Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия № 675 Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Талант»
Согласовано Утверждаю
Педагогическим Советом Директор ГБОУ прогимназии №675
Протокол № 1 _____________ О.В.Гордеева
29.08.2014 29.08.2014
Программа
« Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»
(для детей от трех до десяти лет)
Детский сад - начальная школа
Авторы:
С.Ю Алферова
Т.В.Фофашкова
Санкт-Петербург
2013г.
Пояснительная записка
Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого.
Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. По своему содержанию занятия лепки должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а так же умение планировать творческий процесс с каждым ребенком.
Цель занятий – подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных художественных керамических промыслов, показать профессиональный прием лепки, познакомить с образной стилизацией глиняных игрушек. Учитель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке.
Основными задачами являются:
- развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание;
-художественное просвещение и привлечение к искусству керамики;
-расширение и развитие познавательных интересов, стимулирование фантазии.
- привитие правильных профессиональных приемов лепки, ознакомление с технологией художественной обработки и декорирования изделий.
Работа на занятиях ведется со всеми желающими детьми в возрасте от 3 до 10 лет, отбора не производится.
Специфика и особенность занятия керамикой как ремеслом, а впоследствии и как искусством - требует кропотливой, вдумчивой работы, связанной не только с лепкой, но и с цветом (росписью).
Ребенку приходится решать массу композиционных задач. Работая с мягким материалом, дети развивают наблюдательность, учатся неординарно мыслить, а также успешно овладевают многими техническими приемами изобразительной деятельности. А это не только обогащает их творчество, фантазию, но и способствует развитию координации движения кистей и пальцев.
Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее способных детей ставятся менее сложные задачи, для детей особенно увлеченных даются задания более сложные по композиции и приемам их выполнения. Детские поделки участвуют в выставках, а также используются их как сувениры и подарки.
Программа реализуется в течение учебного года. Курс рассчитан для детей 1-3 ступени с учетом апробированной программы «Мир вокруг нас».
1 ступень: младшая и средняя группы детского сада
2 ступень: старшая и подготовительная группы детского сада
3 ступень: начальная школа.
Организация занятий
В детском саду занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня соответственно возрасту детей:
-в младшей группе: 15- 20 минут;
-в средней группе: 20- 25 минут;
- в старшей группе: 25- 30 минут;
- в подготовительной группе: 30- 35 минут;
-в начальной школе: 35-40 минут;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Дети получат возможность иметь представления об объемном и плоскостном изображении, названиях основных цветов; высказывают простейшие суждения о картине, скульптуре, предметах народного - прикладного искусства.
Научаться: дети свободно владеть приемами в лепке. Лепить предметы круглой формы так же, состоящие из нескольких частей одинаковой и разной формы (шара, цилиндра, диска, конуса), плотно соединяя части. Осваивают лепку предметов разнообразной формы различными способами (вдавливание комочка для получения полой формы, оттягивание краев формы, сглаживание поверхности формы). Использование в работе стеки и природных материалов для создания интересного образа (черепаха- скорлупки орехов и т д.).
рисовать предметы округлой и прямоугольной формы; закрашивают изображение в пределах контура; изображают предметы, состоящие из нескольких частей разной величины, а также состоящие из прямых линий и их пересечений; в лепке владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска.
СРЕДНЯЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Знания: дети различают виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура) и высказывают свое суждение; дифференцируют сложные формы предметов – круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник; знают названия цветов радуги.
Умения: дети рисуют прямые линии и дуги в разных направлениях; умеют изменять положение руки в зависимости от формы изображенного предмета; изображают предметы разной формы (как одночастные, так и состоящие из нескольких частей) и в лепке, в рисовании.
СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Знания: дети различают виды и жанры изобразительного искусства, виды народно – прикладного искусства (дымковская игрушка, городец, гжель и т.д.); составляют небольшой рассказ по картине того или иного жанра; знают основные три цвета и могут составить остальные цвета радуги, с соблюдением порядка.
