Рабочая программа по физике для 8-9 класса
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Сосоенко Надежда Сергеевна
По УМК Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_7-9.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Должанская основная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

________________________


Протокол № ___

от  «____»__________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

________ Л. А. Кононыхина.


«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________  Т. М. Ломакина


Приказ № ___

от «____»____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по физике для  8-9 классов

основного общего образования

Учитель: Сосоенко Н. С.

Долгое 2010 г.

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая  программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9  классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.
  2. Приказ Министерства образования и науки  РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального  компонента  государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов  «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году».

Рабочая учебная программа  курса  «Физика»  для 7- 9  классов  составлена на основе примерной программы по физике , использован   сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Физика. 5-11 кл.”/ Сост. . – 4-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2004. 

Цели изучения физики :

  1. освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической  картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  4. воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике  на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс.  

Выбор  учебников и пособий   осуществлен  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 379  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010-2011 учебный год». В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

В нашей школе  преподавание ведется по учебникам:

Автор

Учебник

Класс

Издательство

Перышкин А.В.

Физика

7

Дрофа

Перышкин А.В.

Физика

8

Дрофа

Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Физика

9

Дрофа

Общеучебные умения , навыки и способы деятельности .

      На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

  1. Познавательная деятельность :

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории ;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез .

  1. Информационно – коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической  речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование различных источников информации.

  1. Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Распределение учебного времени , отведенного на изучение отдельных разделов курса

Основное содержание

7 класс

8 класс

9 класс

Всего по факту

Физика и физические методы изучения природы

6

6

Механические явления

50

12

62

Тепловые явления

8

25

33

Электрические и магнитные явления

30

30

Квантовые явления

23

23

Итоговое повторение

4

3

3

10

Резерв

2

2

2

6

Всего

70

70

70

210

Основное содержание (210 час)

Физика и физические методы изучения природы (6 час)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.[1]

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления (57 час)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. 

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. 

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения  потенциальной энергии  тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тепловые явления (33 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (30 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора. 

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны (40 час)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. 

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора постоянного тока.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Принципы радиосвязи.

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение принципа действия трансформатора.

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

Квантовые явления (23 час)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

Резерв свободного учебного времени (21 час)

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  2. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  9. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  10. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  11. рационального применения простых механизмов;
  12. оценки безопасности радиационного фона.

Характеристика контрольно – измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

        В своей работе  мною используются следующие  контрольно – измерительные материалы:

  1. А.Е. Марон  Физика 7: учебно-методическое пособие/ 6 – е изд. – М.: Дрофа, 2008г.
  2. А.Е. Марон  Физика 8: учебно-методическое пособие/ 6 – е изд. – М.: Дрофа, 2008
  3.  А.Е. Марон  Физика 9: учебно-методическое пособие/ 6 – е изд. – М.: Дрофа, 2008г
  4. Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 7 класс-М.:Илекса, Харьков:Гимназия, 2000г.
  5. Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 8 класс-М.:Илекса, Харьков:Гимназия, 2000г.
  6. Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 9 класс-М.:Илекса, Харьков:Гимназия, 2000г.

       

 1. 2. 3. Пособия охватывают основное содержание учебников физики и включают тренировочные задания, тесты для контроля, самостоятельные работы, контрольные работы, примеры решения типовых задач. Комплект предусматривает организацию всех основных этапов учебно- познавательной деятельности школьников: применение и актуализация знаний, самоконтроль качества усвоения материала, использование алгоритмов решения задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

 

4. 5. 6.  Дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся и контроля за знаниями и умениями при обучении  физике в 7-9 классах. Они составлены с учетом особенностей параллельно функционирующих в школе учебников физики.  Самостоятельные работы даны в  нескольких вариантах. Каждая работа используется в ходе изучения того материала, который предусматривает формирование соответствующего уровня. Некоторые работы носят повторительный характер и направлены на восстановление навыков, сформированных в предшествующие годы. Каждая самостоятельная содержит задания разного уровня сложности, что дает широкие возможности для организации дифференцированной работы на уроке. Контрольные работы предназначены для текущей и итоговой проверки знаний школьников. Каждая работа включает в себя как задания, соответствующие обязательному уровню, так и задания более продвинутого уровня.

Учебно–методическое обеспечение по физике для 7 - 9 классов:

Литература для учителя.

1.     Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.

2.     Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2001

3.     Планирование учебного процесса по физике в средней школе/ Я.С.Хижнякова, Н.А.Родина. – М.Просвещение 1982

4.     Р.И.Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.Просвещение 1993

5.     Н.А.Родина, Е.М.Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 8 классах средней школы. – М.Просвещение 1994

6. Журнал  «Физика в школе»

7.     Газеты «1 сентября» приложение Физика.

Литература для учеников.

  1. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкина  – М.: Дрофа, 2005.
  2. Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкина  – М.: Дрофа, 2005.
  3. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкина  – М.: Дрофа, 2005.
  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс/ пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2008г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

(2 часа в неделю)

№ п\п

Тема урока

Средства обучения,

демонстрации

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактически

I. Тепловые явления (25 ч)

1

Повторение материала, изученного в 7 классе: «Строение вещества. Атомы и молекулы. Строение газов, жидкостей и твердых тел»

Уметь объяснять свойства вещества на основе представлений о молекулярном строении

2

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и способы ее измерения. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц

Демонстрация принципа действия термометра

Знать/понимать смысл физических величин: «температура», «средняя скорость теплового движения»; смысл понятия «тепловое равновесие»

3

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Количество теплоты

Лабораторное оборудование: набор по термодинамике. Демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче

Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «количество теплоты», «внутренняя энергия»

4

Теплопроводность

Демонстрация теплопроводности различных материалов

Уметь описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью

5

Конвекция

Демонстрация конвекции в жидкостях и газах

Уметь описывать и объяснять явление конвекции, приводить примеры конвективных движений воздуха и жидкости в природе и технике

6

Излучение. Л/р № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

Демонстрация теплопередачи путем излучения.

Уметь описывать и объяснять явление излучения

7

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

Лабораторное оборудование

Уметь определять, какими способами происходит теплопередача в различных случаях; объяснять/предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике

8

Удельная теплоемкость.

Демонстрационные плакаты: термос, водяное отопление, устройство теплоизоляционных материалов; сборники познавательных и развивающих заданий

Знать/понимать смысл понятия «удельная теплоемкость»

9

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Сборники тестовых заданий

уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела

10

Л/р №  2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии

Уметь использовать измерительные приборы для расчета количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы

11

Л/р №  3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии

Уметь использовать измерительные приборы для расчета удельной теплоемкости, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы

12

Топливо. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Справочная литература

Знать/понимать, что такое топливо, знать виды топлива, уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании

13

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

Контрольно-измерительные материалы

Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации

14

Плавление и отвердевание кристаллических тел

Демонстрация явления плавления и кристаллизации, набор веществ для исследования плавления и отвердевания

Уметь решать задачи на расчет количества теплоты, построение графиков и объяснение графиков изменения температуры

15

Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкостей и выделение ее при конденсации пара

Демонстрация зависимости скорости испарения от рода жидкости, температуры  и площади поверхности. Демонстрация понижения температуры жидкости при испарении

Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации

16

Кипение. Расчет количества теплоты при парообразовании и конденсации

Демонстрация зависимости температуры кипения от давления, постоянства температуры кипящей жидкости

Уметь описывать и объяснять явление кипения

17

Влажность воздуха. Насыщенный пар. Способы определения влажности воздуха. Л/р № 4 «Измерение влажности воздуха»

Демонстрация гигрометров и психрометров, справочная литература

Знать/понимать понятие влажности воздуха, уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра

18

Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества и при изменении температуры твердых и жидких тел

Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

19

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания

Знать/понимать смысл понятий «двигатель», «тепловой двигатель»

20

Паровая турбина. Реактивный двигатель. Направления и достижения научно-технического прогресса в совершенствовании и создании новых видов тепловых машин

Демонстрация устройства паровой турбины

Знать различные виды тепловых машин, уметь приводить примеры их практического использования

21

КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД тепловых машин

Справочная литература

Знать/понимать смысл коэффициента полезного действия и уметь вычислять его

22

Преобразования энергии в тепловых машинах. Решение задач

Справочная литература, дидактические материалы – сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Тепловые машины»

Уметь описывать и объяснять превращение энергии из одного вида в другой при работе тепловых машин

23

Семинар по теме «Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин»

Наглядные пособия

Уметь использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относится к мнению оппонента, и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления»

Наглядные пособия, справочная литература, сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Тепловые явления»

Уметь творчески применять приобретенные знания и умения в предложенных ситуациях и заданиях

25

Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

Контрольно-измерительные материалы

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

II. Электрические и магнитные явления (30 ч)

26

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов

Демонстрация электризации тел, существования двух видов электрических зарядов

Знать/понимать смысл понятия «электрический заряд»

27

Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Л/р №  5 «Наблюдение электрического взаимодействия тел»

Демонстрация взаимодействия одноименных и разноименных зарядов, лабораторное оборудование: набор по электростатике

Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов, знать/понимать смысл понятия «электрическое поле»

28

Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда

Демонстрация переноса электрического заряда с одного тела на другое, устройства и принципа действия электроскопа. Демонстрация проводников и диэлектриков

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа

29

Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электрических явлений

Демонстрация закона сохранения заряда

Знать/понимать строение атомов, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда

30

Электрический ток. Источники тока. Действие электрического тока

Лабораторное оборудование: набор тел для электризации; дидактические материалы

Уметь описывать и объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Знать/понимать смысл понятий «электрический ток»,  «источники тока»

31

Контрольная работа №3 «Электризация тел. Строение атомов»

32

Электрическая цепь и ее составные части. Направление тока. Л/р №  6 «Сборка простейшей электрической цепи»

Демонстрация составления электрической цепи, лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока

Знать/понимать правила составления электрических цепей. Уметь собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме, уметь чертить схемы собранной электрической цепи

33

Сила тока. Амперметр. Л/р № 7 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

Демонстрация измерения силы тока амперметром, лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры

Знать/понимать смысл величины «сила тока»; знать правила включения в цепь амперметра, уметь измерять силу тока в цепи

34

Напряжение. Вольтметр. Л/р №  8 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения»

Демонстрация измерения напряжения вольтметром, лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, вольтметры

Знать/понимать смысл величины «напряжение»; знать правила включения в цепь вольтметра, уметь измерять напряжение на участке цепи

35

Электрическое сопротивление проводников

Демонстрация реостата и магазина сопротивлений, демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении

Знать/понимать смысл явления электрического сопротивления

36

Л/р №  9 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах и от сопротивления»

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры

Знать/понимать, от каких величин зависит сила тока в цепи

37

Закон Ома для участка цепи

Демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления и напряжения

Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи

38

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты

Демонстрация зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

Знать/понимать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

39

Л/р №  10 «Регулирование силы тока реостатом. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры, реостаты

Уметь пользоваться реостатом для регулирования силы тока, уметь определять сопротивление проводника

40

Решение задач на применение закона Ома для участка цепи

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме  «Закон Ома»

Уметь решать задачи на применение закона Ома

41

Последовательное соединение проводников. Л/р №  11 «Изучение последовательного соединения проводников»

Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи; лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры

Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников; знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников

42

Параллельное соединение проводников. Л/р №  12 «Изучение параллельного соединения проводников»

Демонстрация измерения силы тока в разветвленной электрической цепи; лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры

Знать/понимать, что такое параллельное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников

43

Работа и мощность электрического тока

Демонстрация светового, теплового и механического действий электрического тока, зависимости мощности от напряжения и силы тока

Знать/понимать смысл величин «работа электрического тока» и «мощность электрического тока»

44

Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока»

Сборники познавательных и развивающих заданий

Уметь решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников

45

Л/р №  13 «Измерение работы и мощности электрического тока»

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры

Уметь использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока

46

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца

Демонстрация теплового действия тока

Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока

47

Лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

Демонстрация плавкого предохранителя

Уметь приводить примеры практического использования теплового действия электрического тока

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления»

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электрические явления», сборники тестовых заданий

Уметь описывать и объяснять электрические явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока

49

Контрольная работа №4 «Электрические явления»

Контрольно-измерительные материалы

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

50

Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

Демонстрация опыта Эрстеда, демонстрация магнитного поля тока

Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности

51

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Л/р №  14 «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током» (сборка электромагнита и испытание его действия)

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, катушки, компасы

Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита

52

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов. Лабораторное оборудование: набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки

Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знать о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле

53

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Л/р № 15 «Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия»

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя, лабораторное оборудование

Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя

54

Решение задач по теме «Магнитные явления»

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Магнитные явления»; лабораторное оборудование для выполнения экспериментальных задач

Уметь решать качественные и экспериментальные задачи по теме «Электромагнитные явления»

55

Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления».

Контрольно-измерительные материалы

Знать/понимать взаимосвязь электрического и магнитного полей, уметь описывать и объяснять взаимодействие электромагнитов и постоянных магнитов. Уметь рисовать форму и расположение магнитных линий

III. Электромагнитные колебания и волны. Геометрическая оптика (10 ч)

56

Понятие электромагнитных волн. Свет – электромагнитная волна. Оптические явления. Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики

Демонстрация шкалы электромагнитных колебаний

Знать/понимать смысл понятий «свет», «оптические явления», «геометрическая оптика»

57

Прямолинейное распространение света. Тень. Полутень. Солнечные и лунные затмения

Демонстрация прямолинейного распространения света, источников света

Уметь строить область тени и полутени. Знать/понимать смысл закона прямолинейного распространения света

58

Закон отражения света. Плоское зеркало. Принципы построения изображения и области видимости. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла отражения от угла падения»

Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения, лабораторное оборудование: набор по оптике.

Знать/понимать смысл закона отражения света, уметь строить отраженный луч; знать, как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале

59

Преломление света. Призма. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла преломления от угла падения»

Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения, набор по оптике

Знать/понимать смысл закона преломления света, уметь строить преломленный луч

60

Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в тонких линзах

Демонстрация хода лучей в собирающих и рассеивающих линзах. Демонстрация получения изображений с помощью линз

Знать/понимать смысл понятий «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы». Уметь строить изображение в тонких линзах. Уметь различать действительные и мнимые величины

61

Формула тонкой линзы

Чертежные инструменты

Знать/понимать взаимосвязь между расположением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением

62

Л/р №  16 «Получение изображения с помощью собирающей линзы. Измерение фокусного расстояния линзы»

Лабораторное оборудование: набор по оптике

Уметь получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы. Уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы

63

Глаз как оптическая система. Оптические приборы

Демонстрация принципа действия проекционного аппарата и фотоаппарата, модель глаза

Знать/понимать устройство и принцип действия оптических приборов, уметь описывать и объяснять процесс аккомодации глаза

64

Решение задач на построение изображений в тонких линзах, применение формулы тонкой линзы

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Геометрическая оптика»

Уметь решать задачи на построение изображений, применение формулы тонкой линзы, расчет фокусного расстояния и оптической силы линзы

65

Контрольная работа №6 «Геометрическая оптика»

Контрольно-измерительные материалы

Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по теме «Геометрическая оптика»

IV. Обобщающее повторение (5 ч)

66

Решение задач на построение изображений в тонких линзах, применение формулы тонкой линзы

