урок в 9 классе
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учебник: 9 класс. А.В.Перышкин, Е.М. Гутник.
Тема: «Конденсатор. Ёмкость плоского конденсатора!
Цель: Сформировать понятие «конденсатор» и на примере плоского конденсатора, установить зависимость его емкости от геометрических характеристик.
1.Повторение: Подготовка к восприятию нового материала. Вспомним, что мы знаем о емкости проводника (фронтальная беседа с классом). Вопросы: 1.Физический смысл электроемкости 2. Единица электроемкости? 3.Почему на практике часто используются меньшие единицы измерения? 4.Как увеличить электроемкость уединенного проводника? 5.Почему значение заряда и потенциала берутся по модулю? | Ответы учащихся: Правильные ответы демонстрируются на экране. 1.Электроемкость уединенного проводника есть физическая величина равная отношению заряда проводника к потенциалу этого проводника. (1балл) 2.(1Ф-Фарад) (1балл) 3.1Ф - такой электроемкостью обладает сфера, радиусом в 13 раз больше радиуса Солнца, С земли = 0\7мФ. (1балл) 4.Взять систему из двух параллельных проводников. (1балл) 5. Емкость как свойство системы не может быть отрицательной, поэтому используются модульные значения этих величин(1балл) |
Оборудование: Электрометр, две плоские пластины, пластина из оргстекла, эбонитовая палочка, 20 шт. металлических пластин, 10 стеклянных пластин, 5 штангенциркулей, 10 линеек измерительных, ИКТ.
Содержание урока.
- Изучение нового материала
Объявляется тема урока.
Большей электроемкостью обладает система из двух проводников, называемая конденсатором (показ слайда). Рисунок
Устройство: Два проводника, разделенных слоем диэлектрика, толщина которого мала по сравнению с размерами проводника.
Проводники называются обкладками.
Обозначение
Заряды на пластинках конденсатора одинаковы по модулю и противоположны по знаку. Электрическое поле сосредоточено между обкладками конденсатора, электрическое поле окружающих тел почти не проникает между обкладок (показ слайда)
Электроемкость системы двух параллельных пластин определяется по формуле:
(1)
Установим зависимость емкости конденсатора от его геометрических размеров. Для этого вспомним ранее известные формулы: 1.Формула, связывающая напряжение и напряженность электрического поля. U=Ed
2.Напряженность электрического поля заряженной пластины в среде.
Е =
3. Принцип суперпозиции полей.
Е = Е+Е
Вычисление электроемкости сводится к расчету разности потенциалов U между пластинами. В однородном поле плоского конденсатора с напряженностью Е между
пластинами равна: U =E d.
Напряженность пластин: Е = , тогда из формулы (1)
получим (слайд):
Делаем вывод:
Теоретически, мы видим, что электроемкость конденсатора зависит как от его геометрических характеристик (площади пластин, расстояния между ними), так и от относительной диэлектрической проницаемости вещества, заполняющего пространство между пластинами.
Докажем это экспериментально (опыт):
1.При наличии диэлектрика электрическое поле ослабевает, а электроемкость
увеличивается.
- При увеличении расстояния между пластинами, увеличивается разность потенциалов, емкость уменьшается.
- При смещении пластин, уменьшая площадь, увеличиваем разность потенциалов, уменьшаем емкость.
Виды конденсаторов: переменной и постоянной емкости (слайд).
Типы конденсаторов постоянной емкости (слайд). 1. Керамические конденсаторы. Обкладками являются тонкие слои серебра, нанесенные на диэлектрик методом вжигания. В качестве диэлектрика применяется керамический материал (например, фарфор).
Применяются: в колебательных контурах и других цепях, где требуется стабильная емкость при изменении температуры.
2,Бумажные конденсаторы. Обкладками служит фольга, а диэлектриком — специальная бумага. Чередующиеся фольговые и бумажные ленты сворачиваются в рулон и помещаются в корпус.
Применяются: в сглаживающих фильтрах блоков питания, в выпрямительных схемах.
3.Слюдяные конденсаторы - обкладками являются фольга или тонкие слои серебра. В качестве диэлектрика применяется слюда.
Применяются: в радиотехнической аппаратуре.
4. Электролитические конденсаторы, В качестве диэлектрика выступает тонкий слой окиси, отложенной электрохимическим путем на поверхности алюминиевой фольги, которая образует одну из обкладок. Другой обкладкой служит специальная бумага, пропитанная электролитом и всей своей поверхностью прилегающая к покрытой окисью фольге. Используются главным образом в цепях питания радиотехнической и электронной аппаратуры.
Вывод: емкость плоского конденсатора зависит от его геометрических характеристик.
На закрепление этой формулы выполняется фронтальная лабораторная работа (2 варианта).
Работа оценивается по 5 балльной системе с учетом ответов учащихся в начале урока и озвучивается в конце урока.
Таблица
Ф.И учащегося | Оформление | Самостоятельность | Работа со штангенциркулем | Снятие геометрических размеров | Расчет по формуле | Ответы при повторении |
1балл | 1балл | 1балл | 1балл | 1балл |
Задание на дом: п.54 упр.45 (2,4) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...