Урок - соревнование по теме: «Закон взаимодействия и движения тел» 9 класс.
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Обеспечить в ходе урока повторение основных понятий и законов темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_9_klass.docx | 52.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - соревнование по теме: «Закон взаимодействия и движения тел» 9 класс.
Цели урока:
- Обеспечить в ходе урока повторение основных понятий и законов темы «Законы взаимодействия и движения тел».
- Закрепить практические знания, умения и навыки определять скорость тела при равноускоренном движении, использовать для решения задач законы Ньютона, понятие импульса и закон сохранения импульса.
- Содействовать воспитанию таких качеств личности: как коллективизм, взаимовыручка, самостоятельность и ответственность.
- Содействовать развитию интереса к учению посредством вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.
Подготовка к уроку.
Все учащиеся класса заранее делятся на 2 большие команды, равные по силам. Им сообщается тема урока, выдаются индивидуальные задания.
Оборудование: компьютерное обеспечение к уроку, подготовленные заранее карты заданий командам, тексты задач, портреты ученых, штатив лабораторный, желоб, шарик металлический, метроном, металлический цилиндр, деревянный брусок, оборудование к экспериментальным задачам урока.
На доске записана тема урока, эпиграф:
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.)
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: Ребята! Мы закончили изучение темы №1 9 класса «Законы взаимодействия и движения тел». Сегодня мы проводим урок повторение и закрепления учебного материала в форме урока – соревнования, для нашей работы мы возьмем в качестве эпиграфа слова великого учено древних времен Аристотеля:
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Поэтому наше соревнование будет проходить в несколько этапов, за каждый этап жюри будет выставлять оценки. Самые знающие и умелые в конце урока получают отметки.
А сейчас самое время представить Вам уважаемое жюри – это объективные, знающие люди – участники и призеры различных предметных олимпиад, отличники учебы, ваши старшие товарищи учащиеся 11 «Б» класса:
- Денисов Алексей.
- Калина Евгений.
- Немцева Юлия
Пожелаем им объективного судейства, а командам успехов в работе.
Итак, начинаем:
I этап – Разминка – Теоретическая
- Вопросы командам:
- Что называется механическим движением?
- Приведите примеры механического движения
- Какие виды движения вы знаете?
- А сейчас каждая команда получает два вида теоретических карт, нужно заполнить первую карту, используя слова из второй карты.
Карта №1 (Команда №1)
- Тело, обладающее малыми размерами, называется материальной точкой.
- Путь величина …
- Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная произведению изменения скорости к промежутку времени за которое это изменение произошло.
- Скорость относительна, т.е. скорость одного и того же тела в разных системах отсчета может быть различной по числовому значению.
- Существуют такие системы отсчета относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной.
- Ускорения, сообщаемые телам одной и той же постоянной силой прямо и пропорционально массам этих тел.
- Свободным падением называется движение тел под действием силы с ускорением.
- Ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью называется центральным.
- Импульсом тела называется величина равная произведению массы тела на его ускорение.
Карта №2 (Команда №1)
- Скорость
- Обратно – пропорционально
- Скалярная
- Если на них не действуют другие тела
- Тяжести с ускорением 9,8 м/с2
- Центростремительным
- Отношению
- Размерами которого можно пренебречь в условиях рассматриваемой задачи
- И по направлению.
Карта №1 (Команда №2)
- Система координат, тело отсчета, с которым она связана образуют систему отсчета, относительно которой рассматривается движение тела
- Перемещение величина…
- Скорость равномерного прямолинейного движения – это постоянная векторная величина, равная отношению пути тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка.
- Траектория движения тоже относительна, т.е. траектория движения одного и того же тела может быть одинаковой в разных системах отсчета.
- Системы отсчета, покоящиеся относительно инерциальных являются неинерциальными.
- Причиной возникновения ускорения является действие на это тело других тел.
- Два любых тела притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной массе каждого из них и квадрату расстояния между ними.
- При движении тела по окружности модуль вектора скорости может меняться или оставаться постоянным, но направление вектора скорости остается всегда постоянным.