67

Экскурсия на природе с изучением оптических явлений на практике

68

Решение задач по теме «Магнитные явления»

69

Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока»

70

Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

(2 часа в неделю)

№ п\п

Тема урока

Средства обучения,

демонстрации

Требования к уровню подготовки

Подготовка к ГИА

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактически

I. Механические явления (12 ч)

1

Механическое движение. Система отсчета. Траектория. Путь. Перемещение. Относительность движения. Виды движения: прямолинейное и криволинейное, равномерное и неравномерное

Демонстрация различных видов механического движения

Уметь описывать различные виды движения

2

Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Графики зависимости пути и скорости от времени движения

Демонстрация равноускоренного движения

Знать/понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение. Уметь строить графики пути и скорости

3

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение

Демонстрация направления скорости при равномерном движении по окружности

Уметь определять направление и величину скорости и ускорения точки при равномерном движении по окружности

4

Взаимодействие тел. Сила. Явление инерции. Законы Ньютона

Демонстрация явления инерции, второго и третьего законов Ньютона

Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения

5

Виды сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела

Демонстрация силы упругости, силы трения, свободного падения тел в трубке Ньютона

Уметь определять направление и величину силы упругости, силы трения и силы тяжести

6

Решение задач на применение законов Ньютона

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Законы Ньютона»

Уметь решать простейшие задачи на применение законов Ньютона

7

Импульс. Закон сохранения импульса. Решение задач на применение закона сохранения импульса

Демонстрация закона сохранения импульса, реактивного движения

Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы. Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса

8

Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую

Уметь описывать и объяснять превращения механической энергии при движении и столкновении тел

9

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Превращения механической энергии при механических колебаниях. Л/р «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза»

Демонстрация механических колебаний, лабораторное оборудование – набор грузов и пружин

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения

10

Л/р «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». Решение задач

Лабораторное оборудование: штативы, грузы, секундомеры

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для определения физических величин

11

Механические волны. Длина волны. Скорость волны. Звук

Демонстрация механических волн, звуковых колебаний, условий распространения звука

Знать/понимать смысл физических величин и понятий: «волна», «длина волны», «скорость волны»

12

Контрольная работа по теме «Механические явления»

Контрольно-измерительные материалы по теме «Механические явления»

Уметь применять полученные знания при решении задач

II. Электромагнитные колебания и волны (30 ч)

13

Электрическое поле. Магнитное поле. Свойства электрического и магнитного полей

Демонстрация действия электрического поля на электрический заряд, действия магнитного поля на магнитную стрелку

Знать/понимать смысл понятий и основные свойства электрического и магнитного полей. Знать правило буравчика

14

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

Знать/понимать смысл понятий: «индукция магнитного поля», «магнитный поток»

15

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

Демонстрация взаимодействия двух параллельных проводников с током, действия постоянного магнита на проводник с током

Знать правило левой руки, уметь определять направление силы Ампера

16

Действие магнитного поля на движущиеся электрические заряды. Сила Лоренца

Демонстрация устройства электронно-лучевой трубки

Уметь определять направление силы Лоренца

17

Решение задач

Сборники познавательных, развивающих и тренинговых заданий

Уметь решать качественные, экспериментальные задачи с применением правила буравчика, правила левой руки

18

Опыты Фарадея.  Л/р «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторное оборудование: набор по электричеству, амперметры, набор прямых магнитов

Знать/понимать условия получения электрического тока с помощью магнитного поля

19

Электромагнитная индукция. Правило Ленца

Демонстрация электромагнитной индукции, правила Ленца

Знать/понимать закон электромагнитной индукции и правило Ленца

20

Принцип действия микрофона и громкоговорителя

Демонстрация принципа действия микрофона и громкоговорителя

Понимать принцип действия микрофона и громкоговорителя

21

Решение задач на применение закона электромагнитной индукции

Сборники познавательных, развивающих и тренинговых заданий

Уметь решать задачи с применением правил буравчика, левой руки и правила Ленца

22

Самоиндукция

Демонстрация самоиндукции

Знать/понимать явление самоиндукции, уметь приводить примеры практического использования

