Урок по теме "Удивительное электричество"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок проводится в 8-ых классах с целью высветить красоту темы, раскрыть значимость электричества для человека , приоткрыть учащимся окно в истории открытий в науке об электричестве. Урок изучения нового материала является первым уроком в разделе "Электрические явления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_elektrichestvo.doc | 108.5 КБ |
udivitelnoe_elektrichestvo.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«Удивительное электричество»
тема урока
1 | ФИО автора | Широкова Ирина Борисовна |
2 | Место работы | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани |
3 | Должность | Учитель |
4 | Предмет | Физика |
5 | Класс | 8 |
6 | Тема урока | «Удивительное электричество» |
7 | Базовый учебник | «Физика - 8» Перышкин А.В. |
8. Цель урока: высветить красоту темы, раскрыть значимость электричества для
человека , приоткрыть учащимся окно в истории открытий в науке об
электричестве, вовлечь учащихся в активную работу на уроке.
9. Задачи урока:
- обучающая: формирование самостоятельности в мыслительной деятельности учащихся;
- развивающая: развитие представлений о процессе электризации, взаимодействии электрических зарядов, о теории электрического поля, о свойствах электропроводности у различных тел;
- воспитательная: формирование чувства удивления, интереса к данной теме;
формирование умений осуществлять самоконтроль.
10. Тип урока: урок изучения нового материала
11. Форма работы учащихся:
12. Необходимое техническое оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- диск с презентацией к уроку;
- портреты ученых;
- электрофорная машина;
- электроскоп;
- султанчик;
- электрометр;
- эбонитовая палочка и мех;
- мелкие листочки бумаги, вата;
- гильзы из фольги, подвешенные на нитях в лапке штатива;
- янтарь.
13. Структура урока:
№ | Этап урока | Название используемого материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | 1 мин | |||
2 | Вступительное слово | 10 мин | |||
3 | Постановка учебной цели | 1 мин | |||
4 | Объяснение нового материала с проведением учебного эксперимента:
| 1. «Электризация тел. Электрический заряд.» 4. «Что же такое электризация трением?» 2.«Электричество городского воздуха» | Использование материала ЦОР для презентации Использование материала ЦОР для презентации Использование материала ЦОР для презентации | Восприятие информации Восприятие информации Восприятие информации | 25 мин |
5 | Домашнее задание | 1 мин | |||
6 | Тест-контроль | 3.Взаимодействие заряженных тел» | Демонстрация видеоролика | Наблюдение | 5 мин |
7 | Подведение итогов урока | 2 мин |
14. Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. 2. 3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 5. 6. 7. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Включает свет) Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам, Человеку стоит дивиться Многочисленным чудесам! Сегодня мы с вами перейдем в следующий мир физики – мир электричества. Откройте рабочие тетради (р/т) и запишите число и тему нашего урока «Удивительное электричество». Демонстрация презентации: Электричество «живет» повсюду: в проводах на высоких столбах, в комнатной проводке, в батарейке карманного фонаря, сияет в лампочке, весело распевает в радиоприемнике. Все это электричество ручное. Человек «изловил» его и заставил работать. Тихое, незаметное, оно живет повсюду. Даже дома каждый из нас часто держит его в руках и сам об этом не знает. Но его можно обнаружить (опыт с маленькими листочками бумаги, ватой и пластмассовой расческой, потертой о свои волосы). Если расческу поднести к листочкам, то они притягиваются. Это работа электричества (опыт с султанчиком и наэлектризованной эбонитовой палочкой). Есть в природе электричество дикое, непринужденное, которое живет само по себе. Оно вспыхивает зигзагом в грозовых