Умения: дети изображают предметы, состоящие из нескольких частей, передавая относительную величину; рисуют предметы, различные по величине и пропорциям; передают в лепке и рисунке простейшие формы, движения человека и животного; в декоративном рисовании применяют в качестве элементов узора – детали растений (листья, лепестки, ягоды).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Знания: дети различают виды изобразительного искусства (картина, портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура, памятник, архитектура); дифференцируют характерные особенности, присущие той или иной группе предметов (здания, машины, воздушный и водный транспорт); имеют представления о пропорциях фигуры человека.
Умения: дети изображают предметы с натуры в простейшем выражении; применяют приемы построения предметов сложной формы от целого к деталям , как в плоскости, так и в объеме; делают предварительные наброски, намечая формы без деталей, затем ее уточняют; передают движения в лепке и в рисунке, изображая животного или человека; рисуют пейзажи, иллюстрации к сказкам; создают объемные композиции по сказкам.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
- Теоретические знания.
- Практические знания, умения, навыки.
- Изготовление образцов игрушек , различных изделий самостоятельно.
- Разработка эскизов новых работ.
- Изготовление работ по собственным эскизам.
- Лепка по образцу в совершенстве.
- Самооценка и анализ работ.
- Участие в конкурсах и выставках.
Программа для начальной школы учитывает уровень знаний, умений и навыков детей, усвоенных при изучении изодеятельности в детском саду, и является логическим продолжением программы, разработанной для I-II ступени детского сада. Художественное развитие учащихся начальной школы прогимназии «Талант» направлено на:
- формирование образного восприятия окружающего мира;
- развитие умений находить в природе сюжеты для художественного изображения; творческое использование собственной фантазии в процессе создания изображений;
- формирование ценностного отношения к труду художников( скульпторов), чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей и народных традиций;
- обогащение эмоционально-мотивационной сферы личности учеников, позволяющей видеть красоту, откликаться на художественное многообразие мира;
- развитие художественно-творческой активности детей, их самостоятельности и инициативы.
Изобразительная деятельность младших школьников на уроках находит разнообразные формы выражения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), в декоративной и конструктивной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Октябрь – Ноябрь
Дети изображают простые предметы (столбики, палочки, карандаши). Следующий этап – изменения знакомого предмета для получения другого: свернуть палочки в колечки, баранки, бублики. Затем дети учатся лепить предметы круглой формы, скатывать кусочек между ладонями круговыми движениями.
Декабрь – февраль
Закреплять умения украшать форму точками и насечками с помощью палочки; защипывать края формы пальцами от общего куска.
Март – май
Дети лепят предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой и разной формы (шара, цилиндра, диска, конуса), плотно соединяя части (забавный мишка, кукла-неваляшка, куколка в длинном платье). Почти все занятия младшей группы проводятся в игровой форме, основными приемами обучения являются изучения предмета перед занятием.
СРЕДНЯЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Октябрь – Ноябрь
Лепка предметов круглой и овальной формы (овощи, фрукты, ягоды). Лепка предметов конусообразной формы путем вытягивания одной из сторон столбика пальцами.
Декабрь – февраль
Лепка предметов овальной и конусообразной формы. Использование в работе стеки для предания выразительности образа (веселый снеговик).
Март – май
Лепка предметов разнообразной формы различными способами (вдавливание комочка для получения полой формы, оттягивание краев формы, сглаживание поверхности формы). Использование в работе стеки и природных материалов для создания интересного образа (черепаха- скорлупки орехов и т д.).
СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Октябрь – Ноябрь
Закрепляют умения, полученные в средней группе. Создание выразительности образа путем передачи: формы, пропорций, динамики, фактуры (овощи, грибы, фрукты, чашечка). Лепка человека и животного с соблюдением элементарных пропорций.
Декабрь – февраль
Использование в лепке пластического способа (вытягивание частей из куска). Сюжетная лепка однородных предметов с расположением их на плоскости (собака со щенятами). Декоративная лепка по мотивам произведений народного творчества. Знакомство детей с понятием рельефного изображения.
