Урок по теме "Удивительное электричество"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Широкова Ирина Борисовна

Урок проводится в 8-ых классах с целью высветить красоту темы, раскрыть значимость электричества для человека , приоткрыть учащимся окно в истории открытий в науке об  электричестве. Урок изучения нового материала является первым уроком в разделе "Электрические явления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnoe_elektrichestvo.doc108.5 КБ
Office presentation icon udivitelnoe_elektrichestvo.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

«Удивительное электричество»

    тема урока

1

ФИО автора

Широкова Ирина Борисовна

2

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани

3

Должность

Учитель

4

Предмет

Физика

5

Класс

8

6

Тема урока

«Удивительное электричество»

7

Базовый учебник

«Физика - 8» Перышкин А.В.

8. Цель урока: высветить красоту темы, раскрыть значимость электричества для

                     человека , приоткрыть учащимся окно в истории открытий в науке об

                     электричестве, вовлечь учащихся в активную работу на уроке.

9. Задачи урока:

  1.  обучающая: формирование самостоятельности в мыслительной деятельности учащихся;
  2.  развивающая: развитие представлений о процессе электризации, взаимодействии электрических зарядов, о теории электрического поля, о свойствах электропроводности у различных тел;
  3.  воспитательная: формирование чувства удивления, интереса к данной теме;

                                   формирование умений осуществлять самоконтроль.

10. Тип урока: урок изучения нового материала

11. Форма работы учащихся:

       

12. Необходимое техническое оборудование:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. диск с презентацией к уроку;
  4. портреты ученых;
  5. электрофорная машина;
  6. электроскоп;
  7. султанчик;
  8. электрометр;
  9. эбонитовая палочка и мех;
  10. мелкие листочки бумаги, вата;
  11. гильзы из фольги, подвешенные на нитях в лапке штатива;
  12. янтарь.

13. Структура урока:

Этап урока

Название используемого материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

1 мин

2

Вступительное слово

10 мин

3

Постановка учебной цели

1 мин

4

Объяснение нового материала с проведением учебного эксперимента:

  1. электризация (Фалес Миленский);
  2. виды зарядов (Бенджамин Франклин);
  3. взаимодействие электрических зарядов;
  4. электроскоп (Шарль Дюфе), электрометр (Аллесандро Вольта);
  5. проводники и диэлектрики;
  6. электрическое поле;
  7. электрическая сила;
  8. примеры электризации в быту, природе, технике;
  9. использование электричества человеком в быту, медицине, с/х.




1. «Электризация тел. Электрический заряд.»

4. «Что же такое электризация трением?»














2.«Электричество городского воздуха»




Использование материала ЦОР для презентации

Использование материала ЦОР для презентации













Использование материала ЦОР для презентации






Восприятие информации



Восприятие информации















Восприятие информации






25 мин

5

Домашнее задание

1 мин

6

Тест-контроль

3.Взаимодействие заряженных тел»

Демонстрация видеоролика

Наблюдение

5 мин

7

Подведение итогов  урока

2 мин

14. Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

2.





























3.




4.

4.1.






























4.2.























4.3.









4.4.























4.5.










4.6.



















4.7.







4.8.






















4.9.

































5.





6.






















7.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.













(Включает свет)

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам,

Человеку стоит дивиться

Многочисленным чудесам!


Сегодня мы с вами перейдем в следующий мир физики – мир электричества. Откройте рабочие тетради (р/т) и запишите число и тему нашего урока «Удивительное электричество».

Демонстрация презентации:

Электричество «живет» повсюду: в проводах на высоких столбах, в комнатной проводке, в батарейке карманного фонаря, сияет в лампочке, весело распевает в радиоприемнике. Все это электричество ручное. Человек «изловил» его и заставил работать. Тихое, незаметное, оно живет повсюду. Даже дома каждый из нас часто держит его в руках и сам об этом не знает. Но его можно обнаружить (опыт с маленькими листочками бумаги, ватой и пластмассовой расческой, потертой о свои волосы). Если расческу поднести к листочкам, то они притягиваются. Это работа электричества (опыт с султанчиком и наэлектризованной эбонитовой палочкой).

Есть в природе электричество дикое, непринужденное, которое живет само по себе. Оно вспыхивает зигзагом в грозовых тучах, оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи, и не только. Молния – это атмосферное электричество. Молнии исходят из облака в облако, из облака в землю, из земли в облака. Только 25-30% молний идут от облака к земле. Российскими учеными, одними из первых изучающими молнии, были Ломоносов и Рихман. Продолжительность молнии  1 мкс, температура 30 000ºC, диаметр светящегося канала 10-20 см, напряжение между облаком и землей 0,1 ГВ. В атмосфере всего земного шара в 1 с в среднем происходит одновременно около 100 молний. Молнии наблюдаются не только на Земле, но и атмосфере Венеры, Юпитера и Сатурна.

А как вы думаете, можно ли получить молнию прямо сейчас?

Давайте же, ребята, разберемся, откуда берется электричество при расчесывании или в электрофорной машине, откуда произошло слово «электричество», кто из ученых создал науку об электричестве. Это и есть цель нашего урока.

Перенесемся в Древнюю Грецию. Здесь, в городе Милене, жил философ и математик Фалес. Однажды к нему пришла дочь и спросила:

- Отец, помнишь, ты купил мне у финийских купцов веретено, сделанное из драгоценного камня, желтого и прозрачного, как первый летний мед?

- Что случилось с этим веретеном?

- Каждый раз, когда я роняла веретено на пол, а затем, чтобы очистить его от приставшего сора, отерла шерстяной пряжей, то упрямое веретено еще сильнее притягивало к себе сор, пыль. Отчего так?

- О! Дочь моя, я удивлен твоей наблюдательности! Желтым прозрачным камнем, из которого было изготовлено веретено у дочери Фалеса, являлся янтарь - затвердевшая смола хвойных деревьев. Янтарь по - гречески означает электрон, значит все явления, связанные с ним, будем называть электрическими. Поэтому в науке об электричестве все началось с янтаря!

В дальнейшем установили, что способность притягивать к себе после трения различные соломинки, пушинки, ворсинки меха и т.д. обладают и другие вещества (опыт со стеклянной палочкой, потертой о шелк).

Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, стало наэлектризованным, а наэлектризовать тело означает сообщить телу электрический заряд.

При электризации заряд возникает у каждого из двух тел (!).

Теперь, ответим на вопрос: какие электрические заряды существуют в природе?

Для этого возьмем легкую гильзу из фольги, подвешенную на нити, и поднесем к ней наэлектризованную эбонитовую палочку о шерсть или мех. Гильза зарядиться от эбонитовой палочки, т.к. произойдет передача заряда от заряженного тела к незаряженному. Теперь возьмем наэлектризованную стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к этой же гильзе. Наблюдаем взаимодействие: стеклянная палочка и гильза притянутся. Если же поднесем к гильзе наэлектризованную эбонитовую палочку, то их взаимодействие определяется отталкиванием. И сколько бы тел мы не электризовали, результат взаимодействия наэлектризованного тела и наэлектризованной гильзы будет либо взаимное притяжение, либо взаимное отталкивание. Этот факт привел ученых к выводу. Как вы думаете, к какому?


Два вида зарядов: положительный и отрицательный.

В каком случае заряды, заряженные тела притягиваются?

В каком случае заряды, заряженные тела отталкиваются?

Обратите внимание, мы с вами уже сказали, что при трении или соприкосновении электризуются оба тела: одно тело заряжается положительным зарядом, другое – отрицательным.

На этом этапе изучения электричества пытливый ум человека не остановился. Люди стали изобретать прибор, с помощью которого можно было бы увидеть степень электризации, стали изучать свойства электропроводимости у различных тел и веществ. Так, в 1781 году итальянский ученый Алессандро Вольта изобрел электрометр. А еще раньше, французский ученый Шарль Дюфе изобрел электроскоп с бумажными листочками – первый в мире электроскоп. Кто хочет испытать эти приборы в действии?

Почему бумажные лепестки или металлические стержни отталкиваются друг от друга?

Правильно, и чем сильнее они отталкиваются, тем больше сообщено электричества электроскопу, тем больше электрический заряд.

Ребята, а как вы думаете, почему шар электрометра металлический?

Все материалы по электроводимости делятся на:

  1. проводники (металлы, человек, почва, вода);
  2.  полупроводники (изучение в старших классах);
  3. диэлектрики (резина, эбонит, древесина, дистиллированная вода, пластмасса).

Вернемся к электроскопу. Еще раз внимательнее посмотрите, каким образом заряжается электроскоп. Происходит передача электрического заряда от заряженного тела к незаряженному. Но как?

Как же на расстоянии передается незаряженному телу от заряженного электрический заряд? Под действием такого вида материи, как электрическое поле.

Любое электрическое поле характеризуется электрической силой.

Одним из примеров электризации – электризация в природе в виде молнии – происходит из-за трения воздушных слоев. При разряде молнии выделяется озон, который облегает дыхание человека. Также обладают электрическим зарядом такие рыбы, как электрические скаты и угри. Исследование физиков и биологов доказали: электричество есть в каждой клетке растительного и животного организма (например, пыльца растений имеет отрицательный заряд).

Электризация есть не только в природе, она есть и в технике, и в быту. Наверняка, каждому из вас приходилось наблюдать электризацию одежды, полиэтиленовых пакетов и т.д. На ткацких фабриках, типографиях из-за трения электризация настолько велика, что даже небольшая искра может привести к пожару. Для уменьшения вероятности возникновения пожара увеличивают влажность воздуха.

Еще в древности зародилась вера в целебные свойства электричества: прикладывая к различным частям тела (голова, ноги и т.д.) электрических скатов и электрических угрей, лечили головную боль, простуду, болезни горла, зубную боль, различные хронические заболевания. В современной медицине электричество широко используется для лечения и диагностики заболеваний:

  1. электрофорез (введение лекарственных веществ посредством электрического тока);
  2. электрокардиограмма (исследование электрических сигналов сердца);
  3. энцефалограмма (исследование электрических сигналов головного мозга);
  4. электромиография (исследование электрических сигналов нервных окончаний и мышц).

Также биологи заметили, что при воздействии электрического поля на растения и побеги их рост ускоряется и растение вырастает более здоровым.

Запишите ваше домашнее задание.


Вот мы и ответили на некоторые вопросы, связанные с миром электричества.

Что вы узнали сегодня на уроке?

С помощью двухсторонних карточек ответьте: согласны или не согласны вы со следующими утверждениями :

1. Слово «электричество» произошло от янтаря.

2. При электризации электрический заряд возникает  

    у двух тел.

3. В природе существует три вида электрического

    заряда.

4. Эбонит при трении о мех электризуется

    отрицательно.

5. Положительный и отрицательный электрические

   заряды взаимно отталкиваются.

6. Большой шар имеет «+» заряд.

7. Вода и тело человека – диэлектрики.

8. Резина, стекло – диэлектрики.

9. Электрическое поле – невидимо.

10. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Одноименные заряды   ? .

Разноименные заряды  ? .

Не заряжены  ?  .   Молодцы!!!!

Итак, сегодня мы с вами только приоткрыли еще одну страницу неизвестной, загадочной физики. Впереди ждет продолжение изучения темы электричества, т.к. на все вопросы мы с вами еще не ответили. И закончить наш урок мне бы хотелось следующими строками:

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме живут.


Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется: Электричество!


Без электричества, друзья,

В нашей жизни никуда!

И хочу спросить вас я:

«Вы со мной согласны?» - «Да!»


Всем спасибо! Урок окончен.

Садятся.

В полутемном кабинете ученик читает стихотворение:

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле:

Телевизору, голосу рации,

Калькулятору на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,

Мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди могли?

Как придумать могли такое:

Кнопку тронешь – день настает,

Только кран откроешь рукою-

И вода по трубам течет!







Слайд № 1



Слайд №№ 2-















Слайд №


















Демонстрация искрового разряда на электрофорной машине.


































ОК № 1п.2, п.3

(запись в р/т и словаре)

Если тело наэлектризовано, то оно притягивает к себе мелкие предметы. В этом и состоит ответ на вопрос дочери Фалеса.















В природе существуют два вида зарядов.

ОК № 1 п.4, п.5 (запись в р/т)








ОК № 1 п.6 (запись в р/т)








ОК № 2 п.1 (запись в р/т и словаре)

Демонстрация электроскопа и электрометра в действии


Им сообщаются одноименные заряды, которые взаимно отталкиваются.





Т.к. металл – электропроводник.

ОК № 2 п.2 (запись в р/т и словаре)









На расстоянии.



ОК № 2 п.3 (запись в словаре)


ОК № 2 п.4 (запись в р/т и словаре)








































Записывают домашнее задание:



Работа с двухцветными (красно-зелеными) карточками: если учащиеся согласны с утверждением, то поднимают карточки зеленой стороной, если же не согласны, то – красной стороной.

