Изучение вопросов безопасности на уроках физики
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие "Физика и дорожная безопасномть"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_slaydam.doc | 91 КБ |
seminar_zdorovesber.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые участники семинара!
Слайд 1
Мы сегодня собрались с целью обсуждения вопросов, посвящённых взаимосвязи физики и здоровьесбережения при решении задач по безопасности дорожного движения. Проблема безопасности движения сложна и многогранна, ведь каждый день, отправляясь на учёбу или работу, мы являемся участниками дорожного движения.
Эпиграфом к нашему семинару являются слова великого русского писателя А.П.Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды…».
С каждым годом на улицах и дорогах появляется всё больше и больше транспортных средств. Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий, и чтобы возможность не стала действительностью, всем участникам дорожного движения нужно твердо знать и выполнять законы улиц и дорог – Правила дорожного движения. Пока ещё значительное количество дорожно-транспортных происшествий происходит в результате нарушений правил безопасности водителями и пешеходами. Причины детского дорожно-транспортного травматизма различные, но главным образом несчастные случаи с детьми но дорогах происходят из-за того, что дети недостаточно хорошо знают Правила дорожного движения и нередко поэтому их нарушают.
Слайд 2
Наиболее распространённые нарушения – появление детей на близком расстоянии от идущего транспорта. Видимо, дети при этом полагают, что водитель в случае необходимости может остановить машину.
Не менее опасное нарушение – выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта.
Далее – игра на дороге и нарушение правил езды на велосипеде, невнимательность к дорожной обстановке.
Слайд 3
• Цифры заставляют задуматься: каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нет в некоторых маленьких городах. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город. Хочется верить, что правительство, инспекторы ГИБДД и водители примут во внимание эту статистику и сделают все от себя, чтобы снизить эти показатели.
За 2011 год статистика ДТП не порадовала. Увы, но все показатели безопасности на дорогах страны стали хуже: количество ДТП увеличилось, число погибших, как и число раненых на дорогах страны серьезно выросло. Как видите, последние реформы, которые предпринимались властями, еще не приносят результата, а значит у нас есть еще один год, чтобы дождаться наконец значительного снижения показаелей ДТП на дорогах сраны, чего мы очень ждем.
Общее количество ДТП, число погибших и раненых за 2010 и 2011 года в России | |||||||
ДТП | Погибло | Ранено | |||||
2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | ||
Российская Федерация | 199 431 | 199 868 ↑ | 26 567 | 27 953 ↑ | 250 635 | 251 848 ↑ |
- За 11 месяцев 2011 года на территории Самарской области зарегистрировано 446 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в результате которых 18 детей погибли и 468 получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП с участием детей не изменилось, число погибших увеличилось на 100%, раненых снизилось на 4,3%.
Рост дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних зарегистрирован в городах Тольятти на 16,8% и Чапаевск на 16,7%, в муниципальных районах Сызранский на 66,7%, Шигонский на 200%, Кинель-Черкасский на 18,2%, Безенчукский на 150%, Похвистневский на 11,1%, Сергиевский на 83,3%, Ставропольский на 4%, Богатовский, Кошкинский, Исаклинский, Клявлинский, Алексеевский и Пестравский на 100%, Нефтегорский, Приволжский и Волжский на 50%.
В соответствии с анализом 84 ДТП (18,8% от всех ДТП с детьми), они совершены по неосторожности детей. В них 94 ребенка получили ранения различной степени тяжести (20% от числа травмированных детей), 3 ребенка погибли (16,6%). За аналогичный период прошлого года по вине детей совершено 107 ДТП (23,9%), в которых ранены 119 ребенка (25,4% от числа травмированных детей), погибших нет.
Рост ДТП, совершенных по вине несовершеннолетних, зарегистрирован на территории городов Тольятти (на 33,3%) и Сызрань (на 50%), муниципальных районов Богатовский, Клявлинский, Безенчукский, Ставропольский (на 100%) и Похвистневский (на 50%).
- 2. Проблема
Ежегодно многие люди становятся участниками ДТП. Проблема в большинстве случаев, на наш взгляд, заключается не в безнравственном и безответственном поведении участников дорожного движения на дороге, а в неправильной оценке ситуации, что приводит к трагическим последствиям.
Отсюда следует, что в век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания Правил дорожного движения, проведения пешехода на улицах и дорогах. Главное же – внушить детям необходимость выполнения правил, привить им потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными.
Постановлением Совета Министров СССР № 1092 от 1967 г. и приказом Министра просвещения РСФСР № 507 М от 2 декабря 1971 г. введено обязательное обучение детей в школе с 1-го по 11-ой класс Правилам дорожного движения по 10-часовой программе.
С целью повышения безопасности дорожного движения в Самарской области была принята Правительством Самарской области от 17.03.2003 № 7/20-35 подпрограмма « Повышение безопасности дорожного движения» (с 2007 по 2015 год).
Но работа по пропаганде Правил дорожного движения среди школьников не должна ограничиваться только выполнением 10-часовой программы. Для выработки сознательного и ответственного отношения учащихся к Правилам дорожного движения, имеет важнейшее значение изучение, прежде всего, физики. При изучении основных законов физики и особенно при выполнении самими учащимися различного рода упражнений (задач) появляется возможность в весьма убедительной, полностью доказательной форме показать необходимость и обязательность строгого выполнения существующих правил дорожного движения.
3. Цель пособия
Привлечение внимания к проблеме безопасного движения на дорогах при обучении физике.
4.Рабочая гипотеза
При изучении законов механики рассчитываем тормозной путь автомобиля – расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля.
Так от чего же зависит тормозной путь автомобиля?
Движение транспорта по дороге описывают с помощью законов сохранения. Чем больше масса автомобиля, чем больше его скорость – тем больше его импульс, его кинетическая энергия, которая может быть потрачена на работу по деформации тел. Страшным наглядным подтверждением тому является деформация автомобилей при ДТП.
Применим теорему о кинетической энергии для нашего случая: изменение кинетической энергии автомобиля равно работе всех сил, действующих на него.
На языке математики это выглядит так:
В случае торможения автомобиля, теорема запишется в виде:
В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа равна нулю. Это означает, что суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению S и что:
получаем:
Следовательно:
Отсюда:
Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости.
Если же дорога наклонная, то формула примет вид:
РЕШИМ ЗАДАЧУ: Определим тормозной путь при экстренном торможении.
Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 м и начинает экстренное торможение. Произойдёт ли аварии, если скорость авто 60 км/ч? Коэффициент трения 0,7.
60 км/ч = 16,7 м/с
Решение: рассчитаем тормозной путь по выведенной формуле:
S= 19,9 м.
В данной ситуации всё обошлось, а что было бы, если за 5 минут до этого прошёл дождь? Коэффициент трения = 0,5
S= 27,8 м. Машина собьёт человека.
Дорога — объект повышенной опасности. Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки. Например, знак ограничения скорости.
Предлагаю присутствующим решение задачи.
Задача. На участке дороги, где установлен такой знак, водитель применил аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колёс, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?
По предыдущей формуле получаем: V0 = 43 м/с.
Водитель нарушил правила.
Далее предлагаю рассмотреть задачи пол оптике, изучаемые в 8, 11 классах.
Слайды 11-21
Разработанное пособие поможет понять каждому участнику дорожного движения, правильно ли лично он понимает и оценивает расстояния, проходимые автомобилем, на дороге, оценить свое время реакции на происходящее событие и способность сманеврировать при возникновении внештатной ситуации. Если каждый ученик проведет такой мини-проект в своей семье и результат обсудит с родителями-водителями, то дети смогут правильно оценивать дистанцию при переходе через дорогу, а родители-водители убедятся, что не подвергают опасности собственных детей. Возможно, что кто-то пересмотрит свое отношение к манере вождения автомобиля, если выяснится, что проблема существует и это повлияет на безопасное движение на дорогах вообще и непосредственно на безопасность конкретно наших детей-исследователей. Использование знаний, полученных на уроках физики, в применении к жизненно важным ситуациям, дает возможность по иному взглянуть на ситуацию на дороге, оценить личную безопасность каждого участника движения, убедиться в том, что он, являясь участником дорожного движения, не создает проблемных ситуаций на дороге.
Пособие содержит упражнения по физике для учащихся 7-11-х классов, которые способствуют повышению знаний учащихся по физике и выработки у них сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения.
В данном методическом пособии представлены задачи различной степени сложности, что позволяет дифференцировать работу обучающихся.
Решение задач не следует ограничивать получением цифрового ответа, желательно, обсудить с обучающимися с привлечением высказывания самих обучающихся.
Предлагаемые задачи следует рассматривать как действенное средство при формировании у обучающихся твёрдых убеждений в необходимости соблюдения правил дорожного движения и здоровьесбережения.
Здоровья вам! Пусть дорога будет классной и, конечно, безопасной!
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техника безопасности на уроках физики
вводный инструктаж...
Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.
Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования представлений о духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма,...
Техника безопасности на уроках физики
Презентация для вводного инструктажа по технике безопасности на уроках физики....
Инструкция по технике безопасности на уроках физики.
Для учащихся ДВМУ I курса....
Изучение пожарной безопасности на уроках ОБЖ.
Огонь в жизни человека играет двоякую роль: положительную и отрицательную. Он согревает, кормит, возит, защищает и др. Но приручить его до конца можно лишь соблюдая определенные пр...
Вопросы экологии на уроках физики
Физика, как одна из основных наук о природе, позволяет сформировать у обучающихся целостную картину значимости биосферы в жизни каждого человека и планеты Земля. Задачи с экологической составляющей-ва...
Изучение вопросов культуры на уроках истории
Все сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная) видоизменяются, находятся в развитии. Чем ближе к современному периоду, тем совершенее. Лишь одна сфера во все времена имеет непр...