Элективный курс
элективный курс по физике (11 класс) по теме
Элективный курс по физике в 11 классе: "Методы решения задач по физике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №21 г. Белгород
«Согласовано» Руководитель МО _______Темерова Л.А. Протокол № _____ от «____»_____2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №21 г. Белгород _______Жданова М.М. «____»________2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №21 г. Белгород _________Пищальченко М.И. Приказ № _от «___»__2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Методы решения задач по физике»
Дорониной Елены Анатольевны
11 «А» класс
физика
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу: «Методы решения задач по физике» для 11 класса составлена на основе авторских программ:
1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения задач по физике», М., Дрофа, 2005 год.
2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Элективный курс рассчитана на учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах.
Цели элективного курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Изменения, внесённые в авторскую программу
1. Программа элективного курса сокращена с 68 ч на 34 ч и рассчитана только для изучения в 11 классе.
2. Внесены корректировки в содержание программы и учебно-тематический план.
3. Изменен список литературы.
Количество учебных часов
Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в течении года
Учебно- методический комплект
- Физика: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2011
2) Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
Формы организации учебного процесса
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, подготовка учащихся к ЕГЭ по физике и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
При решении задач учащиеся должны уметь:
- классифицировать предложенную задачу,
- анализировать физическое явление,
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,
- анализировать полученный ответ,
- составлять простейшие задачи,
- решать задачи средней трудности,
- решать комбинированные задачи,
- владеть различными методами решения задач:
аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
По программе В.А.Орлова, Ю.А. Саурова | По рабочей программе |
1. | Физическая задача. Классификация задач | 4 | 1 |
2. | Электрическое и магнитное поля | 5 | 8 |
3. | Постоянный электрический ток в различных средах | 9 | 9 |
4. | Электромагнитные колебания и волны | 14 | 14 |
5 | Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу | 2 | 2 |
Итого: | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Физическая задача. Классификация задач | 1 ч |
1/1 | Что такое физическая задача. Состав физических задач, их классификация. | 1 ч | 8.09 |
Электрическое и магнитное поля | 8ч |
2/1 | Решение задач на описание электрического поля: закон сохранения эл.заряда, закон Кулона. | 1 ч | 15.09 |
3/2 | Решение задач на описание электрического поля: напряженность, разность потенциалов, энергия. | 1 ч | 22.09 |
4/3 | Решение задач на описание магнитного поля: магнитная индукция, сила Ампера. | 1 ч | 29.09 |
5/4 | Решение задач по теме: « Сила Лоренца». | 1 ч | 6.10 |
6/5 | Решение задач по темам «Магнитный поток». | 1 ч | 13.10 |
7/6 | Решение задач применение правила Ленца. | 1 ч | 20.10 |
8/7 | Решение задач по теме «ЭДС индукции, самоиндукция, индуктивность». | 1 ч | 27.10 |
9/8 | Решение задач на нахождение энергии магнитного поля тока. | 1 ч | 10.11 |
Постоянный электрический ток в различных средах | 9 ч |
10/1 | Решение задач на закон Ома для участка цепи | 1 ч | 17.11 |
11/2 | Решение задач на закон Ома для полной цепи | 1 ч | 24.11 |
12/3 | Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца | 1 ч | 1.12 |
13/4 | Решение задач на расчет сопротивления проводника | 1 ч | 8.12 |
14/5 | Решение задач на законы послед. и параллельного соединения | 1 ч | 15.12 |
15/6 | Решение задач на расчет сопротивления сложных эл. цепей | 1 ч | 22.12 |
16/7 | Ознакомление с правилами Киргофа при решении задач | 1 ч | 29.12 |
17/8 | Постановка и решение экспериментальных задач | 1 ч | 19.01 |
18/9 | Решение задач на описание постоянного зл.тока в электролитах | 1 ч | 26.01 |
Электромагнитные колебания и волны | 14 ч |
19/1 | Решение задач на колебания математического маятника | 1 ч | 2.02 |
20/2 | Решение задач на гармонические колебания | 1 ч | 9.02 |
21/3 | Решение задач на переменный электрический ток | 1 ч | 16.02 |
22/4 | Решение задач по теме «Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока» | 1 ч | 23.02 |
23/5 | Решение задач по теме «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы» | 1 ч | 2.03 |
24/6 | Решение задач на нахождение длины и скорости мех. волн | 1 ч | 9.03 |
25/7 | Решение задач на закон отражения света, полное отражение | 1 ч | 16.03 |
26/8 | Решение задач на закон преломления света | 1 ч | 23.03 |
27/9 | Решение задач по теме «Линза. Построение изображения в линзе» | 1 ч | 6.04 |
28/10 | Решение задач на применение формулы тонкой линзы | 1 ч | 13.04 |
29/11 | Решение задач на дисперсию, интерференцию света | 1 ч | 20.04 |
34/12 | Решение задач по теме «Дифракционная решетка» | 1 ч | 27.04 |
31/13 | Рассмотрение постулатов теории относительности. Классификация задач по СТО, примеры их решения | 1 ч | 4.05 |
32/14 | Решение задач на связь между массой и энергией | 1 ч | 11.05 |
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу | 2ч |
33/1 | Итоговое занятие. | 1 ч | 18.05 |
34/2 | Зачет по курсу | 1 ч | 25.05 |
Содержание программы курса 11 класс (34 ч)
Физическая задача. Классификация задач (1ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задач.
Классификация физических задач по требованию. Содержанию, способу задания и решения. Примеры решения задач всех видов.
Электрическое и магнитное поля (9 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.
Электромагнитные колебания и волны (14 ч)
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. Зачет по элективному курсу (2ч)
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная и дополнительная литература
- Зорин Н.И Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 кл.-М.:ВАКО, 2007.-336 с (Мастерская Учителя)
- Мякишев. Г.Я. Физика: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2011
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для 10 кл. общеобразов.учрежденийФизика. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2007
- Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
6.Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1995
7. Сборник заданий. ЕГЭ 2011 физика /Н,К,Хананов и др. М.:Эксмо,2009-240с.
Электронно-образовательные ресурсы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 7-11 класс- М: ООО «Кирилл и Мефодий» 2009
http://www.uchitel-izd.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...