Физика сказку сделала былью
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Разработка вводного урока физики в 7 классе.
Цель этого вводного урока – показать значимость науки физики, сформировать личную убежденность каждого ученика, что физика-это нужная и очень интересная наука. Я предлагаю провести урок-презентацию «Физика сказку сделала былью». Для подготовки урока привлекаются старшеклассники, чтобы стимулировать желание семиклассников изучать физику, быть такими же умными и знающими, как их старшие товарищи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 49 КБ |
презентация к уроку | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Физика помогает сказку сделать былью (первый урок физики в 7 классе).
Цель урока: формирование личной убежденности каждого ученика, что физика – интересная, нужная наука.
Тип урока: урок-презентация.
Подготовка к уроку:
Фрагмент фильма «Приключения электроника» с песней «До чего дошел прогресс»;
Презентация «Физика сказку сделала былью»
Старшеклассники готовят справки-сообщения об ученых разных времен и стран(например: Архимед, И.Ньютон, В.Рентген, Пьер и Мария Кюри, М.В.Ломоносов) и изобретениях (самолет, холодильник, микроволновая печь, соковыжималка, телевизор, велосипед, автомобиль и т.д.);
Оборудование:
Компьютер,
Проектор;
Экран;
Колонки.
Ход урока:
Организационный момент.
Вводное слово учителя (Притча о красавице ФИЗИКЕ).
Демонстрация презентации «Физика сказку сделала былью».
Заключение.
Организационный момент.
В этом году вы приступаете к изучению новой для вас науки – ФИЗИКИ. И сегодня ребята 11 класса приглашают вас на урок-презентацию «Физика помогает сказку сделать былью». Внимательно смотрите и слушайте и вы поймете, что физика наука интересная и очень нужная.
Вводное слово учителя.
А начнем мы со сказки о красавице ФИЗИКЕ:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – ПРИРОДА, а королевой в царстве ПРИРОДЫ была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица ФИЗИКА. Из столетия в столетие она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.
Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим помощником, ни другом в жизни. Полыхали молнии, гремел гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали почему это происходит и часто погибали. Это очень сильно огорчало королеву. Тогда-то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе. Армия королевы все увеличивалась, в ней появлялись свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы- это ученые-гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы.[2]
Такие люди встречались королеве ФИЗИКЕ в разные времена по всей Земле, в разных странах мира. Кого-то из них вы знаете, о ком-то немного слышали, а о некоторых впервые узнаете на уроках физики.
Демонстрация презентации «Физика сказку сделала былью».
Слайд 2.
Учащийся11кл: например, древнегреческий ученый АРХИМЕД (ок. 287-212 до н.э.). Родился он в Сиракузах(Сицилия). Научные труды относятся к математике, физике, астрономии. Автор многих изобретений и открытий, например, машины для орошения полей, винтов для подъема больших грузов, рычагов, военных метательных машин. В сочинении «О плавающих телах» исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавания тел, решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. Открытый им при решении этой задачи закон сейчас называется законом Архимеда.[1]
Слайд 3.
Учащийся11кл: А это - великий английский ученый Исаак НЬЮТОН (4января 1643-31марта 1727). Работы относятся к математике, механике, оптике, астрономии. Он сформулировал законы движения тел, открыл закон всемирного тяготения, разложил белый свет на семь цветов (спектр), создал физическую картину мира, которая долгое время господствовала в науке. В его честь назвали единицу измерения силы.[3]
Слайд 4.
Учащийся11кл: Познакомьтесь – это немецкий ученый Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (27 марта 1845 – 10февраля 1923) Научные исследования относятся к электромагнетизму, оптике, физике кристаллов. В 1895 году открыл новое излучение, названное в дальнейшем рентгеновскими лучами, и исследовал их свойства. Рентгену в 1901 году первому среди физиков была присуждена Нобелевская премия.[3]
Слайд 5.
Учащийся11кл: А теперь перенесемся во Францию. Перед вами Пьер КЮРИ – французский физик(15мая 1859 – 19апреля 1906). В 1885 г. женился на Марии Склодовской – польский физик и химик. Они вместе работали в лаборатории в Школе физики и химии в Париже. Здесь они вместе изучали радиоактивное излучение урана, открыли новые радиоактивные элементы, исследовали свойства их излучения, установили влияние радиоактивного излучения на живую клетку. За свою работу в 1903 г удостоены Нобелевской премии. [3]
Слайд 6.
Учащийся11кл: богата талантами и наша страна. Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (19 ноября 1711 – 15 апреля 1765)- выдающийся русский ученый. Родился в с.Денисовка Архангельской губернии. Работы посвящены физике, химии, астрономии, горному делу, металлургии, истории, литературе и др. Экспериментально доказал закон сохранения вещества, внедрял физические методы в химию, разработал немало конструкций различных физических, метеорологических и др. приборов(около100), в 1756 г сконструировал зрительную трубу и с ее помощью открыл атмосферу на Венере. Многие идеи Ломоносова опередили науку того времени более чем на сто лет. В 1755 г по его проекту был построен первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя.[1]
Учитель: Благодаря ученым-физикам всего мира стало возможным превратить сказку в быль.
Можете убедиться в этом сами. Смотрите…
Слайд 7.
Учитель:
Отрывок из сказки «Мальчик-с-пальчик»:
— Ну ладно же! — завопил Людоед. — Вы за это поплатитесь, негодные мальчишки! Эй, жена! Подать мне мои сапоги-скороходы!
Людоед пустился в погоню. Он шагал с одной горки на другую, перепрыгивал через реки, как через ручейки.
Ребята, а как мы с вами можем быстро передвигаться? Какие изобретения нам в этом помогают? (ребята называют различные транспортные средства)
Верно. А спасибо за велосипед, мотоцикл, автомобиль мы должны сказать науке ФИЗИКЕ и ее хорошим знатокам –изобретателям.
Слайд 8.
Учащийся 11кл: Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и гениальное целое (о чём свидетельствует поговорка «изобретать велосипед»), в реальности его изобрели как минимум в три приёма.
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал первый двухколёсный , самокат, он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» осталось в русском языке. В 1818 году в Баден-Бадене фон Дрез патент на своё изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».
В 1839-1840 гг кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным.
В 1845 годуин Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину.
В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1863 году Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.[4]
Слайд 9.
Учащийся 11кл: Кто же изобрел автомобиль?
Первым наземным самоходным средством для передвижения был огромный трехколесный экипаж с паровым двигателем, построенный в 1769 году французом Никола Куньо.
Он передвигался со скоростью 5 км/час. В 1789 году американец Оливер Эванс построил четырехколесный фургон весом 19 тонн. А первая работающая на бензине машина была создана в 1887 году немцем Готлибом Даймлером. В 1895 году англичанин Ланчестер усовершенствовал автомобиль пневматическими шинами и колесами со спицами.
С этого момента развитие автомобиля пошло очень быстро. Сменилась форма автомобиля, двигатель был перемещен вперед, экипажные колеса сменились более мощными, вместо дерева стала использоваться сталь, и наш современный автомобиль стал реальностью.[4]
Слайд 10.
Учитель:
Отрывок из сказки «Баба Яга» :
А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – баба-яга гонится, и уж совсем близко.
Скажите, а как сейчас можно быстро узнать, кто и где находится; когда мама придет с работы; узнать домашнее задание, если забыл записать его в дневник? (ребята дают ответы на вопросы)
Правильно, для этого у нас с вами есть сотовый телефон.
Слайд 11.
Учащийся 11кл:
3 апреля 1973 года глава подразделения мобильной связи Motorola Мартин Купер, прогуливаясь по центру Манхеттена, решил позвонить по сотовому телефону. Прохожие очень удивлялись и не понимали, что происходит: до появления коммерческой сотовой телефонии оставалось еще 10 лет.
