Элективный курс
элективный курс по физике (11 класс) по теме

Элективный курс по физике в 11 классе: "Методы решения задач по физике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №21 г. Белгород

«Согласовано»

Руководитель МО


_______Темерова Л.А.

Протокол № _____

от «____»_____2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ  №21 г. Белгород

_______Жданова М.М.


«____»________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №21

г. Белгород


_________Пищальченко М.И.


Приказ № _от «___»__2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Методы решения задач по физике»

Дорониной Елены Анатольевны

11 «А»  класс

физика

2012 г.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по  элективному курсу: «Методы решения задач по физике» для 11 класса составлена на основе авторских программ:

1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения  задач по физике», М., Дрофа, 2005 год.

2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).

Элективный курс рассчитана на учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню.

Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах.

Цели элективного курса:

1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

Задачи курса:

1. углубление и систематизация знаний учащихся;

2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

3. овладение основными методами решения задач.

Изменения, внесённые  в авторскую  программу

1. Программа элективного курса сокращена с 68 ч на 34 ч  и рассчитана только для изучения в 11 классе.

2. Внесены корректировки в содержание программы и  учебно-тематический план.

3. Изменен список литературы.

Количество учебных часов

Данная программа рассчитана на 34  часа, 1 час в течении года

Учебно- методический комплект

  1. Физика: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев,  Б. Б. Буховцев, В.   М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2011

     2) Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для     общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

Формы организации учебного процесса

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, подготовка учащихся к ЕГЭ по физике и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

     При решении задач учащиеся должны уметь:

  1. классифицировать предложенную задачу,
  2. анализировать физическое явление,
  3. последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,
  4. анализировать полученный ответ,
  5. составлять простейшие задачи,
  6. решать задачи средней трудности,
  7. решать комбинированные задачи,
  8. владеть различными методами решения задач:

аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

  1. владеть методами самоконтроля и самооценки.

Учебно-тематический план



п/п


Тема

Количество часов

По программе

В.А.Орлова, Ю.А. Саурова

По  рабочей программе

1.

Физическая задача. Классификация задач

4

1

2.

Электрическое и магнитное поля

5

8

3.

Постоянный электрический ток в различных средах

9

9

4.

Электромагнитные колебания и волны

14

14

5

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу

2

2

Итого:

34

34

Календарно-тематическое планирование

Содержание занятия

Кол-во

 часов

Дата

план

факт

Физическая задача. Классификация задач

1 ч

1/1

Что такое физическая задача. Состав физических задач, их классификация.

1 ч

8.09

Электрическое и магнитное поля

2/1

Решение задач на описание электрического поля: закон сохранения эл.заряда, закон Кулона.

1 ч

15.09

3/2

Решение задач на описание электрического поля: напряженность, разность потенциалов, энергия.

1 ч

22.09

4/3

Решение задач на описание магнитного поля: магнитная индукция, сила Ампера.

1 ч

29.09

5/4

Решение задач по теме: « Сила Лоренца».

1 ч

6.10

6/5

Решение задач по темам «Магнитный поток».

1 ч

13.10

7/6

Решение задач  применение правила Ленца.

1 ч

20.10

8/7

Решение задач по теме «ЭДС индукции, самоиндукция, индуктивность».

1 ч

27.10

9/8

Решение задач на нахождение энергии магнитного поля тока.

1 ч

10.11

Постоянный электрический ток в различных средах

9 ч

10/1

Решение задач на закон Ома для участка цепи

1 ч

17.11

11/2

Решение задач на закон Ома для полной цепи

1 ч

24.11

12/3

Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца

1 ч

1.12

13/4

Решение задач на расчет сопротивления проводника

1 ч

8.12

14/5

Решение задач на законы послед. и параллельного соединения

1 ч

15.12

15/6

Решение задач на расчет сопротивления сложных эл. цепей

1 ч

22.12

16/7

Ознакомление с правилами Киргофа при решении задач

1 ч

29.12

17/8

Постановка и решение экспериментальных задач

1 ч

19.01

18/9

Решение задач на описание постоянного зл.тока в электролитах

1 ч

26.01

Электромагнитные колебания и волны

14 ч

19/1

Решение задач на колебания математического маятника

1 ч

2.02

20/2

Решение задач на гармонические колебания

1 ч

9.02

21/3

Решение задач на переменный электрический ток

1 ч

16.02

22/4

Решение задач по теме «Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока»

1 ч

23.02

23/5

Решение задач по теме «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы»

1 ч

2.03

24/6

Решение задач на нахождение длины и скорости мех. волн

1 ч

9.03

25/7

Решение задач на закон отражения света, полное отражение

1 ч

16.03

26/8

Решение задач на закон преломления света

1 ч

23.03

27/9

Решение задач по теме «Линза. Построение изображения в линзе»

1 ч

6.04

28/10

Решение задач на применение формулы тонкой линзы

1 ч

13.04

29/11

Решение задач на дисперсию, интерференцию света

1 ч

20.04

34/12

Решение задач по теме «Дифракционная решетка»

1 ч

27.04

31/13

Рассмотрение постулатов теории относительности.

Классификация задач по СТО, примеры их решения

1 ч

4.05

32/14

Решение задач на связь между массой и энергией

1 ч

11.05

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу

33/1

Итоговое занятие.

1 ч

18.05

34/2

Зачет по курсу

1 ч

25.05

Содержание программы курса 11 класс (34 ч)

Физическая задача. Классификация задач (1ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задач.

Классификация физических задач по требованию. Содержанию, способу задания и решения. Примеры решения задач всех видов.

Электрическое и магнитное поля (9 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.

Электромагнитные колебания и волны (14 ч)

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. Зачет по элективному курсу (2ч)

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная и дополнительная литература

  1. Зорин Н.И  Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 кл.-М.:ВАКО, 2007.-336 с (Мастерская Учителя)
  2. Мякишев. Г.Я. Физика: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев,  Б. Б. Буховцев, В.   М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2011
  3. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для 10 кл. общеобразов.учрежденийФизика. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2007
  4. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
  5. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для    общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009

6.Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1995

7. Сборник заданий. ЕГЭ 2011 физика /Н,К,Хананов и др. М.:Эксмо,2009-240с.

Электронно-образовательные ресурсы

Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия Уроки физики  7-11 класс- М: ООО «Кирилл и Мефодий»   2009

http://festival.1september.ru

http://www.fizika.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.it-n.ru

http://www.uchitel-izd.ru.

http://www.zavuch.info

http://www.fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...