Март – май
Дети выполняют предметы, устойчивые в вертикальном положении (зайчик с морковкой, веселый щенок и т. д.). Создают сюжеты композиции на темы окружающей жизни, по сюжетам сказок и рассказов. Украшают предметы декоративными элементами (ваза для весенних цветов, сказочная птица и т. д .).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА
Октябрь – Ноябрь
Лепка предметов характерной формы. В начале года это- овощи и фрукты, лепятся два однородных предмета различной формы (например, два яблока разной формы), составляются композиции из выполненных овощей и фруктов.
Дети создают фигуры по игрушке или скульптуре, изображают предмет в действии (поющий петух; котенок, играющий в мяч); передают в лепке особенности и характер основной части, которые отличают одно животное от другого. Использование различных изобразительных и технических приемов (лепка из целого куска и по частям, передача фактуры углубленным рельефом при помощи стеки и налепа).
Декабрь – Февраль
Отрабатывается умение лепить из целого куска. Дети учатся создавать двух-трех фигурные композиции (используя умение полученные в 1 квартале), соблюдать взаимосвязь между фигурами, соизмерять их (мальчик, лепящий снеговика и т.д.).
В декоративной лепке дети изображают игрушки по типу народных игрушек (кукол, кони и т.д.), посуду и пластинки, украшенные узором.
Март– Май
На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции, где персонажи находятся в разных положениях (животные жарких стран, зоопарк и т.д.). Дети учатся соизмерять свою работу с работами других, сопоставлять фигурки на глаз. Дети учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции.
Программа данного периода строится в основном на изображении по представлению, но проводятся также занятия по лепке с натуры, и по картине.
ПЕРВЫЙ КЛАСС
1 четверть
Знакомство с материалом-глиной. Изучение пластических свойств глины (гибкость, комкость, слишком сухая или слишком сырая).
Обучение приемам лепки из целого куска различных форм пластическим
способом.
Использование полученных навыков в изготовлении изделий (птиц, овощи, фрукты)
2 четверть
Обучение приемам лепки посуды из целого куска глины и из жгутиков конструктивным способом (поэтапный показ).
Создание объемных композиций знакомыми способами (фрукты, овощи и миска, корзинка).
3 четверть
Обучение способу рельефного изображения - горельеф. Углубление знаний о композиции лепного изображения (натюрморты).
Знакомство с народным промыслом – Каргапольская игрушка. Совершенствование приемов лепки простой фигуры из целого куска (медведь).
Знакомство с росписью игрушки.
4 четверть
Знакомство с народным промыслом – Дымковской игрушкой.
Совершенствование приемов лепки простой фигуры из целого куска по мотивам народных образцов.
Обучение росписи игрушек с использованием элементов и палитры данного народного промысла.
ВТОРОЙ КЛАСС
1 четверть
Обучение приемам объемной лепки выполненные комбинированным способом, который включает в себя конструктивный и пластический.
Использование полученных навыков в изготовлении изделий (игрушки с натуры).
Закрепить знания детей по работе с шликером (жидкой глиной).
Научить, из глиняного пласта делать конус, собирать по частям детали, склеивая их шликером (изготовление сувенира к празднику).
2 четверть
Обучение композиционному решению рельефного изображения в круге, квадрате. Знакомство с различными видами изразца.
Изготовление и роспись орнаментального изразца.
Обучение: изготовление декоративной посуды, используя форму блюдца, с добавлением орнамента.
3 четверть
Беседа «Путешествие к истокам народных промыслов».
Узнаем характерные черты разных центров русской игрушки, знакомимся с понятиями: соразмерность, цвет, пластика, характер декора.
Развитие навыков в передаче характерных черт при изготовлении Тверской игрушки ( маленькие чешуйки, оборки-гармошки), используя прием изготовления пласта.
4 четверть
Продолжение знакомства с народным промыслом - Дымковская игрушка.
Изготовление куклы-барыни или кормилицы конструктивным способом, затем используя элементы украшения наряжать игрушку.
