Компетентностный подход в обучении физики
статья (физика, 10 класс) по теме

В статье представлены пути совершенствования мною сложившейся за 25 лет работы методической системы обучения физике.  Связь и различия терминов компетенция и компетентностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii_fiziki.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении физики

Учитель физики Кулешова Т.Е.

В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился.       Как воспитать человека новой формации? Этот вопрос в моей работе стоит особенно остро, т.к. в одном классе обучаются учащиеся, в сферу интересов которых не входит изучение физики вне рамок базового уровня, и те, кто намерен продолжить её дальнейшее изучение в ВУЗе. Решать эту проблему мне помогает компетентностный подход к преподаванию физики.      В статье представлены пути совершенствования мною сложившейся за 25 лет работы методической системы обучения физике.      Я реализую компетентностный подход в преподавании физики, решая следующие основные задачи:

освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;

выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях «экономики знаний» (И.Фрумин).

Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:

обучение как «создание знаний» на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации;

обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;

совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем;

своевременное и актуальное обучение вместо обучения «на всякий случай, вдруг понадобится в будущем»;

применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;

обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;

организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).

Компетенция – это вопросы, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Признаком компетенции является постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. кроме этого. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

Составляющие элементы понятия "компетенция":

Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Виды компетенции:

ключевые

базовые

функциональные.

Ключевые компетенции - это компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Они становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях

Базовые компетенции -  компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.

Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

Ученые, педагоги, работодатели пытаются определиться в вопросе: какие именно компетенции следует рассматривать как ключевые. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.

Список ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (Модернизация Российского образования):

политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;

компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;

компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;

компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;

компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.

Это разнообразие подходов означает, что определение ключевых компетенций может происходить только в рамках региональной, государственной и международной дискуссии при участии всех или по возможности большего количества общественно значимых групп и должно учитывать всю совокупность сфер жизнедеятельности (органы государственной власти, педагогическая общественность и работодатели).  

Таким образом, результат образования будет представлять собой совокупность привычных результатов образования с добавлением   результатов по становлению и развитию ключевых компетенций. Развитие компетенций – это дополнение к привычным целям образования.

Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета.

Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение “keis-study”, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровождения.

Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др.

Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинула ряд проблем:

Используемая литература

1. Скибицкий, Э.Г. Формирование компетентности начинающего исследователя/ Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая //Инновации в образовании.-2007.-№9.-С.80-90.

2.  Иванов, Д.И. Как можно оценивать компетентности?/ Д.И. Иванов // Биб-ка ж. "Директор школы".-2007.-№6.-С.80-85.

3.  Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.

4. Окушова, Г.А. Технологическая компетентность современного учителя сельской школы/ Г.А. Окушова //Директор сельской школы.-2007.-№3.-С.19-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике

Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...