Информационные технологии – важный инструмент физического образования
статья по физике (8 класс) на тему

Мигрина Наталья Петровна

Что бы урок физики был интересным, а не сложным, учитель должен использовать различные технологии и приёмы. Наиболее удачным является метод ИКТ, который делает урок актуальным и познавательным для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf_tehnologii.rar14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии – важный инструмент физического  образования

 в современной школе

        Физика – достаточно сложный технический  предмет. Ученики приходят к нам в 7 классе, когда они уже умеют читать, писать, у многих есть уже любимые предметы, которым отдаются предпочтения. Физика  в переводе означает «наука о природе», поэтому считаю, учащихся надо увлечь так, чтобы они не видели сложности этой науки, а умели понимать и выделять главные аспекты. «Гуманитариям»  надо помочь при решении задач и проведении практических опытов, «техникам» - при изучении теоретического материала, исторически важных тем.

        Достичь определённых результатов при обучении физики мне позволяет использование современных технологий: тестовых, поисковых, исследовательских, здоровьесберегающих  и др., главное место среди которых занимают информационно-коммуникационные.

        При внедрении информационных технологий в учебный процесс средней школы одной из наиболее важных задач является правильная и эффективная организация учебного времени.  Для формирования интереса учащихся к предмету «физика»    использую различные   формы организации обучения – уроки, семинары, практикумы, экскурсии, индивидуально-групповые занятия, внеклассные мероприятия по предмету (викторины, брейн-ринги, конференции и т.д.), применяя  элементы информационных технологий  на каждом из них.

 

                Использование современных технологий позволяет сделать урок актуальным и познавательным, а самое главное – вызвать интерес учащихся  к предмету. В своей практике я использую различные виды информационных технологий на всех этапах урока:

Работа с готовыми программами: обучающими, контролирующими, электронными учебниками и энциклопедиями. Школьный курс по предмету физика  помещён в виде текстового материала, демонстраций опытов и процессов, которые не всегда возможно провести в школьных условиях. Смена параметров позволяет пронаблюдать мгновенное изменение результата физического исследования. Во многих программах прослушивание сообщения диктора и просмотр видеоматериалов помогают при изучении данного учебного материала. Кроме «Открытой физики», «     использую на уроках CD «Неорганическая химия» - фрагменты по строению атома и молекул, где весьма популярно, доступно излагается и развитие представлений о строении атома и современные данные о структуре атома, о правилах расположения электронов в атоме. Энциклопедии «От плуга до лазера», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» помогают при подготовке к урокам, выступлениям; на этих дисках можно  просмотреть биографические данные ученых, историю развития науки и техники и другой материал). Также можно пользоваться различными контролирующими  программами для подготовки к ЕГЭ (дифференцированное обучение, индивидуальная работа на уроке). При проведении практических  работ и лабораторного практикума  удобно использовать серию СД «Ученический эксперимент» (работа в парах, группах).

       Использование презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний. В работе использую как готовые презентации к урокам, так и создаю свои. При этом большую роль играет приобщение учащихся к самостоятельной работе с пакетами программ: текстовыми и графическими  редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, учитывая индивидуальные и творческие способности детей.

     Использование Интернет-ресурсов: образовательных сайтов, электронных учебников, библиотек, энциклопедий  для поиска необходимой информации. Виртуальные лаборатории позволяют в реальном времени проводить исследования и наблюдения.

       Создание ученических проектов:  результатом  работы учащихся может быть любая форма: доклад, альбом, видеофильм, презентация, план-карта, постер-реклама, календарь-отчёт, выполненные  с помощью компьютера. Использование современных информационных средств в комплексе с поисковыми, исследовательскими, расчётными, графическими и другими видами работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) способствует формированию критического и творческого мышления.

     

          Значение физики, как школьного предмета и как науки в целом, очень велико. В современных условиях  ведущие отрасли техники: энергетика, машиностроение, электроника, транспорт, связь  используют закономерности физики в качестве своей научной базы. Развитие производства, новых отраслей науки полностью зависят от знаний, умений и навыков сегодняшних  учащихся, поэтому  учителя   должны изменить своё отношение к новым технологиям и накапливать серьёзную методическую базу для внедрения этих технологий в учебный процесс. Причём, быстрота решения этих вопросов напрямую связана с необходимость готовить грамотного и профессионально подготовленного специалиста.

       

Примером использования информационно-коммуникационных технологий является урок по теме «Испарение и конденсация» (8 класс).

Цели урока:

дидактические — создать условия для усвоения нового учебного материала, используя элементы исследования и проблемного обучения, и принцип цикличности познания;

образовательные формировать понятия о явлениях испарения и конденсации;

развивающие расширить представление о процессе научного познания, используя моделирования процессов;

воспитательные прививать культуру умственного труда.

Тип урока — комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, стеклянные пластины, опорные схемы, учебник С.В.Громова «Физика 8 класс».

План урока

1. Организационный момент (1 мин).

2. Повторение изученного материала (3 мин)

3. Подготовка к усвоению нового материала – тема и цель урока. (3 мин).

4. Освоение  нового   материала (15 мин).

5.Первичная проверка понимания и закрепление знаний (5 мин).

6.Подведение итогов урока (3 мин).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Петровна. Сегодня мы проведём с Вами необычный урок, на котором узнаем важные физические  процессы. Эпиграфом урока я взяла слова С.Михалкова: «Трудно было человеку миллионы  лет назад …», а продолжим их в конце нашего урока, тему которого Вы поможете сформулировать мне  позже.

