Урок физики в 8 классе по теме"Работа Электрического тока"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Урок физики в 8 классе по теме "Работа электрического тока". Урок с элементами исследования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Слайд 2

Цели урока Познавательные - продолжить формирование у учащихся понятия электрический ток, ознакомить определением работы тока, единицей измерения, вывести формулу для подсчета, ознакомить с приборами для измерения работы тока, научить применять знания при решении задач и выполнении лабораторных работ; Развивающие - развивать умения работы с приборами; измерять, сравнивать, анализировать; Воспитывающие - воспитывать аккуратность при оформлении в тетрадях, дисциплинированность при выполнении опытов, взаимопомощь и взаимопонимание.

Слайд 3

Доводы, до которых человек додумался сам, Обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим Б. Паскаль

Слайд 4

Проблемный вопрос: Почему светит лампочка, утюг нагревается?

Слайд 5

Чтобы определить работу электрического тока на каком-нибудь участке цепи, надо напряжение на концах этого участка цепи умножить на электрический заряд (количества электричества), прошедший по нему: А=U q , где А – работа, измеряется в Дж U --напряжение, измеряется в Вольтах q -электрический заряд, измеряется в Кулонах.

Слайд 6

Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. A = U I t

Слайд 7

единиц измерения работы тока Одна из единиц – ДЖОУЛЬ 1 ДЖОУЛЬ = 1ВОЛЬТх1АМПЕРх1СЕКУНДА, или 1Дж= 1ВхАхc

Слайд 8

Чтобы найти КПД, нужно найти отношение полезной работы к полной или затраченной работе умножив на 100 % КПД = 100%

Слайд 9

Домашняя работа Параграф 50, упражнение 24(1) (слабым учащимся), упр.24(3 ) (сильным учащимся ). Выразить работу тока через I, R t и U, R t используя законы Ома. Сочините стишок по теме «Работа тока »

Слайд 10

Итог урока Можем ли ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Почему светится лампочка, а утюг нагревается. Какие новые знания вы сегодня получили на уроке . В какой части урока было интересно больше всего.

Слайд 11

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

МБОУ «САВГАЧЕВСКАЯ СОШ» АКСУБАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Открытый урок в 8 по физике   на конкурсе  «Учитель года-2013»

по теме  « Работа электрического тока»

                                               Учитель физики

первой квалификационной категории

                                               Герасимова Г.В.

22.01.2013

Тема урока: РАБОТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

 

 Цели урока: 

Познавательные - продолжить формирование у учащихся понятия электрический ток,  ознакомить определением работы тока, единицей измерения, вывести формулу для подсчета, ознакомить с приборами для измерения работы тока, научить применять знания при решении задач и выполнении лабораторных работ;

Развивающие -  развивать умения работы с приборами; измерять, сравнивать, анализировать;

Воспитывающие - воспитывать аккуратность при оформлении  в  тетрадях, дисциплинированность при выполнении опытов, взаимопомощь и взаимопонимание.

 ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:  Источник тока,  резистор, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, лампочка на подставке;

карточки для опроса домашнего задания; проектор; презентация слайдов к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ, комбинированный (с элементами исследовательской работы)

ПЛАН УРОКА:

  1. Постановка цели урока и проблемной ситуации урока
  2.  Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала.
  4.  Физкультминутка.
  5. Творческая работа учащихся
  6. Домашнее задание
  7. Итог урока.

Ход и содержание урока

 Доводы, до которых человек  додумался сам,

 Обычно убеждают его больше,

нежели те,      

 которые пришли в голову другим

                                                 Б. Паскаль  Слайд 3

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Постановка темы, цели и проблемной ситуации.  

Почему светит лампочка, утюг нагревается?   Слайд 4

  1. Актуализация знаний

Работа по карточкам опроса по пройденной теме.

Самостоятельная работа

 

  1. Изучение нового материала

Для изучения сегодняшнего материала нужно вспомнить  ранее изученные понятия.

1)Что называем электрическим током?

2) Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?

3)Какой величиной характеризуется электрическое поле?

4)Что показывает напряжение в электрической цепи?

5)Что означает напряжение на участке цепи 1В?

6)А при прохождении по этому проводнику в 5 Кл, какую работу совершает электрическое поле?

Таким образом, чтобы определить работу электрического тока на каком-нибудь участке цепи, надо напряжение на концах этого участка цепи умножить на электрический заряд (количества электричества), прошедший по нему: А=U q        

, где А – работа, измеряется в Дж

         U  --напряжение, измеряется в В

         q -электрический заряд, измеряется в Кл.

Слайд  5

Как можно определить электрический заряд?

Используя это соотношение, можно получить формулу работы электрического тока, который удобно пользоваться при расчетах: A = U I t

         

Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа.         Слайд 6

В каких единицах измеряется механическая работа?

Одна из единиц измерения работы тока    ДЖОУЛЬ.  

1 ДЖОУЛЬ = 1ВОЛЬТх1АМПЕРх1СЕКУНДА, или 1Дж= 1ВхАхc        Слайд 7

Сколько приборов нужно, чтобы измерить работу тока.

На практике работу тока измеряют специальными приборами- счетчиками.

Они имеются во всех квартирах, домах.  Можете ознакомиться этими приборами дома с родителями. На последующих уроках мы с вами научимся подсчитывать стоимость затраченной работы тока в ваших домах, сумму в рублях.

       

  1. Физкультминутка
  2. Творческая работа учащихся

И так, мы с вами вывели формулу для нахождения работы тока. Далее для закрепления знаний проведем исследования.

При проведении данной работы нужно выполнять технику безопасности при работе с электрическим током, электроприборами. Без разрешения учителя не подключать к источнику питания.

У вас на столах имеются приборы: амперметр, вольтметр, источник тока, электрическая лампочка, спираль, ключ, соединительные провода.

Работа в парах или в группах из 4 учеников.

Во время выполнения исследования учитель проверяет выполнения работ.

Какой вывод можно сделать по работе тока по итогам исследования?

 При одинаковых напряжениях сила тока меньше при последовательном соединении, т.к. общее сопротивление проводников больше. По закону Ома  I= U/ R .

Вся ли работа тока в лампочке ушло только для подачи света?

Электрическая энергия превратилась в световую и тепловую энергии. Значит не вся работа тока ушло на полезную работу.

Как находили коэффициент полезного действия механизмов?

Задача. Какую полезную работу совершает электрический ток в лампочке, если КПД лампочки 60%. Значение затраченной  работы имеется в задании 4.

  1. Домашняя работа

  Параграф 50 прочитать, ответить устно на вопросы, упражнение 24(1) (слабым учащимся), упр.24(3) (сильным учащимся).

  Выразить работу тока через I, R t и U, R t используя законы Ома.

  Сочините стишок по теме «Работа тока».  Слайд 9

  1. Итог урока.

Можем ли ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Почему светится лампочка, а утюг нагревается.

Какие новые знания вы сегодня получили на уроке.

Слайд 10

Например, работа тока в утюге: электрическая энергия – в тепловую;

  Электрический насос качает воду: при этом электрическая энергия – в механическую энергию подъема воды.  

   

В какой  части урока было интересно больше всего.

  Оценки за урок поставлю в электронный журнал.

Всем спасибо. Потрудились сегодня хорошо  Слайд 11

Карточка №1 1. Какое соединение проводников является последовательным? Изобразите схему соединения. 2.Какое соединение проводников является параллельным? Изобразите схему.

Карточка№2. 1.Какая электрическая величина одинакова для всех проводников: а) при последовательном; б) при параллельном соединении?

Карточка №3. 1.Как найти общее сопротивление отдельных  проводников: а) при последовательном; б) при параллельном соединении?

 Карточка №4. 1. Как найти общее напряжение цепи, состоящей из последовательно соединенных проводников? 2. Как найти силу тока участка цепи  состоящего из параллельно соединенных проводников ?

Карточка №5.  1. Какое соединение проводников применяется в жилых помещениях? Какие недостатки и преимущества параллельного? последовательного соединения?

1)Упорядоченное движение заряженных частиц

2)Нужно создать в нем электрическое поле

3) Напряжением

4)Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении заряда  в 1 Кл из одной точки в другую

5)Это означает, что электрическое поле совершает работу по перемещению электрического заряда в 1 Кл. по этому проводнику равной 1 ДЖОУЛЮ)

6) В 5 раз больше, чем в 1Кл

Записи на тетрадях

А=U q        

, где А – работа, измеряется в Дж

         U  --напряжение, измеряется в В

         q -электрический заряд, измеряется в Кл.

Электрический заряд q, прошедший по участку цепи, можно определить, измерив силу тока и время его прохождения и найти по формуле q = I t    

Механическая работа измеряется в Джоулях

3 прибора, вольтметр, амперметр, часы

Учащиеся самостоятельно выполняют данные задания

 Задание 1.

Соберите электрическую цепь,  соединив последовательно батарею элементов, амперметр, спираль, лампы и ключа. Измерьте  силу тока и общее напряжение 2-х приборов соединенных последовательно и заполните таблицу измерений.

Задание 2. Соберите электрическую цепь, где лампочка и спираль соединены параллельно. Измерьте напряжение и силу тока при последовательном соединении проводников. Заполните таблицу измерений.

 Задание 3.Нарисуйте схему соединения  электрической цепи

а) при последовательном;

б) при параллельном соединении проводников.

 

 Задание 4.Вычислите работу тока в лампочке и спирали, по формуле А=U I t  , где время 1 минута.

Таблица результатов

 

Измерено

Вычислено

Выводы делают учащиеся.

Вывод: при последовательном соединении проводников  работа тока меньше, чем при параллельном соединении.

Нет, лампочка при этом еще и нагревается.

Чтобы найти КПД, нужно найти отношение полезной работы к полной или затраченной работе умножив на 100 %

 КПД = Апз *100%    Слайд 8

Задача решается у доски.

Лампочка  не только светиться, а и нагревается, потому что электрический ток совершают работу. В утюге тоже самое, электрическое поле совершает работу, эту работу назвали работой тока.

Сегодня мы   вывели формулу для вычисления работы тока.

Научились измерять работу тока с помощью трех приборов: амперметра, вольтметра и часов;

Знаем, чему равна единица работы тока 1 Дж=1 А В с.

  Когда ток совершает работу, то происходит превращение электрической энергии в любую в другую энергию.

 Научились находить КПД приборов

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика и ТРИЗ "Действия электрического тока"

  На уроке ученики знакомятся с фундаментальным физическим законом о превращении энергии из одного вида в другой, выясняют универсальность действий электрического тока. Одновременно с помо...

Конспект урока в 8 классе по теме "Сила тока"

Данный урок предназначен для учителей физикиЭлектрическое напряжение. Вольтметр Урок изучения и первичного закрепления знаний. Цели урока: изучить понятие напряжения на участке цепи, его еди...

Урок физики в 8 классе по теме "Сила тока. Измерение силы тока"

Урок является восьмым уроком в разделе "Электрические явления"....

Урок физики в 8 классе по теме «Сила тока. Амперметр»

Данный конспект урока предназначен для проведения в 8 классе по программе А. В. Пёрышкина....

Конспект урока по физике в 9 классе по теме: "Направление тока и линий его магнитного поля"

Конспект урока по физике в 9 классе по теме: "Направление тока и линий его магнитного поля"...

План кружка "Экспериментальная физика" для 8А (физико-математического ) класса по теме "Сила тока, напряжение, сопротивление"

В рамках дистанционных занятий, на занятиях кружока по экспериментальная физика  имеет смысл рассмотреть задачи включенные в экспериментальную часть Всероссийской ол импиады школьников по физике ...