тучах, оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи, и не только. Молния – это атмосферное электричество. Молнии исходят из облака в облако, из облака в землю, из земли в облака. Только 25-30% молний идут от облака к земле. Российскими учеными, одними из первых изучающими молнии, были Ломоносов и Рихман. Продолжительность молнии 1 мкс, температура 30 000ºC, диаметр светящегося канала 10-20 см, напряжение между облаком и землей 0,1 ГВ. В атмосфере всего земного шара в 1 с в среднем происходит одновременно около 100 молний. Молнии наблюдаются не только на Земле, но и атмосфере Венеры, Юпитера и Сатурна. А как вы думаете, можно ли получить молнию прямо сейчас? Давайте же, ребята, разберемся, откуда берется электричество при расчесывании или в электрофорной машине, откуда произошло слово «электричество», кто из ученых создал науку об электричестве. Это и есть цель нашего урока. Перенесемся в Древнюю Грецию. Здесь, в городе Милене, жил философ и математик Фалес. Однажды к нему пришла дочь и спросила: - Отец, помнишь, ты купил мне у финийских купцов веретено, сделанное из драгоценного камня, желтого и прозрачного, как первый летний мед? - Что случилось с этим веретеном? - Каждый раз, когда я роняла веретено на пол, а затем, чтобы очистить его от приставшего сора, отерла шерстяной пряжей, то упрямое веретено еще сильнее притягивало к себе сор, пыль. Отчего так? - О! Дочь моя, я удивлен твоей наблюдательности! Желтым прозрачным камнем, из которого было изготовлено веретено у дочери Фалеса, являлся янтарь - затвердевшая смола хвойных деревьев. Янтарь по - гречески означает электрон, значит все явления, связанные с ним, будем называть электрическими. Поэтому в науке об электричестве все началось с янтаря! В дальнейшем установили, что способность притягивать к себе после трения различные соломинки, пушинки, ворсинки меха и т.д. обладают и другие вещества (опыт со стеклянной палочкой, потертой о шелк). Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, стало наэлектризованным, а наэлектризовать тело означает сообщить телу электрический заряд. При электризации заряд возникает у каждого из двух тел (!). Теперь, ответим на вопрос: какие электрические заряды существуют в природе? Для этого возьмем легкую гильзу из фольги, подвешенную на нити, и поднесем к ней наэлектризованную эбонитовую палочку о шерсть или мех. Гильза зарядиться от эбонитовой палочки, т.к. произойдет передача заряда от заряженного тела к незаряженному. Теперь возьмем наэлектризованную стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к этой же гильзе. Наблюдаем взаимодействие: стеклянная палочка и гильза притянутся. Если же поднесем к гильзе наэлектризованную эбонитовую палочку, то их взаимодействие определяется отталкиванием. И сколько бы тел мы не электризовали, результат взаимодействия наэлектризованного тела и наэлектризованной гильзы будет либо взаимное притяжение, либо взаимное отталкивание. Этот факт привел ученых к выводу. Как вы думаете, к какому? Два вида зарядов: положительный и отрицательный. В каком случае заряды, заряженные тела притягиваются? В каком случае заряды, заряженные тела отталкиваются? Обратите внимание, мы с вами уже сказали, что при трении или соприкосновении электризуются оба тела: одно тело заряжается положительным зарядом, другое – отрицательным. На этом этапе изучения электричества пытливый ум человека не остановился. Люди стали изобретать прибор, с помощью которого можно было бы увидеть степень электризации, стали изучать свойства электропроводимости у различных тел и веществ. Так, в 1781 году итальянский ученый Алессандро Вольта изобрел электрометр. А еще раньше, французский ученый Шарль Дюфе изобрел электроскоп с бумажными листочками – первый в мире электроскоп. Кто хочет испытать эти приборы в действии? Почему бумажные лепестки или металлические стержни отталкиваются друг от друга? Правильно, и чем сильнее они отталкиваются, тем больше сообщено электричества электроскопу, тем больше электрический заряд. Ребята, а как вы думаете, почему шар электрометра металлический? Все материалы по электроводимости делятся на:
Вернемся к электроскопу. Еще раз внимательнее посмотрите, каким образом заряжается электроскоп. Происходит передача электрического заряда от заряженного тела к незаряженному. Но как? Как же на расстоянии передается незаряженному телу от заряженного электрический заряд? Под действием такого вида материи, как электрическое поле. Любое электрическое поле характеризуется электрической силой. Одним из примеров электризации – электризация в природе в виде молнии – происходит из-за трения воздушных слоев. При разряде молнии выделяется озон, который облегает дыхание человека. Также обладают электрическим зарядом такие рыбы, как электрические скаты и угри. Исследование физиков и биологов доказали: электричество есть в каждой клетке растительного и животного организма (например, пыльца растений имеет отрицательный заряд). Электризация есть не только в природе, она есть и в технике, и в быту. Наверняка, каждому из вас приходилось наблюдать электризацию одежды, полиэтиленовых пакетов и т.д. На ткацких фабриках, типографиях из-за трения электризация настолько велика, что даже небольшая искра может привести к пожару. Для уменьшения вероятности возникновения пожара увеличивают влажность воздуха. Еще в древности зародилась вера в целебные свойства электричества: прикладывая к различным частям тела (голова, ноги и т.д.) электрических скатов и электрических угрей, лечили головную боль, простуду, болезни горла, зубную боль, различные хронические заболевания. В современной медицине электричество широко используется для лечения и диагностики заболеваний:
Также биологи заметили, что при воздействии электрического поля на растения и побеги их рост ускоряется и растение вырастает более здоровым. Запишите ваше домашнее задание. Вот мы и ответили на некоторые вопросы, связанные с миром электричества. Что вы узнали сегодня на уроке? С помощью двухсторонних карточек ответьте: согласны или не согласны вы со следующими утверждениями : 1. Слово «электричество» произошло от янтаря. 2. При электризации электрический заряд возникает у двух тел. 3. В природе существует три вида электрического заряда. 4. Эбонит при трении о мех электризуется отрицательно. 5. Положительный и отрицательный электрические заряды взаимно отталкиваются. 6. Большой шар имеет «+» заряд. 7. Вода и тело человека – диэлектрики. 8. Резина, стекло – диэлектрики. 9. Электрическое поле – невидимо. 10. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Одноименные заряды ? . Разноименные заряды ? . Не заряжены ? . Молодцы!!!! Итак, сегодня мы с вами только приоткрыли еще одну страницу неизвестной, загадочной физики. Впереди ждет продолжение изучения темы электричества, т.к. на все вопросы мы с вами еще не ответили. И закончить наш урок мне бы хотелось следующими строками: Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме живут. Удивительно оно, На благо нам обращено, Всех проводов «величество» Зовется: Электричество! Без электричества, друзья, В нашей жизни никуда! И хочу спросить вас я: «Вы со мной согласны?» - «Да!» Всем спасибо! Урок окончен. | Садятся. В полутемном кабинете ученик читает стихотворение: Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на Земле: Телевизору, голосу рации, Калькулятору на столе. Самолеты летят сквозь тучи, Мчатся по морю корабли. Как до этих вещей могучих Домечтаться люди могли? Как придумать могли такое: Кнопку тронешь – день настает, Только кран откроешь рукою- И вода по трубам течет! Слайд № 1 Слайд №№ 2- Слайд № Демонстрация искрового разряда на электрофорной машине. ОК № 1п.2, п.3 (запись в р/т и словаре) Если тело наэлектризовано, то оно притягивает к себе мелкие предметы. В этом и состоит ответ на вопрос дочери Фалеса. В природе существуют два вида зарядов. ОК № 1 п.4, п.5 (запись в р/т) ОК № 1 п.6 (запись в р/т) ОК № 2 п.1 (запись в р/т и словаре) Демонстрация электроскопа и электрометра в действии Им сообщаются одноименные заряды, которые взаимно отталкиваются. Т.к. металл – электропроводник. ОК № 2 п.2 (запись в р/т и словаре) На расстоянии. ОК № 2 п.3 (запись в словаре) ОК № 2 п.4 (запись в р/т и словаре) Записывают домашнее задание: Работа с двухцветными (красно-зелеными) карточками: если учащиеся согласны с утверждением, то поднимают карточки зеленой стороной, если же не согласны, то – красной стороной. |
ОК № 1
- по притяжению к нему легких незаряженных тел; - по взаимодействию его с другим заряженным телом 5. Виды электрического заряда (Б.Франклин): - положительный (стекло, потертое о шелк; шерсть, потертая о эбонит); - отрицательный (эбонит, потертый о эбонит; шелк, потертый о стекло) 6. Одноименные (одного вида) заряды отталкиваются Разноименные заряды притягиваются |
ОК № 2
Непроводники (диэлектрики) – тела, непроводящие электрический заряд
|
Приложение к плану-конспекту урока
«Удивительное электричество»
тема урока
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Электризация тел. Электрический заряд. | Интерактивное задание. Мультимедиа | Иллюстрация, постановка учебной проблемы | http://files.school-collection.edu.ru/ |
2 | Электричество городского воздуха. | Текст с иллюстрациями | Иллюстрация через слайды презентации | http://school-collection.edu.ru/catalog |
3 | Взаимодействие заряженных тел. | Видеоролик-анимация | Иллюстрация видеоролика | http://school-collection.edu.ru/catalog |
4. | Что же такое электризация трением? | Текст с иллюстрациями | Иллюстрация через слайды презентации | http://school-collection.edu.ru/catalog |
Литература:
- А.В.Перышкин «Физика - 8», Дрофа, 2008г;
- Ж/л «Физика в школе» № 3, 2000г;
- Приложение «Физика» к газете «1 сентября» № 7 2004г, № 8 2004г, № 33 2009г, № 43 2008г;
- И.Я.Ланина «Внеклассная работа по физике», «Просвещение», 1977г;
- С.В.Дендебер, Л.В.Зуева, Т.В.Иванникова и др. «Электив 9. Физика. Химия. Биология», ООО «5 за знания», 2006г;
- Т.В.Куренева «Живое электричество», Методическая разработка бинарно-интегрированного урока, Казань, 1998г;
- Т.М.Гребенкина «Физика. 10 класс. Внеклассная работа», «Корифей», 2007г;
- С.В.Боброва «Физика 7-10 классы. Нестандартные уроки», «Учитель», 2007г;
- Л.А.Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. 7-11 классы», «Вако», 2006г;
- В.П.Синичкин, О.П.Синичкина «Внеклассная работа по физике», «Лицей», 2002г.
Вид урока: комбинированный
Метод обучения: диалогическое изложение с элементами наглядности
Метод преподавания: стимулирующий
Метод учителя: частично – поисковый
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Законы электричества служат людям"
Интегрированный урок, который построен на использовании материала по физике и биологии. Данный урок был опубликован в учебно-методическом пособии "Интегрированные занятия по биологии и физике" (авторы...
презентация "Обобщающий урок по электричеству"
Обобщающий урок по электричеству в 8 классе в форме презентации. ...
Конспект Урока по электричеству с применением ЭОР
Конспект Урока по электричеству с применением ЭОР...
конспект урока "Знатоки электричества"
Этот урок является обобщающим по разделу "Электрические явления". Были проведены лабораторные работы по сборке электрических цепей, отработка навыков измерения напряжения, силы тока и сопротивления. К...
Урок физики "Осторожно, электричество!"
Урок физики для 8 класса, целью которого повторить и систематизировать знания по теме: «Электрические явления», создать условия для организация активной деятельности учащихся, основа...
Разработка урока по теме "Электричество"
Разработка урока по теме "Электричество"...
Обобщающий урок по теме "Электричество вокруг нас" 8 класс
Обобщающий урок "Электричество вокруг нас" 8 класс...