- Векторная разность импульсов тел составляющих замкнутую систему не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
Карта №2 (Команда №2)
- Сумма
- С некоторой силой
- Перемещения
- Прибор для измерения времени
- И обратно пропорциональной
- Векторная
- Различной
- Обязательно меняется
- Движущиеся с ускорением
Ответы команды №1: 1-8, 2-3, 3-7, 4-9, 5-4, 6-2, 7-5, 8-6, 9-1.
Ответы команды №2: 1-4, 2-6, 3-3, 4-7, 5-9, 6-2, 7-5, 8-8, 9-1.
II этап Физическая эстафета
Задание (Команда №1)
На рисунке изображен график скорости Vx (t).
- По графику определите начальную скорость тела
V0 =
- Определить ускорение этого тела:
ах =
- Запишите уравнение скорости этого тела
Vx =
- Определите характер движения этого тела
- Вычислите силу, действующую на это тело, если его масса 5 кг
Fx =
- Рассчитайте начальный импульс тела
P1x =
- Рассчитайте конечный импульс тела
P2x =
- Определите изменение импульса тела
ΔP =
Задание (Команда №2)
На рисунке изображен график скорости Vx (t).
- По графику определите начальную скорость тела
V0 =
- Определить ускорение этого тела:
ах =
- Запишите уравнение скорости этого тела
Vx =
- Определите характер движения этого тела
- Вычислите силу, действующую на это тело, если его масса 5 кг
Fx =
- Рассчитайте начальный импульс тела
P1x =
- Рассчитайте конечный импульс тела
P2x =
- Определите изменение импульса тела
ΔP =
III этап Исторический
Каждой команде дается короткая информация об ученом. Необходимо отгадать о ком идет речь.
Первая попытка – 10 баллов
Вторая попытка – 7 баллов
Третья попытка - 3 балла.
Задание (Команда №1)
- Он, будучи профессором математики, большую часть своих занятий посвящал оптике. Написал «Новую теорию света и цветов», изготовил телескоп рефлектор. (10 баллов).
- Он провел необходимую для экономики Англии денежную реформу. Был директором Монетного двора и президентом Лондонского Королевского общества. (7 баллов).
- Наиболее значителен его вклад в развитие механики. Он систематизировал свои результаты в этой области в труде «Математические начала натуральной философии», где сформировал три закона (которые носят его имя) и закон всемирного тяготения. (3 балла)
Задание (Команда №2).
- Сначала этот физик и астроном занимался изучением медицины, но еще будучи студентом ,Пизанского университета он познакомился с физикой Древней Греции, сочинениями Аристотеля, Эвклида и Архимеда, под влиянием этих работ молодой ученый занялся математикой, физикой, геометрией и механикой. (10 баллов).
- Этот ученый утверждает новые экспериментальные методы познания природы. Именно он пропагандирует систему Коперника, чем восстанавливает против себя церковь. (7 баллов).
- Именно он явился основоположником теории свободного падения, открыл явление инерции. (3 балла).
IV тур – экспериментальный.
- Индивидуальные задания (2 сильным учащимся из команды).
Задание (Команда №1).
Как определить ускорение шарика?
Приборы и материалы: штатив, желоб, шарик, метроном, металлический цилиндр.
Задание (Команда №2).
Как определить высоту шкафа?
Приборы и материалы: деревянный брусок, секундомер.
- Работа с командами.
Демонстрация экспериментальных задач:
Задача№1
На лист бумаги поставили бутылку с водой из-под сока, медленно тянем бумагу до края стола, после чего резко дернем ее, бутылка осталась на месте. Объясните почему?
Задача№2
Опыт№1. С некоторой высоты отпускают два одинаковых листа бумаги, они падают одновременно.
Опыт№2. С той же высоты один лист бросают в развернутом, а другой в скомканном виде. Бумаги падают в разное время. Объясните наблюдаемое явление.
Задача№3
На столе учащимся предлагается металлический шарик и банка. Как положить находящейся на столе шарик в банку не прикасаясь к нему руками и не подкатывая его к краю?
Задача№4
На экране компьютера предложена задача-опыт с центробежной машиной и спичечными коробками.
Задача№5
Опыт №1. С некоторой высоты отпускают металлический и картонный диски, они падают не одновременно.
