Урок физики "Осторожно, электричество!"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Веретенникова Ирина Валерьевна

Урок физики для 8 класса,  целью которого повторить и систематизировать знания по  теме: «Электрические явления», создать условия для организация активной  деятельности учащихся, основанной на применении знания для  объяснения физических явлений, происходящих в  повседневной жизни,     проанализировать причины и последствия возникновения короткого замыкания,   выявить способы защиты от короткого замыкания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_elektrich.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: физика

Класс: 8

Тема урока: Осторожно, электричество!

Тип урока: комбинированный

Цель урока: повторить и систематизировать знания по  теме: «Электрические явления», создать условия для организация активной  деятельности учащихся, основанной на применении знания для  объяснения физических явлений, происходящих в  повседневной жизни.

 Задачи урока:

Образовательные: (предметные результаты)

  1. Закрепить понятия: сила тока, сопротивление, закон Джоуля-Ленса, закон Ома для участка цепи;
  2. Проанализировать причины и последствия возникновения короткого замыкания;
  3. Выявить способы защиты от короткого замыкания;
  4. Познакомить с правилами работы с электроприборами;
  5. Закрепить знания, умения и навыки работы с презентацией, созданной в программе «IQ Board»

Коррекционно-развивающие: (метопредметные)

  1. Применять знания в незнакомой ситуации, называть причины возникновения различных опасных ситуаций; (познавательное УУД)
  2. Продолжать развитие мотивации к изучению физики на основе практической значимости; (познавательное УУД)
  3. Развивать речь учащихся  через организацию диалогического общения на уроке; (коммуникативное УУД)
  4. Формирование умения анализировать информацию, сравнивать и обобщать; (регулятивное УУД).
  5. Способствовать развитию памяти и внимания через систему заданий и упражнений по закреплению материала.

Воспитательные: (личностные результаты)

  1. Воспитывать у учащихся чувство ответственности  и бережного отношения к своему здоровью и окружающих(личностное УУД);
  2. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников (личностное УУД);
  3. Продолжить формирование отношения к компьютеру как к средству обучения и самообразования(личностное УУД).

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать  причины, ведущие к возникновению опасных ситуаций, объяснять правила работы с электроприборами.
Объяснять понятия: короткое замыкание, предохранители

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный,  репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование:

Интерактивная доска IQ Bord V4.8,

ПК учителя,

Подключение к Интернет,

Проектор мультимедиа,

Презентация к уроку «Осторожно,  электричество!»

N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организационный момент

1 мин.

Диалог:

 учитель -  класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места

Готовят рабочее место.

3

Установка познавательной задачи

1мин

Устное сообщение учителя

Вступительная речь: Учитель сообщает учащимся о продолжении изучения законов постоянного тока и предлагает школьникам закончить предложение:  « Мне необходимо изучение законов постоянного тока на уроке физики потому, что…»

Слайд №1  Подводится итог:

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется: «Электричество!»

  Предлагают варианты ответов.

2

Повторение

5 мин.

Индивидуальный опрос – работа  с доской (3 – 4 ученика);

фронтальный опрос

Выявляет уровень знаний по теме. Определяет типичные недостатки.

Фронтальный опрос с элементами беседы.

Слайд 2

Задание: К каждому изображению элемента эл.цепи подбери его условное обозначение

Слайд №3

Задание:  Найди соответствие. Переместите картинку

Мобилизует  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

 

4

5

Целеполагание

Изучение нового материала

3 мин.

10 мин.

Рассказ - вступление

Беседа

Эвристический (частично-поисковый)

Учитель рассказывает «байку электриков», прочитанную на сайте Елькина Виктора «Занимательная физика в вопросах и ответах», про удлинитель

Обращается к жизненному опыту учащихся, учитель предлагает учащимся вопросы:

  1. Почему же раньше удлинитель исправно работал, а тут вдруг загорелся?
  2. Какое  явление произошло?
  3. Что бы вы о нем хотели узнать? Зачем?
  4. Какой закон  необходимо исследовать для теоретического объяснения данного явления?

Слайд №4  Тема урока

Учитель  обьявляет тему урока и предлагает эпиграфом к уроку взять слова Козьмы  Пруткова «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь»

Слайд 5

Задание: Нарисовать схему электрической цепи

Соберем электросхему, которая напоминает электропроводку в нашей квартире и нарисуем схему.

Вспомним формулу закона Ома, закон Джоуля – Ленса., проанализируем

  1. Что же такое короткое замыкание? И когда это может произойти? Найдите определение явления короткого замыкания в учебнике.
  2. Причины возникновения и последствия короткого замыкания
  3. Защита от короткого замыкания

Возникает при ремонте проводки, при случайном соприкосновении оголенных проводов и даже сам человек может стать причиной короткого замыкания.

Гиперссылка «Опасное напряжение» (слайд-шоу) из коллекции ЦОР

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы

Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Высказывают свои ассоциации  и делают вывод.

Слайд 6

Определение: короткое замыкание это соединение концов участка цепи проводником, сопротивление которого очень мало по сравнению с сопротивлением цепи.

Работают совместно с учителем:

6

Первичная проверка понимания

5 мин.

Работа  на интерактивной доске

Слайд №7  Где источники опасности?

Задание: Найдите источники опасности и обведите маркером

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

Работают  с картинкой,

 перечисляют опасные  ситуации

7

Изучение нового

5 мин

Рассказ-беседа

Учитель  возвращается к проблемной ситуации начала урока:

Почему же удлинитель с телевизором и магнитофоном исправно работал, а при включении стиральной машины  вдруг загорелся?

Как избежать возгорания?

Слайд №8

Назначение предохранителей.

Причина: одновременное включение в цепь мощных потребителей, а значит сильное увеличение силы тока.

8

Закрепление знаний

7 мин.

Работа на интерактивной доске

Слайд №9

Задание: Подобрать подписи к рисункам

Организует деятельность по составлению памятки использования электричества в быту.

Выполняют работу,  перечисляют жизненные ситуации, работая с информацией видеоряда

9

 Домашнее задание

1 мин.

Инструктаж

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 30, составить к материалу параграфа 3 вопроса.
  2. Проверить какие именно предохранители используются в квартире и есть ли среди них «жучки»

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

10

 Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Беседа

Слайд №10 Предлагает нарисовать смайликов, которые соответствуют вашему отношению к уроку

  1. Я ничего не понял и у меня ничего

            не получилось  

  1. Были сложности, но я справился!

  1. У меня получилось почти все! 

  Определяют уровень  достижений своих результатов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Законы электричества служат людям"

Интегрированный урок, который построен на использовании материала по физике и биологии. Данный урок был опубликован в учебно-методическом пособии "Интегрированные занятия по биологии и физике" (авторы...

презентация "Обобщающий урок по электричеству"

Обобщающий урок по электричеству в 8 классе в форме презентации. ...

Конспект Урока по электричеству с применением ЭОР

Конспект Урока по электричеству с применением ЭОР...

конспект урока "Знатоки электричества"

Этот урок является обобщающим по разделу "Электрические явления". Были проведены лабораторные работы по сборке электрических цепей, отработка навыков измерения напряжения, силы тока и сопротивления. К...

Урок-путешествие. Электричество 8 класс

Обобщение и систематизация основных знаний по теме  «Электрические явления. Законы постоянного тока» ...

Разработка урока "Удивительное электричество" 8 класс

Урок-повторение по теме "Электричество" в 8 классе в нетрадиционной занимательной форме...

Обобщающий урок - соревнование "Электричество - это чудо!"

Данный урок поможет учащимся закрепить навыки решения задач по  теме "Электрические явления"....