Разработка урока физики в 11 классе по теме:"Интерференция света."
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме

Шуваева Ольга Алексеевна

Предложен вариант урока в 11 классе по волновой оптике с использованием оригинальных видеофрагментов из серии "Школьный физический эксперимент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interferenciya_sveta.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока физики в 11 классе по теме: «Интерференция света»

                                                                             Шуваева Ольга Алексеевна

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Ввести понятие интерференции света. Сформулировать условия возникновения интерференции двух волн.  Примеры проявления в природе. Применение интерференции.

Задачи:

образовательные: продолжить формировать знания о волновой природе света.  Ввести понятие интерференции, условия  ее возникновения, продемонстрировать на опытах различные интерференционные картинки. Рассказать о применении этого явления в технике.

воспитательные: формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.

развивающие: развивать внимание, умение анализировать и объяснять оптические  явления; выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;

ТСО : компьютер, медиа-проектор, экран, классная доска, демонстрационное оборудование по оптике.

Используемая литература:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.Н.,  Физика, 11 класс, изд-во М., «Просвещение, 2010г.»

Волков В.А. , Поурочные разработки по физике, 11 класс, М. «Вако» 2009.

Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Физика 11 класс, методические материалы, М. «Илекса» 2005г.

Перечень используемых  ЭОР

ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

«Школьный физический эксперимент. Волновая оптика» СГУ ТВ.

Презентация «Интерференция света»

Информационный

Информационный

Видеофрагменты

Презентация

Диск

Создан самостоятельно

Этап урока

Наглядные пособия

Классная доска

Экран

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный этап

Тема урока на доске

Цель: обеспечить оптимальные условия для проведения урока.

Взаимное приветствие

Проверка готовности к уроку;

проверка отсутствующих;

Сообщение темы урока : Интерференция света. Применение интерференции. 

Цель для учеников: Подготовиться к восприятию нового материала.

Ученики открывают тетрадь, записывают дату и тему урока с доски

2

2

Актуализация знаний и проверка домашнего задания

ЭОР №1

Видеофрагмент сложения спектральных цветов

(2 мин.)

Цель:  проверить подготовку учеников к уроку, подготовить к восприятию нового материала.

Дайте определение дисперсии света.

Покажите на опыте разложение белого света в спектр

Назовите диапазон длин волн видимого света

Какой свет называют монохроматическим

Почему в светофоре используется красный свет?

Объясните видеофрагмент.

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и объяснить увиденное.

Цель для учеников: продемонстрировать готовность к уроку и выполнение домашнего задания.

Отвечают на вопросы. Ученик выходит к магнитной доске и проводит опыт.

Смотрят видеофрагмент и объясняют.

10

3

Изучение нового материала

ЭОР № 1

Интерференция света в тонких пленках. Кольца Ньютона.

ЭОР №2

Презентация «Интерференция света»

Цели для учителя:

Образовательные

Продолжить формировать знания о волновой природе света на примере интерференции.

Развивающие

Научить применять теоретические знания для объяснения практических опытов

Развивать логическое мышление и устную речь

Воспитательные

Показать роль эксперимента в изучении физики

Рассказ учителя об интерференции механических волн.

Трудности получения интерференционной картины от световых источников. Условия интерференции: когерентные источники, постоянная разность фаз.

Интерференция в тонких пленках.

Смотрим видеофрагменты.

Объяснение учителя интерференции света в тонких пленках, как результат сложения двух волн, отраженных от наружной и внутренней поверхностей пленки

Рассказ учителя о применении интерференции:

Интерферометры

Проверка качества обработки поверхности

Просветление оптики

Цель: Получить новые знания   о явлении интерференции и ее применении.

Ученики слушают и записывают в тетрадь.

Ученики смотрят.

 Слушают и смотрят.

Слушают и ведут конспект

20

4

Обобщение и закрепление полученных знаний

ЭОР №2

Развивающая цель:

Научить применять полученные теоретические знания.

Развивать логическое мышление, выявлять причинно-следственные связи и развивать устную речь.

Фронтальный опрос.

Что называется интерференцией света?

При каких условиях ее наблюдают?

Запишите условие образования интерференционных максимумов и минимумов.

Объясните интерференцию света в тонких пленках.

Приведите примеры практического применения интерференции света.

Проверочная работа. Учитель раздает карточки.

Учитель на экране показывает  слайд с правильными ответами

Цель: закрепить полученные знания.

Ученики отвечают на вопросы .

Ученики выполняют задания.

Ученики проверяют и выставляют полученные баллы.

10

5

Подведение итогов, запись домашнего задания

Выставление оценок учащимся.

Критерии: активность, правильность и полнота ответов  с учетом индивидуальных особенностей учеников, работа по карточке.

Указание к выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание:

 §68, 69.

Для сильных учеников: почему просветленная оптика имеет фиолетовый оттенок  в отраженном свете?

3

 

Вариант №1

Вариант №2

Что называется дисперсией света?

Одинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучения в вакууме, в стекле?

От чего зависит цветность световых волн?

Излучают ли обычные источники света когерентные волны?

В некоторую точку пространства приходят световые пучки когерентного излучения с оптической разностью хода 1 мкм. Усиление или ослабление света произойдет в этой точке, если длина волны равна 500 нм, 480 нм?

Что называется интерференцией света?

Могут ли две разноцветные световые волны, красного и зеленого излучения, иметь одинаковые длины волн?

Как меняется частота фиолетового излучения при переходе луча из вакуума в воду?

Приведите примеры когерентных источников излучения.

В некоторую точку пространства приходят световые пучки когерентного излучения с оптической разностью хода 2 мкм. Усиление или ослабление света произойдет в этой точке, если длина волны равна 500 нм, 450 нм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Полное внутреннее отражение света"

Бинарный урок по теме "Полное внутреннее отражение света" (2 часа). Урок открытия новых знаний. Разработан по технологии системно-деятельностного подхода. Для проведения урока необходимо нал...

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Преломление света"

Предлагается разработка урока с использованием виртуальных учебных объектов (продукт "Интер@ктивная физика")....

Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом"

Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом" представляет собой технологическую карту урока с описанием действий учащихся и учителя , УУД и пла...

Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".

Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...

Конспект урока по физике 8 класса по теме : «Источники света. Распространение света»

В данном материале  представлен план-конспект урока по физике в 8 классе на тему "Источники света. Распространение света". Урок имеет следующие цели: познакомить учащихся с естественным...