6 марта 1983 года был выпущен первый в мире коммерческий портативный сотовый телефон. В этот день компания Motorola представила аппарат DynaTAC 8000X - результат 15 лет разработок, на которые было потрачено более $100 млн. Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33 x 4,4 x 8,9 см. Заряда аккумуляторов первого мобильника со светодиодным дисплеем хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров. Телефон был первым сертифицирован для коммерческого использования Федеральной комиссией по связи США. В розницу новинка стоила баснословные деньги - $3.995. Однако, по словам представителей Motorola, даже несмотря на высокую цену, сама идея быть всегда на связи настолько воодушевила пользователей, что в очередь на покупку записывались тысячи американцев. [4]
Слайд 12.
Учитель:
Отрывок из сказки «Два Ивана»:
Вот тебе скатерть-самобранка - всегда будешь сыт. Только скажи: “Попить, поесть!” - разверни скатерть -и ешь, пей, чего только душа пожелает.
Скатерти-самобранки у нас пока еще нет, но вот помощников у мамы на кухне много - это холодильник, микроволновка, соковыжималка и др.
Слайд 13.
Учащийся 11 кл: Микроволновую печь изобрел американский инженер П. Б. Спенсер. При исследовании работы излучателя СВЧ-волн он обнаружил, что при определенной частоте излучения наблюдается интенсивное выделение тепла. В 1945 году Спенсер получил патент на использовании микроволн в приготовлении еды, а в 1949 году по его патенту в США были произведены первые микроволновые печи для быстрой разморозки стратегических запасов продуктов.
В 1962 году японская фирма SHARP наладила массовое производство бытовых микроволновых печей.[4]
Слайд 14.
Учащийся 11кл: Когда небольшое количество воды или спирта попадает на руку, ощущается похолодание: жидкость испаряется, забирая при этом часть тепла.
Этот принцип испарения применяется в современных холодильниках. В 1823 году Майкл Фарадей открыл, как пары аммиака превращаются в жидкость путем увеличения давления и сжатия его, а затем извлечения тепла. Когда давление увеличивается и жидкость снова испаряется, это требует затрат тепла, и вырабатывается холод.
Как это открытие сделало возможным изобретение холодильника? Все очень просто. Появился путь, когда сначала пар превращается в жидкость - отдавая тепло. Затем мы можем снова превратить ее в пар - забирая тепло. Контролируя этот процесс, делая его непрерывным, мы и получаем современные холодильники.
Первые холодильные камеры, созданные на этом принципе, были построены швейцарским изобретателем Карлом Линдом в 1874 году для охлаждения пива. В 1877 году Линд использовал аммиак в качестве жидкости в своем изобретении, отсюда пошла история холодильника.[4]
Слайд 15.
Учитель:
Отрывок из сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»:
Стала Машенька катать яблочко по блюдечку да приговаривать:«Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне и леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь – матушку»
А какое современное устройство вы увидели в этом отрывке? (ребята, конечно, узнали телевизор).
И за это устройство нужно сказать огромное спасибо ученым-физикам.
Слайд 16.
Учащийся 11кл: 25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния». 9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ. Передаваемое изображение было статичным (то есть движущиеся объекты отсутствовали).
В 1908 году армянский изобретатель Ованес Адамян запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов.
В 1925 году шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов. В 1926 году он получил первое телевизионное изображение человеческого лица.
В конце 1920-х основанная им компания Baird Corporation была единственным производителем телевизоров в мире.[4]
Слайд 17.
Учитель:
Разрешите представить вам самую знаменитую героиню русских народных сказок.
Ступа для Бабы-Яги (Оксана Щербатая)[5]
Стонет земля, ветры воют любезные:
В небушке тёмном летит
Баба-Яга - чародейка чудесная,-
К Лысой горе, знать, спешит?...
Ступа для ведьмы - вещь необходимая:
"Транспорт" железный блестит!
"Верная птичка, родная, любимая,-
Ржавчина не замутит
Ступу мою: прослужила - столетия!
Чищена часто песком..."
