Компетентностный подход в обучении физики
статья (физика, 10 класс) по теме
В статье представлены пути совершенствования мною сложившейся за 25 лет работы методической системы обучения физике. Связь и различия терминов компетенция и компетентностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii_fiziki.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в обучении физики
Учитель физики Кулешова Т.Е.
В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Как воспитать человека новой формации? Этот вопрос в моей работе стоит особенно остро, т.к. в одном классе обучаются учащиеся, в сферу интересов которых не входит изучение физики вне рамок базового уровня, и те, кто намерен продолжить её дальнейшее изучение в ВУЗе. Решать эту проблему мне помогает компетентностный подход к преподаванию физики. В статье представлены пути совершенствования мною сложившейся за 25 лет работы методической системы обучения физике. Я реализую компетентностный подход в преподавании физики, решая следующие основные задачи:
освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях «экономики знаний» (И.Фрумин).
Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:
обучение как «создание знаний» на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации;
обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;
совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем;
своевременное и актуальное обучение вместо обучения «на всякий случай, вдруг понадобится в будущем»;
применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;
обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;
организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).
Компетенция – это вопросы, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Признаком компетенции является постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.
Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. кроме этого. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.
Составляющие элементы понятия "компетенция":
Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Виды компетенции:
ключевые
базовые
функциональные.
Ключевые компетенции - это компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Они становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях
Базовые компетенции - компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.
Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.
Ученые, педагоги, работодатели пытаются определиться в вопросе: какие именно компетенции следует рассматривать как ключевые. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.
Список ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (Модернизация Российского образования):
политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;
компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;
компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;
компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;
компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.
Это разнообразие подходов означает, что определение ключевых компетенций может происходить только в рамках региональной, государственной и международной дискуссии при участии всех или по возможности большего количества общественно значимых групп и должно учитывать всю совокупность сфер жизнедеятельности (органы государственной власти, педагогическая общественность и работодатели).
Таким образом, результат образования будет представлять собой совокупность привычных результатов образования с добавлением результатов по становлению и развитию ключевых компетенций. Развитие компетенций – это дополнение к привычным целям образования.
Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета.
Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение “keis-study”, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровождения.
Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др.
Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинула ряд проблем:
Используемая литература
1. Скибицкий, Э.Г. Формирование компетентности начинающего исследователя/ Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая //Инновации в образовании.-2007.-№9.-С.80-90.
2. Иванов, Д.И. Как можно оценивать компетентности?/ Д.И. Иванов // Биб-ка ж. "Директор школы".-2007.-№6.-С.80-85.
3. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
4. Окушова, Г.А. Технологическая компетентность современного учителя сельской школы/ Г.А. Окушова //Директор сельской школы.-2007.-№3.-С.19-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике
Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Мастер класс "Реализация компетентностного подхода в преподавании физики через организацию самостоятельных исследований при решении физических задач "
Материал будет полезен учителям при моделировании уроков физики в рамках реализации ФГОС...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Компетентностно – деятельностный подход в обучении физике. Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
Современные педагогические технологии...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...