ОК № 1


  1. Электрические явления – ήλεκτρο – янтарь – электрон (Фалес)


  1. ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ – способ возникновения заряда у тела


  1. Электрический заряд – мера электрического взаимодействия – q - ‹Кл›


  1. Как можно определить, заряжено ли тело?

- по притяжению к нему легких  незаряженных тел;

- по взаимодействию его с другим заряженным телом


     5.  Виды электрического заряда (Б.Франклин):

          - положительный (стекло, потертое о шелк; шерсть, потертая о эбонит);

          - отрицательный (эбонит, потертый о эбонит; шелк, потертый о стекло)


     6.  Одноименные (одного вида) заряды  отталкиваются

          Разноименные заряды притягиваются



ОК № 2


  1. На взаимодействии одноименно заряженных тел основано действие прибора, обнаруживающего электризацию тел, - электроскоп (в 1781 году изобрел А.Вольта)


  1. Проводники электричества – тела, проводящие электрический заряд

Непроводники (диэлектрики) – тела, непроводящие электрический заряд


  1. Электрическое поле – особый вид материи (не вещество), возникает вокруг заряда и действует на другой заряд с некоторой силой (Максвелл)


  1. Электрическая сила – сила, с которой электрическое поле действует на электрический заряд, внесенный в него.



Приложение к плану-конспекту урока

«Удивительное электричество»

тема урока

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электризация тел. Электрический заряд.

Интерактивное задание. Мультимедиа

Иллюстрация, постановка учебной проблемы

http://files.school-collection.edu.ru/

2

Электричество городского воздуха.

Текст с иллюстрациями

Иллюстрация через слайды презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog

3

Взаимодействие заряженных тел.

Видеоролик-анимация

Иллюстрация видеоролика

http://school-collection.edu.ru/catalog

4.

Что же такое электризация трением?

Текст с иллюстрациями

Иллюстрация через слайды презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog

Литература:

  1. А.В.Перышкин «Физика - 8», Дрофа, 2008г;
  2. Ж/л «Физика в школе» № 3, 2000г;
  3. Приложение «Физика» к газете «1 сентября» № 7 2004г, № 8 2004г, № 33 2009г, № 43 2008г;
  4. И.Я.Ланина «Внеклассная работа по физике», «Просвещение», 1977г;
  5. С.В.Дендебер, Л.В.Зуева, Т.В.Иванникова и др. «Электив 9. Физика. Химия. Биология», ООО «5 за знания», 2006г;
  6. Т.В.Куренева «Живое электричество», Методическая разработка бинарно-интегрированного урока, Казань, 1998г;
  7. Т.М.Гребенкина «Физика. 10 класс. Внеклассная работа», «Корифей», 2007г;
  8. С.В.Боброва «Физика 7-10 классы. Нестандартные уроки», «Учитель», 2007г;
  9. Л.А.Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. 7-11 классы», «Вако», 2006г;
  10. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина «Внеклассная работа по физике», «Лицей», 2002г.

Вид урока: комбинированный

Метод обучения: диалогическое изложение с элементами наглядности

Метод преподавания: стимулирующий

Метод учителя: частично – поисковый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Законы электричества служат людям"

Интегрированный урок, который построен на использовании материала по физике и биологии. Данный урок был опубликован в учебно-методическом пособии "Интегрированные занятия по биологии и физике" (авторы...

презентация "Обобщающий урок по электричеству"

Обобщающий урок по электричеству в 8 классе в форме презентации. ...

Конспект Урока по электричеству с применением ЭОР

Конспект Урока по электричеству с применением ЭОР...

конспект урока "Знатоки электричества"

Этот урок является обобщающим по разделу "Электрические явления". Были проведены лабораторные работы по сборке электрических цепей, отработка навыков измерения напряжения, силы тока и сопротивления. К...

Урок физики "Осторожно, электричество!"

Урок физики для 8 класса,  целью которого повторить и систематизировать знания по  теме: «Электрические явления», создать условия для организация активной  деятельности учащихся, основа...

Разработка урока по теме "Электричество"

Разработка урока по теме "Электричество"...

Обобщающий урок по теме "Электричество вокруг нас" 8 класс

Обобщающий урок "Электричество вокруг нас" 8 класс...