Баба-Яга - старушонка бессмертная,
Ступа - второй её дом.
Ножки куриные древней избушечки
Топают днём по лесам.
Ночью - занятье весёлой старушечки -
В ступе взмывать в небеса...
В дальнем полёте рулит бабка пестиком,
След, заметая метлой,
Сладко поёт стародавние песенки,-
Нам только чудится вой...
Человек с давних пор мечтал летать и, в конце концов, претворил свои мечты в жизнь – был построен самолет.
Слайд 18.
Учащийся 11кл: Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в XIX веке. Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полёт с использованием двигателя.[4]
Заключение.
Учащийся 11кл: Мы постарались показать вам, как много сделали для нас с вами ученые и изобретатели разных стран в разное время. Их открытия стали возможными только благодаря знаниям физики. Развитие науки продолжается и сейчас. Современный кинематограф и мультипликация все чаще представляют нашему вниманию людей-роботов. Может быть, мы с вами скоро увидим их наяву…
Включается видеоролик с песней «До чего дошел прогресс» из фильма «Приключения Электроника». Дети поют вместе с героями.
При подготовке урока использовались источники:
Книга для чтения по физике. учебное пособие для учащихся 6-7 кл средней школы. М., «Просвещение», 1986г.
Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М., «Просвещение», 1986г.
Храмов Ю.А. Физики – биографический справочник. М., «Наука» главная редакция физико-математической литературы, 1983г.
http://www.stihi.ru/2009/07/05/6188
Библиотека русской сказки в десяти томах, М., товарищество «Возрождение», 1992г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подъём предметов с помощью Архимедова винта древнегреческий ученый АРХИМЕД ( ок . 287-212 до н.э.)
великий английский ученый Исаак НЬЮТОН (4января 1643-31марта 1727)
немецкий ученый Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (27 марта 1845 – 10февраля 1923)
Пьер КЮРИ – французский физик (15мая 1859 – 19апреля 1906) Мария Склодовская– польский физик и химик (7ноября1867 - 4июля1934)
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (19 ноября 1711 – 15 апреля 1765)
— Ну ладно же! — завопил Людоед. — Вы за это поплатитесь, негодные мальчишки! Эй, жена! Подать мне мои сапоги-скороходы! Людоед пустился в погоню. Он шагал с одной горки на другую, перепрыгивал через реки, как через ручейки.
Барон Карл фон Дрез
А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – баба-яга гонится, и уж совсем близко.
глава подразделения мобильной связи Motorola Мартин Купер
6 декабря - День рождения микроволновой печи американский инженер П. Б. Спенсер
Первые холодильники были построены швейцарским изобретателем Карлом Линдом в 1874 году.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТВОРЕЦ ТЕЛЕЭКРАНА Телевизор «17ТН-1/3», СССР, 1939 год Б.Л.Розинг О. Адамян
Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года , пилотирует Орвилл , Уилбер — на земле.
Физика сказку с делала былью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект учебного занятия "Лепим сказку. Жили-были пугала..."
Конспект занятия «Лепим сказку. "Жили - были пугала..." » образовательной программы «Занимательная глина» для воспитанников третьего года обучения направления «керамика» КПЦ имени Е.В. Честнякова, изу...
Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"
Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умст...
Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"
Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умст...
Открытое мероприятие « Сказка и быль» ( день открытых дверей в кабинете физики для начальной школы)
Физика – одна из многочисленных наук о природе. С физическими явлениями человек сталкивается ежедневно. Физика вокруг нас, в каждом движении, во взгляде, в дыхании, на кухне, в быту, в природе. Все те...
Внеклассное мероприятие по химии для 8-11 классов "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."
Мероприятие проводится в форме соревнования 4 команд. Цель мероприятия: расширение кругозора обучающихся, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты...
Конспект урока по литературе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
Конспект урока литературы "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"( по литературе 20-х годов) 11 класс...
Творческий, познавательный проект: "Сказку сделаем из глины"
Проект разработан вместе с обучающимися 9 классав с тяжёлыми множественными нарушениями развития....