Опыт№2. С этой высоты отпускают металлический и картонный диски, наложенные вместе, они падают одновременно. Объясните наблюдаемое явление.
Задача№6
Отпускаем яблоко, оно падает на землю то, что Земля притягивает все тела к себе - это мы знаем, а притягивается ли Земля к яблоку? Тогда почему мы не видим движения Земли к яблоку?
V тур – литературный «Физики и лирики».
Командам предлагаются загадки, а к отгадкам физические задачи (тексты загадок и рисунки проецируются на большой экран через компьютер)
Загадка №1 (Команда №1)
Крыльев нет у этой птицы
Но нельзя не подивиться
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звезд (Ракета)
Задача№1. От каких величин зависит скорость ракеты?
Загадка №2 (Команда №2).
Чтобы я тебя повез
Мне не нужен овес
Накорми меня бензином
На копытца дай резину
И тогда поднявши пыль
Побежит … (Автомобиль).
Задача№2. Когда автомобиль движется все время с о скоростью поезда?
Загадка №3 (Команда №1)
Красиво летит, но не самолет
В небе парит, но не птица
На земле его ждут
Это друзья … (Парашют).
Задача№3. Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно, действия каких тел компенсируется при этом?
Загадка №4 (Команда №2)
Кто далеко на Старом городе живет
Тот пешком не пойдет
Наш приятель тут как тут
Всех домчит он в пять минут (Автобус).
Задача№4. Как движется автобус на рисунках а) и б).
Загадка №5 (Команда №1)
Кто живет в морской пучине
И имеет восемь ног
Это будет … (осьминог).
Задача№5 Определите скорость осьминога массой 800г при одном выталкивании воды массой 100 г со скоростью 20 м/с. (2,5 м/с).
Загадка №6 (Команда №2)
Где хочу, там и скачу,
Ни на кого не погляжу
Царя и того разбужу. (Блоха)
Задача №6. Вычислите скорость блохи в начале прыжка, если она прыгнула на высоту 20 см. (2м/с).
V. Подведение итогов.
Учитель: Подошел к концу наш урок повторения и закрепления темы «Законы взаимодействия и движения тел».
Д/з: §1-23 повторить, подготовится к к/р. Задачи для самостоятельного решения (любые 3 обязательно).
Слово для подведения итогов предоставляется членам жюри.
А завершить наш урок я хочу словами Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражание – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».
Я думаю, не важно каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.
Примечание: обращение к учащимся по окончании урока укрепить на доске.
Если повторение и закрепление прошло успешно – зеленая полоска.
Если нужно еще кое–что прояснить - желтая полоска.
Если нужна консультация учителя – красная полоска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачет № 1 по физике в 9 классе по теме Законы взаимодействия и движения тел (§1-§23) Учитель физике МБОУ Школа № 128 г.о.Самара Буданова Ольга Евгеньевна
Зачет, как форма организации обучения имеет большое воспитательное значение, способствуя формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению.В начале изуче...
Итоговая контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Квантовые явления» 9 кл.
Итоговая контрольная работа по теме«Законы взаимодействия и движения тел. Квантовые явления» 9 кл....
Контрольная работа 9 класс по теме "Законы взаимодействия и движения тел"
Контрольная работа 9 класс по теме "Законы взаимодействия и движения тел" состоит из заданий трех уровней сложности....
План-конспект урока физики 9 класс"Решение задач по теме"Законы взаимодействия и движения тел
краткий план урока по физике 9 класс по теме "Решение задач по теме "Законы взаимодействия и движения тел"...
Интерактивный тест по теме «Законы взаимодействия и движения тел» (9 класс)
Данный ресурс представляет собой интерактивный тест в 2-х вариантах, который содержит 12 заданий. Из них: 8 заданий - с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 4 задания, требующих напи...
Интерактивный тест по теме «Законы взаимодействия и движения тел» (7 класс)
Данный ресурс представляет собой интерактивный тест в 2-х вариантах, который содержит 12 заданий. Из них: 8 задания - с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 4 заданий, требующих напи...
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел» для 9 класса
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел»...