2. Повторение изученного материала.

Учитель: А сейчас, вспомнив раннее изученный материал.

                  1. Назовите физические приборы, для измерения каких

                      физических величин их используют? (слайды № 2,3,4).

                  2. Из предложенных терминов выберите физические

                      величины (слайд № 5).

                  3. Найдите  пару: физическая величина и её единица

                      измерения (слайд № 6).

Молодцы ребята, вы хорошо отвечали.

3. Подготовка к усвоению нового материала.

  1. Учитель: Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе? Верно, круговорот воды в природе. 

Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным.

  1. Формулировка темы урока

Начнем изучать эти явления с опыта. На столах у Вас лежат прозрачные стёкла, подышите на них.

•  Что вы наблюдаете? (запотело стекло)

•  Как  изменяется «картина» на стеклышке? (опять стало прозрачным)

 Так вот, ребята, Вы помогли мне сформулировать тему урока:                      

«Испарение и конденсация» (слайд №8)

Запишите тему урока в опорный конспект, который вы будете заполнять в ходе урока.

  1. Постановка цели урока

•  Ребята, а вот примеры этих явлений в жизни:  

  1. мокрое белье сохнет;
  2. вода, разлитая на пол, исчезает.

Так вот целью нашего урока: изучить явления испарения и конденсации  (слайд №8)

4. Освоение нового материала

 Учитель: Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал. В ходе ответов на вопросы будем заполнять схему, вы — в опорном конспекте, а я — на доске (слайд № 9).

• Что вы знаете о  строении вещества? (вещество состоит из молекул)

• В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? (твёрдое, жидкое, газ)

•  Изменяются ли молекулы вещества при переходе из одного  

   состояния в другое? (нет)

Учитель: В опорном конспекте изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость.

Задание №1. Изобразите молекулярную модель этой жидкости (слайд №10)

Задание №2. Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? (которые находятся у поверхности)

Задание №3. Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых разные. У какой из них больше вероятность покинуть жидкость?  (с большей скоростью).

Сделаем вывод:  быстрее могут покинуть  жидкость  молекулы, находящиеся у поверхности, и имеющие большую скорость.

А что образуется над жидкостью в результате ее испарения? (пар)

Запишите определение: Испарение — это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности.

Учитель: Ребята, а что происходит,  когда мы закрываем крышкой кастрюлю с кипящей водой? (на крышке образуются из пара  капельки воды).

Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс и называется он конденсация.

Запишите определение: Конденсация — это явление превращения пара в жидкость.

Дополните  вторую  модель, изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость.

Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации.

Экспериментальная работа в группах

Учитель: Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения  жидкости. Работаете  парами, предлагаю обсудить  вопросы и выдвинуть свои варианты ответов (слайд № 11).

• Когда быстрее высохнут лужи: в холодную или жаркую погоду?

• Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?

• Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт?

• Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от:

  1. температуры;
  2. площади поверхности;
  3. рода жидкости;
  4. скорости ветра.

Работа с учебником: Примеры использования быстроиспаряющихся жидкостей:

  1. Охлаждение воды при её испарении используется в приборах, которые называются психрометрами.

     Их используют для определения влажности воздуха в

     музеях, библиотеках, кондитерской промышленности.

  1. В космической технике такими жидкостями покрывают спускаемые аппараты, при прохождении через атмосферу планеты корпус аппарата нагревается и вещество испаряется, тем самым охлаждая космический аппарат, спасая его от перегрева.

5.Первичная проверка понимания и закрепление знаний 

Учитель: Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, ответьте на вопросы теста: (слайд №13).

     1. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп

         или чай?

        А) чай;

        Б)  суп;

        В) одновременно.

    2. Образование  росы  можно объяснить:

      А) испарением;

      Б) конденсацией;

      В) охлаждением.

     2. В какую погоду лучше всего сушить мокрую одежду:

       А) в жаркую;

       Б) в ветреную;

       В) в любую;

       Г) в жаркую ветреную.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, сегодня Вы  познакомились с новыми для Вас физическими явлениями: испарением и конденсацией, узнали от чего зависит скорость испарения, значение влажности воздуха. Но также научились строить модели этих процессов.

А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока: (слайд №14)

Трудно было человеку миллионы  лет назад,

Он совсем не знал природы

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.                                                

  СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики

Из опыта использования компьютерных моделей сложных физических процессов на уроках физики...

Информационные технологии в профессиональной деятельности: инструменты правовой охраны информации, интеллектуальной деятельности

Знание всех инструментов охраны информационных технологий позволяет осуществлять учебный процесс на легитимной основе и подготавливать, в том числе и в правовом плане, конкурентно способных специалист...

Статья "Информационно-коммуникативные технологии как инструмент представления и изучения различных процессов в природе и обществе"

Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. ...

Ее величество госпожа мотивация и ее ближайшая подруга игра. Литературные игры - важный инструмент технологии обучения иностранному языку на сюжетной основе.

Игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели— ...

Сайт образовательного учреждения как важный инструмент обеспечения информационной открытости

Сайт образовательного учреждения как важный инструмент обеспечения информационной открытости...

Передовые информационные технологии как инструмент обучения иностранному языку.

В статье рассматриваются современные информационные технологии в качестве средств обучения иностранным языкам с учётом их плюсов и минусов....