23

Переменный электрический ток

Демонстрация получения переменного тока при вращении витка в магнитном поле

Знать/понимать принцип получения переменного тока

24

Генератор постоянного тока

Демонстрация устройства генератора постоянного тока

Иметь представление об устройстве генератора постоянного тока. Уметь приводить примеры практического использования

25

Генератор переменного тока

Демонстрация устройства генератора переменного тока, лабораторное оборудование: действующая модель двигателя-генератора

Иметь представление об устройстве генератора переменного тока. Уметь приводить примеры практического использования

26

Трансформатор

Демонстрация устройства трансформатора

Иметь представление об устройстве трансформатора

27

Л/р «Изучение принципа действия трансформатора»

Лабораторное оборудование: набор по электричеству

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для определения физических величин

28

Семинар по теме «Производство электрической энергии. Экологические проблемы и перспективы развития»

Наглядные пособия

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах. Уметь различать причины и следствия, факты и гипотезы. Владеть монологической и диалогической речью

29

Свет – электромагнитная волна. Волновые свойства света

Наглядные пособия

Знать/понимать смысл физического понятия «свет»

30

Шкала электромагнитных волн

Наглядные пособия

Знать/понимать особенности каждого диапазона электромагнитных волн, его свойства и применение

31

Электромагнитные  волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн

Демонстрация свойств электромагнитных волн

Знать основные свойства электромагнитных волн. Иметь представление о скорости электромагнитных волн как предельной скорости

32

Решение задач на определение периода и частоты свободных электромагнитных колебаний

Сборники познавательных, развивающих и тренинговых заданий по теме «Электромагнитные колебания»

Уметь решать простейшие задачи на вычисление параметров колебаний

33

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур

Демонстрация электромагнитных колебаний

Знать/понимать, что такое электромагнитные колебания

34

Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция»

Контрольно-измерительные материалы по теме «Электромагнитная индукция»

Уметь решать задачи по теме «Электромагнитная индукция»

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитная индукция»

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электромагнитная индукция»

Уметь решать качественные, экспериментальные и расчетные задачи на применение изученных в данной теме законов

36

Дисперсия света. «Теория света и цвета» И. Ньютона

Демонстрация дисперсии белого света, получения белого света при сложении света разных цветов

Уметь описывать и объяснять явление дисперсии

37

Л/р «Наблюдение явления дисперсии»

Лабораторное оборудование: набор по оптике

Уметь наблюдать и описывать явление дисперсии

38

Объяснение оптических явлений  с волновой точки зрения: возникновение миражей, радуги, атмосферная рефракция

Демонстрация оптических явлений, наглядные пособия

Знать/понимать, как возникают оптические явления

39

Принципы радиосвязи и телевидения

Демонстрация принципов радиосвязи

Знать/понимать принципы радиосвязи и телевидения

40

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

Наглядные пособия

Знать/понимать особенности применения различных диапазонов радиоволн

41

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Знать/понимать роль электромагнитных излучений в возникновении и эволюции жизни на Земле; уметь описывать и объяснять полезные и вредные воздействия излучений на живые организмы; уметь приводить примеры практического применения электромагнитных излучений, знать способы защиты от вредных излучений

42

Контрольная работа по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Контрольно-измерительные материалы по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Уметь применять полученные знания при решении задач

III. Квантовые явления (23 ч)

43

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома

Демонстрация модели опыта Резерфорда

Знать/понимать планетарную модель строения атома

44

Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Понятие о спектральном анализе

Наглядные пособия

Знать/понимать процесс поглощения и испускания света атомами

45

Л/р «Наблюдение линейчатых спектров излучения»

Лабораторное оборудование: источник света с линейчатым спектром, спектроскоп лабораторный, набор спектральных трубок

Уметь описывать  линейчатые спектры

46

Открытие протона и нейтрона

Наглядные пособия

Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома; знать историю открытия протона и нейтрона

47

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа

Наглядные пособия, справочная литература

Знать/понимать строение атомного ядра, уметь определять зарядовое и массовое числа, пользуясь периодической таблицей

48

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер

Наглядные пособия

Знать/понимать смысл физической величины «энергия связи»

49

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада

Наглядные пособия

Знать/понимать смысл понятия «радиоактивность», уметь характеризовать альфа-, бета- и гамма-излучения. Уметь записывать простейшие уравнения превращений атомных ядер

50

Методы регистрации ядерных излучений

Справочная литература. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Демонстрация устройства и действия счетчика ионизирующих частиц

Уметь описывать  методы регистрации ядерных излучений

51

Решение задач

Дидактические материалы

Уметь решать задачи по теме «Строение атомного ядра. Энергия связи. Радиоактивные превращения атомных ядер»

52

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер

Наглядные пособия, справочная литература

Уметь составлять уравнения ядерных реакций

53

Решение задач

Дидактические материалы

Уметь решать задачи на составление уравнений ядерных реакций

54

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

Наглядные пособия, справочная литература

Знать/понимать смысл понятий: «быстрые и медленные нейтроны», «управляемые и неуправляемые ядерные реакции», «обогащенный уран»

55

Ядерный реактор.

Наглядные пособия, справочная литература

Уметь приводить примеры практического применения ядерных реакторов

56

Применение, проблемы и перспективы развития атомной энергетики

Наглядные пособия, справочная литература

Знать/понимать основные проблемы атомной энергетики, причины их возникновения и пути решения

57

интегрированный урок физики и истории «Физика и политика»

Информационно-коммуникативные средства: электронные библиотеки, Интернет, научно-популярная литература, справочные пособия

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах

58

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд

Наглядные пособия, справочная литература

Уметь приводить примеры термоядерных реакций

59

Дозиметрия.  Л/р «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»

Лабораторное оборудование: дозиметры, справочная литература

Уметь измерять радиоактивный фон при помощи дозиметра и делать оценку безопасности радиационного фона

60

Решение задач. Самостоятельная поисковая работа с информационной базой

Информационно-коммуникативные средства: электронные библиотеки, Интернет, научно-популярная литература, справочные пособия

Уметь организовывать свою деятельность: ставить цель, определять оптимальное соотношение цели и средств, использовать для решения познавательных задач различные источники информации

61

интегрированный урок физики и биологии

«Влияние радиоактивных излучений на живые организмы».

Применение радиоактивных изотопов в медицине, археологии, следственных экспериментах

Наглядные пособия

Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Понимать роль ионизирующих излучений в возникновении мутаций, в эволюционных процессах.

62

Решение задач

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Квантовые явления»; сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер»

63

Решение задач

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Квантовые явления»; сборники тестовых заданий

Уметь решать задачи по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер»

64

Повторительно-обобщающий урок по теме «Квантовые явления»

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Квантовые явления», справочная литература

Уметь описывать и объяснять квантовые явления, приводить примеры практического применения квантовых явлений; определять, какие физические законы действуют в предложенных на рассмотрение ситуациях.

65

Контрольная работа по теме «Квантовые явления»

Контрольно-измерительные материалы по теме «Квантовые явления»

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

IV. Обобщающее повторение (3 ч)

66

Обобщающее повторение изученного материала

Наглядные пособия

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, ее обработку и представление в различных формах; уметь различать факты и гипотезы, причины и следствия; владеть монологической

67

Обобщающее повторение изученного материала

Наглядные пособия

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, ее обработку и представление в различных формах; уметь различать факты и гипотезы, причины и следствия; владеть монологической и диалогической речью; быть способным отстаивать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника

68

Итоговая контрольная работа

Контрольно-измерительные материалы

Уметь применять полученные знания и навыки при решении задач


[1] Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....

Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по физике для 7-9 класс

Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа по физике для 7-9 класса

Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...