Школа передового опыта
статья по физике (10 класс) по теме

Бондарев Виктор Анатольевич

Проблемное обучение на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_peredovogo_opyta.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Школа передового опыта

                                           

 

Проблемное обучение на уроках физики
Проблемным, называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебной проблемы - характерный признак этого обучения.
Проблема - означает задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

В процессе решения проблемных ситуаций, учащиеся сами добывают недостающие для решения знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы до ее проверки, постигают логику открытия.

Этапы:
· актуализация опорных знаний;
· возникновение проблемной ситуации;
· осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
· нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы;
· доказательство гипотезы или догадки;
· проверка правильности решения проблемы;
Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно. 
Первый опыт.  Из писчей бумаги делают небольшую коробку в виде противня. Углы ее зажимают канцелярскими скрепками. Устанавливают коробку на кольце штатива. Под коробку ставят зажженную спиртовку. Бумажная коробка быстро сгорает.

Второй опыт. Вторую такую же коробку устанавливают на кольце штатива, наливают в нее немного воды. Под коробку ставят зажженную спиртовку и нагревают воду до кипения. О том, что вода в коробке закипает, учащиеся судят по выделению большого количества пара.

Возникает проблемная ситуация: почему пустая бумажная коробка, помещенная на источник теплоты, загорается, а заполненная водой нет? Далее идёт разрешение проблемной ситуации: бумажная коробка, заполненная водой и помещенная на пламя спиртовки, не горит потому, что бумага, пропитанная водой" становится теплопроводной и нагревается при кипении воды приблизительно до 100°С. Температура же воспламенения бумаги значительно выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта»

.Настоящее Положение определяет порядок выявления, изучения, обобщения, продвижения и распространения передовой и инновационной деятельности в образовательном пространстве МБОУ – СОШ №1 р.п. Сте...

План работы внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта» на 2012 – 2013 учебный год

План работы внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта»на  2012 – 2013 учебный  год...

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

Технология обобщения передового опыта

Как обобщить опыт учителя...

Обобщение передового опыта

Формирование экологических компетенций на уроках и во внеурочное время...

Конспект выступления на зональном семинаре – практикуме по диссеминации передового опыта педагогов-психологов «Эффективный учитель - здоровый учитель»

Ни для кого не секрет, что профессия уитель является стрессогенной, духовно опасной. Но, не стоит забывать о том, что педагог-ключевая фигура учебно-воспитательного процесса....

Неделя передового опыта «Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 2 класса В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой»

В статье проводится детальный сравнительный анализ УМК по английскому языку для 2 класса В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой....