Рабочая программа по физике для 8-9 классов
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
В методической разработке представлена рабочая программа по физике для учащихся 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_8-9_klass_-_fizika_2012.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут Саратовской области
СОГЛАСОВАНО Руководителем МО _________________/ Л.Н. Родыгина/ Протокол МО № _____ от «___» ______ 20 __ г. | Утверждаю Директор МОУ СОШ №3 __________________/С.А.Чиженькова/ |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________________ /ЕН Симон/
«__» _______________20__ г.
Рабочая программа по физике, 8-9 класс
предмет, класс
Учитель: Литвинова Наталья Викторовна, I категория
г. Красный Кут Саратовской области
2012 г.
2.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутник, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, Дрофа -2004 г.
Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
2.1. Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2.2. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
3. Содержание тем учебного курса.
3.1. Основное содержание (210 час)
Физика и физические методы изучения природы (6 час)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Механические явления (57 час)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Сила упругости. Методы измерения силы.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Тепловые явления (33 час)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электрические и магнитные явления (30 час)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Электромагнитные колебания и волны (40 час)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Квантовые явления (23 час)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Резерв свободного учебного времени (21 час)
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
Класс | Основные темы | По программе (часов) | Планирование (часов) |
8 класс | Тепловые явления | 25 | 24 |
Электрические и электромагнитные явления | 34 | 30 |
Световые явления | 9 | 8 |
Всего часов | 68 | 62 |
Резерв | - | 8 |
9 класс | Законы взаимодействия и движения тел | 27 | 24 |
Механические колебания и волны. Звук | 11 | 11 |
Электромагнитное поле | 14 | 14 |
Строение атома и атомного ядра | 16 | 14 |
Всего часов | 68 | 63 |
Резерв | - | 7 |
Резерв времени использовать на повторение учебного материала и итоговую контрольную работу
Программа предполагает преподавание предмета по учебникам для общеобразовательных учреждений:
А.В. Перышкин «Физика» -8 класс, Москва, Дрофа 2011г.
А.В. Перышкин Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2011 г.
Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных на 2012-13 уч. год.
4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
4.1. Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
Таблицы по курсу физики 7-9 класс
1-1а-электровоз; плавкие предохранители; явления природы;
2-2а – электромагнитный стол; соединение потребителей электроэнергии.
3-3а – телефон; двигатель постоянного тока.
4-4а – капиллярные явления; водяной насос.
6-6а – использование диффузии в технике; теплоэлектроцентраль.
7 – схема водопровода
8 – тела природы, звонок.
9-9а – холодильник, простые механизмы.
10-10а – теплоизоляторные материалы; схема опыта Резерфорда.
11 – строение и превращения атома.
14 – схема электростанции на ядерном горючем.
15 – ядерные реакции.
16 – глаз и зрение.
17 – паровая машина.
18 – двигатель внутреннего сгорания.
21 – атомный ледокол.
22 – электромагнитная лампа ОСЭС
24 – схема водяного отопления
27 – телефон; программный терморегулятор.
29 – тепловоз.
35-35а – генератор переменного тока; схема гидроэлектростанции малой мощности
36-36а – элементы сложных машин; двигатель постоянного тока
38-38а – гидравлическая турбина малой мощности; подъем затонувших судов.
39-39а – зависимость массы от скорости движения тела; схема оптического распределения.
44 – барометр.
45 – основные законы постоянного тока.
46-46а – схема паровой турбины; автоматическая станция «Луна - 9».
47 – атомная электростанция
50 – Попов (1859-1905)
50а – Лебедев П.Н.
51 –космос; манометры.
52 – башенный кран; ядерный реактор.
53 – атмосферное давление
54 – подшипники.
55 – гидравлический домкрат.
58 – кристаллы.
59 – запись и воспроизведение звука.
61 – реле времени.
62 – реактивный двигатель
63 – механические элементы.
64 – график движения.
65 – схема гальванического элемента.
Лабораторное оборудование
Набор тел равной массы и равного объема
Набор лабораторный «Электричество»
Амперметр лабораторный
Вольтметр лабораторный
Магнит U-образный лабораторный
Магнит полосовой лабораторный (пара)
Миллиамперметр лабораторный
Динамометр демонстрационный 10 Н (пара)
Амперметр демонстрационный (цифровой)
Вольтметр демонстрационный (цифровой)
Комплект тележек легкоподвижных
Цилиндр измерительный с принадлежностями (ведерко Архимеда)
Камертоны на резонансных ящиках с молоточком (пара)
Прибор для демонстрации атмосферного давления «Магдебургские полушария»
Прибор для демонстрации давления внутри жидкости
Рычаг-линейка демонстрационный
Гигрометр психрометрический
Насос вакуумный Комовского
Электроскопы (пара)
Штатив физический универсальный
Шар Паскаля
Манометр жидкостный демонстрационный
Цилиндры свинцовые со стругом
Шар для взвешивания воздуха
Набор палочек по электростатике
Электрометры с принадлежностями
Султаны электростатические (шёлк) пара
Маятник электростатический(пара)
Звонок электрический демонстрационный
Магнит U-образный демонстрационный
Магнит полосовой демонстрационный (пара)
Стрелки магнитные на штативах (пара)
Прибор для демонстрации правила Ленца
ПАК AFS система сбора данных (ССD) AFS
ПАК AFS кабель USB2.0АМ-ВМ 1,8 м
ПАК AFS датчик давления (GPS-BTA)
ПАК AFS датчик расстояния (MD-BTD)
ПАК AFS датчик звука
ПАК AFS датчик магнитного поля (MG-BTA)
ПАК AFS датчик напряжения (VP-BTA)
ПАК AFS датчик ускорения(LGA-BTA)
ПАК AFS датчик температуры (TMP-BTA)
Комплект проводов КПС-9
Лоток для лабораторных наборов
Наглядные пособия
Международная система СИ (виниловая)
Шкала электромагнитных волн (виниловая)
Физические величины (виниловая)
Информационно-справочная таблица «Физика» ч. 1 .
Информационно-справочная таблица «Физика» ч. 2
Информационно-справочная таблица «Физика» ч. 3
Информационно – справочная таблица «Физика» ч. 4
Электронные медиатеки
Астрономия: Библиотека электронных наглядных пособий – 9-10 кл.
Физика: Библиотека электронных наглядных пособий – 7-11 кл.
Видеозадачник по физике ч. 1-2
Видеозадачник по физике ч.3
Репетитор по физике
Уроки физики. 7 кл.
Уроки физики. 8 кл.
Серия программного обеспечения «Умник»
Молекулярная физика: интерактивный плакат
Физика: Конструктор виртуальных экспериментов
Физика: Интерактивные творческие задания 7-9 кл.
DVD –фильмы по предмету
Геометрическая оптика (10 опытов) ч.1
Геометрическая оптика (13 опытов) ч. 2
Гидроаэростатика (12 опытов) ч. 1
Гидроаэростатика (12 опытов) ч. 2
Квантовые явления (9 опытов)
Магнитное поле (18 опытов)
Молекулярная физика (12 опытов)
Основы МКТ (12 опытов) ч. 1
Основы МКТ (11 опытов) ч. 2
Основы термодинамики (10 опытов)
Постоянный электрический ток (11 опытов)
Электростатика (14 опытов)
Технические средства обучения
Компьютер.
Интерактивная доска.
Программно-аппаратный комплекс.
Список литературы.
Учебная литература.
2) А.В. Перышкин «Физика-8кл», 2011 г. М. Дрофа
3) А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика-9кл», 2011, М. Дрофа
4) В.И. Лукашик «Сборник задач по физике7-9кл.», 2011, М.Просвещение
6.2. Научно-популярная литература.
1) Б.И Спасский «Хрестоматия по физике», Москва «Просвещение» 1982 г.
2) Я.И Перельман «Занимательная физика», Москва «Наука» главная редакция физико-математической литературы 1983 г.
3) М.Н Ергомышева – Алексеева «Физика - юным» , Москва 1969, издательство «Просвещение»
4) Кл.Э.Суорц «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва «Наука» главная редакция физико-математической литературы 1986 г.
5) Б.Е Железовский «Хрестоматия по природоведению», Саратов региональное Приволжское издательство «Детская книга» 1995 г.
6) С.П. Кудрявцев, Д.Д. Томсон «Люди науки», Москва «Просвещение» 1986
7) А.Аристон, А.Башева «Дорожно-строительные машины», «Просвещение» Москва 1983г
8) Г.Я Мякишев «От Динамики к Статистике», «Знание» Москва 1983
9) М.М. Дагаев «Солнечные и лунные затмения», «Наука» Москва, 1978г.
10) А.Н. Зелинский «Н.Д. Зелинский», «Знание» Москва 1981г.
11) А.К. Кикоин, С.Я. Шамаш, Э.Е. Эвенчик «Механические колебания и волны», «Просвещение» Москва 1983г.
12) Н.В. Колобков «Грозы и бури», Москва 1949г.
13) «О движении» Ф.Д. Бублейников, Москва 1956г
14) Н.А. Родина «Световые явления», «Просвещение» Москва 1986г
6.3. Справочная литература
«Физические величины и их единицы», Москва «Просвещение» 1984 г.
А.С Енохович «Справочник по физике и технике», Москва «Просвещение» 1989 г.
А.С Чертов «Международная Система Единиц Измерений, «Высшая школа» Москва – 1967 г.
6.4. Методическая литература.
Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики», «Просвещение» Москва 1974г
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика: 7 класс: Тренировочные задания; задания для самоконтроля; самостоятельные работы» , 2010, М.: Дрофа
Е. М Гутник, Е.В. Рыбакова «Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс», 2005, М. Дрофа
С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике: 7 класс», 2005, М.: ВАКО
С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике. 8 класс», 2008, М.:ВАКО
А.Е. Марон, Е.А. Марон «Дидактические материалы. Физика. 8 класс», М.:Дрофа
Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина «Тематическое и поурочное планирование по физике -8класс», 2005, М.: Дрофа
В.А. Волков «Поурочные разработки по физике 9 кл», 2005, М.: ВАКО
Марон А.Е. , Марон Е.А. «Физика. 9 класс: Тренировочные задания. Задания для самоконтроля. Самостоятельные работы. Разноуровневые контрольные работы. Примеры решения задач», 2010, М.:Дрофа
Е.М. Гутник, Е.В. Шаронина, Э.И. Доронина «Тематическое и поурочное планирование по физике -9 класс», 2005, М.: Дрофа
6.5. Литература, используемая при составлении Программы и организации образовательного процесса.
Авторская программа (авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2004 г.»),
БУП - 2004г. основного общего образования
Стандарт основного общего образования по физике от 5 марта 2004 г.№ 1089.
Федеральный БУП
Примерные учебные планы для ОУ РФ, (приказ №1313 от 9.03.04г
В.А. Попова «Рабочие программы по физике», 2009, М.: «Глобус»
Учебно-тематический план
8 класс
2 часа в неделю, всего - 70 ч., в том числе резерв -6ч.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
уроки | лабораторно-практические работы | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
1. | Тепловые явления | 13 | 7 | 2 | 1 | 3 |
2. | Агрегатное состояние вещества | 11 | 8 | - | 1 | 2 |
3. | Электрические явления | 26 | 15 | 5 | 1 | 5 |
4. | Электромагнитные явления | 4 | 2 | 2 | - |
5. | Световые явления | 8 | 6 | 1 | 1 |
Итого: | 62 | 38 | 10 | 4 | 10 |
Резерв: | 8 |
9 класс
2 часа в неделю, всего - 70 ч.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
уроки | лабораторно-практические работы | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
1. | Законы взаимодействия и движения тел | 24 | 17 | 1 | 2 | 4 |
2. | Механические колебания и волны. Звук. | 11 | 7 | 2 | - | 2 |
3. | Электромагнитное поле | 14 | 10 | 1 | 1 | 2 |
4. | Строение атома и атомного ядра | 16 | 11 | 2 | 1 | 2 |
Итого: | 68 | 48 | 6 | 4 | 10 |
Резерв: | 2 |
№ п/п | Тема урока (8 класс) | Тип урока | Применяемые педагогические технологии | Формы и виды контроля | Дата проведения |
план | факт |
Тепловые явления(13ч.) |
1. | Тепловое движение. Внутренняя энергия. Правила безопасности на уроках физики | Урок изучения нового материала. | Проблемное обучение | Фронтальный опрос |
2. | Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. | Комбинированный | ИКТ | Упр.1 (1-2) |
3. | Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.2 (1-3); упр.3 (1-3) С/р №1 |
4. | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | Комбинированный | Исследовательские | С/р№2 |
5. | Удельная теплоемкость. | Комбинированный | ИКТ | (Л) №993, 1003 |
6. | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Урок изучения нового материала | Проблемное | Упр.4 (1-3) |
7. | Л/Р№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Урок-практикум | Групповые, исследовательские | Выполнение л/р |
8. | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№1018, 1020, 1028 |
9. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | Упр.5 (1-3) |
10. | Л/Р №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела» | Урок-практикум | Групповые, исследовательские | Выполнение л/р |
11. | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Комбинированный (беседа) | Проблемное | (Л)№923-924 |
12. | Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№1038, 1042 |
13. | Контрольная работа №1 | Урок контроля | Здоровьесберегающие | Контрольная работа |
Агрегатные состояния вещества (11ч.) |
14. | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | Упр.7 (1-3) |
15. | График плавления и отвердевания кристаллических тел. | Комбинированный | ИКТ | (Л)№ 1065, 1067 |
16. | Удельная теплота плавления. | Урок изучения нового материала | Обучение физике на основе решения задач | Упр.8 (1-5) |
17. | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | Урок изучения нового материала | Тестовые | (Л)№ 1088, 1095, С/р№4 |
18. | Испарение. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации пара. | Комбинированный | Объяснительно-иллюстративные | Упр.9 (1-4) |
19. | Поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации. | Комбинированный | Обучение физике на основе решения задач | Тестирование. |
20 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Комбинированный | ИКТ | Упр.10 (1-6) |
21 | Влажность воздуха | Урок изучения нового материала | Проблемное обучение | Опорный конспект |
22 | Решение задач на расчёт количества теплоты при нагревании и плавлении, отвердевании и охлаждении. | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№ 1106, 1108, С/р№5 |
23 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Фронтальный опрос |
24 | Паровая турбина. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. | Урок изучения нового материала | Проблемное обучение | Опорный конспект |
25 | Повторение и обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№1143, 1144, 1135-1139 |
26 | Контрольная работа №2 | Урок контроля | Здоровьесберегающие | Контрольная работа |
Электрически явления (28ч.) |
27 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | Урок изучения нового материала | ИКТ | (Л)№ 1169-1171 |
28 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Урок изучения нового материала | ИКТ | тестирование |
29 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | (Л)№ 1201, 1205 |
30 | Строение атомов. | Комбинированный | ИКТ | Упр.11 |
31 | Объяснение электрических явлений | Урок изучения нового материала | Проблемное обучение | С/р№6 |
32 | Электрический ток. Источники электрического тока. | Комбинированный | Исследовательские | (Л)№ 1233, 1235 |
33 | Электрическая цепь и ее составные части. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Физический диктант |
34 | Электрический ток в металлах. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Физический диктант |
35 | Действия электрического тока. Направление электрического тока. | Комбинированный | Тестовые | С/р№7 |
36 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. | Урок изучения нового материала | Исследовательские | (Л)№ 1258, упр.14 , упр.15 (1-2) |
37 | Л/Р №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | Урок-практикум | Групповые, исследовательские | Выполнение л/р |
38 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | Комбинированный | Объяснительно-иллюстративные | Работа с приборами |
39 | Л/Р№4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Урок-практикум | Групповые, исследовательские | Выполнение л/р |
40 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | Комбинированный | Исследовательские | (Л)№1265, 1266 |
41 | Закон Ома для участка цепи. | Комбинированный | Объяснительно-иллюстративные | Упр.19 (1-3), (Л)№ 1267, 1280 |
42 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | Комбинированный | ИКТ | (Л)№ 1302, 1313-1314 |
43 | Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | С/р№8 |
44 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом» | Урок-практикум | Групповые, исследовательские | Выполнение л/р |
45 | Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Урок-практикум | Групповые, исследовательские | Выполнение л/р |
46 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | Комбинированный | ИКТ | Упр.22 (1-2), упр.23 (1-2) |
47 | Решение задач по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи». | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№ 1350, 1354, 1381 С/р №9 |
48 | Работа и мощность электрического тока. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | (Л)№ 1398, 1405 |
49 | Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | Урок-практикум | Групповые, исследовательские | Выполнение л/р (Л)№ 1396, 1407, С/р №10. |
50 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля –Ленца. | Комбинированный | Проблемное | (Л)№ 1442, 1443, 1444 |
51 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | Урок изучения нового материала | ИКТ | (Л)№ 1445, 1446 |
52 | Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца». | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№ 1435-1457 С/р №10 |
53 | Контрольная работа №3 | Урок контроля | Здоровьесберегающие | Контрольная работа |
Тема 4 «Электромагнитные явления» |
54 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Урок изучения нового материала. | ИКТ | (Л)№ 1459, 1462 |
55 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Л/Р №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | Урок-практикум | Проблемное обучение | Выполнение л/р |
56 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Комбинированный | Проблемное обучение | Опорный конспект |
57 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Л/Р №10 «Изучение двигателя постоянного тока» | Урок-практикум | Проблемное обучение ИКТ | Выполнение л/р |
Световые явления (8ч.) |
58 | Свет. Источники света. Распространение света. | Урок изучения нового материала | ИКТ | (Л)№ 1485-1488 |
59 | Отражение света. Закон отражения света. | Урок изучения нового материала | ИКТ | (Л)№1522-1526 |
60 | Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение. | Урок изучения нового материала | ИКТ | (Л)№ 1536-1538, 1547, 1549 |
61 | Преломление света. | Урок изучения нового материала | Здоровьесберегающие | (Л)№1560, 1562 |
62 | Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. | Урок изучения нового материала | ИКТ | (Л)№1583, 1585 |
63 | Л/Р№ 11 «Получение изображений с помощью линзы» | Урок-практикум | ИКТ | Выполнение л/р |
64 | Фотоаппарат. Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. | Комбинированный | ИКТ | Опорный конспект |
65 | Контрольная работа №4 | Урок контроля | Тестовые | Контрольная работа |
66 | Повторение | Обобщение и систематизации знаний | ЗСТ Ценностно-смысловые. Личностного самосовершенствования. | Опрос. Тестирование. |
67 | Повторение | Обобщение и систематизации знаний | ЗСТ Ценностно-смысловые. Личностного самосовершенствования. | Опрос. Тестирование. |
68 | Повторение | Обобщение и систематизации знаний | ЗСТ Ценностно-смысловые. Личностного самосовершенствования. | Опрос. Тестирование. |
69 | Повторение | Обобщение и систематизации знаний | ЗСТ Ценностно-смысловые. Личностного самосовершенствования. | Опрос. Тестирование. |
70 | Повторение | Обобщение и систематизации знаний | ЗСТ Ценностно-смысловые. Личностного самосовершенствования. | Опрос. Тестирование. |
Итого: 70 часов |
График контрольных и лабораторных работ.
8 класс
л/р | примерные сроки | к/р | примерные сроки |
Тепловые явления |
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | Тепловые явления | 1 |
Измерение удельной теплоемкости твердого тела |
Электрические явления |
Сборка эл. цепи и измерение силы тока | Электрические явления |
Измерение напряжения на различных участках цепи |
Регулирование силы тока реостатом |
Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра |
Измерение мощности эл. тока |
Электромагнитные явления |
Сборка электромагнита и испытание его действия |
Изучение электрического двигателя |
Световые явления |
Получение изображения при помощи линзы | Световые явления |
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Применяемые педагогические технологии | Формы и виды контроля | Дата проведения |
план | факт |
Законы взаимодействия и движения тел. (27 ч.) |
1. | Материальная точка. Система отсчета. | Комбинированный | Объяснительно-иллюстративные | Физический диктант, Упр.1(3,5) |
2. | Перемещение. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | Физический диктант, (Л)№106-107 |
3. | Определение координаты движущегося тела. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | Упр.3(2) |
4. | Прямолинейное равномерное движение. | Комбинированный | ИКТ | (Л)№148-149 |
5. | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Физический диктант, Упр.5(1) |
6. | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. | Урок изучения нового материала | Исследовательские | С/р№1 |
7. | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Урок изучения нового материала | Проблемное | Упр.6(1-3); упр.7(1) |
8. | Л/Р№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Урок-практикум | Исследовательские, групповые | Выполнение Л/Р |
9. | Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | Решение задач: (Л)№108,109, 158,159 С/р№2 |
10. | Контрольная работа №1. | Урок контроля | Контрольная работа |
11. | Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Комбинированный | ИКТ | Работа с учебником |
12. | Первый закон Ньютона. | Урок изучения нового материала | Проблемное | Решение задач: (Л)№151,171-173 |
13. | Второй закон Ньютона. | Комбинированный | ИКТ | Физический диктант, Упр.11(1,3,5,6) |
14. | Третий закон Ньютона | Урок изучения нового материала | Проблемное | Фронтальный опрос, Упр.12(1) |
15. | Закон всемирного тяготения. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.15(1,2,5) |
16. | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.16(4-5) С/р№3 |
17. | Свободное падение тел. | Комбинированный | ИКТ | Упр.13(2) |
18. | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Урок изучения нового материала | Исследовательские | Решение задач |
19. | Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.18(2,5); (Л)№167-168 |
20. | Искусственные спутники Земли. | Комбинированный | ИКТ | Упр.19 (2) |
21. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.20(1), упр.21(1) |
22. | Реактивное движение. Ракеты. | Комбинированный | ИКТ | Физический диктант, Упр.22(2) |
23. | Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Равномерное движение по окружности. | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№55, 77,81; упр.22(2,3) С/р№4 |
24. | Контрольная работа №2 | Урок контроля | Контрольная работа |
25. | Колебательное движение. Колебательные системы. Маятник. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.23 |
26. | Величины, характеризующие колебательное движение. | Урок изучения нового материала | Исследовательские | Фронтальный опрос, Упр.24(1,2,4,7) |
27. | Л/Р№2 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины» | Урок-практикум | Исследовательские, групповые | Выполнение Л/Р |
28. | Величины, характеризующие колебательное движение. | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | (Л)№858,859,877 С/р№5 |
29. | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | Урок изучения нового материала | Проблемное | Упр.25(2); упр.26(1,2) |
30. | Л/Р№3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» | Урок-практикум | Исследовательские, групповые | Выполнение Л/Р |
31. | Резонанс. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Решение качественных задач |
32. | Распространение колебаний в среде. Волны. | Комбинированный | ИКТ | Фронтальный опрос |
33. | Длина волны. Скорость распространения волн. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | (Л)№894,895 С/р№6 |
34. | Источники звука. Звуковые колебания. | Урок - практикум | ИКТ | Решение экспериментальных задач |
35. | Условия распространения звука. Звуковые волны. | Комбинированный | Проблемное обучение | Упр.32(2,4) |