Роспись - побеленная игрушка расписывается строго геометрическим узором: из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.
ТРЕТИЙ КЛАСС
1 – 2 четверть
Знакомство с объемной композицией в народном промысле - Дымковская и Каргопольская игрушка.
Отработка взаимосвязи элементов композиции на примере «Всадник на коне», «Индюк с индюшатами», Барышня с собачкой» и т. д. («Дымковская игрушка»). Создание сказочных персонажей в Каргопольской игрушке («Мифическая птица», «Полкан»).
Роспись игрушек с использованием элементов и палитры данного народного промысла.
Рисование эскизов и изготовление сувениров к праздникам «Новый год», «Рождество». Знакомство с особенностями мелкой пластике (элементы украшения) и роспись.
3 - 4 четверть
Беседа «Малая скульптура»- отличительные черты этого вида искусства.
Обучение передачи движения при помощи композиции в изображении животных (животные жарких стран). Роспись готовых изделий.
Беседа «Керамика в быту, украшение интерьера». Лепка и роспись -предметы быта: кашпо для цветов, подставка под горячее, стаканчик для карандашей (техника - колбаски, спирали, косички).
Обучение изготовлению предметов с элементами малой скульптуры (ваза - животные)
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
1 четверть
Изготовление и роспись сложной композиции на основе народной игрушки – бытовые сценки (чаепитие, семья, карусель). Самостоятельное изготовление изделий по образцу.
2 четверть
Самостоятельное изготовление изделий по малой скульптуре .Лепка объемной композиции по мотивам сказок по предварительным эскизам («Репка», «Три медведя» и т.д.)
3 четверть
Лепка рельефных композиций на различные темы (город, натюрморт, пейзаж).
Изготовление шкатулки (по образцам) прямоугольной или круглой формы. Обучение использованию разнообразной фактуры и рельефных украшений.
4 четверть
Изучение особенности композиции трехмерного изображения. Подготовка к выполнению однофигурной и двухфигурной композиций по образцу малой скульптуры («Русалочка», «Клоун в Цирке»).
Календарно-тематическое планирование
«Сказку сделаем из глины » (керамика)
младший и средний возраст
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Мы знакомимся, мы привыкаем | 3 | 3 | |
2 | Времена года | 3 | 3 | |
3 | Тепло семейного очага: посуда, одежда, игрушки | 6 | 6 | |
4 | Транспорт | |||
5 | Животные | 3 | 3 | |
6 | Птицы | 1 | 1 | |
7 | Насекомые | 1 | 1 | |
8 | В гостях у сказки | 4 | 4 | |
9 | Народная игрушка | 3 | 3 | |
10 | Роспись изделий из теста | 4 | ||
ИТОГО | 32 | 28 |
старший и подготовительный возраст
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство.Скульптура | 1 | 1 | |
2 | Цветоведение «Волшебные краски» | 2 | 1 | 1 |
3 | Времена года | 4 | 4 | |
4 | Сказка всегда разноцветная | 4 | 4 | |
5 | Жили-были дед да баба. | 4 | 4 | |
6 | Путешествие в разные страны(животный мир) | 3 | 3 | |
7 | Подводный мир. | 3 | 1 | 2 |
8 | Блистательный Санкт-Петербург. | 3 | 1 | 2 |
9 | Роспись изделий из глины и теста | 8 | ||
ИТОГО | 32 | 4 | 20 |
учащиеся начальных классов, 1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Искусство керамики- ремесло | 2 | 2 | |
2 | Способы объемной лепки - конструктивный | 2 | 2 | |
3 | Способы объемной лепки - пластический | 2 | 2 | |
4 | Рисование эскизов для рельефного изображения | 2 | 2 | |
5 | Способы рельефного изображения - горельеф | 2 | 2 | |
6 | Посуда - способ из жгутиков | 3 | 3 | |
7 | Промыслы глиняной игрушки | 2 | 2 | |
8 | Народная игрушка - дымковская | 2 | 2 | |
9 | Народная игрушка - каргопольская | 2 | 2 | |
10 | Роспись изделий из глины | 13 | ||
ИТОГО | 32 | 6 | 13 |
учащиеся начальных классов, 2 год обучени
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Способы объемной лепки - конструктивный | 2 | 2 | |
2 | Способы объемной лепки - пластический | 2 | 2 | |
3 | Способы объемной лепки - комбинированный | 2 | 2 | |
4 | Способы рельефного изображения - горельеф | 2 | 2 | |
5 | Способы рельефного изображения - барельеф | 2 | 2 | |
6 | Посуда - ленточный способ | 1 | 1 | |
