме "Сообщающиеся сосуды"
ХОД УРОКА
1. Организационный и мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте ребята! Вы знаете о существовании давления твердых тел, о давлении в газах и жидкостях, умеете объяснить причину давления и вычислить его. Сегодня, изучив тему "Сообщающиеся сосуды", мы узнаем еще много нового о давлении. «Как работают фонтаны и шлюзы, почему не все чайники удобны в быту, что такое гейзер?», - на эти и многие другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в течении урока.
(Слайд 1) Итак, тема урока « Сообщающиеся сосуды». (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).
2. Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия
Учитель. Ребята, чтобы перейти к новому материалу, давайте сначала повторим, что мы знаем о давлении жидкости.
- Что называют давлением?
- В чем измеряется давление?
- В чем причина давления газа на стенки сосудов?
- В чем причина давления жидкости на дно сосуда?
- Сформулируйте закон Паскаля.
6) От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда?
7) Чтобы все величины в голове у вас не перепутались, попробуйте правильно
сопоставить физическую величину, букву, её обозначающую и её единицы измерения
(слайд №2).Взаимопроверка. (Одна ошибка – «4», две ошибки – «3»)
7) А теперь вспомним формулы, и распутаем цепочку из них. (слайд №3) (Одна ошибка – «4», две ошибки – «3»). Молодцы!
3. Этап усвоения новых знаний
Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. в работах голландского ученого Стевина. Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (13 век), работающий по принципу сообщающихся сосудов.
Учитель. (Слайд №4) Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно: Лейка,
чайник, кофейник... Что общего у этих предметов? Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.
Учащиеся. Формулируют определение сообщающихся сосудов.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные
между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).
Ярким примером сообщающихся сосудов является данный прибор. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Нальем воду в сосуд. Что происходит?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?
(Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Молодцы! А теперь попробуем применить знания на практике. (Слайд№5)
В какой из чайников можно вместить больше воды?
Ученик. В первый.
Учитель. Исходя из этого, какой чайник более удобен в быту?
Ученик. Первый, т. к. из него не выльется вода.
Учитель. Уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради).
Учитель. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?
Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. Попробуем доказать это, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления. Проверим вашу гипотезу, решив задачу. В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду, так, что вода образовала столбик высотой 20 см. Какой уровень ртути установится.
(Учащиеся записывают в тетради)
Дано: ρ1=1000 кг/м3 ρ2=13600 кг/м3 h1= 0,2 м h2 -? | Решение: По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1= ρ1g h1, p2 =ρ2g h2, ρ1g h1=ρ2g h2, т.е h1 : h2 = ρ1: ρ2 h2= ρ1 h1/ ρ2 h2 = 1000 кг/м3*0,2 м /13600 кг/м3 =0,015 м=1,5см. Ответ: h2 = 1,5см |
Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям. . (Слайд 6)
(Учащиеся записывают в тетради).
Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.
1) 3акон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне. (Слайд 7). А вот Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, - и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики!
2) (Слайд 8)В паровом котле водомерное стекло и сам котел являются сообщающимися сосудами. Когда краны открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.
3) Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны .благодаря закону сообщающихся сосудов. (Демонстрация модели фонтана).
4) Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. (Слайд 9) Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». Давайте рассмотрим принцип действия гейзера .Анимация со звуком "Артезианский колодец".
5) Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое шлюз, а кто был внутри шлюза? Давайте рассмотрим, как работают шлюзы. В работе шлюзов используется свойство сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Интерактивная модель "Проведи корабль через шлюз". Один ученик выполняет задание на компьютере учителя.
6) Также закон сообщающихся сосудов применяется и в устройстве гидравлических машин, устройство которых вы изучите на следующих уроках.
4. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
Учитель. Повторим изученное. Что такое сообщающиеся сосуды? Как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах? Как будут расположены уровни двух разных жидкостей в сообщающихся сосудах. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике. (ученики в тетради записывают применение сообщающихся сосудов)
Учащиеся. Отвечают на вопросы.
5. Контроль и самопроверка знаний.
Учитель. А теперь попробуем самостоятельно выполнить тест.
Учащиеся. Самостоятельно решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.
Учитель. Устная проверка знаний, рецензирование ответов преподавателем с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов.
Учащиеся. Самостоятельно решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.
6. Информация о домашнем задании.
Записываем домашнее задание.
Обязательное: изучить § 39.
Дополнительное: Видеоучебник по физике, глава 5 , тема 17, тест 19
Творческое: подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке, во дворе или дома, начертите схему такого устройства и объясните его действие. Также можно изготовить модель фонтана. (Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.)
7. Подведение итогов урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах. Но, о некоторых устройствах я умолчала специально, загляните дома под раковину на кухне или в ванной комнате, внимательно рассмотрите устройство слива, посоветуйтесь с родителями и попробуйте объяснить его устройство на следующем уроке. А также вы можете подготовить небольшое сообщение о работе приливных электростанций. Всем спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
F = p . S p = ρ g h ρ = m / V m = F тяж / g
Сила Давление Высота Плотность Масса m F p h ρ кг H кг/м 3 Па м F p h ρ m H Па м кг/м 3 кг
Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися
Какой из чайников может вместить больше воды? 1 2 ------------------------------------------------ подсказка
Что произойдет,если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?
Водопровод с водонапорной башней
Водомерное стекло парового котла
Исландия, горячий фонтан в местечке Гейзер Естественные фонтаны – гейзеры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс
Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...
сообщающиеся сосуды
урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...
Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"
Презентация к уроку физики 7класс по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...
Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса
Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...
Урок "Сообщающиеся сосуды"
Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...
сообщающиеся сосуды
Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...
Сообщающиеся сосуды
Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...