Факультативный курс по физике в 6 классе "Физика в твоем доме"
материал по физике (6 класс) по теме
Программа факультативного курса по физике "Физика в твоем доме" для 6 класса. В основу курса положен деятельный подход к процессу обучения. При этом большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся. Курс выстроен как последовательность лабораторных работ, ориентирован на формирование у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, включает элементы физики, химии, биологии, географии и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_fizika_v_tvoyom_dome_6_klass.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Утверждаю:
Директор школы:
Масленникова Н.А.
«____» __________20___года
Программа
факультативного курса для 6 класса
Учитель: Крушин А. В.,
учитель физики МОУ «СОШ № 7»
Южноуральск
2010 год
Программа факультативного курса по физике
Физика в твоем доме
Пояснительная записка
«Наука начинается там, где
начинают измерять»
Д.И. Менделеев
На каждом уроке - эксперимент!
В основу курса легла программа «Наблюдай и исследуй» Долговой С.А., учителя физики НОУ школы «Личность» г. Новороссийска, составленная на основе Государственной программы В. Н. Кузнецовой, М. Ю. Демидовой.
Принцип преемственности и современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Курс «Физика в твоём доме» для учащихся 6 классов является пропедевтическим – подготавливает к естественнонаучным дисциплинам.
В основу курса положен деятельный подход к процессу обучения. При этом большая часть учебного времени отводилась на самостоятельную работу учащихся. Курс выстроен как последовательность лабораторных работ, ориентирован на формирование у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, включает элементы физики, химии, биологии, географии и экологии.
Метод измерений, являясь естественным развитием метода сравнения, позволяет на эмпирическом этапе познания обеспечить переход от обыденного, житейского описания к описанию научному. В начальной школе качественное описание объектов и явлений постепенно заменяется на количественное, что характерно для курсов естественных наук. Поэтому важным моментом в преподавании предметов в физики, химии и биологии на начальном этапе является ознакомление учащихся с методом измерений. Курс «Физика в твоём доме» включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ. Немаловажным является направленность курса на домашнюю обстановку, что способствует воспитанию самостоятельности, умению взглянуть на знакомую с раннего детства обстановку с другой стороны, деятельностному изучению окружающего мира, умению достигать цели с помощью имеющихся средств.
Начинается курс вводным лабораторным практикумом, позволяющим научить ребят правильно работать с такими приборами, как линейка, мензурка, весы, термометр. Затем учащиеся изучают различные физические величины путём проведения экспериментов. В связи с тем, что курс рассчитан на 6 класс, понятия даются в упрощённой форме: ставится проблема, объясняется необходимость введения физической величины, вводится понятие, рассматриваются её простейшие связи и особенности. Затем ставится цель эксперимента, определяется оборудование, составляется план проведения. В ходе выполнения дети составляют отчёт, заполняют таблицу, рисуют эскизы, проводят несложные расчёты, оформляют вывод. В качестве итога урока проводится небольшая беседа о применении и значении измеряемой величины в природе, технике и быту. Домашнее задание в основном предполагает повторение эксперимента, но на приборах, сделанных самостоятельно.
В ходе работы предполагается использование методов активного обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию необходимых в быту устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками.
Темы уроков
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Введение. Научные методы. Измерительные приборы. | |
2 | Измерение длины. Измерение площади. | |
3 | Измерение размеров малых тел. | |
4 | Измерение объема жидкости. | |
5 | Измерение объема твердых тел. | |
6 | Время. | |
7 | Измерение периода колебаний маятника. | |
8 | Скорость. График скорости. | |
9 | Скорость механического движения. Измерение скорости. | |
10 | Термометр. Измерение температуры воды и воздуха. | |
11 | Изучение зависимости температуры воды от времени ее остывания. | |
12 | Рычажные весы. Измерение массы. | |
13 | Наблюдение делимости, диффузии вещества, взаимодействия частиц различных веществ. | |
14 | Плотность. Ареометр. | |
15 | Измерение плотности твердого тела. | |
16 | Наблюдение световых явлений. | |
17 | Получение изображения с помощью линз и оптические приборы. | |
18 | Испарение и конденсация. Влажность воздуха. | |
19 | Наблюдение понижения температуры жидкости при ее испарении. Гигрометр. | |
20 | Тепловые явления (теплообмен, теплопроводность, конвекция). | |
21 | Некоторые явления на поверхности воды. Смачивание. Капиллярность. | |
22 | Сила. Вес. Измерение силы при помощи динамометра. | |
23 | Исследование силы трения скольжения. | |
24 | Сила Архимеда. Плавание тел. | |
25 | Исследование выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. | |
26 | Деформация. Прочность. Устойчивость. | |
27 | Давление. Измерение давления твердого тела на горизонтальную поверхность. | |
28 | Движение и давление воздуха. Барометр-анероид. | |
29 | Звук. Наблюдение звучащих тел. | |
30 | Изучение свойств постоянных магнитов. Компас. | |
31 | Электризация. Электрические явления в атмосфере. | |
32 | Сборка простейшей электрической цепи. | |
33 | Наблюдение действий электрического тока. | |
34 | Итоговое занятие. |
Ожидаемые результаты обучения:
- Формирование конкретных навыков решения бытовых проблем на основе знания законов физики;
- Формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;
- Повышение самооценки учащимися;
- Повышение познавательного уровня к предметам естественного цикла.
Формы контроля достижения результатов:
- Оформление кратких отчётов об экспериментах на уроках и дома;
- Подготовка рефератов и сообщений;
- Создание творческих проектов;
Список литературы
Методическая литература для педагога
- И. С. Якиманская. Технология личностно ориентированного образования. Москва. 2000.
- А. В. Аганов и др. Физика вокруг нас. Сборник качественных задач по физике. Москва. «Дом педагогики». 1998.
- М. Д. Даммер. Учебник для 5-6 класса пропедевтического курса «Физика 5-6». Челябинск, 2006г.
Литература для учащихся
- Б. Ф. Перельман. Занимательная физика. Москва. Просвещение. 1950-2006 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по физике для 10 класса "Физика в задачах и тестах"
Пояснительная записка Данный факультативный курс для 10 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида
Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
календарно-тематическое планирование факультативного курса по физике для 10-11 класса "Методы решения физических задач"
Факультативный курс "Методы решения физических задач" расчитан на 2 года обучения, но если в 10 классе курс не преподавался, то можно проводить его за один год обучения в 11 классе. Этот курс поможет ...
Программа факультативного курса по физике для учащихся 10-11 классов «ФИЗИКА. ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ»
Цель курса: помочь учащимся готовиться к итоговой аттестации, контролировать уровень подготовки по основным разделам курса физики...