7 | Посуда - способ из жгутиков | 1 | 1 | |
8 | Народная игрушка - дымковская | 3 | 1 | 2 |
9 | Народная игрушка - тверская | 2 | 1 | 1 |
10 | Роспись изделий из глины | 15 | 15 | |
ИТОГО | 32 | 2 | 30 |
учащиеся начальных классов, 3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Промыслы русской глиняной игрушки (Дымковская, Каргопольская) .Способы объемной лепки - конструктивный - пластический - комбинированный | 4 | 2 | 2 |
2 | Виды способы и приемы лепки с использованием трафаретов и готовых форм | 3 | 3 | |
3 | Рисование эскизов сувениров к праздникам | 2 | 2 | |
4 | Изготовление изделий по своим эскизам | 2 | 2 | |
5 | Беседа «Малая скульптура» | 1 | 1 | |
6 | Изготовление изделий самостоятельно по образцу или по малой скульптуре | 3 | 3 | |
7 | Беседа « Керамика в быту, украшение интерьера» | 1 | 1 | |
8 | Лепка предметы быта: кашпо для цветов, подставка под горячее, стаканчик для карандашей(техника- колбаски, спирали, косички). | 3 | 3 | |
9 | Роспись изделий из глины | 13 | 13 | |
ИТОГО | 32 | 4 | 28 |
учащиеся начальных классов, 4 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1 | Вступительные беседы «Игрушечных дел мастера»- русские народные промыслы | 3 | 1 | 2 |
2 | Рисование эскизов игрушек и композиций, варианты росписи и подбора цветовой гаммы | 4 | 4 | |
3 | Изготовление образцов игрушек по мотивам русской глиняной игрушки | 2 | 2 | |
4 | Рисование эскизов сувениров к праздникам . Изготовление изделий по своим эскизам | 2 | 2 | |
5 | Самостоятельное изготовление изделий по образцу или по малой скульптуре | 2 | 2 | |
6 | Лепка объемных композиций по мотивам сказок | 3 | 3 | |
7 | Лепка рельефных композиций по различным темам | 2 | 2 | |
8 | Лепка предметы быта (различными способами изготовления) | 3 | 3 | |
9 | Роспись изделий из глины | 11 | 11 | |
ИТОГО | 32 | 1 | 31 |
МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
№ | Темы или разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Мы знакомимся, мы привыкаем. | Игровое-познавательное занятие | Материал: глина, пластилин | Постоянная экспозиция работ в группе. |
2. | Времена года. | Практическое занятие (показ педагогом образца и поэтапное выполнение с комментариями педагогом и самостоятельное детьми) | Материал: глина, пластилин, краски. | |
3. | Тепло семейного очага: посуда, одежда, игрушки. | |||
4. | Транспорт. | |||
5. | Животные. | |||
6. | Птицы. | |||
7. | Насекомые. | |||
8. | В гостях у сказки. |
СТАРШИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ
№ | Темы или разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов | |
1. | Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. Скульптура. | Лекции. Дидактические игры «Вхождение в образ» Экскурсии. | Слайды, репродукции. Презентации с использованием мультимедийных технологий. | Постоянная экспозиция работ в группе. | |
2. | Цветоведение «Волшебные краски» | Урок-упражнение. Творческие композиции. | Дидактическое пособие по цветоведению. Материалы: краски, кисточки, палитра. | ||
3. | Времена года. | Практическое занятие по созданию объемных и плоскостных композиций, используя определенные приемы и способы лепки. | |||
4. | Сказка всегда разноцветная. | ||||
5. | Жили-были дед да баба. | ||||
6. | Путешествие в разные страны (животный мир). | ||||
7. | Подводный мир. | ||||
8. | Блистательный Санкт-Петербург. | ||||
9. | Роспись глиняных изделий. | Самостоятельная работа учащихся и индивидуальный подход каждому ребенку. | Материалы: краски, кисти, палитры. |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Промыслы русской глиняной игрушки | Познавательное занятие-беседа | Презентации с использованием мультимедийных технологий | Постоянная экспозиция работ в кабинете. Мини-выставки работ для родителей. Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства. |
2 | Виды способы и приемы лепки. | Урок -упражнение. Самостоятельная работа. | Глина, шликер, стека. | |
3 | Объемное изображение животных | Практическое занятие по отработке определенных способов и приемов лепки по образцу или с натуры. | Зрительный ряд. Глина, шликер, стека. | |
4 | Лепка посуды. | Практическое занятие с поэтапным показом. Самостоятельная работа. | Зрительный ряд. Глина, шликер ,стека. | |
5 | Рельефное изображение: Изразец; Декоративное панно. | Урок-упражнение. Выполнение работ по эскизам. | Зрительный ряд. Глина, шликер, стека. | |
6 | Народная дымковская игрушка, тверская. | Лекция. Показ образца и поэтапное выполнение с комментариями. | Слайды, репродукции. Презентации с использованием мультимедийных технологий | |
7 | Роспись изделий. | Практическое занятие: работа с палитрой, работа с эскизами | Краски(гуашь, темпера), кисть, палитра. |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение программы | Формы подведения итогов |
1. | Промыслы русской глиняной игрушки | Познавательное занятие-беседа | Презентации с использованием мультимедийных технологий | Постоянная экспозиция работ в кабинете. Мини-выставки работ для родителей. Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства. |
2. | Способы объемной лепки(конструктивный и пластический) | Урок-упражнение. | Глина, шликер, стека. | |
3. | Способы рельефного изображения(горельеф, барельеф) | Урок-упражнение. | Зрительный ряд. Глина, шликер, стека. | |
4. | Посуда (ленточный способ и из жгутиков) | Урок-упражнение. | Зрительный ряд. Глина, стека, шликер. | |
5. | Народная игрушка(Дымковская, Тверская, Каргопольская, Филимоновская) | Практические занятия(показ педагогом образца и поэтапное выполнение с комментариями) | Зрительный ряд. Образцы народных игрушек. Глина, стека, шликер. | |
6. | Сувениры к праздникам (усвоенными приемами лепки) | По образцу. Самостоятельная работа учащихся | Предварительные эскизы (домашняя работа). Глина, шликер, стека. | |
7. | Роспись изделий из глины. | Индивидуальная работа с каждым учеником. | Краски (гуашь, темпера),кисти, палитра |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Промыслы русской глиняной игрушки (Дымковская, Каргопольская) | Познавательное занятие-беседа | Презентации с использованием мультимедийных технологий | Постоянная экспозиция работ в кабинете. Мини-выставки работ для родителей. Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства |
2. | Виды способы и приемы лепки с использованием трафаретов и готовых форм | Мастер-класс | Трафареты, готовые формы. Глина, шликер, скалка, стеки. | |
3. | Изготовление игрушек по мотивам русской глиняной игрушки | Мастер-класс, урок-упражнение, самостоятельная работа | Образцы русской глиняной игрушки. Глина, шликер, скалка, стеки. | |
4. | Рисование эскизов сувениров к праздникам | Самостоятельная работа учащихся ,индивидуальная работа с каждым учеником | Зрительный ряд. Свободный выбор материалов. | |
5. | Изготовление изделий по своим эскизам | Индивидуальная работа с каждым учеником, самостоятельная работа учащихся | Глина, шликер, скалка, стеки. | |
6. | Изготовление изделий самостоятельно по образцу или по малой скульптуре | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником | Глина, шликер, скалка, стеки. | |
7. | Лепка предметы быта: кашпо для цветов, подставка под горячее, стаканчик для карандашей(техника- колбаски, спирали, косички). | Мастер-класс, урок-упражнение, самостоятельная работа | Зрительный ряд. Глина, шликер, скалка, стеки. | |
8. | Роспись готовых изделий | Индивидуальная работа с каждым учеником | Краски (гуашь, темпера, акрил), кисти, палитра |
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА)
№ | Темы или разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Русские народные промыслы | Вступительные беседы «Игрушечных дел мастера» | Репродукции, слайды, презентации с использованием мультимедийных технологий | Постоянная экспозиция работ в кабинете. Мини-выставки работ для родителей. Участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства |
2. | Изготовление образцов игрушек по мотивам русской глиняной игрушки | Мастер-класс, урок-упражнение, самостоятельная работа учащихся | Образцы глиняных игрушек. Глина, шликер, стека. | |
3. | Рисование эскизов игрушек и композиций, варианты росписи и подбора цветовой гаммы | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником | Зрительный ряд. Свободный выбор материалов для рисования. | |
4. | Самостоятельное изготовление изделий по образцу или по малой скульптуре | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником | Образцы изделий, малая скульптура. Глина, шликер, стека. | |
5. | Изготовление изделий по собственным эскизам | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником | Глина, шликер, стека. | |
6. | Лепка объемных композиций по мотивам сказок | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником | Иллюстрации к сказкам. Глина, шликер,стека. | |
7. | Лепка рельефных композиций по различным темам | Показ педагогом образца и поэтапное выполнение. | Глина, шликер, стека. | |
8. | Лепка посуды(различными способами изготовления) | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником | Глина, шликер, стека. | |
9. | Роспись изделий из глины | Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа с каждым учеником | Краски (гуашь, темпера, акрил), кисти, палитра. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Презентации с использованием мультимедийных технологий по темам:
- Виды изобразительного искусства;
- Народная игрушка;
- Народные промыслы.
2. Слайды по темам:
- Скульптура;
- Народная игрушка;
- Народные промыслы.
3. Дидактические игры по темам:
- Цветоведение;
- Народные промыслы.
4. Наглядно-дидактические пособие:
- Каргопольская народная игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
- Гжель ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
- Дымковская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
- Филимоновская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).
-Игра-лото-поделка «Русский сувенир» ООО «ВикРус» , РОССИЯ, 610004 г.Киров, ул.Ленина,2а
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.В.Неретина «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклеру, М.; ООО «Гуманитарный издательский центр Владос»,2004г.
2. Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», М.;«Просвещение», 1984.
3. Н.А.Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М.; Просвещение, 2001.
4. О.А.Ботякова и др. «Российский Этнографический музей – детям», С-ПБ.; Детство-пресс, 2001.
5. В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», М.; Просвещение, 1981.
6. Н.М.Конышева «Лепка в начальных классах», М.; Просвещение, 1985.
7. Н.Н.Алексахин «Голубая сказка»,М.; Народное образование, 1996.
8. В. С. Горичева « Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».
М.С.Нагибина Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: «Академия развития» 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-57053-1361290732.jpg)
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-213009-1361989414.jpg)
Лепка кота из соленого теста или пластилина.
Данная презентация представляет собой наглядный материал по изготовлению кота из соленого теста или пластилина....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/03/picture-491097-1412287678.jpg)
Программа "Сказку сделаем из глины( теста, пластилина)"
Авторская программа дополнительного образования. Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208602-1579440149.jpg)
Творческий, познавательный проект: "Сказку сделаем из глины"
Проект разработан вместе с обучающимися 9 классав с тяжёлыми множественными нарушениями развития....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
программа по лепке из глины ( пластилина) для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка"
программа по лепке для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка". с календарно тематическим планированием , эаданиями для диогностики итоговых заданий и диогностической картой...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-1294926-1637852284.png)
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) Дети РАС.
Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится ...