Модель урока по теме "Тела и их взаимодействие. Инерциальное движение."
план-конспект урока (физика, 10 класс) по теме
Модель данного урока позволяет раскрыть содержание принципа причинности; углубить понятие материальной точки, ввести понятия о ваимодействии тел и свободном теле; раскрыть суть инерциального движения как идеального движения; сформировать умения выделять взаимодействия и действия тел, качественно характеризовать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_papka.rar | 322.51 КБ |
tela_i_ih_vzaimodeystvie.pptx | 359.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока физики в 10 классе по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и Н.Н. Сотского
Составила учитель физики Алтухова Е.В.
Тема: ТЕЛА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ИНЕРЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Задачи урока: раскрыть содержание принципа причинности; углубить понятие материальной точки, ввести понятия о взаимодействии тел и свободном теле; раскрыть суть инерциального движения как идеального движения; сформировать умения выделять взаимодействия и действия тел, качественно характеризовать их.
План урока
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы |
Повторение Изучение нового материала Самостоятельная работа Подведение итогов. Домашнее задание | 10 20—25 10 2—3 | Беседа по вопросам Рассказ. Постановка и обсуждение опытов. Работа с учебником Фронтальный эксперимент. Записи в тетради Выделение главного |
Обсуждение результатов контрольной работы (теста) по кинематике сочетается с повторением основных положений изученного материала.
Вопросы для организации беседы
что называют механическим движением?
Какие виды движений (по траектории, скорости, ускорению) мы изучали?
Какие из них наиболее распространены в природе и технике?
Что такое материальная точка? Зачем это понятие вводится?
Что называют системой отсчета? Для чего она необходима?
С помощью каких двух методов можно определить характеристики движения (координату, время, скорость, ускорение)?
При повторении используется слайд № 2
В динамике изучают причину механического движения тел, т. е. вскрывают природу механического движения. И на этой основе определяют характеристики движения. Предлагаем такую последовательность изучения нового материала:
С давних времен люди задумывались: какова причина равномерного и ускоренного движений тел? Одинакова ли причина этих движений?
(В вопросах представлена основная учебная проблема данного и следующего уроков.)
Об истории поисков ответов на эти вопросы школьников кратко информирует учитель. Желательно привести цитаты из научных трудов.
Общий вывод: научные знания формируются постепенно, трудом многих ученых. Основоположником динамики — ядра механики — является гениальный физик Исаак Ньютон. (слайд №3)
Он жил в XVII в. в Англии. Англия того времени из аграрной страны превращалась в индустриальную. Быстрый рост промышленности требовал новых технических изобретений. Но работа технических устройств нуждалась в научном обосновании. Так практика стимулировала развитие физики. Ньютон стал первым среди других ученых того времени.
При каких условиях происходит ускоренное движение тел? Многочисленные наблюдения и опыты позволили сделать вывод: тело движется ускоренно, если на него действует другое тело или тела. В выводе ученых можно убедиться самому. Поставим простые опыты,
а) мяч свободно падает на стол под действием Земли;
б) карандаш начинает движение, т. е. изменяет свою скорость, под действием руки; в) магнит изменяет прямолинейное движение стального шарика, движение шайбы изменяется под действием клюшки (см. рис. 54 учебника).
Опыты убеждают: если одно тело действует на другое, то последнее будет действовать на первое. Односторонних действий нет. Пронаблюдаем столкновение двух бильярдных шаров, отталкивание тележек с помощью плоской пружины. Вопросы для обсуждения: на основе чего можно доказать, что тела действуют друг на друга? К чему приводит действие одного тела на другое? Когда оно начинается (заканчивается)? Выводы формулирует учитель: а) явление взаимодействия тел самое распространенное в природе; в природе нет односторонних действий; б) во взаимодействии всегда участвуют два (или более) тела, взаимодействие тел выражается в изменении скоростей их движений. Последний вывод уточняется с помощью опыта: воздушный шарик подвешен у стенки (слайд №4) действуем на него палочкой. Вопросы для обсуждения: что происходит с шариком? Изменяется ли его скорость? А что меняется? Какое предположение (гипотезу) можно высказать на основе опыта?
Вывод учителя: действие может приводить к изменению размеров или формы тела (деформации); в этом случае моделировать тело материальной точкой уже нельзя.(слайд № 5)
Может ли тело находиться в покое, хотя на него и оказывается действие? Для ответа демонстрируется и обсуждается опыт с бруском, подвешенным на нити. Вопросы: действуют ли на брусок окружающие тела? Какие тела действуют? Почему брусок не меняет свою скорость? Изменится ли его скорость, если одно из действий исключить? Как это практически сделать?
Вывод: два (или более) действия на тело могут уравновесить его или компенсировать друг друга. При этом сами действия не исчезают. (слайд №6)
Как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела? Повторяется известный опыт: движение шарика (тележки) по песку, ткани, стеклу (ФЭ, опыт 19). Вопросы для организации беседы: в каком случае происходит менее значительное изменение скорости при движении шарика? Почему? Как стал бы двигаться шарик, если бы не было сопротивления движению?
В качестве вывода учитель зачитывает цитату из работы Галилея: «Когда тело движется по горизонтальной поверхности, не встречая никаких сопротивлений движению, то... движение его является равномерным и продолжалось бы постоянно...» (слайд №7)
Затем повторяется определение инерциального движения из базового курса физики. В заключение обсуждается проблема', какое из окружающих движений можно считать инерциальным? Вводится понятие о свободном теле (материальной точке) как идеальном объекте.
Отработка знаний о взаимодействии продолжается в виде самостоятельных экспериментов. Выполняются простые опыты, для которых требуется следующее оборудование: два шарика, линейка и лист бумаги.
Задание 1. Пронаблюдайте взаимодействие шариков при их столкновении. Выполните рисунки, на которых изобразите: а) движение шариков до взаимодействия: направления движения и скорости; б) взаимодействие: направления сил и ускорений; в) движение шариков после взаимодействия: направления движения и скорости. Сделайте вывод: в чем заключается взаимодействие тел?
Задание 2. Пронаблюдайте действие линейки на покоящийся шарик. Выполните рисунки, на которых изобразите: а) состояние шарика до действия на него линейки; б) явление действия линейки на шарик: направления скорости, ускорения, силы; в) состояние шарика после действия линейки (рис. 12). Ответьте на вопросы: какие характеристики движения шарика изменяет действие линейки? Чем отличаются явления взаимодействия от действия?
Домашнее задание'. § 22—23, С., № 102—103.
Используемая литература:
Сауров Ю.А. Физика в 10 классе. Модели уроков . М. Просвещение, 2005 г.
Мякишев Г.Я., Б.Б. буховцев, Н.Н. Сотский «Физика -10»
Материалы с электронного диска «Физикон»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт 1
Вывод (опыт 1) Действие может приводить к изменению размеров или формы тела (деформации); в этом случае моделировать тело материальной точкой уже нельзя
Вывод (опыт 2) Два (или более) действия на тело могут уравновесить его или компенсировать друг друга. При этом сами действия не исчезают.
Галилео Галилей «Когда тело движется по горизонтальной поверхности, не встречая никаких сопротивлений движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы постоянно…»
Использованная литература : Сауров Ю.А. «Физика в 10 классе» Модели уроков. М.: Просвещение , 2005 г. – 256 ст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы взаимодействия и движения тел.
Подборка материалов и презентаций по данной теме 9 класс....
Урок - соревнование по теме: «Закон взаимодействия и движения тел» 9 класс.
Обеспечить в ходе урока повторение основных понятий и законов темы...
методическая разработка интегрированного урока ОБЖ-физика "Безопасность на дорогах. Движение и взаимодействие тел"
Данная методическая разработка может использоваться при обобщении материала по изученным темам...
Дистанционный курс по выбору"Законы взаимодействия и движения тел"
Программа дистанционного курса по выбору ориентирована на учащихся 9 классов, направлена на закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся. Курс расчитан на проведение в первом...
Модели социального партнерства и сетевого взаимодействия в деятельности ОДОД
Организация, развитие и перспективы социального партнерства на примере вокальной студии "Созвездие" в ГБОУ школе №189 "Шанс" и ДДТ "Преображенский".Ни для кого не секрет,...
План-конспект урока физики 9 класс"Решение задач по теме"Законы взаимодействия и движения тел
краткий план урока по физике 9 класс по теме "Решение задач по теме "Законы взаимодействия и движения тел"...
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме «Движение и взаимодействие тел»
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме «Движение и взаимодействие тел»...