Обобщение опыта
материал по физике по теме

Использование личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцированного обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний и мотивации достижения успеха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Белгорода

Муниципальное образовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №21

г. Белгорода

Использование личностно-ориентированного подхода

с элементами дифференцированного обучения на уроках физики

как средство  повышения качества знаний

и мотивации достижения успеха

        Доронина Елена Анатольевна

                                                                  Учитель физики

                                                                      МОУ - СОШ №21

        2009г

Содержание опыта

  1. Информация об опыте…………………………………………….3
  2. Технология описания опыта………………………………………7
  3. Результативность опыта…………………………………………..11
  4. Библиографический список………………………………………13
  5. Приложение к опыту………………………………………………14

1. Информация об опыте

  1. Условия возникновения опыта

        Определяющим условием становления опыта является создание условий содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по физике, усиление их мотивации к изучению предмета на основе использования идей личностно-ориентированного подхода.

       Исходным условием становления опыта явился социальный заказ общества, так как физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение.

      Введение нового учебного плана повлекло за собой и сокращение часов по физике: до двух часов в неделю с 7 по 11 класс. Работая в данных условиях, я столкнулась с проблемой снижение интереса к урокам физики, мотивация изучения предмета отсутствовала. Участие в олимпиадах стало проблемным, победы отсутствовали, поступление в технические ВУЗы сократилось.

    Средняя школа №21  находится в  микрорайоне  Левобережья , в близи находятся школы: №45, №8.

    Население микрорайона неоднородно: оно большей частью состоит из рабочих предприятий города и служащих, небольшого количества интеллигенции.

    Недостаточный уровень благосостояния населения, неоднородный образовательный уровень родителей, неспособность части родителей педагогически верно оценить поступки собственного ребенка, алкоголизм среди взрослой части населения и молодежи. Эти и другие факторы отрицательно влияют на социальное поведение подрастающего поколения, уровень сформированности  нравственных качеств, мотивации к учению.

      Современному обществу необходима свободная личность, способная

самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самообразованию,

самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности.       Поэтому передо мной встала проблема обновления методов, средств и форм организации обучения, проблема не только «чему учить», но и «как учить», то есть проблема организации эффективных совместных форм учебной деятельности, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических технологий.

         Личностно-ориентированное образование является тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

 Работая в школе, я осознала необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская  из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями их психического развития, с учетом особенностей характера.                                                                                                    

       Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо учитывать такие виды дифференциации обучения, как внутренняя и внешняя дифференциации по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам.

 

                          1.2  Актуальность и перспективность опыта.

            Сегодня назрела необходимость готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.

            Поэтому использования личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцируемого обучения на уроках физики делает актуальной проблему совершенствования учебного процесса:

   - с одной стороны формируется устойчивость положительной мотивации

   - с другой стороны обеспечивается выполнение государственного

стандарта физического образования.

       На уроках физики и внеурочное время, я стараюсь обеспечивать:

   - развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и

перерабатывать информацию, делать выводы.

    - ознакомление с основами физики как системы фундаментальных

 физических теорий, умение применять научные знания для анализа наблюдаемых

процессов;

- формирование научного мышления и мировоззрения, понимание

возможностей научного познания природы и ознакомление с его методами;

- развитие творческих способностей учащихся;

- формирование и поддержание познавательного интереса к физике,

    раскрытие роли физики в современной цивилизации;

- помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей

деятельности. 

      Проблема повышения качества знаний в этих условиях проявилась более остро, поэтому я в своей работе стала использовать структурно-логические схемы на

разных этапах обучения учащихся физике, которые способствуют:

1.Развитию логического мышления;

2.Росту качества знаний;

3.Экономии времени на разных типах урока.

                                     1.3  Ведущая педагогическая идея

      Сущность опыта заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через внедрение различных  технологий  в преподавание физики;  введение в урок элементов  проблемности,  новизны известных фактов, разнообразных игровых ситуаций; в осуществлении связей преподавания физики с другими  предметами; в  усиление  мотивации к изучению предмета на основе использования личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманской, Е.Н. Степанова и др.). Реализация адаптированных мною мотивационного и технологического алгоритмов в процессе обучения физики, разработанных на идеях личностно-ориентированного подхода.

                                  1.4  Длительность работы над опытом.

        Современные требования, предъявляемые к учебному процессу в школе, ставят перед нами необходимость поиска новых подходов в обучении.

        Стараясь идти в ногу со временем, работаю по данному направлению около

пяти лет.

  I этап –  начальный 2005/2006 уч. год.

- Знакомство с технологиями личностно ориентированного образования через проведение тематических педсоветов и заседаний школьных МО, теоретических семинаров;

-Изучение актуального передового опыта педагогов других школ;

-Участие в семинарах, конференциях по данной теме;

-Изучение методической литературы по данной теме;

-Консультации педагогов- наставников и взаимо посещение уроков

      - Разработка программы.

     II этап – основной 2006/2007-2007/2008 уч. год.

      - Теоретическое обоснование содержательных организационных и технологических

 условий формирования личностно-ориентированного обучения учащихся.

-  Проведение мониторинга ( анкетирование, тестирование);

- Разработка система работы с одаренными детьми;

 - Поиск путей повышения качества образования на основе результатов мониторинга  конечных результатов процесса обучения.

   Ш этап - заключительный 2008/2009 уч. год.

     - Корректировка технологии личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцируемого обучения .

     -Подготовка результатов обобщения используемого опыта.

  1. Диапазон опыта.

        Диапазон представленного опыта – единая система «урок- внеклассная работа». В тоже время, опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом.

  1. Теоретическая база опыта

           В своем опыте я реализую идеи И.Я. Якиманской, Г.К.Селевко, Е.Н.

Степнова, М.И. Махмутова, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Николиной и др. 

 

  1. Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской.

          Настоящий опыт построен на основе теоретических данных:  И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школу». И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». И далее: «Следует понимать, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной», она выделяет несколько групп личностно-ориентированной педагогики.

          Опираясь на тезисы  И.С.Якиманской,  на уроках физики я предоставлению ученику свободу  выбора способов выполнения учебных заданий; использую различные формы групповой и индивидуальной работы в целях активизации творчества учащихся; создаю условий для творчества ; побуждаю ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы. 

          2. Сущность, структура и компоненты личностно- ориентированного

                                        подхода Е.Н.Степанова

      В своей практике профессиональной деятельности я стремлюсь удовлетворить  интересы моих учеников; прилагаю основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных

личностных качеств.

              3. Реализация идей проблемного обучения  М.И.Махмутова

        Я стараюсь  излагать материал по физике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов. На уроках физики мои ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске. Система познавательных задач, охватывающих все или почти все этапы проблемного движения к знанию и сочетающихся с комментированием, дискуссией, эвристической беседой. В своей работе я

часто использую систему программируемых заданий. В старших классах я

традиционно включаю в урок физики систему самостоятельных работ

исследовательского характера.

 

4. Реализация принципа системной дифференциации в процессе конструировании содержания предметного образования по методу В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

 

       Исследования В.В. Давыдова,  Л.В. Занкова значительно  расширили горизонты представлений о познавательных возможностях учащихся.

       В своей работе считаю очень важным применять идеи системной дифференциации. Реализация принципа системной дифференциации в процессе конструирования содержания физического образования выдвигает особое требование, которые я учитываю при составлении своей программы деятельности:

     1. Первоочередное усвоение учащимися знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер;

     2. Ориентация обучения на выявление и первоочередное раскрытие

базовых отношений определяющих содержание и структуру современного,

физического содержания;

     3. Ориентация обучения не только на усвоение школьниками основных теоретических положений, но и на умение конкретизировать исходный материал.

       Единицей обучения при таком построении программы становится не

урок, а тема, так как при изучении темы вводно-ориентировочный,

операционно-познавательный и оценочно-результативный компоненты

учебного процесса проявляются достаточно полно и очевидно.

                                             1.7. Новизна опыта

       Новизна опыта выражается в том, что в процессе обучения, у учащихся формируется устойчивый интерес к изучению физики через внедрение новых педагогических технологий и использование их при решении воспитательных задач, также интенсифицируется традиционный процесс преподавания физики.

      Учебные занятия строятся на основе фундаментальных принципов обучения: научности, последовательности, наглядности, практической направленности, ведущей идеи развития мышления и способов познания, особой духовной и образовательной значимости активности и самостоятельности ребенка. Каждый урок в системе моей работы – это  познание физических законов, явлений и процессов в атмосфере сотворчества и взаимопонимания. Технологическая сторона обучения

основана на принципах сотрудничества и сотворчества: отношения

взаимопонимания с учениками; учение без принуждения, принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию; на уроке я стараюсь быть с учениками «рядом».

                                           2. Технология описания опыта.

             Основная цель опыта – создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению физики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

            Основные задачи личностно ориентированного обучения, реализуемые мною на уроках физики:

       1.Использование  разнообразные форм и методов организации учебной деятельности,      которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.

        2.  Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

         3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

 4. Использование  в ходе урока дидактического материала, позволяющего  ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

5. Поощрение стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  1. Создание ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

  7. Содействие реализации личностной познавательной деятельности обучаемых в процессе изучения физики. 

Представляется возможным выделить следующие виды личностно-ориентированного подхода:

- разноуровневый;

- дифференцируемый;

- индивидуальный;

- субъективно-личностный.

Данные виды личностно-ориентированного подхода позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.

При этом мной  организуются такие виды деятельности учащихся на уроке:

индивидуальная,

групповая,

коллективная,

         самостоятельная работа 

          Использую следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

-       Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.);

-       Технологии уровневой дифференциации;

  1.   Игровые технологии;

 - Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  1. Проблемное обучение;
  2. Коллективный способ обучения.

      На первом этапе  (7-9кл) акцентирую внимание на технологию дифференцированного подхода обучения физике.

     В соответствии с этим в классе выделяю две группы учащихся:

группу базового уровня;

группу повышенного уровня.

     При этом стараюсь создавать условия для учащихся, чтобы они могли

успешно действовать в ситуации выбора, например, при выполнении самостоятельной работы.

    Элементы игровой технологии использую в 7-8 классах. В  этой технологии можно выделить следующие компоненты:

мотивационный;

ориентационный;

целевой;

содержательно-операционный;

ценностно-волевой;

оценочный.

         Индивидуальная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому я, прежде всего, выясняю индивидуальные способности каждого ученика, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и

коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся я использую дидактический материал, карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый учащийся выполнял свое индивидуальное задание. Карточки-задания для практической работы по возможности стараюсь пользовать на каждом уроке.

       Без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на уроке физики в старших классах бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, я на своих уроках, стараюсь развить у учащихся  способность решать возникающие проблемы.

       С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

     В  своей педагогической деятельности при обучении физике, используя данную технологию, при структурировании лично-ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения. 

     На всех технологических этапах использую метод структурно-логических

схем. Учебные понятия структурируются, анализируются, противопоставляются,

встраиваются в имеющиеся структурные знания, логически связываются и становятся системными. Структурно-логические схемы обеспечивают рациональное усвоение знаний о природе, обществе, технике, помогают формировать опыт в отборе информации и ориентироваться в ней. Структурно-логические схемы следует рассматривать как одно из

дидактических средств – логических, наглядных, технических в содержании

образования,  применяемых на уровне учебника для рационального усвоения

учебного материала. Применяю их на любых этапах урока.

    Cтруктурно - логические схемы, охватывающие общенаучные понятия, использую на вводных и обобщающих уроках..

    В своей педагогической практике использую четыре типов урока

проблемное изложение;

эвристическая беседа;

частично-поисковый;

урок-исследования

 Использую следующие этапы учебного занятия, образующих его макроструктуру:

  1. организационный этап,
  2. этап проверки домашнего задания,
  3. этап актуализации субъектного опыта учащихся,
  4. этап изучения новых знаний и способов деятельности,
  5. этап первичной проверки понимания изученного,
  6. этап закрепления изученного,
  7. этап применения изученного,
  8. этап обобщения и систематизации,
  9. этап контроля и самоконтроля,
  10. этап коррекции,
  11. этап информации о домашнем задании,
  12. этап подведения итогов учебного занятия,
  13. этап рефлексии.

                                                Виды деятельности на уроке :

Использование разнообразных форм и методов организации  учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить не правильный ответ и т.п.;

использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задач), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

                                                  Средства обучения:

  - Раздаточный материал

                            - тексты  разноуровневых  контрольных и самостоятельных работ;

                             - тестовые задания;

                             - варианты заданий  ЕГЭ (демонстрационные и тренировочные)

                             - систематизированная картотека с карточками для индивидуальной и      дифференцированной работы;

                             - медиа-ресурсы;

                             - коллекция творческих работ учащихся.

                              3. Результативность.

     Результативность работы рассматривается мною по следующим показателям: 

    -  результативность работы с применением данного опыта проводилось с   помощью как промежуточного, так и итогового контроля,

     - обученность учащихся по физике;

     -  мониторинг качества знаний учащихся и степени обученности  по

физике,

     - участие в предметных олимпиадах;

     - участие в конкурсах.

        Обученность учащихся по физике

Год

классы

Количество учеников

успеваемость

Качество знаний

2005-2006

9а,б.в;10а.б,в;11а,б,в,г.

242

100%

51%

2006-2007

7а.б,в;9а,б,в,г.д;10а,б,в;11а,б,в.

274

100%

52%

2007-2008

7а,б,в;8а,б,в;9а,б;11а,б,в.

293

100%

56%

           Результаты школьного мониторинга (административная контрольная работа)

год

класс

успеваемость

Качество знаний

2005

8 а

100%

100%

8 б

100%

60%

8 в

100%

58%

Итого

8 а, б, в

100%

72%

                                        Результаты промежуточной аттестации

год

класс

Число учащихся

Сдавали экзамен

Успеваемость      по результатам экзамена

Качество знаний по результатам экзамена

Успевае

мость по результатам года

Качество знаний по итогам года

2006-2007

7 а

17 чел.

15 чел.

100%

53%

100%

53%

2007-2008

7 б

24

24

100%

72%

100%

73%

                     Успеваемость и качество знаний учащихся

                             на  примере трёх   классов

Год

Классы

успеваемость

Качество знаний

2005-2006

9 а, б, в

100%

46%

2006-2007

10а, б, в

100%

51%

2007-2008

11а, б, в

100%

60%

 

Итоги городских олимпиад по физике

Год

Название олимпиады

Ф.И участника

Класс

Место

2005-06

физика

Михайличенко Лиза

8 а

4

2006-07

политехническая

Сехна Алена

11 а

3

политехническая

Ошкадерова Дарья

10 а

4

физика

Моргунова Марина

10 б

12

2007-08

астрономия

Кузнецов Костя

11 б

8

политехническая

Ошкадерова Дарья

11 а

9

Физико-математическая

Ошкадерова Дарья

Моргунова Марина

11 а

11 б

13

физика

Моргунова Марина

11 б

15

Итоги участия в конкурсах

1.

Ошкадерова Дарья

Учащаяся 11 «А» класса

Получила диплом 1 степени участвуя в Международной конференции в г.Харькове по физике.

2.

Ошкадерова Дарья также заняла  2 место в городском конкурсе «Первые шаги в науку» в г.Белгороде.

Уровень мотивации учащихся  по физике

( Опросник см. Приложение 1)

Уровни мотивации

2005/2006г

(9-ые кл.)

2006/2007г

(10-ые кл.)

2007/2008г

(11-ые кл.)

Низкая

50%

14%

10%

Средняя

40%

30%

30%

Высокая

10%

56%

60%

      Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о

положительной динамике качества знаний и умений учащихся.

     Использование личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцированного обучения на уроках физики позволило мне достигнуть определённых результатов:

      - у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета физики и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к физике

      - возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

        Опыт работы показывает, что личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцированного обучения дает положительные результаты.

                               Библиографический список

    1 . Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в

современной школе/__

    2. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в

обучении/ С.А.Мухина, А.А.Соловьева – Ростов-на-Дону:

«Феникс», 2004. – 384с.

  3. Степанов, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе

педагога: разработка и использование/ Е.Н.Степанов – М.: ТЦ

Сфера, 2004. – 128с.

   4. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа

личностно ориентированного урока// Научно-практический

журнал «Завуч». – 2004. - №6. – с.133-146

   5. Кулюткина, Ю.Н. Образовательные технологии/ Ю.Н.Кулюткина,

Е.Б.Спасская – С.-Пб.: Каро, 2002. – 152с.

  6. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока/

В.В.Шоган – Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2003. – 160с.

   7. http://ipkps.bsu.edu.ru/ 

    8. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и    образование. –2002. –№2. –C. 42 - 45

 

Приложение 1

         1.Методика диагностики направленности учебной мотивации

Используемая литература: Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и    образование. –2002. –№2. –C. 42 - 45

          Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Содержание тест- опросника.

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

  1. верно                                 – (+ +);
  2. пожалуй, верно              – (+);
  3. пожалуй, неверно         – (–);
  4. неверно                            – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллон — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Приложение 2

 Личностно-ориентированный урок по физике в 8 классе

    Тема урока: « Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина»

Цели урока:

  Обучающие: Способствовать  формированию знаний учащихся о работе пара и газа на примере двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

   Развивающие: Развивать умения учащихся работать с текстами учебника и дополнительной литературы.   Рассмотреть историю развития тепловой машины, экологические проблемы и перспективы развития.

   Воспитательные: Совершенствовать навыки работы с приборами, лабораторным оборудованием. Применить элементы личностно-ориентированного подхода через дидактическую игру.

   Тип  урока:  Урок изучения и закрепления новых знаний.

    Метод: Дидактическая игра

    Оборудование: 1) карточки для групп учащихся ( задание журналистам, задание для эксперимента)

   2) Пробирка, картофелина, стакан с горячей водой (для демонстрации расширения газа).

    3) Модель DВС, модель паровой турбины

     4) Схемы DВС и П.Т.

    Имитационная модель игры: Форма нашего урока будет не совсем обычной. Это будет урок – игра.   В НИИ получены важные теоретические и практические выводы. Сотрудники НИИ просят разрешения запатентовать их. Дирекция института предлагает защитить научные проекты на расширенном заседании ученого совета НИИ и в случае успешной защиты просить патентное бюро выдать соискателям патент на открытие. Несоответствие защищаемого проекта патентной формуле лишает лабораторию права на открытие.

План урока:

  1. Вступительное слово директора НИИ (учителя ) 2-3 мин.
  2. Защита патентов (20-25 мин)
  1. Актуализация знаний. Выступление группы журналистов.
  2. Доклад представителей группы «экспериментаторы» с демонстрацией опыта по расширению газа.
  3. Доклад  группы  историков «История развития тепловых двигателей).
  4. Доклад  группы «конструкторов». На модели ДВС и ПТ, на схеме показать устройство ДВС и ПТ.
  5. Доклад  группы «исследователи». На модели ДВС и ПТ показать работу тепловых двигателей.
  6. Доклад  группы «экологов»: Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.
  1. Подведение итогов.
  2. Обратная связь (мнение учащихся).

Подготовка к уроку: Было дано ранее домашнее задание: подготовить сообщения :  «История развития тепловых двигателей» и «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду»

Вступительное слово учителя. Учитель предлагает учащимся разделиться на группы  по лабораториям НИИ:

1 группа - представители прессы.

2 группа - лаборатория №1 «Экспериментаторы»

3 группа - лаборатория №2 « Историки»

4 группа - лаборатория №4 « Конструкторы»

5 группа - лаборатория №5 « Исследователи»

6 группа - лаборатория №6  «Экологи»

Учащиеся сами выбирают,  в какой группе (лаборатории) им работать.

Задание 1 группе учащихся:

Представители прессы берут интервью у сотрудников НИИ и выясняют ответы на  вопросы, которые помогут нам лучше и быстрее понять тему:
1) Какие виды механической энергии мы изучили?

2) Что называют  внутренней энергией?

3) От чего зависит внутренняя энергия?

4) Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

Задание  2  группе учащихся :

Учитель: Запасы внутренней энергии огромны. Очень важно умело и грамотно использовать ее запасы, содержащиеся в топливе.
     Использовать внутреннюю энергию – значит совершить за счет нее полезную работу.
     Для того, чтобы понять как это сделать необходимо провести опыт. Задание, оборудование  выдаётся.

Задание к опыту :

                   1.  Взять пробирку, перевернуть её вверх дном.
                  2. Осторожно нажимая на пробирку, выдавить из картофеля кружок                (пробку) так, чтобы пробирка плотно закрылась картофельной пробкой.
                  3. Перевернуть пробирку вниз донышком и опустить ее в горячую воду.
                  4. Пронаблюдать происходящий процесс.
                  5. Сделать вывод, используя ответы на вопросы:

  1. Что произошло с внутренней энергией воздуха в пробирке, когда ее опустили в воду?
  2. К чему привело изменение внутренней энергии воздуха?
  3. Что произошло с внутренней энергией воздуха в пробирке после вылета пробки?

Задание группе 3 :

Учитель:  Машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию, называют тепловыми двигателями. Рассказать историю развития тепловых двигателей


      
Задание группе 4 :

       Выяснить и показать по плакатам  устройство ДВС и ПТ .

Задание группе 5:

        Выяснить принцип работы ДВС и ПТ.

                                              Задание  группе 6 :

  Выяснить как влияют тепловые двигатели на окружающую среду.

Итоги  урока:  в конце урока подводятся  итоги работы по  группам, обсуждаются положительные и отрицательные моменты урока в целом. Выставляются оценки

 Информация о домашнем задании: 1) §21,22, 23 прочитать, ответить на вопросы по учебнику «Физика» 8 класс А.В.Пёрышкин. 2) приготовить сообщение по данной теме, 3)изготовить прибор – модель теплового двигателя, например «Модель паровой турбины)

Рефлексия учащихся: "Что нового вы узнали на уроке, чему научились?"

        

        Приложение 3. 

Пример дифференцированной контрольной работы № 1 в 7 классе.

«Механическое движение. Плотность вещества»

                                                                        Вариант 1

  1. Какую массу имеет стеклянная пластинка объёмом 4 дм3?
  2. Поезд движется со скоростью 20м/с. Какое расстояние он пройдёт за время 30 с?
  3. В бутылке находится подсолнечное масло массой 465г. Каков объём масла в этой бутылке?
  4. Трактор проехал путь 600м за время, равное 5 мин, а за следующие 30 мин он проехал путь 3,6км. Какова средняя скорость трактора за всё время движения?

                                      Задания повышенной сложности

  1. Масса воды, вмещаемая в бутыль, 5кг. Сколько керосина можно налить в бутыль такой же ёмкости?
  2. Определите грузоподъемность одной железнодорожной платформы, если для перевозки песка объёмом 500м3 в течение 1одних суток потребовалось 30 платформ.
  3. Некоторый участок пути один велосипедист проехал за время, равное 10 с, со скоростью 4 м/с, а другой велосипедист этот же участок пути проехал за время, равное 8 с. Какова средняя  скорость другого велосипедиста на данном участке пути?

                                                                      Вариант 2

  1. Чему равна масса пробки, объём которой равен 2м3, плотность пробки 240 кг/м3?
  2. Лётчик на реактивном самолёте пролетел путь, равный 45км, в течение 2,5 минут. Определите скорость самолёта?
  3. На сколько изменилась масса топливного бака, когда в него налили бензин объёмом 100л?
  4. Чтобы водолаз не заболел кессонной болезнью, он должен с больших глубин подниматься медленно. Подъём с глубины 18м до глубины 6м он совершает за 4 мин, а с глубины 6м до поверхности водоёма – за 18 мин. Определите среднюю скорость водолаза на всём его пути.

                                            Задания повышенной сложности

  1. Чугунный шар имеет массу 2,1кг при объёме 350 см3. этот шар сплошной или полый?
  2. Сосновые доски, погруженные в вагон, имеют массу 3т. Размер одной доски 400*20*2,5 см. Сколько досок в вагоне?
  3. Теплоход по течению двигался со скоростью 15км/ч, а против течения – со скоростью 10км/ч. С какой средней скоростью теплоход прошёл весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8км.

Приложение 4

                            Внеклассное мероприятие: Конкурс эрудитов

Часть 1

    Учитель: Борьба за право называться эрудитом проходит в три тура. Задача первого тура заключается в  том, чтобы из всего класса отобрать команду в 9 человек, будущих участников II тура. Следующий тур должен выявить одного - трех лучших эрудитов. И финальный конкурс определит победителя «САМЫЙ ЭРУДИРОВАННЫЙ»

Представляю жюри нашего конкурса.

                                  Организация конкурса.

                                       Первый тур «Игра в слова»

    Учитель:. Сейчас на доске будет записано слово. Из букв, входящих в него, вы должны составить новые слова (имена существительные в единственном числе - и обычные, и связанные с физикой). Время на работу - 3 мин. Напишите все на листе, не забудьте проставить свою фамилию и имя, 9 участников, написавших больше всех слов будут победители этого конкурса и выйдут во второй тур.

     Внимание! Это слово «конденсатор», Время пошло.

(По истечении отведенного срока листы с ответами собирают и обрабатывают). Затем жюри зачитывает все ответы и определяет участников, вышедших во второй тур.

                                           Второй тур «Тесты, блиц, загадки»

  1. Тест-1 «Происхождение слов».
  2. Блиц-конкурс «Умственная гимнастика».
  1. Тест-2 «Моя осведомленность».
  2. .Загадки с подсказками

Тест- I

                                           «Происхождение слов»

   Учитель  предлагает участникам конкурса поочередно вытянуть билет с заданием, где написано слово, происхождение которого им предстоит определить. В билете,  даны так же 5 ответов для выбора, среди которых 1 верный. Ответ дается устно: участник имеет право на 5 попыток.

   Оценивание происходит так: если ответ дан с первой попытки - 5 баллов, со второй - 4 балла, с третьей - 3, с четвертой - 2, с пятой -1 балл.

   Из игры выбывает тот, кто наберет меньшее число баллов.

   Чтобы болельщики знали содержание задания, билет нужно прочитать громко.

    Билет № 1    ПРОБИРКА - это слово

 1    латинское,    2    русское,  3   французское,   4   испанское,   5    итальянское.

    (Ответ: русское.)

   Билет № 2  УТЮГ - это слово

  1    турецкое,    2    китайское ,  3    русское ,  4    финское,   5    немецкое

   (Ответ: турецкое.)

   Билет № 3  ГИПОТЕЗА - это слово

  1    голландское,   2   латинское ,  3    греческое,   4   австрийское,       5 русское

(Ответ: греческое.)

   Билет № 4 РАКЕТА - это слово

   1    русское   2    немецкое   3 английское   4   китайское 5 греческое

    (Ответ: немецкое,)

    Билет № 5 ОРБИТА - это слово

   1    французское   2    английское   3    русское   4   латинское   5 немецкое

   (Ответ: латинское.)

   Примечание. Может сложиться ситуация, когда 2 и 3 участника наберут одинаковое число баллов. В этом случае используется запасной конкурс, например «Азбука».

  Участники поочередно в алфавитном порядке называют фамилии ученых

(физиков, математиков, астрономов), начинающиеся на очередную букву. Например: А - Ампер, Б- Бор, В- Вольт, и т. д.

   В конце конкурса жюри подводит итоги. Участники набравшие меньше всего баллов выбывают из игры.

Блиц-конкурс

«Умственная гимнастика»

  В этом конкурсе проверяются знания, сообразительность, умение логически мыслить.

Учитель зачитывает вопрос. Игрок, готовый к ответу, поднимает руку; первому поднявшему руку предоставляется слово. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Участники, набравшие меньше всего баллов, выбывают из игры.

        Вопросы

  1. В какой стране бывает одновременно яркий день и глубокая ночь? (Ответ: Россия)
  2. Назовите два числа,  произведение которых равно их частному (Ответ: 1и1)
  3. Может ли страус назвать себя птицей? ( Ответ:  Нет: он говорить не умеет)
  4. Какая планета самая большая?  (Ответ: Юпитер)
  5. Мой дед ложится спать в 8 ч вечера, а будильник заводит на 9ч утра. Сколько спит дед? (Ответ: 1 ч)
  6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10  руках? (Ответ: 50)
  7. Общее название двенадцати созвездий? (Ответ: Зодиак)
  8. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (Ответ: Их массы одинаковы.
  9. Как звали Ломоносова? (Ответ: Михаил Васильевич)
  10. Самая легкая в мире древесина? (Ответ: Бальза)

                                                  Тест -2

«Моя осведомленность»

   Учитель: По опорным сигналам - подсказкам, которые постепенно будет давать классный руководитель нужно отгадать задуманное. Рука, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу. За верный ответ присуждается 1 балл. Кто наберет меньшее число баллов, выбывает из конкурса.

        Загадка первая: Речь пойдет о живом существе. Кто оно? Подсказки :

  1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях  видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
  2. Мощность, развиваемая его сердцем – 2,2 Вт.
  3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
  4. За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
  5. Это самое умное животное на Земле.

(Ответ: Человек)

Загадка вторая: Фамилия очень известного ученого. Подсказки:

  1. Он – один из первых ученых, работавших в войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
  3. Он крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
  5. По легенде,  ему принадлежит возглас : «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Ответ: Архимед)

       Загадка третья.  В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь.   Что это за вещество? Подсказки:

  1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
  2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
  3. Его можно использовать для уменьшения трения.
  4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
  5. Это вещество называют «соком жизни» на Земле.

(Ответ: Вода)

Загадка четвертая.  Она - об уникальном путешественнике. Кто он? Подсказки:

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.
  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба..
  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «Поехали!».

(Ответ: Ю.А.Гагарин.)

Загадка пятая.  Что это? Подсказки:

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
  2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
  4. Он всегда целенаправлен.
  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с
    железом.

(Ответ: Компас.)

Загадка шестая. И снова о человеке-легенде. Подсказки:

  1. Он жил в IV в. до н.э.
  2. Он был воспитателем Александра Македонского.
  1. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, , оптике, метеорологии.
  2. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
  3. Его учение было канонизировано церковью, призвано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.

   (Ответ:  Аристотель)


Жюри подводит итоги конкурса, три участника, которые наберут больше всех баллов, продолжат борьбу.

Третий тур

«Финальный конкурс»

Учитель, (обращаясь в зал и к участникам финала). Этот конкурс будет проведен в 2 этапа:

 Его победитель и будет нашим главным эрудитом.

 Состязание первое:

(Выдаются финалистам по коробке спичек)

Учитель  (поясняет), участники соревнования должны зажечь спичку. У кого она будет гореть дольше, тот получает 1 балл; время фиксируется секундомером. Начали!

Состязание второе:

Участникам будут заданы индивидуальные вопросы, на которые они должны

дать ответы. За каждый правильный ответ 1 балл. (Вопросы задают поочередно: то одному то другому)

Вопросы:

1.Как с точки зрения физики объяснить процесс зажигания спички?

                   2.Почему пламя спички направлено вверх?

3.Почему вы не обжигали пальцы, когда держали горящую спичку?

4.Почему спичка сгорает быстрее, когда ее держат пламенем вниз?

5.Почему сырые спички не зажигаются или зажигаются плохо?

6.Какие превращения энергии происходят при зажигании и горении спички?

      Тот участник, который ответил на большее количество вопросов – становится победителем конкурса.

       Подведение итогов конкурса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...