36. | Магнитное поле и его графическое изображение. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.34(1) |
37. | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило левой руки. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | Упр.35(2,3); упр.36(1,4) |
38. | Индукция магнитного поля. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.37(1,2) С/р№7 |
39. | Магнитный поток. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.38 |
40. | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Л/Р№4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Урок-практикум | ИКТ Исследовательские | Выполнение Л/Р |
41. | Самоиндукция. Электрогенератор. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | Физический диктант |
42. | Электромагнитные колебания. Колебательный контур. | Урок изучения нового материала | Опорный конспект |
43. | Переменный ток. Передача электрической энергии на расстояние. Трансформатор. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Фронтальный опрос |
44. | Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Переменный электрический ток. | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач | Решение задач: (Л)№ С/р№8 |
45. | Контрольная работа №3 | Урок контроля | Контрольная работа |
46. | Электромагнитное поле. | Урок изучения нового материала | Объяснительно-иллюстративные | Упр.41 |
47. | Электромагнитные волны и их свойства. | Комбинированный | Объяснительно-иллюстративные | Упр.42(1-3) |
48. | Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитного излучения на живые организмы. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Тест |
49. | Электромагнитная природа света. Дисперсия света. | Лекция | ИКТ | Фронтальный опрос |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14ч.) |
50. | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Комбинированный | ИКТ | Опорный конспект |
51. | Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Упр.43(4,5) |
52. | Экспериментальные методы исследования частиц. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Физический диктант |
53. | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | Комбинированный | ИКТ | Упр.45(2) |
54. | Альфа- и бета- распад. Дефект масс. Энергия связи | Урок изучения нового материала | ИКТ | С/р№9 |
55. | Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. | Урок изучения нового материала | ИКТ | Физический диктант |
56. | Л/Р№5 «Изучение ядра атомов урана по фотографии треков» | Урок-практикум | Исследовательские | Выполнение Л/Р |
57. | Л/Р№6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Урок-практикум | Исследовательские | Выполнение Л/Р |
58. | Состав атомного ядра. Альфа- и бета- распад. Дефект масс. Энергия связи | Урок закрепления знаний | Обучение физике на основе решения задач. | Решение задач С/р№10 |
59. | Контрольная работа №4 | Урок контроля | Тестовые | Контрольная работа |
60. | Ядерная энергетика. | Комбинированный урок |
61. | Атомная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС. | Урок изучения нового материала | Рефераты |
62. | Биологическое действие радиации. Дозиметрия. | Урок изучения нового материала | Работа с учебником |
63. | Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд | Урок изучения нового материала | Тест |
64. | Заключительный урок | Урок обобщения и систематизации знаний | Тест |
65 | Резерв-6 часов |
График контрольных и лабораторных работ.
9 класс
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Законы движения и взаимодействия тел |
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | Равномерное и равноускоренное движение |
Измерение ускорения свободного падения | Законы Ньютона. Закон сохранения импульса |
Механические колебания и волны. Звук. |
Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины | Механические колебания и волны. Звук |
Электромагнитное поле |
Изучение явления электромагнитной индукции | Электромагнитное поле | - |
Строение атома и атомного ядра |
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков | Строение атома и атомного ядра |
Изучение треков заряженных частиц по фотографиям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7-9 классов
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....
Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)
Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по физике для 7-9 класс
Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...
Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии. При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...
Рабочая программа по физике для 7-9 класса
Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...