Методика критического мышления
статья по физике по теме

Малинина Анна Николаевна

Методика критического мышления: таксономия Блума, приемы и стадии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Существует мнение, что критическое мышление – западная технология. Одной из задач «Национального комитета в сфере образования США» является повышение доли выпускников колледжей, способных критически мыслить, работать в коллективе и решать поставленные задачи.

           Анализируя различные источники, можно сделать вывод, что американские и российские педагоги давно говорят об актуальности методики развития критического мышления, каждый своими словами, но об одном и том же. Например:

 1) «Процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы». Д.Х.Кларк, А.У.Бидл.

 2) «Умение отличить возможное от невозможного, выделять основное, использовать аргументы при доказательстве или опровержении своих и чужих суждений и предположений, «узнавать» несообразности и «нелепости» в рассуждениях». П.П.Блонский.          

3) «Искусство думать о том, как вы думаете, когда думаете о том, чтобы думать более ясно, точно, четко, осмысленно, последовательно; искусство конструктивного скептицизма; искусство обнаружения и преодоления предубеждений и одномерности мышления; искусство целенаправленного и глубокого размышления». (Paul,1990)

Критическое мышление включает умение решать проблемы. Учащиеся вовлекаются во множество процессов, которые помогают им развить и продемонстрировать умение решать проблемы и мыслить критически.

        Одним из механизмов формирования навыков критического мышления, стимулирования мышления является задавание вопросов. Для этого используется таксономия уровней познания Блума.

Большая часть вопросов, которые задают в школе, требуют лишь мышления низкого порядка на уровне воспроизведения и понимания. Знания и понимание являются преобладающими навыками мышления и служат базой для формирования навыков мышления более высокого порядка. На каждом последующем уровне навыки мышления становятся более сложными и используются реже.

Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. 

Вопросы низкого и высокого уровня

Вопросы низкого уровня  подходят для:

  1. оценки подготовленности ученика и его понимания материала.
  2. определения сильных и слабых сторон ученика.
  3. повторения и /или обобщения материала.

Вопросы высокого уровня необходимы для:

  1. мотивирования учеников мыслить глубоко и критически.
  2. решения проблем.
  3. организации дискуссий.
  4. поощрения учеников к самостоятельному поиску информации.

Методика критического мышления

          Методика критического мышления включает три этапа или стадии.

 Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.     Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 2.     Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

 3.     Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.     Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.     Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсёрт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Х

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Прием «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.     Объясняются правила написания синквейна. 2.     В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3.     Задается тема синквейна.

4.     Фиксируется время на данный вид работы. 5.     Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

 «Плюс-минус-интересно» (ПМИ)

Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что в этом интересного?».

 Прием «РАФТ»

Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

Фишбоун (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Критически мыслящие люди:

  1.  умеют решать проблемы
  2.  проявляют настойчивость в решении проблем
  3.  контролируют себя, свою импульсивность
  4.  открыты для других идей
  5.  умеют сотрудничать с другими людьми
  6.  умеют слушать собеседника
  7.  эмпатичны
  8.  терпимы к неопределенности
  9.  умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения
  10.  умеют устанавливать связи между явлениями
  11.  терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов
  12.  могут рассматривать несколько возможностей решения проблемы
  13.  часто задают вопросы «что, если..?»
  14.  умеют строить логические выводы
  15.  размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их
  16.  умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели
  17.  любознательны и часто задают «хорошие вопросы»
  18.  активно воспринимают информацию

Учебные условия, которые способствуют формированию навыков критического мышления.

  1. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  2. Давать возможность ученикам размышлять.
  3. Принимать различные идеи и мнения.
  4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  5. Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
  6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
  7. Ценить проявления критического мышления.

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение различных методик критического мышления на занятиях "

Все рассуждения о критическом мышлении доказывают, что он  характеризует построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных р...

уроки русского языка с использованием методики критического мышления

данные уроки предназначены учителю для проведения уроков русского языка в 9 классе....

Конспект урока № 2 по русскому языку в 9 классе с применением методики критического мышления

конспект урока предназначен учителя для проведения уроков в 9 классе...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

Применение методики критического мышления при решении задач по физике и математике

Примеры применения методики критического мышления на уроках физики и математики...

Открытый урок на тему"Путешествие" с использованием методики критического мышления

Создание  условий для совершенствования  монологической и диалогической речи, для формирования мышления у учащихся, умения применять знания в альтернативных ситуациях....