Факультативный курс по физике в 6 классе "Физика в твоем доме"
материал по физике (6 класс) по теме

Крушин Александр Викторович

 

Программа факультативного курса по физике "Физика в твоем доме" для 6 класса. В основу курса положен деятельный подход к процессу обучения. При этом большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся. Курс выстроен как последовательность лабораторных работ, ориентирован на формирование у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, включает элементы физики, химии, биологии, географии и экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Южноуральского городского округа

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

                          Утверждаю:

                                                                                       Директор школы:

Масленникова Н.А.

                                                                                «____» __________20___года

Программа

факультативного курса для 6 класса

Учитель: Крушин А. В.,

 учитель физики МОУ «СОШ № 7»

Южноуральск

2010 год

Программа факультативного курса по физике

Физика в твоем доме

  

Пояснительная записка

 «Наука начинается там, где

начинают измерять»

                        Д.И. Менделеев

На каждом уроке - эксперимент!

        В основу курса легла программа «Наблюдай и исследуй» Долговой С.А., учителя физики НОУ школы «Личность» г. Новороссийска, составленная на основе Государственной программы В. Н. Кузнецовой, М. Ю. Демидовой.

        Принцип преемственности и современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Курс «Физика в твоём доме» для учащихся 6 классов является пропедевтическим – подготавливает к естественнонаучным дисциплинам.

        В основу курса положен деятельный подход к процессу обучения. При этом большая часть учебного времени отводилась на самостоятельную работу учащихся. Курс выстроен как последовательность лабораторных работ, ориентирован на формирование у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, включает элементы физики, химии, биологии, географии и экологии.

        Метод измерений, являясь естественным развитием метода сравнения, позволяет на эмпирическом этапе познания обеспечить переход от обыденного, житейского описания к описанию научному. В начальной школе качественное описание объектов и явлений постепенно заменяется на количественное, что характерно для курсов естественных наук. Поэтому важным моментом в преподавании предметов в физики, химии и биологии на начальном этапе является ознакомление учащихся с методом измерений. Курс «Физика в твоём доме» включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ. Немаловажным является направленность курса на домашнюю обстановку, что способствует воспитанию самостоятельности, умению взглянуть на знакомую с раннего детства обстановку с другой стороны, деятельностному изучению окружающего мира, умению достигать цели с помощью имеющихся средств.

        Начинается курс вводным лабораторным практикумом, позволяющим научить ребят правильно работать с такими приборами, как линейка, мензурка, весы, термометр. Затем учащиеся изучают различные физические величины путём проведения экспериментов. В связи с тем, что курс рассчитан на 6 класс, понятия даются в упрощённой форме: ставится проблема, объясняется необходимость введения физической величины, вводится понятие, рассматриваются её простейшие связи и особенности. Затем ставится цель эксперимента, определяется оборудование, составляется план проведения. В ходе выполнения дети составляют отчёт, заполняют таблицу, рисуют эскизы, проводят несложные расчёты, оформляют вывод.  В качестве итога урока проводится небольшая беседа о применении и значении измеряемой величины в природе, технике и быту. Домашнее задание в основном предполагает повторение эксперимента, но на приборах, сделанных самостоятельно.

В ходе работы  предполагается использование методов активного  обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию необходимых в быту устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками.

Темы уроков

Тема занятия

Дата

1

Введение. Научные методы. Измерительные приборы.

2

Измерение длины. Измерение площади.

3

Измерение размеров малых тел.

4

Измерение объема жидкости.

5

Измерение объема твердых тел.

6

Время.

7

Измерение периода колебаний маятника.

8

Скорость. График скорости.

9

Скорость механического движения. Измерение скорости.

10

Термометр. Измерение температуры воды и воздуха.

11

Изучение зависимости температуры воды от времени ее остывания.

12

Рычажные весы. Измерение массы.

13

Наблюдение делимости, диффузии вещества, взаимодействия частиц различных веществ.

14

Плотность. Ареометр.

15

Измерение плотности твердого тела.

16

Наблюдение световых явлений.

17

Получение изображения с помощью линз и оптические приборы.

18

Испарение и конденсация. Влажность воздуха.

19

Наблюдение понижения температуры жидкости при ее испарении. Гигрометр.

20

Тепловые явления (теплообмен, теплопроводность, конвекция).

21

Некоторые явления на поверхности воды. Смачивание. Капиллярность.

22

Сила. Вес. Измерение силы при помощи динамометра.

23

Исследование силы трения скольжения.

24

Сила Архимеда. Плавание тел.

25

Исследование выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

26

Деформация. Прочность. Устойчивость.

27

Давление. Измерение давления твердого тела на горизонтальную поверхность.

28

Движение и давление воздуха. Барометр-анероид.

29

Звук. Наблюдение звучащих тел.

30

Изучение свойств постоянных магнитов. Компас.

31

Электризация. Электрические явления в атмосфере.

32

Сборка простейшей электрической цепи.

33

Наблюдение действий электрического тока.

34

Итоговое занятие.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Формирование конкретных навыков решения бытовых проблем на основе знания законов физики;
  2. Формирование  четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;
  3. Повышение самооценки учащимися;
  4. Повышение познавательного уровня к предметам естественного цикла.

Формы контроля достижения результатов:

  1. Оформление кратких отчётов об экспериментах на уроках и дома;
  2. Подготовка рефератов и сообщений;
  3. Создание творческих проектов;

Список литературы 

Методическая литература для педагога

  1. И. С. Якиманская. Технология личностно ориентированного образования. Москва. 2000.
  2.    А. В. Аганов и др. Физика вокруг нас. Сборник качественных задач по физике. Москва. «Дом педагогики». 1998.
  3. М. Д. Даммер. Учебник для 5-6 класса пропедевтического курса «Физика 5-6». Челябинск, 2006г.

Литература для учащихся

  1. Б. Ф. Перельман. Занимательная физика. Москва. Просвещение. 1950-2006 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по физике для 10 класса "Физика в задачах и тестах"

Пояснительная записка          Данный факультативный курс для 10 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида

Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

календарно-тематическое планирование факультативного курса по физике для 10-11 класса "Методы решения физических задач"

Факультативный курс "Методы решения физических задач" расчитан на 2 года обучения, но если в 10 классе курс не преподавался, то можно проводить его за один год обучения в 11 классе. Этот курс поможет ...

Программа факультативного курса по физике для учащихся 10-11 классов «ФИЗИКА. ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ»

Цель курса: помочь учащимся готовиться к итоговой аттестации, контролировать уровень подготовки по основным разделам курса физики...